Урок литературы

Левинская Люция Рифкатовна

Внеклассное мероприятие по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_na_svete_vyshe_zvaniya_-_novoe.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно - трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором подростку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в подрастающем поколении трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

        Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать.

        Для этого в учебном заведении не только организуется и стимулируется трудовая деятельность обучающихся, но и формируется их правильное отношение к труду посредством участия в различных внеклассных мероприятиях.

        Проведение подобных мероприятий позволяет обучающимся быть вовлеченными в коллективную деятельность, заниматься конкретными делами, поддерживать бодрое трудовое настроение, с охотой выполнять свои обязанности, расширять сферу их потребностей в новых видах труда и практической деятельности .

«Нет на свете выше звания, чем рабочий человек!»

Форма проведения:

литературно – музыкальная композиция с  участием чтецов стихотворений о труде

Время проведения: 1 час

Возраст участников: 15-17 лет (для учащихся старших классов, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений)

Цели   мероприятия:

- Расширение представлений о рабочих профессиях, их месте в жизни человека и общества;

- Развитие навыков выразительного чтения стихотворного текста;

- Формирование у обучающихся ответственного отношения к труду как к норме жизни общества.

Задачи мероприятия:

- расширить у обучающихся круг представлений о рабочих профессиях, их месте в жизни человека и общества;

- провести конкурс чтецов стихотворений, посвященных теме труда и рабочим людям;

- привлечь внимание обучающихся к тому, что труд является неотъемлемой частью жизни и приносит не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы.

Предварительная подготовка:

Выбираются ведущие  мероприятия и несколько чтецов, желающих принять участие в конкурсе на лучшее исполнение стихотворений. Стихотворения необходимо заучить наизусть. Желательно провести репетицию, отработать технику чтения стихотворений. Подготавливаются грамоты для победителей в конкурсе чтецов. Помещение оформляется плакатами с высказываниями и пословицами  о труде.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация, представляющая слайды с изображением людей труда, музыкальная запись песни о труде, плакаты с высказываниями, пословицами (Приложение 1).

Ход мероприятия

Звучит песня "Нет на свете выше звания, чем рабочий человек" (муз. Юрий Левитин, сл. Михаил Матусовский, исп. Марк Бернес).

Ведущий: « Нет на свете выше звания, чем рабочий человек!»- этими словами Матусовского мы начинаем  сегодняшнюю встречу. Потому что сегодня мы будем говорить о людях разных поколений, передовиках производства, мастерах своего дела и о тех, кто только начинает свой

профессиональный путь, но их объединяет одно - любовь к труду и действительно высокое звание – рабочий!

        Пока в пространстве кружится планета,

        На ней – пропахшей солнцем – никогда

        Не будет дня, чтоб не было рассвета,

        Не будет дня, чтоб не было труда!

                                                     (Роберт  Рождественский)

Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать сам.

С младых ногтей должен усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от государства, а делайте для него всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

Работа имеет высший смысл-это единственный путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни на том месте, которого ты достоин. Это и путь самосовершенствования. Ведь человек начинается с его отношения к труду.

Родители приучают своего ребёнка к труду домашним воспитанием. Затем обучаться труду продолжают  в детском саду, школе. А ещё существуют училища  – это специально созданные уникальные заведения, в которых учат трудиться.

Ведущий:

                                              Экскурсия в прошлое.

 Материал о становлении профессионального образования в России: журнал «Профессиональное образование» №1, 2001г.

        Становление профессионального образования в России связанно с эпохой Петра Великого, с его указами 1701 года, в которых царь-преобразователь задумал создать школы, чтобы подготовить за короткое время профессиональные кадры, «мастеров на все руки» - будь то артиллерия, фортификация  или минералогия, геология, география, история. Этот грандиозный замысел должен быть выдвинуть Россию в число наиболее развитых европейских стран.1701 год ознаменовался открытием в стране самых разных школ.

         В 1703 году издается первый в России печатный учебник  по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого – своеобразная энциклопедия математических знаний, крайне необходимых для удовлетворения практических потребностей стремительно развивающегося русского государства. Учебник вышел при поддержке Петра I тиражом 2400 экз.

        1723 год. Вышла в свет Педагогическая энциклопедия В.Н. Татищева «Разговор о пользе наук и училищ».

        Январь 1765 года. Екатерина II издаёт Указ, по которому предписывалось организовывать во всех губерниях воспитательные училища по примеру Смольного института. Училища содержались на средства казны. Так было положено в России начало женскому образованию.

        1782 год. Создана Комиссия об учреждении народных училищ. Разработан Устав, по которому в каждом губернском городе открывались народные училища, в каждом уездном – малые.

        Ноябрь 1802 года. Учреждено Министерство народного просвещения.

