материалы для промежуточной аттестации в 8 классе на основе текстов Б.Екимова

Материалы для промежуточной аттестации в 8 классе составлены на основе тестов Б. Екимова, находящихся в свободном доступе в Интернете, приближены к формату ГИА,успешно апробированы в 2013 году. Материалы включают в себя текст с пропущенными буквами и знаками препинания и собственно теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevodnoy_ekzamen_8_var1.docx121.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО_________________________________Вариант 1.

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста.

_______________________________________

(1)(Не)далеко от Москвы находилась когда(то) маленькая деревенька Фили. (2)В простой, кр..стьянской  избе (ни)чем (не)отличающ..йся  от других в далеком 1812 году собрались русские генералы на вое(н, нн)ый совет во главе с Кутузовым.

(3)Именно (с,з)десь решался один из главнейших вопросов – оставить Москву (без)боя или дать новую битву.

(4)Под Бородин..м французы (не)победили русских но ведь и ру(с,сс)кие (не)одержали верх над француз..кой армией. (5)Словом битва закончилась (в)ничью. (6)Наполеон (в)первые пот..рпел пор..жение до сих пор его армия сч..талась (не)п..бедимой.

(7)Вот (по)этому(то) для русских это была победа – для французов и Наполеона победы (не)было. (8)Все пр..сутствующие г..нералы рвались в бой с..лдаты то(же) за новый бой. (9)Что(же) делает Кутузов? (10)Умудре(н, нн)ый в вое(н,нн)ых делах он (не)спешит с ответом пр..красно зная что (на)помощь Наполеону идут войска из(под) Витебска из(под) Смоленска. (11)Хоть и изране(н,нн)ы французы да (не)убиты. (12)(По)прежнему у французов больше сил, чем у ру(с,сс)ких.

(13)В новом ок..нчательном бо..  для русских слишком много риска. (14)В арми.. главная це(н,нн)ость это солдаты (по)этому Кутузов твердо знал что (не)обходимо (с,з)беречь войско. (15)Будет армия цела – будет время ра..бить врага.

(16)Все зам..рли в ожидани.. что скаж..т Кутузов. (17)Фельдмаршал (не)торопл..во поднялся с дубового кресла (не)пр..язне(н,нн)о посмотрел на г..нералов которые т..рпеливо ждали пр..каза.

(18)Голос Кутузова зазвучал твердо когда он произнес Властью да(н,нн)ой мне государем и отечеством пов..леваю отступление. (По С. Алексееву)

ФИО___________________________________________Вариант 3

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста.



 (1)Мой старый пр..ятель художник по профе(сс,с)и.. (не)давно подарил мне свою картину с названием Верба. (2)И сразу так ясно в..помнилось как давным(давно) (не)нас..ным весе(н, нн)им днем у себя на родине бр..дил я в Березовом логу  пр..сторной л..щине зар..сш..й тополем да вербой.

(3)День выдался (не)ласковым. (4)(На)верху на песча(нн,н)ых буграх пр..нзительно дул ветер. (5)Раскосмаче(н,нн)ые серые тучи н..слись по небу стремительно ни..ко зад..вая маковки тополей. (6)Пустая земля голые деревья зябкость и сырость  словом (не)настье. (7)Я брел и брел уже ругая себя за(то) что выбрался из тепла из дома.

(8)И вдруг возле ручья в н..зине скорее не увид..л я а почуял что(то) (не)обычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подош..л ближе: это цвел (не)великий вербовый куст.

(10)В белых сере..ках его через серебр..ный ворс пробились ж..лтые пыльники цвета. (11)И сере..ки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в (не)нас..ном пасмурном дне кротко сиял теплым лампадным светом. (13)Он светил согр..вая вокруг себя землю и воздух и зябкий день. (14)Согрел и меня…

(15)Все это было д..вно.(16)Но так хорошо помнит..ся! (17)А теперь ещ(о,е) и картина в..сит, тоже светит.

(18)Когда(то) я ра(с,сс)казывал о цв..тущей верб.. своему пр..ятелю художнику. (19)Он видно запомнил. (20)Через столько лет, но написал картину. (21)Значит и ему легло на душу. (22)Хотя, что тут особенного? (23)Просто пасмурный день и золотистая верба. (24)Но помнит сер..це…

(25)Сколько в жизни нашей таких вот теплых минут  которые уйдут но помнятся. (26)У каждого — свое.

(27)Память детства, один из обыч..ных дней. (28)Какое(нибудь) утро ли поз..ний вечер когда скл..няется к тебе мать ли бабушка. (29)Теплые руки доброе лицо. …

(30)Для меня и думаю для всех нас одного лиш.. огонька (в)переди конечно мало. (31)Их много на нашем пути добрых знаков теплых дней и минут которые пом..гают жить ра..двигая порой сумереч..ные (не)нас..ные дни.

ФИО __________________________________ Вариант 4

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста.



(1)Вчерашний день выдался пасмурным и холодным. (2)Ш..л дождь задонские холмы еле в…делись в тума(н,нн)ой сырой мгле.

(3)И нынче вот уже (полу)день а дождь то стихн..т то снов.. стучит по жестя..ой крыш... (4)Сумрач..но скуч..но. (5)Абр..косовые деревья в белом цвету мокнут словно сироты. (6)А ведь завтра — праз..ник.

(7)Вечером дождь перестал но со..нце так и не выгл..нуло. (8)(Не)нас..ный день поз..няя холодная весна. (9)Но все же весна. (10)Небо в тучах ни..кое (по)вечернему угрюмое; а на земле — свежая зелень мокрая от дождя. (11)(По)одаль — словно белесая дымка стел..тся по трав.... (12)Это зацвела пастуш..я сумка. (13)И рядом цветущие абр..косовые деревья: белый, розовый цвет. (14)Цветут они как всегда мощ..но: лиш.. у земли виде(н,нн) ч..рный ствол а выше — белое обл…ко. (15)Пасмурный вечер; сырость и зя(п,б)кость. (16)Но как хорошо смотр..тся белый дым цветенья на зеленой земле. (17)Обычно абрикосы цветут еще до зелен... (18)Как(то) даже тревожно: белое на черном. (19)А нынче — зелено. (20)Вот и вид..тся в (не)нас..ном вечере: белое на зеленом. (21)Так лучше: глазу — теплей, душе — покойней.

(22)Подошел к деревьям. (23)Еще (из)дали через сырость и холод пове..ло нежным духом. (24)Сначал.. (не)поверил. (25)Пр..нюхался — точно: ар..мат. (26)Подош..л ближе стал меж деревьев. (27)Да зябко сумрачно но пахнут цветут.

(28)Долго стоял. (29)Пошел в дом. (30)Из двора уже огл..нулся: зелень белый размытый сумерками цвет а значит весна. (31)Завтра — Пасха.

(32)Ночью вышел: ветра нет и прогалов нет в тучах; вечером по барометру стучал пальцем, (ни)чего доброго: стрелка на «(не)погоде».

(33)А утром проснулся, вышел во двор — и глазам (не)поверил. (34)В к..сых утре…их солнечных лучах мокрая трава сия..т радужно перел..ваясь вся в бисерной влаге. (35)На небе — н… облачка.

