Урок литературы
Внеклассное мероприятие по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_na_svete_vyshe_zvaniya_-_novoe.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно - трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором подростку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в подрастающем поколении трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать.
Для этого в учебном заведении не только организуется и стимулируется трудовая деятельность обучающихся, но и формируется их правильное отношение к труду посредством участия в различных внеклассных мероприятиях.
Проведение подобных мероприятий позволяет обучающимся быть вовлеченными в коллективную деятельность, заниматься конкретными делами, поддерживать бодрое трудовое настроение, с охотой выполнять свои обязанности, расширять сферу их потребностей в новых видах труда и практической деятельности .
«Нет на свете выше звания, чем рабочий человек!»
Форма проведения:
литературно – музыкальная композиция с участием чтецов стихотворений о труде
Время проведения: 1 час
Возраст участников: 15-17 лет (для учащихся старших классов, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений)
Цели мероприятия:
- Расширение представлений о рабочих профессиях, их месте в жизни человека и общества;
- Развитие навыков выразительного чтения стихотворного текста;
- Формирование у обучающихся ответственного отношения к труду как к норме жизни общества.
Задачи мероприятия:
- расширить у обучающихся круг представлений о рабочих профессиях, их месте в жизни человека и общества;
- провести конкурс чтецов стихотворений, посвященных теме труда и рабочим людям;
- привлечь внимание обучающихся к тому, что труд является неотъемлемой частью жизни и приносит не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы.
Предварительная подготовка:
Выбираются ведущие мероприятия и несколько чтецов, желающих принять участие в конкурсе на лучшее исполнение стихотворений. Стихотворения необходимо заучить наизусть. Желательно провести репетицию, отработать технику чтения стихотворений. Подготавливаются грамоты для победителей в конкурсе чтецов. Помещение оформляется плакатами с высказываниями и пословицами о труде.
Оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, представляющая слайды с изображением людей труда, музыкальная запись песни о труде, плакаты с высказываниями, пословицами (Приложение 1).
Ход мероприятия
Звучит песня "Нет на свете выше звания, чем рабочий человек" (муз. Юрий Левитин, сл. Михаил Матусовский, исп. Марк Бернес).
Ведущий: « Нет на свете выше звания, чем рабочий человек!»- этими словами Матусовского мы начинаем сегодняшнюю встречу. Потому что сегодня мы будем говорить о людях разных поколений, передовиках производства, мастерах своего дела и о тех, кто только начинает свой
профессиональный путь, но их объединяет одно - любовь к труду и действительно высокое звание – рабочий!
Пока в пространстве кружится планета,
На ней – пропахшей солнцем – никогда
Не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня, чтоб не было труда!
(Роберт Рождественский)
Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать сам.
С младых ногтей должен усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от государства, а делайте для него всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
Работа имеет высший смысл-это единственный путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни на том месте, которого ты достоин. Это и путь самосовершенствования. Ведь человек начинается с его отношения к труду.
Родители приучают своего ребёнка к труду домашним воспитанием. Затем обучаться труду продолжают в детском саду, школе. А ещё существуют училища – это специально созданные уникальные заведения, в которых учат трудиться.
Ведущий:
Экскурсия в прошлое.
Материал о становлении профессионального образования в России: журнал «Профессиональное образование» №1, 2001г.
Становление профессионального образования в России связанно с эпохой Петра Великого, с его указами 1701 года, в которых царь-преобразователь задумал создать школы, чтобы подготовить за короткое время профессиональные кадры, «мастеров на все руки» - будь то артиллерия, фортификация или минералогия, геология, география, история. Этот грандиозный замысел должен быть выдвинуть Россию в число наиболее развитых европейских стран.1701 год ознаменовался открытием в стране самых разных школ.
В 1703 году издается первый в России печатный учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого – своеобразная энциклопедия математических знаний, крайне необходимых для удовлетворения практических потребностей стремительно развивающегося русского государства. Учебник вышел при поддержке Петра I тиражом 2400 экз.
1723 год. Вышла в свет Педагогическая энциклопедия В.Н. Татищева «Разговор о пользе наук и училищ».
Январь 1765 года. Екатерина II издаёт Указ, по которому предписывалось организовывать во всех губерниях воспитательные училища по примеру Смольного института. Училища содержались на средства казны. Так было положено в России начало женскому образованию.
1782 год. Создана Комиссия об учреждении народных училищ. Разработан Устав, по которому в каждом губернском городе открывались народные училища, в каждом уездном – малые.
Ноябрь 1802 года. Учреждено Министерство народного просвещения.