        1860 год. Введено Положение об учреждении женских училищ Министерства народного просвещения двух разрядов со сроком обучения – 3 года и 6 лет. В училищах преподавались: Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика, чистописание,  рукоделие.

        1892 год. По инициативе комиссии по техническому образованию Министерства народного  просвещения начинает выходить журнал «Техническое образование» - единственный в России педагогический журнал по ПТО.

        1893 год. Принято Положение о школах ремесленных учеников. Перед школами ставилась следующая задача: дать знания и умения, необходимые для успешного изучения ремесла. Срок обучения – 3 года.

        1914 год. Вышел журнал «Трудовое воспитание».

        После революции 1917 года отношение государства к  профессиональной школе, к подготовке в ней квалифицированных кадров нечетко определено, несмотря на то, что необходимость в таких образовательных учреждениях была очевидна. Гражданская война и последовавшая за ней разруха  выбросила на улицу десятки тысяч детей, сделав их сиротами и беспризорниками. Они нуждались в опеке и внимании со стороны государства.

        Ситуация с профессиональным образованием коренным образом изменилась в 1940 году с принятием Президиумом Верховного Совета СССР Указа «О Государственных трудовых резервах СССР».

        В 2010 г. - 70 лет ПТО в России.

Так уж устроен человек, что руки его сами тянутся к работе,  но мы знаем, что всякому труду нужно учиться.

      В училищах, профессиональных лицеях и техникумах  молодежь и науки познает, и рабочий стаж начинает набирать.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Владимира Харитонова

                     «Планета целина»

Утро!

Утро начинается с рассвета.

Здравствуй.

Здравствуй, необъятная страна.

У студента есть своя планета,-

Это…это…это целина!

Солнышко летит на самолёте,

Нас  уносят шумно поезда.

Руки наши тянутся к работе,

И мелькают в окнах города.

Ты возьми с собой в дорогу книги

Самый основательный багаж.

И шагай, студент, науку двигай,

Набирай  смелей рабочий стаж.

В песенке студенческой поётся,

И звучит она на всю страну.

Нам поднять не раз ещё придётся

Новых дел большую целину.

Утро!

Утро начинается с рассвета.

Здравствуй!

Здравствуй, необъятная страна.

У студента есть своя планета,-

Это…это…это целина!

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Валерия Брюсова

                «Работа»

Единое счастье- работа

 В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта,

Часы за упорным трудом.

Иди неуклонно за плугом,

Рассчитывай взмахи косы,

Клонись к лошадиным подпругам,

Доколь не заблещут над лугом

Алмазы вечерней росы!

На фабрике в шуме стозвонном

Машин и колес, и ремней

Заполни с лицом непреклонным

Свой день в череду миллионном

Рабочих, преемственных дней!

Иль - согнут над белой страницей,

Что сердце диктует, пиши:

Пусть небо зажжется денницей,

Всю ночь выводи вереницей

Заветные мысли души!

Посеянный хлеб разойдётся

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польётся;

Печатная мысль отзовётся

Во глуби бессчетных умов.

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастет,

Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно, влагой небесной,

Труд всякий падет над народом!

Единое счастье- работа

 В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта,

Все счастье земли – за трудом!

Ведущий: Вспомним себя в детстве: сколько малышей мечтает стать лётчиками, моряками, артистами.… И гораздо меньше – рабочими. Но не надо бояться рабочих профессий. Любой труд в почёте. Тем более труд, который создаёт уют людям. Конечно, стать артистом или космонавтом заманчивее, чем электриком или штукатуром, но ведь, как не все могут быть артистами, так и не каждому дано быть электриками и штукатурами.… Не бойтесь рабочих профессий! Людей таких специальностей гордо именуют словами «рабочая кость», «рабочий класс». И даже стихи посвящают им.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Евгения Евтушенко  «Рабочая кость»

Не в льстивом унижении

Под камуфляжем фраз-

Я вырос в уважении

к тебе,

           рабочий класс.

Оставив шутки смачные,

Меня, войны дитё,

Вы принимали, смазчики

Зиминского депо.

Иван Фаддеич Прохоров,

Известный всем в Зиме,

Читал, как в храме проповедь,

В депо науку мне.

Я горд был перед взрослыми,

Когда шагал домой,

Что пахнет паровозами

Солдатский ватник мой.

И Сыркина Виталия

Клеймил что было сил

За то, что пролетарий я,

А он - врачихин сын.

Мы были однолетками,

Из класса одного,

Но звал «интеллигентиком»

С презреньем я его …

Иван Фаддеич Прохоров

Пыл мой остудил.

Иван Фаддеич Прохоров

Всё это остудил.

« Что гонишься за почестью?

Нашелся фон – барон!

Кто хвастает рабочестью,

Какой рабочий он!»