(36)Солнце поднялось выше, и разом ра..крылись яркие, золотистые одуван..чики; абрикосовые деревья — словно белые облака на земле; алыча зацветает, так сладко пахн..т; смородины ж..лтый цвет приторно(сладок), его любят черные м..хнатые шмели; они сыто гудят пр..гибая тяжестью своей цветок за цветком. (37)Целый день пчелы звенят и звенят. (38)А вечером пр..летели ласточки. (39)Вот он и праз..ник.

ФИО___________________________________________ Вариант 5

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста.



(1)Счита..те ли вы что писатель в сегодн..шней ситуации может повлиять на сост..яние ру(с,сс)кого языка и ставите(ли) вы такую задачу перед собой?

(2)Подобного рода д..скуссии ли ра..говоры (о)чем(бы) (н..)в..лись они — о судьбах (р,Р)оссии или ру(с,сс)кого народа о дне сегодн..шнем художественной литературы или о сост..янии ру(с,сс)кого языка — прот..кают пр..мерно од..наково.

(3)Так было во врем..на м..гучих витий (поэтов, писателей) веков прошлых.

(4)Может быть  прав Гоголь: «…русского человека до тех пор не застав..шь говорить пока (не)ра(с,сс)ердишь его».

(5)Но грозам да бурям словес..ным (не)долгий срок. (6)Их в..здействие на у..кий читающий круг людей (не)сомне(н,нн)о на более широкий — сомнительно.

(7)А что до «деградации», «осл..бления», а то и (не)пременной «гибели» (р,Р)оссии ли русского народа языка  литературы  это не более чем г..пербола основа(н,нн)ая довольно часто на искре(н,нн)ей, естестве(н,нн)ой и понятной тр..воге за судьбы своего народа особе(н,нн)о во врем..на перемен потр..сений.

(8)Нынешние потр..сения и глубокие перемены в (р,Р)оссии происход..т на мой взгляд  скорее в умах и душах людей. (9)Для ру(с,сс)кого(же) языка они мне пре..ставляются (не)очень зн..чительными если вспомнить такие и..пытания, как «татарское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(10)Ру(с,сс)кий язык не только живет но животв..рит. (11)И понимая душевную тревогу людей радеющих за его судьбу хочу заметить что чтение газетных журнальных да интернетных страниц в нашей почти стопятидесятими…ионной стране — удел очень и очень немногих.

(12)Одно из (В,в)олгоградских химических производств свои конечно ядовитые отходы давно и поныне закач…вает в глубокие земные пласты губя воды живые. (13) Укорам да упрекам (не)внемлют.

 (14)На этой(же) земле сохраняя воды живые ребятишки школьники хуторов Малоголубинского Дурновского и других конечно с учителями земные родники да ключи берегут чистят их.          

(15)То(же) — в нашей литературе журналистике которые конечно(же) влияют на сост..яние ру(с,сс)кого языка.

(16)Тут дело в совести и, главное,— в таланте. (17)Толстой Тургенев Шолохов Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (18)У них это получалось естественно потому(что) они были рожде(нн,н)ы ру(с,сс)кой землей и ру(с,сс)ким народом от которого пр..няли великий дар и достойно им ра..порядились. (19)Вот и все об..яснение.

ФИО___________________________________________ Вариант 6

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста. 



(1)Но вот цветы остались. (2)Сейчас август, конец его.

(3)Полыхают г...рят нежно свет..т простые мои цветы — душе и глазам отрада.

(4)Конечно главная краса и гордость  это циннии; (по)нашенски (по)донскому— «солдатики»  наверное  потому, что прямо стоит цветок не колыхн..т..ся на твердом стебле будто гр..надер.

(5)А все вместе они — словно высокий к..стер б..гровый алый красный. (6)Тихое пламя его (не)палит но гре..т. (7)Кто (не)войдет во двор сразу хвалит Какие у вас циннии хорошие!  

(8)Дли(н,нн)ая гр..да вдоль дорожки. (9)Высокие стебли, почти в рост. (10)А цв..тут мощно и щедро от земли до маковок. (11)Цв..тут и цв..тут. (12)Так будет долго. (13)До первого утре(н,нн)ика где(нибудь) в октябре. (14)Они и замерзнут во цв..те. (15)Подним..шься выйд..шь во двор — холод трава в белом ине... (16)«Солдатики»-циннии их яркие цветы и зеленые листья зал..денели. (17)Хрустят под рукой. (18)Л..маются. (19)Со..нце взойдет они обта..т и почерне..т. (20)Конец.

(21)Но теперь — август. (22)До грус..ного ещ.. д..леко. (23)Полыхают, гор..т к..стром алые красные розовые цветы. (24)Любо на них гл..деть.

(25)А чуть (по)далее глубже во двор  клумба не клумба, грядка не грядка а словно б..зар в..сточный его пр..сторный р..злив. (26)(С,З)десь астры белые сирен..вые палевые; с ж..лтой к..рзинкой (по)середине и — нежные хрупкие стрельч..тые шары. (27)(С,З)десь могучие бархотки ли «чахранки» с резными (о,а)журными лист..ями. (28)А цветы — крем..вые шафран..вые кармин..вые. (29)Каждый л..песток отороче(н,нн) з..л..тистой желт..зной и потому мягко свет..т; (на)взгляд и (на)ощупь — бархат. (30)(От)того и з..вутся бархотками. (31)Мощ..ные кусты очитков: заяч..я капуста, молодило… (32)В августе они лиш.. нач..нают цвести. (33)Л..зурные (светло)сиреневые малиновые корзинки-соцветия с медовым духом в окружени.. м..систой, соч..ной словно в..сковой л..ствы. (34)По краям клумбы скромно прогляд..вают граммофон..чики п..хучих петуний — белые фиолетовые розовые.

 (35)Цветы… (36)Пусть простые, нашенские но сажаем пропал..ваем пол..ваем бережем. (37)Без цветов (не)льзя…

ФИО___________________________________________ Вариант 7

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста. 



(1)Долгие дни и ночи стояла и..нуряющая летняя жара; и вот наконец августовской ночью пр..шла гроза с ветром молнией громом сп..сительным ливнем. (2)В ночи отгр..мело отсв..ркало пр..лилось и в новом дне встало над землей чистое глубокой син..вы небо. (3)Глядеть на него – отрада.

(3)Лето теперь быстро пойдет на убыль. (4)Дело к осени.

(5)Ночью я вышел во двор: августовская тьма яркие звезды. Над головой – светлый дым (м,М)лечного (п,П)ути; по его обочинам словно цветы пр…дорожные крупные звезды. (6)Но виде(н,нн) лиш.. клок ноч..ного неба. (7)М…шают дома дерев..я. (8)А хочет..ся все небо увидеть от края до края.

(9)Тогда же ноч..ю я решил: надо ехать куда(нибудь) на простор, с ноч..вкой.

(10)(На)завтра уехали на Голубинские пески  место славное и бе…людное. (11)Ра..били палатку на берегу (д,Д)она и (не)сколько дней прожили. (12)У меня была одна лиш.. забота – небо гл..деть.