1860 год. Введено Положение об учреждении женских училищ Министерства народного просвещения двух разрядов со сроком обучения – 3 года и 6 лет. В училищах преподавались: Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика, чистописание, рукоделие.
1892 год. По инициативе комиссии по техническому образованию Министерства народного просвещения начинает выходить журнал «Техническое образование» - единственный в России педагогический журнал по ПТО.
1893 год. Принято Положение о школах ремесленных учеников. Перед школами ставилась следующая задача: дать знания и умения, необходимые для успешного изучения ремесла. Срок обучения – 3 года.
1914 год. Вышел журнал «Трудовое воспитание».
После революции 1917 года отношение государства к профессиональной школе, к подготовке в ней квалифицированных кадров нечетко определено, несмотря на то, что необходимость в таких образовательных учреждениях была очевидна. Гражданская война и последовавшая за ней разруха выбросила на улицу десятки тысяч детей, сделав их сиротами и беспризорниками. Они нуждались в опеке и внимании со стороны государства.
Ситуация с профессиональным образованием коренным образом изменилась в 1940 году с принятием Президиумом Верховного Совета СССР Указа «О Государственных трудовых резервах СССР».
В 2010 г. - 70 лет ПТО в России.
Так уж устроен человек, что руки его сами тянутся к работе, но мы знаем, что всякому труду нужно учиться.
В училищах, профессиональных лицеях и техникумах молодежь и науки познает, и рабочий стаж начинает набирать.
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Владимира Харитонова
«Планета целина»
Утро!
Утро начинается с рассвета.
Здравствуй.
Здравствуй, необъятная страна.
У студента есть своя планета,-
Это…это…это целина!
Солнышко летит на самолёте,
Нас уносят шумно поезда.
Руки наши тянутся к работе,
И мелькают в окнах города.
Ты возьми с собой в дорогу книги
Самый основательный багаж.
И шагай, студент, науку двигай,
Набирай смелей рабочий стаж.
В песенке студенческой поётся,
И звучит она на всю страну.
Нам поднять не раз ещё придётся
Новых дел большую целину.
Утро!
Утро начинается с рассвета.
Здравствуй!
Здравствуй, необъятная страна.
У студента есть своя планета,-
Это…это…это целина!
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Валерия Брюсова
«Работа»
Единое счастье- работа
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта,
Часы за упорным трудом.
Иди неуклонно за плугом,
Рассчитывай взмахи косы,
Клонись к лошадиным подпругам,
Доколь не заблещут над лугом
Алмазы вечерней росы!
На фабрике в шуме стозвонном
Машин и колес, и ремней
Заполни с лицом непреклонным
Свой день в череду миллионном
Рабочих, преемственных дней!
Иль - согнут над белой страницей,
Что сердце диктует, пиши:
Пусть небо зажжется денницей,
Всю ночь выводи вереницей
Заветные мысли души!
Посеянный хлеб разойдётся
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польётся;
Печатная мысль отзовётся
Во глуби бессчетных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет,
Что станет с плодами, - безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет над народом!
Единое счастье- работа
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта,
Все счастье земли – за трудом!
Ведущий: Вспомним себя в детстве: сколько малышей мечтает стать лётчиками, моряками, артистами.… И гораздо меньше – рабочими. Но не надо бояться рабочих профессий. Любой труд в почёте. Тем более труд, который создаёт уют людям. Конечно, стать артистом или космонавтом заманчивее, чем электриком или штукатуром, но ведь, как не все могут быть артистами, так и не каждому дано быть электриками и штукатурами.… Не бойтесь рабочих профессий! Людей таких специальностей гордо именуют словами «рабочая кость», «рабочий класс». И даже стихи посвящают им.
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Евгения Евтушенко «Рабочая кость»
Не в льстивом унижении
Под камуфляжем фраз-
Я вырос в уважении
к тебе,
рабочий класс.
Оставив шутки смачные,
Меня, войны дитё,
Вы принимали, смазчики
Зиминского депо.
Иван Фаддеич Прохоров,
Известный всем в Зиме,
Читал, как в храме проповедь,
В депо науку мне.
Я горд был перед взрослыми,
Когда шагал домой,
Что пахнет паровозами
Солдатский ватник мой.
И Сыркина Виталия
Клеймил что было сил
За то, что пролетарий я,
А он - врачихин сын.
Мы были однолетками,
Из класса одного,
Но звал «интеллигентиком»
С презреньем я его …
Иван Фаддеич Прохоров
Пыл мой остудил.
Иван Фаддеич Прохоров
Всё это остудил.
« Что гонишься за почестью?
Нашелся фон – барон!
Кто хвастает рабочестью,
Какой рабочий он!»
