Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины "Русский язык"

Рябкова Людмила Александровна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НПО, является частью примерной основной образовательной программы. Можно использовать  для подготовки к олимпиаде по русскому языку. Предназначена для учащихся НПО и СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz._dop.docx63.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Сосенский радиотехнический техникум»

(ГБОУ СПО «СРТ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

Дополнительной учебной дисциплины

Русский язык

для специальности:

190631.01 Автомеханик

260807.01 Повар, кондитер

110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства

начального профессионального образования

(базовый уровень)

2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального профессионального образования (далее НПО) по специальности 190631.01 Автомеханик, ФГОС НПО по специальности 260807.01 Повар, кондитер и ФГОС НПО по специальности 110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного прозводства

Авторы: преподаватель

ГБОУ СПО «СРТ»

________________  Л.А. Рябкова


                                           СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        ПРОГРАММЫ         УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                 

СТРУКТУРА  И   СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ         И         ОЦЕНКА         РЕЗУЛЬТАТОВ         ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр.

4

6

10

11


1.  ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения программы:

программа         учебной        дисциплины является        частью

примерной основной  образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 260807.01 Повар, кондитер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3.  Цели  и  задачи  учебной  дисциплины –  требования к  результатам освоения учебной дисциплины:

В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

уметь:

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

-        сформировать         представление        о         тексте,        совершенствуя        навыки конструирования текстов;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- строить аналитический рассказ об идейно-художественном содержании произведения         и  его  фрагментов  на  основе  самостоятельной  работы  с

текстом;

- строить рассказ по типу индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей;

- раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам;

- выявлять подтекст;

-        производить         речеведческий                 и        стилистический        анализ        текста художественного         произведения,         научно-учебного,        научно-популярного, публицистического текста;

- выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой


персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

- импровизировать на свободную тему;

- передавать в письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, текста, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;

В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

знать:

- фонетику и графику, лексику и фразеологию, грамматику и правописание.

1.4. Рекомендуемое  количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

40 часов


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические занятия

20

контрольные работы

              6

Итоговая аттестация в форме областной олимпиады по русскому языку

2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Понятие о единицах и уровнях языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных

уровней языка.

Понятие  о  коммуникативной  целесообразности,  уместности,  точности,  ясности,

чистоте,   логичности,   последовательности,  образности,   выразительности   речи.

Основные аспекты культуры речи :нормативный, коммуникативный и этический.

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и

грамматические        (морфологические        и        синтаксические)        нормы        русского литературного языка.

Лексические нормы Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие  речевого  общения.  Выбор  из  синонимического  ряда  нужного  слова  с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний

по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными        частями.        Синонимия        грамматических        форм        и        их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем;        2)слитные,        дефисные        и        раздельные        написания;        3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,

включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак

Функциональные стили Научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование

изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.


2.3.ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем часов

1

2

3

Тема  1.Особенности написания изложения

Изложение с элементами сочинения

2

Сжатое изложение

2

Анализ текста

2

Тема 2. Стили речи

Лексическая стилистика

2

Синтаксическая стилистика

2

 

Стилистический анализ текста

2

Изобразительно-выразительные средства языка

2

Тема3.Восприятие художественного произведения.

Индивидуальное восприятие текста, художественного произведения.

2


Письменное выражение своего видения текста

2

Определение позиции автора

2

Контрольная работа. Изложение.Текст «Лапти»

2

Анализ изложения

2

Тема 4.Грамматические и орфографические нормы русского литературного языка

Построение предложений с придаточными частями

2

Слитное и раздельное написание

2

Знаки препинания при передаче прямой речи

2

Смысловое членение текста. Абзац.

2

Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения

2

Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения

2

Анализ изложения

2

Итоговый урок

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования         к         минимальному         материально-техническому обеспечению

Реализация        учебной        дисциплины        требует        наличия:        учебного

кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места,        рабочее         место         преподавателя,         учебно-планирующая

документация,        рекомендуемые        учебники,        дидактический         материал,

раздаточный материал.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Е.С.Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык, 10-11 кл.

2. Е.С. Антонова, Т.М.Вотелева Русский язык и культура речи стр.14.

  3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А., Русский язык: 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2002-2004;

4.  Разумовская  М.М.,  Львова  С.И.,  Капинос  В.И.,  Львов  В.В.  и  другие Русский язык: 5-9 классы // Под.ред. М.М.Разумовский, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003;

5. Власенко А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили

речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. -М.:

Вербум, 2001;

7. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика.- СПб., 2003.

8. Бройде Н.Г. 25 таблиц по русскому языку. 5-11 классы. -М., 2001.

9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002.

10. Воителева Т.М. Синтаксис и пунктуация. – М., 2002.

11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.-2-е изд., перераб. – М., 1999.

12. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Книга для учителя .- М., 2000.

13. Русский язык /  Н.А. Герасименко, А.В. Канафтева, В.В. Леденева и др.;

Под ред. Н.А. Герасименко.- М., 2003.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль         и         оценка         результатов        освоения         учебной        дисциплины

осуществляется        преподавателем         в          процессе         проведения         практических занятий        ,         тестирования,         а        также                выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные  умения, усвоенные  знания)

Формы  и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-        совершенствовать        орфографическую        и

пунктуационную грамотность;

Индивидуальные

задания, тексты

-        сформировать         представление        о         тексте,

совершенствуя навыки конструирования текстов;

Работа        с        текстом,

конструирование текста

-        обеспечить         дальнейшее        овладение

функциональными        стилями                речи           с одновременным расширением знаний учащихся о стилях,        их         признаках,         правилах        их

использования;

Практическое        занятие

по признакам стилей

-        строить         аналитический        рассказ         об         идейно-

художественном содержание произведения  и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;

Самостоятельная

работа с текстом

-        строить         рассказ         по         типу        индивидуальной,

сравнительной        и        групповой        характеристики персонажей;

Устное сообщение

- выявлять подтекст;

Практическое занятие

-  производить  речеведческий  и  стилистический

анализ        текста        художественного         произведения, научно-учебного,        научно-популярного, публицистического текста;

Практическое занятие

-        выявлять        и        осмысливать        изобразительно-

выразительные средства языка в их  единстве с

Индивидуальные задания


нравственно-психологической         и        социальной

характеристикой         персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

-        творчески         пересказывать        художественный

текст;

Самостоятельная

работа

-  строить  устное  высказывание  и  письменное

сочинение         на         темы,                предполагающие самостоятельный                анализ                        литературных произведений                 и        фактов        исторической         и

современной действительности;

Индивидуальные задания

- строить проблемный очерк (высказывание типа

проблемного очерка) об отношениях человека и общества, человека и природы (среды), народа и власти,        о         нравственных        основах         счастья,        об

активном отношении к добру и злу, о мировых проблемах         и        проблемах         будущего,        о         своем назначении и месте в жизни, о будущей трудовой деятельности, профессии, семье;

Практическое занятие

- импровизировать на свободную тему;

Практическое занятие

- создавать художественную зарисовку, рассказ;

Практическое занятие

-        передавать         в        устной        и        письменной        форме

индивидуальное        восприятие         художественного произведения, свое видение действительности и понимание         жизненных          проблем,         свои        оценки фактов        и         явлений,        своеобразно         используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;

Практическое занятие

-        аннотировать         статьи        о         литературных

произведениях,         театре,         кино,         художественных выставках;

Самостоятельная

работа

Знания:

- фонетику и графику, лексику и фразеологию,

грамматику и правописание;

Контрольные диктанты.