(13)Здесь в степи небо пр..сторное. (14)А если взб..реш..ся на песча(н,нн)ый холм то и (во)все – (не)мереное: с далеким поднебес..ем пологими неб..склонами, конца и края которым нет. (15)Уже не небо а небеса.

(16)Над головой  густая соч..ная синь бездо(н,нн)ая глубь. (17)Чут.. далее ст..кая по неб..склону синева светле..т переходя в нежную голубизну в бирюзу а потом и вовсе в лазурь. (18)Сияющая белизна облаков – кучевых плывущих (не)скончаемым караваном или далеких перистых их морозный узор о(т,тт)еняет небесную синь…

(19)Так бывает когда ты не в тесном городе а где(нибудь) на просторе.

(20)Но порой даже в обыде(н,нн)ой жизни  в городской толчее, домашних заботах случайно подним..шь глаза и замрешь обо всем забывая. (21)Виной тому – д..лекое небо обл..ко или вечерняя звезда: глазам – отдых сердцу – покой душе – великое ут..шенье. (22)Это – высокий голос который порою з..вет нас поднимая от хлябей земных, что(бы) помнили: на белом свете живем под белым небом.

ФИО___________________________________________ Вариант 8

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста. 



….(1)(Не)привычная тишина. (2)(В)начале она как(то) тревожила…. (3)Лиш.. пламя в печке ш..пот его. (4)Да резко стучат часы. (5)В городской квартире их[звуков] (не)сколько, и все большие но я их (не)слышу привык. (6)А (с,з)десь (в)роде малый будильник но словно сверч..к.

(7)Тишина. (8)За окном ле..кий снег падает и та..т на мокрой земле. (9)Ле..кое порханье снежинок стук часов ш..рох плам..ни в печ..к... (10)Радио я (не)включаю как и телевизор. (11)Слишком громко и все одно и то(же) надоевшее. (12)А вот у меня спокойно в доме во дворе на улице на душе. (13)Ещ.. зябко.

(14)Но в займищ..ном лесу начала пылить ч..рная ольха зацветает золотистыми звездочками гусиный лук свет..т серебром сере(ш,ж)ки вербы на рдя(нн,н)ых ги(п,б)ких ветках. (15)Ветер дует п..хучий весе(н,нн)ий. (16)В (з,З)адонье на холмах еще беле..т по балкам снег. 17)На (д,Д)ону льда уже нет но вода ещ.. (не)пр..бывает у берегов – светлая прозрачная на глуб… – ..холодная стальная стынь…

(18)Возле воды посидишь в степ.. поброд..шь наведа..шься в займище озябн..шь и – в дом. (19)Дома тепло огонь гудит поленья порой пощ..лкивают рушатся угли. (20)Тишина. (21)Пр…ходит вечер. (22)Густая тьма. (23)Ж…лтые редкие огни домов. (24)Крепкий сон с вечера до утра. (25)Хорошая жизнь, спокойная.

(26)Стая свиристелей опустилась на клен возле самого окна. (27)Сидят посвист..вают корм..тся.

(28)Целый день снег падал редкий медле(нн,н)ый крупными пушистыми хлопьями а под вечер по(е,я)вилось солнце пр..грело.

ФИО___________________________________________ Вариант 9

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста. 



(1)Наша старая ябл..ня нынче цветет так сильно что на нее даже из соседских дворов глядят уд..вляются (по)хорошему загад..вая наперед Нынче всем ябл..ч..ков хватит! (2)«Яндыковские» ябл..ч..ки, ра(н,нн)ие, сочные сладкие духовитые.

(3)Целое лето их ешь (не)наешься. (4)Так и манят из зеленой листвы пр..глядные ябл..ч..ки.

(5)А нынче такой у нее цвет могучий – просто на уд..вленье.

(6)В этом году выдалась поз..няя весна. (7)Целый месяц – дожди да моро(з,с)ь холодные ночи да зя(п,б)кие утре(н,нн)ие росы. (8)Но пр..рода но жизнь берет свое. (9)И вот уже выб..рая погожие дни зацвели абрикосы (не)боясь д..ждей. …(10)Ябл..ня р..зовела пухлыми бутонами готовясь к цвету. (11)Выдался денек ясный солнечный и она зацвела. (12)Но как всегда – (не)вдруг.

(13)У ябл..ни (по)другому: р..зовеют и пухнут бутоны ждут; и вот в каждой р..зовой грозди ра..крылся лиш.. один цветок словно проверяя: можно(ли) впору(ли)? (14)Ябл..ня ро..ко но зацвела что(бы) каждый день каждый час открывать цветок за цветком. (15)В (не)нас..ную погоду она (не)будет сп..шить ожидая солнца тепла что(бы) (не)отг..реть пуст..цветом. (16)День за днем за часом – погожий час; и вот уже наша яндыковка словно белый храм вся в цветах и в весе(н,нн)ем торжестве(н,нн)ом звоне. (17)Это пчелы гудят с ра(н,нн)его утра и до ночи.

(18)А ябл..ня наша с каждым днем хорошеет пр..бавляя и пр..бавляя цвета. (19)Бело(розовое) зв..нящее обл..ко, душистое в пору утре(н,нн)юю, росную. (20)И много (не)раскрытых розовых бутонов значит всю неделю будет цвести а потом еще доцветать. (21)И пчелы будут звенеть. (22)И соседи будут глядеть радоваться говорить с улыбкой

С ябл..ч..ками нынче будем Петрович.

ФИО___________________________________________Вариант 13

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста.



 (1)Мой старый пр..ятель художник по профе(сс,с)и.. (не)давно подарил мне свою картину с названием Верба. (2)И сразу так ясно в..помнилось как давным(давно) (не)нас..ным весе(н, нн)им днем у себя на родине бродил я в Березовом логу  просторной л..щине зар..сш..й тополем да вербой.

(3)День выдался (не)ласковым. (4)(На)верху на песча(нн,н)ых буграх пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаче(н,нн)ые серые тучи неслись по небу стремительно ни..ко зад..вая маковки тополей. (6)Пустая земля голые деревья зябкость и сырость  словом (не)настье. (7)Я брел и брел уже ругая себя за то что выбрался из тепла из дома.

(8)И вдруг возле ручья в н..зине скорее не увид..л я а почуял что(то) (не)обычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошел ближе: это цвел (не)великий вербовый куст.

(10)В белых сере..ках его через серебр..ный ворс пробились ж..лтые пыльники цвета. (11)И сере..ки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в (не)нас..ном пасмурном дне кротко сиял теплым лампадным светом. (13)Он светил согревая вокруг себя землю и воздух и зябкий день. (14)Согрел и меня…

(15)Все это было давно.(16)Но так хорошо помнится! (17)А теперь еще и картина висит, тоже светит.

(18)Когда(то) я ра(с,сс)казывал о цветущей верб.. своему приятелю художнику. (19)Он видно запомнил. (20)Через столько лет, но написал картину. (21)Значит и ему легло на душу. (22)Хотя, что тут особенного? (23)Просто пасмурный день и золотистая верба. (24)Но помнит сердце…

(25)Сколько в жизни нашей таких вот теплых минут  которые уйдут но помнятся. (26)У каждого — свое.