И грозно и рокочуще
На всё депо он рявкнул:
«Мы что же - кость рабочая,
А врач – она дворянка?!»
Воспитан я не догмами,
А взглядом этих глаз.
Меня руками добрыми
Ты вел, рабочий класс.
О руки эти жёсткие!
Под сенью их я рос.
Кружки мозолей желтые
Мне дороги до слез.
Вот правая, вот левая-
Владыки домен, штолен…
Но, скажем, руки лекаря
Не трудовые, что ли?
Интеллигенты сложные
В жару или в пургу
Хлебали той же ложкою
Такую же бурду.
Их смерть была не в роскоши –
В бою от смертных ран
Во имя нашей Родины
Рабочих и крестьян.
В них дух Толстого, Герцена
Не сдался, не погас…
Моя интеллигенция,
Ты - рабочий класс!
Те, кто тома ворочает,
И те, кто грузит кокс,
Все это
кость рабочая.
Я славлю эту кость!
Ведущий: Вы задумывались, почему в пословицах о труде и о работниках акцент делается на руках? Вспомним пословицы: (зрители вспоминают, называют).
- работать, не покладая рук
- работать, засучив рукава
- работать спустя рукава
- золотые руки
- от скуки на все руки
- мастер на все руки
- мастер руку приложил
- рабочие руки
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение А. Иванова «Рабочие руки»
Славлю труд, зажигающей звезды,
Славлю мир, что в труде возмужал,
Славлю смело штурмующих космос
Славлю каждый завод и причал,
Славлю строек стальных громады
И кипенье работ полевых,
Всё, чем Родина наша богата,
Все взрастили и создали вы…,
Рабочие руки! Рабочие руки!
Упорны всегда и сильны.
Рабочие руки! Рабочие руки!
Хозяева нашей страны.
Руки строят грядущее счастье
Силой мирной на свете страны
Им и реки, и горы подвластны,
Потому, что те руки сильны.
Все, что они совершат и добудут,
Все осилит их сказочный труд.
Ведь недаром рабочие руки
Золотыми руками зовут.
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Владимира Британишского
«Рабочие руки»
Принесла ты руки свои домой
И не знаешь, куда положить.
Не дрожала за них, и странно самой,
Что теперь начала дорожить.
Стали руки теперь больней и родней,
Стали жилы не них синей и крупней.
Кто бы глянул – вся жизнь видна.
В жизни много дней,
А нажито в ней
Две руки вот и дочь одна.
А пережито всё: и дочь на руках,
И листок похоронной держишь в руках.
И сама едва стоишь на ногах –
Вот оно было как!
Ты пришла.
Ты руки свои принесла.
Ты кладёшь их на край стола.
Стол трещит.
На него ведь тяжесть легла,
Ух, какая тяжесть легла!..
Я пошел бы к скульптору в ученики,
Чтобы слушались камень и дерево,
Я бы вырубил две рабочих руки
Из простого камня серого.
Серый камень, серый камень,
Серый камень – два куска…
Камень крепкий и надёжный,
Как рабочая рука!
Ведущий: Вся страна сегодня строится, открываются новые школы, магазины, возводятся дома. И к каждому такому радостному событию причастны люди рабочих профессий. Рабочий - это одна из самых древних и вечно молодых профессий. Вся ответственность за сегодняшнюю жизнь, за труд ложится на молодых. Это и новые идеи, и новые силы. Поэтому одно трудовое поколение сменяется другим.
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Людмилы Татьяничевой «Гудки»
Гудки,
Гудки,
Ваш голос зычный,
Будивший в юности меня,
Вошел подробностью привычной
В порядок трудового дня.
Уже на грани пробужденья,
Еще не встретясь
С новым днем,
Как скорый поезд отправленья,
Приказа вашего мы ждем.
Когда я слышу на рассвете:
- Готов к труду!
- Готов к труду - у! -
Мне громко хочется ответить:
- Уже иду!
Уже иду!-
И я спешу друзьям навстречу.
Навстречу дню больших работ.
В пути едва ли я замечу
Седого вечера приход.
Звезда опустится на крышу,
А я средь близких голосов,
Быть может, даже не услышу
Ваш удаляющийся зов.
Но мир труда,
Широк и светел,
Услышит ваш призыв к труду,
И за меня мой сын ответит
Всей силой юности:
- Иду!
Ведущий: Труд - это всегда современно. Труд- это всегда что-то новое, а новому нужно учиться. Учёба- это тоже труд. Этому нас учат наставники - наши мастера и педагоги, которые работают в системе профессионального образования. Мастера! Профессионалы! Следующее стихотворение посвящается вам!