И грозно и рокочуще

На всё депо он рявкнул:

«Мы что же - кость рабочая,

А врач – она дворянка?!»

Воспитан я не догмами,

А взглядом этих глаз.

Меня руками добрыми

Ты вел, рабочий класс.

О руки эти жёсткие!

Под сенью их я рос.

Кружки мозолей желтые

Мне дороги до слез.

Вот правая, вот левая-

Владыки домен, штолен…

Но, скажем, руки лекаря

Не трудовые, что ли?

Интеллигенты  сложные

В жару или в пургу

Хлебали той же ложкою

Такую же бурду.

Их смерть была не в роскоши –

В бою от смертных ран

Во имя нашей Родины

Рабочих и крестьян.

В них дух Толстого, Герцена

Не сдался, не погас…

Моя интеллигенция,

Ты - рабочий класс!

Те, кто тома ворочает,

И те, кто грузит кокс,

Все это

            кость рабочая.

Я славлю эту кость!

Ведущий: Вы задумывались, почему в пословицах о труде и о работниках акцент делается на руках? Вспомним пословицы: (зрители вспоминают, называют).

- работать, не покладая  рук

- работать, засучив рукава

- работать спустя рукава

- золотые руки

- от скуки на все руки

- мастер на все руки

- мастер руку приложил

- рабочие руки

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение  А. Иванова «Рабочие руки»

Славлю труд, зажигающей звезды,

Славлю мир, что в труде возмужал,

Славлю смело штурмующих космос

Славлю каждый завод и причал,

Славлю строек стальных громады

И кипенье работ полевых,

Всё, чем Родина наша богата,

Все взрастили и создали вы…,

Рабочие руки! Рабочие руки!

Упорны всегда и сильны.

Рабочие руки! Рабочие руки!

Хозяева нашей страны.

Руки строят грядущее счастье

Силой мирной на свете страны

Им и реки, и горы подвластны,

Потому, что те руки сильны.

Все, что они совершат и добудут,

Все осилит их сказочный труд.

Ведь недаром рабочие руки

Золотыми руками зовут.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Владимира  Британишского

                        «Рабочие руки»

Принесла ты руки свои домой

И не знаешь, куда положить.

Не дрожала за них, и странно самой,

Что теперь начала дорожить.

Стали руки теперь больней и родней,

Стали жилы не них синей и крупней.

Кто бы глянул – вся жизнь видна.

В жизни много дней,

                          А нажито в ней

Две руки вот и дочь одна.

А пережито всё: и дочь на руках,

И листок похоронной держишь в руках.

И сама едва стоишь на ногах –

Вот оно было как!

Ты пришла.

                Ты руки свои принесла.

Ты кладёшь их на край стола.

Стол трещит.

                 На него ведь тяжесть легла,

Ух, какая тяжесть легла!..

Я пошел бы к скульптору в ученики,

Чтобы слушались камень и дерево,

Я бы вырубил две рабочих руки

Из простого камня серого.

Серый камень, серый камень,

Серый камень – два куска…

Камень крепкий и надёжный,

Как рабочая рука!

   

Ведущий: Вся страна сегодня строится, открываются новые школы, магазины, возводятся дома. И к каждому такому радостному событию причастны люди рабочих профессий. Рабочий - это одна из самых древних и вечно молодых профессий.  Вся ответственность за сегодняшнюю жизнь, за труд ложится на молодых. Это и новые идеи, и новые силы. Поэтому одно трудовое поколение сменяется другим.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Людмилы Татьяничевой  «Гудки»

Гудки,

Гудки,

Ваш голос зычный,

Будивший в юности меня,

Вошел подробностью привычной

В порядок трудового дня.

Уже на грани пробужденья,

Еще не встретясь

С новым днем,

Как скорый поезд отправленья,

Приказа вашего мы ждем.

Когда я слышу на рассвете:

- Готов к труду!

- Готов к труду - у! -

Мне громко хочется ответить:

- Уже иду!

Уже иду!-

И я спешу друзьям навстречу.

Навстречу дню больших работ.

В пути едва ли я замечу

Седого вечера приход.

Звезда опустится на крышу,

А я средь близких голосов,

Быть может, даже не услышу

Ваш удаляющийся зов.

Но мир труда,

Широк и светел,

Услышит ваш призыв к труду,

И за меня мой сын ответит

Всей силой юности:

- Иду!

Ведущий: Труд - это всегда современно. Труд- это всегда что-то новое,  а новому  нужно учиться. Учёба- это тоже труд. Этому нас учат наставники - наши мастера и педагоги, которые работают в системе профессионального образования. Мастера! Профессионалы! Следующее стихотворение посвящается вам!

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Роберта Рождественского  « О мастерах»

Мир стареет

В былых надеждах.