(27)Память детства, один из обыч..ных дней. (28)Какое(нибудь) утро ли поз..ний вечер когда скл..няется к тебе мать ли бабушка. (29)Теплые руки доброе лицо. …

(30)Для меня и думаю для всех нас одного лишь огонька впереди конечно мало. (31)Их много на нашем пути добрых знаков теплых дней и минут которые помогают жить ра..двигая порой сумеречные (не)нас..ные дни.

ФИО___________________________________________Вариант 2

1. Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Сформулируйте тему текста.


(1)Тайга нач..лась за (у,У)ралом. (2)От станци.. Ивдель поезд повернул на северо(восток). (3)Шел он по новой ещ..  (не)дострое(н,нн)ой дорог.. (не)торопливо а врем..нами и вовсе (по)черепашьи.(4) Можно было прыгнуть с подножки и бежать рядом  (не)отставая. (5)Даже цветов р..стущих подле насып.. нарвать пропустив мимо лиш..  вагон-другой.
       (6) (По)зади остался людный (у,У)рал с его дымными заводами поселками и городами  которые в ночи пров..жали поезд ра(с,з)ливом огней. (7)Теперь(же)  мимо ваго(н,нн)ых окон т..нулась и т..нулась бе(с,з)людная тайга.(8) Лиш.. вездесущее ворон..е подн..малось с деревьев и т..ж..ло молча летело за поездом ожидая ре..кой в этих местах поживы.
        (9)В одном из вагонов этого (не)торопливого поезда (за)тихло самое шумное купе в котором ехали четверо парней и девушка. (10)К ребятам в зеленой (строй)отрядовской форме т..нулась молодеж.. даже из соседних вагонов. (11)У них г..тара была и песни  и просто молодое весел..е.
    (12)Но теперь купе (за)тихло.
     (13)Этих ребят  пр..рожде(н,нн)ых степняков как(будто) завораж..вало бе..конеч..ное шествие дерев. (14)Таинстве(н,нн)ой казалась тайга и жутковатой.(15) Она т..нулась час другой третий.  (16)И весь день. (17)(Не)торопясь проходила перед ваго(н,нн)ыми окнами густая мешанина елей и сосен с редкой белью берез.  (18)Жи..ких елей и жи..ких сосен.(19) Местами тайга нач..нала редеть и хиреть. (20)Уродл..вые кореженные карлики(сосны) выплывали  а (в)след за ними стлалось совсем уже мертвое болото с яркой но какой(то) (не)радующей глаз словно ядовитой  зеленью.  (21)Лиш.. изредк..  на светлых песча(н,нн)ых гривах богатыр..ской заставой выстра..вались могучие сосны. (22)Стволы их под солнцем св..тились красной мед..ю.
   (23)До самого вечера т..нулась тайга. (24)И ночью сквозь шум поезда слышался ее мерный т..желый гул.
(25)Утром Андрея со..нце ра..будило. (26)Оно глядело прямо в лицо жарким оком и ослепило когда он пр..открыл глаза. (27)Андрей пот..нулся к око(нн)ой шторе хотел задернуть ее еще подремать но вдруг понял что поезд стоит.
(28)Приехали    обрадова(н,нн)о подумал Андрей и утре(н,нн)юю дрему как рукой сняло.

 Вариант 1(1).

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.

А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование:

  1. в новом доме, у синеющего пруда, очень весело;
  2. на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому;
  3. семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду;
  4. мое сердце, белоснежные вершины, первое свидание.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

  1. Раззудись, плечо, размахнись, рука.
  2. Мне было по-человечески жаль их, растерянных, обескураженных.
  3. Учиться – вот единственная цель существования героя в чужом городе.
  4. Пленного солдата тотчас освободили и посадили к костру.

А.3. В этом предложении подлежащее подчеркнуто верно.

  1. Прошло не то четыре, не то пять лет.
  2. Обе девочки были прехорошенькими.
  3. С ним что-то странное делалось.
  4. Путешествие мое было прервано

А.4. Укажите тип сказуемого в предложении «Родившаяся полтысячи лет назад книга и старше и мудрее молодой музы телевидения».

  1. Простое глагольное
  2. Составное глагольное
  3. Составное именное
  4. Сказуемого нет.

А.5.Какой частью речи выражено определение в предложении «Пересохшие страницы затрещали».

1)Прилагательным, 2) причастием, 3) местоимение 4 ) порядковым числительным.

А.6.Укажите дополнение в предложении «Болящий дух врачует песнопение»

  1. дух,                       2) песнопение,

3) болящий,               4)врачует

Вар. 1. А.7. Найдите обстоятельство в предложении «Отец поглядел и сказал, что вот уже и грачи по-осеннему стали собираться на советы, подумывать об отлете…»

1) об отлете; 2) по-осеннему; 3) вот; 4) подумывать.

А.8. Найдите неопределенно-личное предложение.

  1. Ой, не убежать мне от гнева.
  2. Егорушку обогрели, напоили чаем и уложили отдыхать.
  3. Без веры жить нельзя.
  4. К птичьему прислушиваюсь крику.

А.9. Найдите предложение, в котором нет однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. На порогах вода находится в волнении лодка качается и потому сохранить равновесие в ней еще труднее.
  2. Орланы не гонялись друг за другом а спокойно парили в разных плоскостях поднимаясь все выше и выше в запредельную даль.
  3. Убегая в испуге косуля может делать изумительно огромные прыжки через овраги кусты и завалы буреломного леса.
  4. Работа выполнена быстро и с удивительной ловкостью.

А.10. Найдите предложение с однородными членами, соответствующее схеме [0: и0, и0, и0….].(Знаки препинания в предложении не расставлены.)

  1. Приближалась осень и в старом саду было тихо и грустно и на аллеях лежали темные листья.
  2. На нее родители возлагали большие надежды и ей поэтому разрешали все и объедаться конфетами и мило картавить и даже одеваться лучше сестер.
  3. Все живо посреди степей заботы мирный семей готовых с утром в путь недальний т песни жен и крик детей и звон походной наковальни.
  4. Купание свежая вода безветренный и потому совершенно чистый воздух улыбающиеся загорелые лица казачек все это вызывало праздничное настроение.

__________________________________________________

Вар.1. Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените словосочетание потерпел поражение нейтральным синонимом. Запишите слово.

В2. Замените словосочетание «крестьянской избе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 14

В.4. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово или словосочетание. 

Под Бородин..м французы (не)победили русских(1) но ведь и русские (не)одержали верх над француз..кой армией. Словом(2) битва закончилась (в)ничью. Наполеон (в)первые потерпел пор..жение(3) до сих пор его армия сч..талась (не)победимой.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 17

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное определение.

В простой(1) кр..стьянской  избе(2) (ни)чем (не)отличающ..йся  от других(3) в далеком 1812 году собрались русские генералы на вое(н, нн) совет во главе с Кутузовым.

Именно (с,з)десь решался один из главнейших вопросов (4) оставить Москву (без)боя (5)или дать новую битву.

В8.Среди предложений 13-18 найдите предложение(я) с подчинительным союзом. Напишите номер этого предложения.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

(18)Голос Кутузова зазвучал твердо когда он произнес Властью да(н,нн)ой мне государем и отечеством пов..леваю отступление.