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Роберта Рождественского « О мастерах»
Мир стареет
В былых надеждах.
Умельцы!
Понимающие до глубин
Механизм
Станка или сердца,
Ход смычка
Или гул турбин…
Руки вещие простирая
К перекресткам
Звездных миров,
Время
Движется Мастерами
И надеется на Мастеров!(…)
Мир
Погибнет не от обжорства,
Не от козней
Чужих планет,
Не от засух,
Не от морозов,
Не от ядерных
Сверхатак,
Он погибнет,
Поверив в лозунг
Добродушный:
«Сойдет и так!»
Расползающееся в атмосфере
Из квартир,
Контор
И дворов
Громовое:
«А нам до фени!»
Наступает на Мастеров.
А они стоят,
Будто крепости,
В правоте
Своего труда.
И не могут иначе.
И требуются
Срочно!
Спешно!
Всюду!
Всегда!
Звучит песня «Вся страна - это наша работа» (муз. Борис Терентьев, сл. Владимир Харитонов, исп. Юрий Зыков)в сопровождении слайдов презентации.
Ведущий: Любой труд не только в почете, но и всегда оплачивается. Построишь - наградой тебе дом твой будет. Постряпаешь – сыт будешь. Да и душа радуется, когда видны результаты труда. « По работе и плата» - раньше говорили в народе. Да и сейчас это верно. Вдумайтесь: «заработная плата», «получка» в простонародье. Человеку на всю жизнь особенно запоминается его первая зарплата.
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Ярослава Смелякова « Первая получка»
Как золотящаяся тучка,
Какую сроду не поймать,
Мне утром первая получка
Сегодня вспомнилась опять.
Опять настойчиво и плавно
Стучат машины за стеной
Я, фабзавучник недавний,
Стою у кассы заводской.
И мне из тесного оконца
За честный и нелёгкий труд
Еще те первые червонцы
С улыбкой дружеской дают.
Мне это вроде бы привычно,
И я, поставя росчерк свой,
С лицом, насильно безразличным,
Ликуя, их несу домой.
С тех пор не раз – уж так случилось,
Тут вроде нечего скрывать,
Мне в разных кассах приходилось
За песни деньги получать.
Я их писал не то чтоб кровью,
Но всё же времени черты
Изображал без суесловья
И без дешевой суеты.
Так почему же нету снова
В день гонорара моего
Не только счастья заводского,
Но и достоинства того?
Как будто занят пустяками
Средь дел суровых и больших,
И вроде стыдно жить стихами,
И жить нельзя уже без них.
Ведущий: Труд делает нашу страну богаче, семью – сплоченнее, а человека – одухотворённее. Есть такое выражение «труд души». Это тоже важный труд, он приносит успокоение, ощущение достоинства и душевного благополучия. Если ты будешь работать над собой, то обогатишь свою душу.
Участник конкурса чтецов:
Стихотворение Николая Заболоцкого
« Не позволяй душе лениться»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Приложение 1
Материал для плакатов о труде
Пословицы:
- Берись за то, чему ты годен.
- Без работы день годом станет.
- Без ремесла – без рук.
- Всяк мастер на свой лад.
- Всякий человек у дела познаётся.
- Дело мастера боится.
- Имею ремесло – и на камне хлеб достану.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
- Каков мастер, такова и работа.
- Кто не работает, тот не ест.
- Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
- Работа да руки – надёжные в людях поруки.
- Работнику алтын, а мастеру рубль.
- Работай до поту – поешь в охоту.
- Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
- Ремеслу везде почет.
- Каков работник, такова ему и плата.
Цитаты:
- «Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество» Л.Гинзбург.
- «Даже будни может труд сделать праздничными днями» Я.Райнис.
- «Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось профессии» Т. Карлейль.
- «Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле» В. И. Немирович-Данченко.
- «Правильно жить – значит работать. Когда машина бездействует, её начинает разъедать ржавчина» Ж.Фабр.
- «Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает» Б.Франклин.
- «Может быть, это самое главное –
Не терять ощущенья полёта.
И, как сталь закаляется в пламени,
Закаляется юность в работе»
В.Татаринов.
- «Учитель – это Мастер, Мастер слова,
Мастер звука, Мастер мысли,
Мастер эмоций и настроений,
Мастер сотворения знаний».
Н.Н. Палтышев.
- "Без дерзания остановился бы всякий прогресс"
А.Герцен
- "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды"
Вольтер
- "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества"
М.Горький
- «Тот, кто учится упорно,
Тот рукой своей
Из скалы рубин добудет,
Жемчуг из морей».
Низами.
.