Умельцы!

Понимающие  до глубин

Механизм

Станка или сердца,

Ход смычка

Или гул турбин…

Руки вещие простирая

К перекресткам

     Звездных миров,

Время

Движется Мастерами

И надеется на Мастеров!(…)

Мир

Погибнет не от обжорства,

Не от козней

Чужих планет,

Не от засух,

Не от морозов,

Не от ядерных

Сверхатак,

Он погибнет,

Поверив в лозунг

Добродушный:

«Сойдет и так!»

Расползающееся в атмосфере

Из квартир,

Контор

И дворов

Громовое:

«А нам до фени!»

Наступает на Мастеров.

А они стоят,

Будто крепости,

В правоте

Своего труда.

И не могут иначе.

И требуются

Срочно!

Спешно!

Всюду!

Всегда!

Звучит песня «Вся страна - это наша работа» (муз. Борис Терентьев, сл. Владимир Харитонов, исп. Юрий Зыков)в сопровождении слайдов презентации.

Ведущий: Любой труд не только в почете, но и всегда оплачивается. Построишь - наградой тебе дом твой будет. Постряпаешь – сыт будешь. Да и душа радуется, когда видны результаты труда. « По работе и плата» - раньше говорили в народе. Да и сейчас это верно. Вдумайтесь: «заработная плата», «получка» в простонародье. Человеку на всю жизнь особенно  запоминается его первая зарплата.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Ярослава Смелякова « Первая получка»

Как золотящаяся тучка,

Какую сроду не поймать,

Мне утром первая получка

Сегодня вспомнилась опять.

Опять настойчиво и плавно

Стучат машины за стеной

Я, фабзавучник недавний,

Стою у кассы заводской.

И мне из тесного оконца

За честный и нелёгкий труд

Еще те первые червонцы

С улыбкой дружеской дают.

Мне это вроде бы привычно,

И я, поставя росчерк свой,

С лицом, насильно безразличным,

Ликуя, их несу домой.

С тех пор не раз – уж так случилось,

Тут вроде нечего скрывать,

Мне в разных кассах приходилось

За песни деньги получать.

Я их писал не то чтоб кровью,

Но всё же времени черты

Изображал без суесловья

И без дешевой суеты.

Так почему же нету снова

В день гонорара моего

Не только счастья заводского,

Но и достоинства того?

Как будто занят пустяками

Средь дел суровых и больших,

И вроде стыдно жить стихами,

И жить нельзя уже без них.

Ведущий: Труд делает нашу страну богаче, семью – сплоченнее, а человека – одухотворённее. Есть такое выражение «труд  души». Это тоже важный труд, он приносит успокоение, ощущение достоинства и душевного благополучия. Если ты будешь работать над собой, то обогатишь свою душу.

Участник конкурса чтецов:

Стихотворение Николая  Заболоцкого

                 « Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день  и ночь, и день и ночь!

Приложение 1

                                     Материал для плакатов о труде

     Пословицы:

  1. Берись за то, чему ты годен.
  2. Без работы день годом станет.
  3. Без ремесла – без рук.
  4. Всяк мастер на свой лад.
  5. Всякий человек у дела познаётся.
  6. Дело мастера боится.
  7. Имею ремесло – и на камне  хлеб достану.
  8. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  9. Каков мастер, такова и работа.
  10. Кто не работает, тот не ест.
  11. Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
  12. Работа да руки – надёжные в людях поруки.
  13. Работнику алтын, а мастеру рубль.
  14. Работай до поту – поешь в охоту.
  15. Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
  16. Ремеслу везде почет.
  17. Каков работник, такова ему и плата.

    Цитаты:

  1. «Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество» Л.Гинзбург.
  2. «Даже будни может труд сделать праздничными днями» Я.Райнис.
  3. «Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось профессии» Т. Карлейль.
  4. «Исключительное счастье человека – быть при своём постоянном любимом деле» В. И. Немирович-Данченко.
  5. «Правильно жить – значит работать. Когда машина бездействует, её начинает разъедать ржавчина» Ж.Фабр.
  6. «Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает» Б.Франклин.
  7. «Может быть, это самое главное –

Не терять ощущенья полёта.

И, как сталь закаляется в пламени,

Закаляется юность в работе»

В.Татаринов.

  1. «Учитель – это Мастер, Мастер слова,

Мастер звука, Мастер мысли,

Мастер эмоций и настроений,

Мастер сотворения знаний».

Н.Н. Палтышев.

  1. "Без дерзания остановился бы всякий прогресс"

          А.Герцен

  1. "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды"

Вольтер

  1. "Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества"

М.Горький

  1. «Тот, кто учится упорно,

Тот рукой своей

Из скалы рубин добудет,

Жемчуг из морей».

Низами.

.