Вариант 2.

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь управление:

1) стараясь заглянуть, моё окно, цветок кактуса;

2) грустно стоять, шел не спеша, приехал учиться;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, два парохода;

4)не терпи лжи, в доме деда, кто-то из нас.

А.2. Найдите односоставное предложение.

1). Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах.

2). После проверки домашнего задания проводилось объяснение нового материала.

3). Трудно старику достать ключевой воды напиться.

4). Самая простая примета – это дым костра.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто верно.

1).Человечество начинает читать меньше.

2).Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна.

3).Цветы чудились мне тогда живыми существами.

4).Хорошие книги остаются в памяти навсегда.

А.4. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

1). Стук и беготня раздавались по всему дому.

2).Навстречу нам вышла девушка с девочкой в русском сарафане.

3). Высшая форма законченности – круг.

4). Оба борца имели черный пояс по карате.

А.5.Определите тип  подчеркнутых определений в предложении В лунном свете светилась бледная ширь улицы.

1) оба согласованные;

2) оба несогласованные;

3) лунном – несогласованное, бледная – согласованное;

4) лунном  - согласованное, бледная – несогласованное.

Вар.2 А.6.Определите способ выражения дополнения в предложении «Я прошу говорить по существу дела!» - сухо заметил старичок.

1) местоимение;                   2) наречие;

3) инфинитив;                      4) существительное с предлогом.

А.7. Найдите обстоятельство в предложении. Пришлось поднять верх, закрыться каляным, ссохшимся фартуком, сидеть согнувшись.

1) верх;                                     2)ссохшимися;

3)фартуком;                              4) согнувшись.

А.8. Укажите верную характеристику предложения Весной птицам спать долго некогда.

1) двусоставное;

2) односоставное определенно-личное;

3) односоставное неопределенно-личное;

4) односоставное безличное.

А.9. Найдите предложение, в котором нет однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Вода с шумом стремилась по камням но этот шум до того однообразен что забываешь о нем и кажется будто в долине царит полная тишина.

2) Звезды всегда вызывают во мне чувство сосущего тоскливого успокоения своим лампадным светом неотгаданностью недоступностью.

3) По воде протянулся от берега к пароходу и заиграл золотыми блесками и струйками длинный дрожащий столб.

4) Мы мальчишки жадно пили воду и верили что от этого человек будет жить до ста лет.

А.10. Найдите предложение с однородными сказуемыми.

1) Грациозные и подвижные чайки и изящные  проворные крачки своей снежной голубизной мелькали в синеве лазурного неба.

2) Высок строен и красив бывает клен.

3) На земле и на небе было темно только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.




Вар.2 Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените словосочетание «шел по-черепашьи» нейтральным синонимом. Запишите слово.

В2. Замените словосочетание «вагонными окнами» построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения 9

В.4. Среди предложений 3-8 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Выпишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие сравнительный оборот. 

Уродливые кореженные карлики-сосны выплывали, (1)  а вслед за ними стлалось совсем уже мертвое болото с яркой,(2) но какой-то не радующей глаз,(3) словно ядовитой,(4)  зеленью.  

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 19

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное определение.

У них гитара была и песни, (1)  и просто молодое веселье.
  Но теперь купе затихло.
Этих ребят, (2)  прирожденных степняков, (3) как будто завораживало бесконечное шествие дерев

В8.Среди предложений 23-28 найдите предложение(я) с подчинительным союзом. Напишите номер этого предложения.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Приехали    обрадова(н,нн)о подумал Андрей и утре(н,нн)юю дрему как рукой сняло.

Вариант 3(2).

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь примыкание:

1) стараясь заглянуть, шел не спеша, нечто необыкновенное;

2) грустно стоять, по моему проекту, приехал учиться;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, какой-то ученик;

4)не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

1). Ой, не убежать мне от гнева.

2).После проверки домашнего задания объясняли новый материал.

3). Трудно старику достать ключевой воды напиться.

4). Самая простая примета – это дым костра.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто неверно.

1).Человечество начинает читать меньше.

2).Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна.

3).Цветы чудились мне тогда живыми существами.

4).Хорошие книги остаются в памяти навсегда.

А.4. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

1). По аллеям дворцового сада прогуливалась девушка с пуделем.

2).Гром, хохот, песни слышались тише и тише.

3). Мы с Женькой стоим на крыльце и глядим в небо.

4). Только колючие кусты держидерева и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках.

А.5Какой частью речи выражено определение в предложении Над полем медленно и сонно заката гаснет полоса.(М.Алигер)

1) наречием;

2) прилагательным;

3) существительным;

4) местоимением.

Вар.3. А.6.Определите способ выражения дополнения в предложении «Я удивленно поглядывал на вошедшего.

1) причастие;                                                                 2) наречие;

3) причастие в роли существительного;                      4) глагол

А.7. Определите способ выражения обстоятельства в предложении Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. (И. Гончаров)

1) существительное;                          2) наречие;

3)инфинитив;                                      4) прилагательное.

А.8. Найдите безличное предложение

1) Его душа была согрета приветом друга, лаской дев.(А.С. Пушкин)

2) Мне стало страшно, стало как-то смутно. (А.А. Ахматова)

3) Умри, завистник злобный мой! (А.С. Пушкин)

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

А.9. Найдите предложение, в котором нет однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Вода с шумом стремилась по камням но этот шум до того однообразен что забываешь о нем и кажется будто в долине царит полная тишина.

2) Звезды всегда вызывают во мне чувство сосущего тоскливого успокоения своим лампадным светом неотгаданностью недоступностью.

3) По воде протянулся от берега к пароходу и заиграл золотыми блесками и струйками длинный дрожащий столб.

4) Я уже был готов обидеться но девушки сразу улыбнулись мне так застенчиво что я даже растерялся.

А.10. Найдите предложение с однородными сказуемыми.

1) Грациозные и подвижные чайки и изящные  проворные крачки своей снежной голубизной мелькали в синеве лазурного неба.

2) Высок строен и красив бывает клен.

3) На земле и на небе было темно только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.




Вар. 3. Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените словосочетание «ненастные дни» нейтральным синонимом. Запишите слово.

В2. Замените словосочетание «вербовый куст», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 10

В.4. Среди предложений 2-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово. 

Пустая земля(1) голые деревья(2) зябкость и сырость (3) словом(4) (не)настье.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 31

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное определение.

И сразу так ясно в..помнилось(1) как давным(давно) (не)нас..ным весе(н, нн)им днем у себя на родине бродил я в Березовом логу(2)  просторной л..щине(3) зар..сш..й тополем да вербой.

В8.Среди предложений 25-32 найдите предложение(я) с подчинительным союзом. Напишите номер этого предложения.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Б. Екимов писал: «Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало».

Вариант 4.

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь управление:

1) стараясь заглянуть, шел не спеша, два парохода;

2) грустно стоять, моё окно, приехал учиться;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, цветок кактуса;

4)не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

1).  Лучше всего в картинах передана печаль прощальных дней.

2). Писателю все-таки удалось донести до нас красоту родной природы.

3) Ребята, никогда не забывайте строго соблюдать правила дорожного движения.

