Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины "Русский язык"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НПО, является частью примерной основной образовательной программы. Можно использовать для подготовки к олимпиаде по русскому языку. Предназначена для учащихся НПО и СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz._dop.docx | 63.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Сосенский радиотехнический техникум»
(ГБОУ СПО «СРТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Дополнительной учебной дисциплины
Русский язык
для специальности:
190631.01 Автомеханик
260807.01 Повар, кондитер
110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
начального профессионального образования
(базовый уровень)
2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального профессионального образования (далее НПО) по специальности 190631.01 Автомеханик, ФГОС НПО по специальности 260807.01 Повар, кондитер и ФГОС НПО по специальности 110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного прозводства
Авторы: преподаватель
ГБОУ СПО «СРТ»
________________ Л.А. Рябкова
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
10
11
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы:
программа учебной дисциплины является частью
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 260807.01 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- сформировать представление о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- строить аналитический рассказ об идейно-художественном содержании произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с
текстом;
- строить рассказ по типу индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей;
- раскрывать позицию автора в произведении, его взгляды, отношение к персонажам;
- выявлять подтекст;
- производить речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения, научно-учебного, научно-популярного, публицистического текста;
- выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой
персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;
- импровизировать на свободную тему;
- передавать в письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, текста, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- фонетику и графику, лексику и фразеологию, грамматику и правописание.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
40 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 6 |
Итоговая аттестация в форме областной олимпиады по русскому языку |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Понятие о единицах и уровнях языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности,
чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Основные аспекты культуры речи :нормативный, коммуникативный и этический.
Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и
грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Лексические нормы Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний
по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2)слитные, дефисные и раздельные написания; 3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,
включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак
Функциональные стили Научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
2.3.ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1.Особенности написания изложения | Изложение с элементами сочинения | 2 |
Сжатое изложение | 2 | |
Анализ текста | 2 | |
Тема 2. Стили речи | Лексическая стилистика | 2 |
Синтаксическая стилистика | 2 | |
| Стилистический анализ текста | 2 |
Изобразительно-выразительные средства языка | 2 | |
Тема3.Восприятие художественного произведения. | Индивидуальное восприятие текста, художественного произведения. | 2 |
Письменное выражение своего видения текста | 2 | |
Определение позиции автора | 2 | |
Контрольная работа. Изложение.Текст «Лапти» | 2 | |
Анализ изложения | 2 | |
Тема 4.Грамматические и орфографические нормы русского литературного языка | Построение предложений с придаточными частями | 2 |
Слитное и раздельное написание | 2 | |
Знаки препинания при передаче прямой речи | 2 | |
Смысловое членение текста. Абзац. | 2 | |
Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения | 2 | |
Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения | 2 | |
Анализ изложения | 2 | |
Итоговый урок | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного
кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая
документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал,
раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Е.С.Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык, 10-11 кл.
2. Е.С. Антонова, Т.М.Вотелева Русский язык и культура речи стр.14.
3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А., Русский язык: 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2002-2004;
4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и другие Русский язык: 5-9 классы // Под.ред. М.М.Разумовский, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003;
5. Власенко А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили
речи. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004;
6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. -М.:
Вербум, 2001;
7. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика.- СПб., 2003.
8. Бройде Н.Г. 25 таблиц по русскому языку. 5-11 классы. -М., 2001.
9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2002.
10. Воителева Т.М. Синтаксис и пунктуация. – М., 2002.
11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка.-2-е изд., перераб. – М., 1999.
12. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Книга для учителя .- М., 2000.
13. Русский язык / Н.А. Герасименко, А.В. Канафтева, В.В. Леденева и др.;
Под ред. Н.А. Герасименко.- М., 2003.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; | Индивидуальные задания, тексты |
- сформировать представление о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов; | Работа с текстом, конструирование текста |
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; | Практическое занятие по признакам стилей |
- строить аналитический рассказ об идейно- художественном содержание произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом; | Самостоятельная работа с текстом |
- строить рассказ по типу индивидуальной, сравнительной и групповой характеристики персонажей; | Устное сообщение |
- выявлять подтекст; | Практическое занятие |
- производить речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения, научно-учебного, научно-популярного, публицистического текста; | Практическое занятие |
- выявлять и осмысливать изобразительно- выразительные средства языка в их единстве с | Индивидуальные задания |
нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей, индивидуализацией их образов, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора; | |
- творчески пересказывать художественный текст; | Самостоятельная работа |
- строить устное высказывание и письменное сочинение на темы, предполагающие самостоятельный анализ литературных произведений и фактов исторической и современной действительности; | Индивидуальные задания |
- строить проблемный очерк (высказывание типа проблемного очерка) об отношениях человека и общества, человека и природы (среды), народа и власти, о нравственных основах счастья, об активном отношении к добру и злу, о мировых проблемах и проблемах будущего, о своем назначении и месте в жизни, о будущей трудовой деятельности, профессии, семье; | Практическое занятие |
- импровизировать на свободную тему; | Практическое занятие |
- создавать художественную зарисовку, рассказ; | Практическое занятие |
- передавать в устной и письменной форме индивидуальное восприятие художественного произведения, свое видение действительности и понимание жизненных проблем, свои оценки фактов и явлений, своеобразно используя ресурсы родного языка, придерживаясь своего индивидуального стиля; | Практическое занятие |
- аннотировать статьи о литературных произведениях, театре, кино, художественных выставках; | Самостоятельная работа |
Знания: | |
- фонетику и графику, лексику и фразеологию, грамматику и правописание; | Контрольные диктанты. |