Открытый урок по русскому языку "Повторительно- обобщающее занятие по теме "Пунктуация"

Рябкова Людмила Александровна

Урок- практикум поможет учащимся обобщить и систематизировать материал по теме на завершающей стадии его изучения. Занятие большой плотности, предназначено для активных групп и классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus.yaz_.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок.

Дисциплина  РУССКИЙ ЯЗЫК

Преподаватель РЯБКОВА Л.А.

Группа И-11

Уроки 63-64

Тема урока: ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

 ПО ТЕМЕ « ПУНКТУАЦИЯ»

Цели урока:

обобщить и систематизировать материал по теме на завершающей стадии его изучения, формировать навыки пунктуационной зоркости; воспитывать интерес к книгам, развивать навыки правильной речи.

Тип урока: обобщающее повторение.

Метод обучения: репродуктивный.

Вид урока: практикум

Оснащение урока: таблицы

Дидактические и раздаточные материалы: карточки

Методическая цель урока: показать основные типы опросов на разнообразных видах работ.

   

Ход урока.

1.Фронтальный опрос.

-Какой раздел науки о языке называется пунктуацией?

-Что называется пунктограммой?

-Какой разбор называется пунктуационным?

 

2.Пунктуационный разбор предложения (на плакате)

Задание:

-назвать пунктограммы.

      1.обобщающие слова при однородных членах;

      2.знаки препинания при однородных членах;

      3.в сложных предложениях и при обращении;

      4.вводные слова, сложные предложения;

      5.сложное бессоюзное предложение.

-Какие темы по пунктуации включают в себя написанные предложения?

3. Проверка домашнего задания. Упражнение 434 (1-4,8)

(фронтальный опрос)

4.Повторение темы «Сложные предложения» (индивидуальный опрос, отработка навыка составления схемы)

Запись предложения на доске студентом.

Трава, которой заросло всё село, была бы совсем зелёная, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы.

[      ,(которой…),    ],(если…,/      /,     ) – параллельное присоединение придаточных предложений.

5.Составление предложений по схемам (фронтальный опрос).

Снимаю таблицы, под ними схемы.

Задание по рядам:

-записать предложение согласно схемам.

  1. (      ), [      ], (      )  параллельное присоединение

  1. [      ], (      ), (      ), (      )    однородное

  1. [      ], (      ), (        )  последовательное

-какие виды присоединения придаточных предложений мы рассмотрели?

6.Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 427 (2-е предложение)

Задания:

-составить схему предложения,

-подчеркнуть пунктограммы.

7.Работа по карточкам .

Задание такое же.

Проверка - схемы на доске.

8.Творческий диктант.(повторение темы «Бессоюзные сложные предложения»)

Задание:

-дописать предложения в соответствии со схемами.

1)[      ] :  [      ].

2)О: О, О, О.

  1. Погода будет ужасная…
  2. Мы собирали в лесу лечебные травы…

9.Словарная работа (индивидуальный опрос)

Задание:

-записать термины, относящиеся к сегодняшней теме,

-объяснить орфограммы.

Цитаты, пунктуация, бессоюзное предложение, пунктограмма, сложноподчинённое предложение, деепричастный оборот, косвенная речь, восклицательный знак, вводные слова, обращение, кавычки.

10. Развитие речи, расширение кругозора.

Читаю «Притчу о Шартрском соборе»

Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный материал, задали один и тот же вопрос:

-Что вы делаете?

Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы:

-Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем. Вон какие мозоли набил на руках!

Второй сказал добродушно:

-Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам.

А третий распрямился , отер с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал:

-Я строю Шартрский собор!

Задание:

-Вспомните, что называется притчей?

Запись на доске слов «притча», «Шартрский собор» (словарная работа)

-Как вы понимаете эту притчу?

11.Домашнее задание:

-написать беседу с рабочими в виде диалога.

12.Подведение итогов (фронтальный опрос)

-Какие темы сегодня прозвучали?

-Некоторые темы мы сегодня не осветили, повторим их сейчас. Когда выделяется на письме знаками причастный оборот?

-Как оформляется на письме эпиграф?

-Как цитируется стихотворный текст?

-Расскажите об особенностях постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и косвенной.

-Есть ли вопросы?

13.Выставление оценок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

После изучения темы «Пунктуация» следует урок-обобщение. На таком типе урока можно использовать различные виды упражнений.

На уроке использованы типы опросов:

пять раз - фронтальный опрос (вопросы в начале и в конце урока, опрос по таблице, проверка домашнего задания, проверка творческого диктанта),

индивидуальный опрос - дважды (предложения на доске, словарная работа),

уплотнённый опрос - один  раз (самостоятельная работа и  работа по карточкам).

На занятии использованы десять видов работ:

1.Словарная работа.

2.Составление предложений по схемам.

3.Пунктуационный разбор предложений.

4.Построение схем к предложениям.

5.Работа по развитию речи.

6.Работа по карточкам.

7.Работа по графическим таблицам.

8.Самостоятельная работа.

9.Творческий диктант с анализом.

10.Работа по культуре речи.

Урок большой плотности, поэтому проводить его лучше в «сильной» группе.

Занятие построено без использования ИКТ, только с помощью мела, доски и таблиц. Но и таким образом можно повторить данную тему.