4) В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто неверно.

1).Очарование этого мира было очень велико.

2).Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками.

3).Я мог просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

4). Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

А.4. Подлежащим в этом предложении Не более десяти метров отделяли здание школы от стадиона является .

1) здание;                                     2) не более десяти метров;

3) десяти метров;                          4) не более десяти.

А.5Укажите определение в предложении На мгновение Андрея охватило желание отвернуться:

1) на мгновение;      

2) желание;

3) отвернуться;

4) Андрея.

Вар.4.А.6. Сколько дополнений в этом предложении Весь день эти старухи пряли сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы.

1) 1;       2) 2;     3) 3;    4) 4 

А.7. Определите вид обстоятельства в предложении Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее (Н.В. Гоголь)

1) образ действия;

2) места;

3)времени;

4) цели.

А.8. Какое предложение является назывным?

1). Увидеть бы ее!

2) Воды, воды!

3) На стенах – ковры.

4) А вот и река!

А.9. Укажите простое осложненное предложение.

1) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья.

2)   Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

3) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор пока сама не проснется.

4)   Три высоких рабочих кресла занимали все небольшое пространство старой парикмахерской.

 

А.10. В каком предложении обособленный уточняющий член предложения является обстоятельством места.

1. Речушка была мелководной, всего полметра в самом глубоком месте.

2. соседка Марья Макаровна, или просто баба Маша, по ночам сторожила маленький продуктовый склад.

3. Хозяин ласково, по-отцовски, потрепал парня за щеку.

4. Далеко-далеко в горах, за самым большим хребтом, медленно просыпалось солнце.




Вар.4. Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените слово «угрюмое»(предложение 10) нейтральным синонимом. Запишите подобранное слово.

В2. Замените словосочетание «жестяные крыши», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 26

В.4. Среди предложений 7 - 17 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие сравнительный оборот. 

Абрикосовые деревья в белом цвету(1) мокнут(2)словно(3)сироты.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное обстоятельство.

34)В косых(1) утре…их(2) солнечных лучах мокрая трава сияет(3) радужно перел..ваясь(4) вся в бисерной влаге.

В8.Из предложений  22 – 31 выпишите все сочинительные союзы.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Герой  подумал: «Вот он и праз..ник».

Вариант 5.

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование:

1) стараясь заглянуть, шел не спеша, два парохода;

2)наш девиз, моё окно, приехавший командировочный ;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, цветок кактуса;

4)не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

1). Ой, не убежать мне от гнева.

2).После проверки домашнего задания объясняли новый материал.

3). Трудно старику достать ключевой воды напиться.

4). Самая простая примета – это дым костра.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто неверно.

1).Человечество начинает читать меньше.

2).Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна.

3).Цветы чудились мне тогда живыми существами.

4).Хорошие книги остаются в памяти навсегда.

А.4. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

1). По аллеям дворцового сада прогуливалась девушка с пуделем.

2).Гром, хохот, песни слышались тише и тише.

3). Мы с Женькой стоим на крыльце и глядим в небо.

4). Только колючие кусты держидерева и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках.

А.5Какой частью речи выражено определение в предложении Над полем медленно и сонно заката гаснет полоса.(М.Алигер)

1) наречием;

2) прилагательным;

3) существительным;

4) местоимением.

Вар.5 А.6.Определите способ выражения дополнения в предложении «Я удивленно поглядывал на вошедшего.

1) причастие;                                                                 2) наречие;

3) причастие в роли существительного;                      4) глагол

А.7. Определите способ выражения обстоятельства в предложении Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. (И. Гончаров)

1) существительное;                          2) наречие;

3)инфинитив;                                      4) прилагательное.

А.8. Найдите безличное предложение

1) Его душа была согрета приветом друга, лаской дев.(А.С. Пушкин)

2) Мне стало страшно, стало как-то смутно. (А.А. Ахматова)

3) Умри, завистник злобный мой! (А.С. Пушкин)

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

А.9. Найдите предложение, в котором нет однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Вода с шумом стремилась по камням но этот шум до того однообразен что забываешь о нем и кажется будто в долине царит полная тишина.

2) Звезды всегда вызывают во мне чувство сосущего тоскливого успокоения своим лампадным светом неотгаданностью недоступностью.

3) По воде протянулся от берега к пароходу и заиграл золотыми блесками и струйками длинный дрожащий столб.

4) Я уже был готов обидеться но девушки сразу улыбнулись мне так застенчиво что я даже растерялся.

А.10. Найдите предложение с однородными сказуемыми.

1) Грациозные и подвижные чайки и изящные  проворные крачки своей снежной голубизной мелькали в синеве лазурного неба.

2) Высок строен и красив бывает клен.

3) На земле и на небе было темно только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.




Вар 5.Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените словосочетание «гипербола» (предложение 7) нейтральным синонимом. Запишите слово.

В2. Замените словосочетание «земные пласты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 3

В.4. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово. 

Одно из волгоградских химических производств свои(1) конечно(2) ядовитые отходы давно (3) и поныне закачивает в глубокие земные пласты(4) губя воды живые.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 18

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное обстоятельство.

И понимая душевную тревогу людей(1) радеющих за его судьбу(2) хочу заметить(3) что чтение газетных журнальных да интернетных страниц в нашей (4)почти стопятидесятими…ионной стране(5) — удел очень и очень немногих

В8.Среди предложений 16-19 найдите выпишите все частицы.

В.9. Преобразуйте предложения с цитатой в предложение с косвенной речью. 

Может быть  прав Гоголь: «…русского человека до тех пор не застав..шь говорить пока (не)ра(с,сс)ердишь его».

Вариант 6.

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь управление:

1) стараясь заглянуть, шел не спеша, два парохода;

2) грустно стоять, моё окно, приехал учиться;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, цветок кактуса;

4)не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите односоставное определенно-личное предложение.

1).  Лучше всего в картинах передана печаль прощальных дней.

2). Писателю все-таки удалось донести до нас красоту родной природы.

3) Ребята, никогда не забывайте строго соблюдать правила дорожного движения.

4) В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто верно.

1).Очарование этого мира было очень велико.

2).Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками.

3).Я мог просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

4). Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

А.4. Подлежащим в этом предложении Не более десяти метров отделяли здание школы от стадиона является .

1) здание;                                     2) не более десяти метров;

3) десяти метров;                          4) не более десяти метров.

А.5Укажите определение в предложении На мгновение Андрея охватило желание отвернуться:

1) на мгновение;      

2) желание;

3) отвернуться;

4) Андрея.

Вар.6.А.6. Сколько дополнений в этом предложении Весь день эти старухи пряли сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы.

1) 1;       2) 2;     3) 3;    4) 4 

А.7. Определите вид обстоятельства в предложении Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее (Н.В. Гоголь)

1) образ действия;

2) места;

3)времени;

4) цели.

А.8. Какое предложение является назывным?

1). Увидеть бы ее!

2) Воды, воды!

3) На стенах – ковры.

4) А вот и река!

А.9. Укажите простое осложненное предложение.

1) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья.

2)   Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

3) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор пока сама не проснется.

4)   Три высоких рабочих кресла занимали все небольшое пространство старой парикмахерской.

 

А.10. В каком предложении обособленный уточняющий член предложения является обстоятельством места.

1. Речушка была мелководной, всего полметра в самом глубоком месте.

2. соседка Марья Макаровна, или просто баба Маша, по ночам сторожила маленький продуктовый склад.

3. Хозяин ласково, по-отцовски, потрепал парня за щеку.

4. Далеко-далеко в горах, за самым большим хребтом, медленно просыпалось солнце.




Вар.6. Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените слово «полыхают, горят светят мои цветы»(предложение 10) нейтральным синонимом. Запишите подобранное слово.

В2. Замените словосочетание «медовым духом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 15

В.4. Среди предложений 23-26 найдите предложение с уточняющим членом предложения. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие сравнительный оборот. 

Лазурные(1) светло-сиреневые(2) малиновые корзинки-соцветия с медовым духом(3) в окружении мясистой(4) сочной(5) словно восковой листвы.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 36.

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово.

Конечно(1) главная краса и гордость(2)  это циннии; (по)нашенски (по)донскому— «солдатики» (3) наверное(4)  потому, что прямо стоит цветок(5) не колыхн..т..ся (6) на твердом стебле(7) будто гр..надер.

В8.Из предложений  1-7  выпишите все сочинительные союзы.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Кто не войдет во двор, сразу хвалит: «Какие у вас циннии хорошие!»  

Вариант 7(2).

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь примыкание:

1) стараясь заглянуть, наше наследие, два парохода;

2) идти втроем, шел не спеша, рано приехавший;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, цветок кактуса;

4)не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

1). Ему пришлось преодолеть свой страх.

2). Все хорошо.

3). Эту новость везде обсуждают.

4). Утром не очень хочется делать зарядку.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто неверно.

1).Долго-долго падают кленовые листья.

2). Как они хороши.

3). Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал.

4). Пусть бы ходили люди по золотому ковру.

А.4. Укажите предложение, в котором подлежащее подчеркнуто верно

1). Каждый из нас платил за эти угощения рассказами.

2). Широкой полосой, от края идо края, протянулся Млечный Путь.

3). У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.

4) бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты.

А.5Укажите определение в предложении Женщина помоложе больше ничего не могла сказать.

1) женщина;

2) помоложе;

3) больше;

4) ничего.

А.6.Определите способ выражения дополнения в предложении Я удивленно поглядел на вошедшего.

  1. причастие;
  2. причастие в роли существительного
  3. глагол;
  4. наречие.

А.7. Определите вид подчеркнутого обстоятельства в предложении

Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости.

  1. образ действия;
  2. места;
  3. цели;
  4. уступки.

А.8. Какое предложение не является безличным?

1) У меня нет времени с тобой разговаривать.

2) В выходные дождь не прекращался ни на минуту.

3) От этой шутки друзьям стало весело.

4) Нет дыма без огня.

А.9. Найдите предложение с однородными дополнениями.

1)  Прибрежные кусты склоняются над самой водой точно хотят погладить ее но она не дается и бежит дальше.

2)     И рифмы и кисти и струны теперь покорились тебе.

3)     Ни облака ни подробности жизни деда ни какой-нибудь хоть мало-мальской приметы его не осталось в памяти кроме рыбацких походов да заветов.

4)   Федор говорил громко нараспев с чувством было видно его стремление убедить всех в своей правоте.

А.10. Укажите  предложение, постановка запятой в котором определяется правилом «Определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения»

1) Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой.

2)  Осиновые опушки были теплее и глубже березовых, на них было множество птиц, бегающих по земле и распевающих на деревьях.

3)  Бабочка, совсем черная, с тонкой белой каймой, сядет и становится, как моль, - треугольником.

4) Обледенелая дорога уходила прямо в чистое море воды и оттуда показывалась вместе с весенними облаками, преображенная и прекрасная.



Вар. 7.Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените слово «по обочинам» нейтральным синонимом. Запишите слово.

В2. Замените словосочетание «песчаный холм», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 13

В.4. Среди предложений 16-21 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Выпишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово. 

Долгие дни и ночи стояла изнуряющая(1) летняя жара(2) и вот (3)наконец(4) августовской ночью пр..шла гроза с ветром(5) молнией(6) громом(7) спасительным ливнем.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 18

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие однородные члены предложения.

Здесь(1) в степи(2) небо просторное. (14)А если взберешься на песчаный холм(3) то и (во)все – (не)мереное: с далеким поднебес..ем(4) пологими небосклонами, конца и края которым нет. (15)Уже не небо(5) а небеса.

        В8.Среди предложений 19-22 найдите предложение(я) с подчинительным союзом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Б. Екимов говорил: «У меня была одна лишь забота – небо глядеть».

Вариант 8.

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование:

1) его портфель, цветущие ирисы, два парохода;

2) не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас;

3) пришел с мороза, забыв об обещании, цветок кактуса;

4) наш девиз, моё окно, улыбающийся ребенок.

А.2. Найдите односоставное предложение.

1).  Лучше всего в картинах передана печаль прощальных дней.

2). Писателю все-таки удалось донести до нас красоту родной природы.

3) Учиться – вот единственная цель существования человека в жизни.

4) В одном таком словаре ты можешь собрать слова, имеющие отношение к природе.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто верно.

1).Попадаются  ещё небольшие озерки...

2).Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать

3).Я мог просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

4). И опять тихо.

А.4. Подлежащим в этом предложении С третьей стороны видны сёла деревни и часть города

1) стороны;                                     2) города;

3) села и часть;                               4) села.

А.5Укажите определение в предложении Надо переправляться на ту сторону

1) надо;      

2) переправляться;

3) сторону;

4) ту.

Вар. 8.А.6. Сколько дополнений в этом предложении За линейкой ехали охотники с собаками, охотниками кучер Игнат.

1) 1;       2) 2;     3) 3;    4) 4 

А.7. Определите вид обстоятельства в предложении Два бойца сидят в дозоре над холодною водой

1) образ действия;

2) места;

3)времени;

4) цели.

А.8. Какое предложение является назывным?

1). Шум, холод и соленые брызги – вот пока моя сфера.

2). Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

3). Его цель – сделаться героем романа.

4.  Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла…

А.9. Укажите простое осложненное предложение.

1) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья.

2)   Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

3) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор пока сама не проснется.

4)   Три высоких рабочих кресла занимали все небольшое пространство старой парикмахерской.

 

А.10. В этом предложении нет однородных членов предложения

1. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.

2.   Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

3.   Длинный товарный поезд уже давно стоял у полустанка.

4.    Наступила дождливая грязная темная осень.








Вар. 8 Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените выделенное слово «ш..рох плам..ни» (предложение 13) нейтральным синонимом. Запишите подобранное слово.

В2. Замените словосочетание «резко стучат», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 16

В.4. Среди предложений 18 - 28 найдите предложение с с обособленным определением . Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, отделяющие однородные члены предложения. 

На Дону льда уже нет,(1) но вода еще не пр..бывает у берегов – светлая, (2) прозрачная на глуби – ..холодная,(3) стальная стынь

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное обстоятельство.

34)В косых(1) утре…их(2) солнечных лучах мокрая трава сияет(3) радужно перел..ваясь(4) вся в бисерной влаге.

В8.Из предложений  14 – 28 выпишите все сочинительные союзы.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Б. Екимов рассуждал: «А вот у меня спокойно в доме во дворе на улице на душе».

Вариант 13(3).

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь управление:

1) стараясь заглянуть, шел не спеша, два парохода;

2) грустно стоять, моё окно, приехал учиться;

3) на восходе солнца, забыв об обещании, цветок кактуса;

4)не терпи лжи, в каждом доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

1). Ой, не убежать мне от гнева.

2).После проверки домашнего задания объясняли новый материал.

3). Трудно старику достать ключевой воды напиться.

4). Самая простая примета – это дым костра.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто неверно.

1).Человечество начинает читать меньше.

2).Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна.

3).Цветы чудились мне тогда живыми существами.

4).Хорошие книги остаются в памяти навсегда.

А.4. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

1). По аллеям дворцового сада прогуливалась девушка с пуделем.

2).Гром, хохот, песни слышались тише и тише.

3). Мы с Женькой стоим на крыльце и глядим в небо.

4). Только колючие кусты держидерева и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках.

А.5Какой частью речи выражено определение в предложении Над полем медленно и сонно заката гаснет полоса.(М.Алигер)

1) наречием;

2) прилагательным;

3) существительным;

4) местоимением.

Вар. 13 А.6.Определите способ выражения дополнения в предложении «Я удивленно поглядывал на вошедшего.

1) причастие;                                                                 2) наречие;

3) причастие в роли существительного;                      4) глагол

А.7. Определите способ выражения обстоятельства в предложении Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. (И. Гончаров)

1) существительное;                          2) наречие;

3)инфинитив;                                      4) прилагательное.

А.8. Найдите безличное предложение

1) Его душа была согрета приветом друга, лаской дев.(А.С. Пушкин)

2) Мне стало страшно, стало как-то смутно. (А.А. Ахматова)

3) Умри, завистник злобный мой! (А.С. Пушкин)

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

А.9. Найдите предложение, в котором нет однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).

1) Вода с шумом стремилась по камням но этот шум до того однообразен что забываешь о нем и кажется будто в долине царит полная тишина.

2) Звезды всегда вызывают во мне чувство сосущего тоскливого успокоения своим лампадным светом неотгаданностью недоступностью.

3) По воде протянулся от берега к пароходу и заиграл золотыми блесками и струйками длинный дрожащий столб.

4) Я уже был готов обидеться но девушки сразу улыбнулись мне так застенчиво что я даже растерялся.

А.10. Найдите предложение с однородными сказуемыми.

1) Грациозные и подвижные чайки и изящные  проворные крачки своей снежной голубизной мелькали в синеве лазурного неба.

2) Высок строен и красив бывает клен.

3) На земле и на небе было темно только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.




Вар.13 Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените словосочетание «ненастные дни» нейтральным синонимом. Запишите слово.

В2. Замените словосочетание «вербовый куст», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 10

В.4. Среди предложений 2-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово. 

Пустая земля(1) голые деревья(2) зябкость и сырость (3) словом(4) (не)настье.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 31

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное определение.

И сразу так ясно в..помнилось(1) как давным(давно) (не)нас..ным весе(н, нн)им днем у себя на родине бродил я в Березовом логу(2)  просторной л..щине(3) зар..сш..й тополем да вербой.

В8.Среди предложений 25-32 найдите предложение(я) с подчинительным союзом. Напишите номер этого предложения.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

Б. Екимов писал: «Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало».

Вариант 9.

К каждому заданию А1-А10  даны четыре варианта  ответа,  из которых только один правильный. Номера выбранных ответов запишите в отдельный бланк.


А.1. В каком ряду сочетания слово не являются словосочетаниями:

1) стараясь заглянуть, река играет , два парохода;

2) грустно стоять, моё окно, что-то происходит;

3) на восходе , вследствие непогоды, явилось существо;

4)не терпи лжи, в доме, кто-то из нас.

А.2. Найдите двусоставное предложение.

1).  Лучше всего в картинах передана печаль прощальных дней.

2). Писателю все-таки удалось донести до нас красоту родной природы.

3) Ребята, никогда не забывайте строго соблюдать правила дорожного движения.

4) В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе.

А.3. В этом предложении сказуемое подчеркнуто верно.

1).Очарование этого мира было очень велико.

2).Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками.

3).Я мог просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

4). Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

А.4. Подлежащим в этом предложении Не более десяти метров отделяли здание школы от стадиона является .

1) здание;                                     2) не более десяти метров;

3) десяти метров;                          4) не более десяти метров.

А.5Укажите определение в предложении На мгновение Андрея охватило желание отвернуться:

1) Андрея;      

2) отвернуться;

3) желание;

4) на мгновение.

6. Сколько определений в этом предложении Весь день эти старухи пряли сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы.

1) 1;       2) 2;     3) 3;    4) 4 

А.7. Определите вид обстоятельства в предложении Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее (Н.В. Гоголь)

1) образ действия;

2) места;

3)времени;

4) цели.

А.8. Какое предложение является назывным?

1). Увидеть бы ее!

2) Воды, воды!

3) На стенах – ковры.

4) А вот и река!

А.9. Укажите простое осложненное предложение.

1) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья.

2)   Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

3) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор пока сама не проснется.

4)   Три высоких рабочих кресла занимали все небольшое пространство старой парикмахерской.

 

А.10. В каком предложении обособленный уточняющий член предложения является обстоятельством места.

1. Речушка была мелководной, всего полметра в самом глубоком месте.

2. соседка Марья Макаровна, или просто баба Маша, по ночам сторожила маленький продуктовый склад.

3. Хозяин ласково, по-отцовски, потрепал парня за щеку.

4. Далеко-далеко в горах, за самым большим хребтом, медленно просыпалось солнце.




Вар.9.Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами


В.1. Замените слово «манят»(предложение 4) нейтральным синонимом. Запишите подобранное слово.

В2. Замените словосочетание «соседских дворов», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

В.3. Выпишите грамматическую основу предложения 18

В.4. Среди предложений 3 - 11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие вводное слово. 

И много (не)раскрытых розовых бутонов(1) значит(2) всю неделю будет цвести(3) а потом еще доцветать. И пчелы будут звенеть. И соседи будут глядеть(4) радоваться (5)говорить с улыбкой

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

В7. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие обособленное обстоятельство.

Яблоня розовела пухлыми бутонами(1) готовясь к цвету. Выдался денек(2) ясный(3) солнечный(4) и она зацвела. Но как всегда – не вдруг.

В8.Из предложений  22 – 31 выпишите все подчинительные союзы.

В.9. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложение с косвенной речью. 

И соседи будут глядеть, радоваться, говорить с улыбкой:  «С  ябл..ч..ками нынче будем Петрович». 


Бланк ответа

ФИО______________________________________________

Класс_____________________________________________

Вариант_______________________

Уровень А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

3

4

Уровень В

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

Бланк ответа

ФИО______________________________________________

Класс_____________________________________________

Вариант_______________________

Уровень А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

2

3

4

Уровень В

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9