Разработка открытого урока по литературе в 5 классе "Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды"

Дивии Аяна Ивановна

Урок проведен в 5 классе (ФГОС), обучающимся по учебнику М.В.Черкезовой, как обобщающий после изучения произведения Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" с целью воспитания духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде; толерантности; умения работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. Занятие формирует нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»                    как протест против национальной вражды

Цели урока: 1)осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; сюжет и идею;

2) приобщить  детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки анализа художественного произведения, логического мышления; корректировать развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе;

3)воспитать духовно-нравственную личность с непримиримым отношением к национальной вражде; толерантность; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки; формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, портрет писателя, презентация урока, высказывание Л.Н.Толстого "Война и вражда античеловечны"

Ход урока:

  • Организация начала урока

1. Приветствие. Отчет дежурных.

2.Слово учителя (мотивация к раскрытию темы урока).

 -  Ребята, я знаю, что вы очень дружный класс.Покажите те же это: обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Я вижу, что на вашей маленькой планете, а ваш клас-это тоже своего рода планета, все хорошо, все спокойно. Но, к сожалению, на нашей большой планете не всегда спокойно. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты.

-- Как необходимо относиться к людям другой национальности? (Надо относиться хорошо, с пониманием, с уважением.)

--Что мешает людям жить в мире и дружбе? (Я думаю. мне кажется другая вера, зависть, политика, )

--Как вы понимаете выражение "национальная вражда", подберите синоним к слову вражда, враг. (Это когда между разными нациями возникают различные конфликты, народы начинают ненвидеть друг друга, враг-недруг)

--Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду? (Дружба, понимание. взаимопомощь, например. когда случаются стихийные бедствия, ведь мы живем на одной планете.)

--Возможна ли дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий? (Конечно, возможна.)

--Поднимите руки те,у кого есть русские друзья, подруги.

2. Постановка целей, задач урока.

--Ребята. вот вы сами смогли определить тему нашего урока

   Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды (слайд 1)

-На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунемся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение. В ходе урока вспомним что называется сюжетом, попытаемся определить основную идею рассказа, проанализируем некоторые важные эпизоды, проведем сопоставительную характеристику главных героев рассказа. Также послушаете интересные сообщения ваших товарищей Назына и Начына.

  --Сегодня вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы. (2 слайд)

1 Во время работы каждый должен стараться для всей группы.

2. Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам .

3. Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение.

4. Во время обсуждения не торопись критиковать мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому

--Вот несколько правил, которым вы должны следовать во время работы в группах.

3. Актуализация знаний.

--Ребята, вы знаете. что в свое время Л.Н. Толстой служил на Кавказе. Об одной истории, случившейся с ним расскажет вам ученик 11кл Сат Менги

 Л.Н.Толстой на Кавказе

"В ту пору я был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, я чуть не попал в плен. Выручил меня из беды мой спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было. Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Я и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил мне своего коня, а тот отдал мне своего крепкого иноходца. И вот, когда нас стали настигать чеченцы, я легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и меня в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за мной  и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил мне свою саблю."

Толстой назвал свой рассказ былью.

--Что такое быль? (3 слайд)

--Сегодня на уроке нам необходимы знания теории литературы. начнем работу с понятия сюжет. Оно уже вам знакомо.  (4 слайд)

Сюжет-цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

--Для того, чтобы понять сюжет рассказа, вы попытаетесь составить в группах план рассказа. ( 1вар.На опасной дороге. В плену. неудавшийся побег . Помощь Дины.Повторный побег 2 вар. Погоня. Плен. 1-й побег. Помощь дины. Спасение. 3 вар. Куда ехали жилин и Костылин? Что с ними случилось? Кто их взял в плен? Как они жили в плену? Как помогла Дина Жилину?)

--Сюжет рассказа очень прост. Кто его определит ? (В плен попадают два офицера, один смог убежать, другой не смог)

^

IV. Применение полученных знаний

5 слайд

Вы знаете сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. События происходили осенью

2. Жилин был невелик ростом, да удал

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком

8. Во второй раз Жилин бежал один

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

5. Формирование новых понятий

-Чтобы понять основную проблему рассказа, обратимся к эпизодам. Они помогут нам сделать выводы.

6 слайдЧтение эпизода «Одежда татар» (глава 2, стр. 55)- 1 группа

 «Пришёл красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое, всё смеётся. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тоненьких башмачках другие, толстые башмачки. Шапка высокая, белого барашка».

Комментарии из толкового словаря Ожегова

 БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

 ГАЛУН. Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

 САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

7 слайд

Следующий эпизод, над которым мы будем работать «Обед» (глава  2 группа Чтение эпизода учащимися.

«Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в часке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле.

 …Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, секли на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли».

8  слайд

Пересказ эпизода «Похороны» из 4 главы.стр 67. 3 группа

«Завернули мёртвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришёл мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мёртвым.

 …Потом прочёл мулла молитву, все встали, подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки за живот.

Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой. Долго молчали.

…Роздал рыжий денег старикам, потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой.»

--Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды?

Вывод: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.

--Откуда истоки людской вражды? Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей? Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и горцы, Жилин и Дина.

9 слайд  1 группа  Жилин и Абдул-Мурат

Как относился к Жилину его хозяин?

Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг

После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.

Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят

Продолжаем работу над эпизодами рассказа.

Пересказ эпизода «Жилин и горцы» (глава 3) 2 группа

« Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Дина увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. …Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

…Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.

… Заболел раз татарин, пришли к Жилину… Выздоровел на его счастье татарин.»

За что татары уважали Жилина?

Вывод: Жилин на всякое рукоделие мастер был.

--Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?

Мулла .Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое.

Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.

Мысли Толстого (надо сделать слайд)

Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.

Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.

Война и вражда античеловечны.

Жилин и Дина. В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами Жилина. В них много общего. Сравните. Почему автор использует разные слова?

«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл.2) «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл.6)

« Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)

«…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)

«…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)

Художественные средства помогают передать авторское отношение.

--как относится автор к Дине?

Перейдём к эпизоду «Побег Жилина» из 6 главы.Пересказ эпизода

« Вдруг на голову ему глина посыпалась, глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. … Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый. …Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. … Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеётся.»

Во время второго побега Дина оказывает помощь Жилину, а Жилин проявляет заботу. Приведённые цитаты особенно говорят об отношении этих героев друг к другу. Обратимся к ним

«Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему» (гл.6)

«… мне тебя жалко» (гл.6)

«Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют тебя» (гл.6)

Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н.Толстой.

Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть

--Как можно назвать поступок Дины? (Храбрым, мужественным , самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью)

Попытаемся сделать вывод.

Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла

Дружба возможна, даже если народы разделены войной

Идея-главная мысль произведения. из уроков русского языка вы знаете, что называется основной мыслью  текста. (то, что главное хотел сказать автор, к чему призывает, в чем нас убеждает)Материал урока помог нам сделать выводы. Какова же главная мысль рассказа?

(Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения

Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах.Осуждает предательство. Показывает. что война-это бессмысленная вражда людей.)

-- Прошло почти два века. но и сейчас на Кавказе не всегда спокойно. очень много молодых ребят полегло на войне с бандформированиями. О самом первом герое расскажет Начын.

--А Назын расскажет нам о нашем выпускнике, тоже побывавшем в горячей точке Аясе Сувакпит.  

Рефлексия.

Написать ответ на вопрос:

 Какие мысли вызвал у вас данный рассказ?

Для этого используется метод незаконченных предложений:

Нам  понравилось…

Мы поняли, что…

Мы научились…

Нам близка мысль…

Мы согласны с тем, что…

Мы думаем, что…

^ V. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает ваш выбор.

1.Устное рисование понравившегося героя

2. Составить кроссворд по рассказу "Кавказский пленник"

3. Написать сочинение "Россия- многонациональная страна"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Слайд 2

Правила групповой работы Во время работы каждый должен стараться для всей группы Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам. Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идет обсуждение Во время обсуждения не критикуй мнение товарища, умей выслушать и понять его, а потом уже высказываться самому

Слайд 3

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Слайд 4

Сюжет Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Слайд 5

Идея Идея – главная мысль произведения

Слайд 6

Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным. 1. События происходили осенью 2. Жилин был невелик ростом, да удал 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком 8. Во второй раз Жилин бежал один 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

Слайд 7

Одежда татар Бешмет - верхняя одежда у кавказских народов, стеганый полукафтан Галун - тесьма

Слайд 8

Обед войлок

Слайд 9

Похороны Чинара – южное дерево

Слайд 10

Мулла – мусульманский священник

Слайд 11

Мечеть – храм мусульман

Слайд 12

Задания группам I группа Жилин и Абдул - Мурат II группа Жилин и горцы III группа Жилин и Дина

Слайд 13

Рефлексия Написать ответ на вопрос: Какие мысли вызвал у нас данный рассказ? Для этого используется метод незаконченных предложений: Нам понравилось… Мы понял и , что… Мы научил ись … Нам близка мысль… Мы соглас ны с тем, что… Мы дума ем , что…

Слайд 14

Домашняя работа Устное рисование понравившегося героя Составить кроссворд Сочинение «Россия - многонациональная страна»

Слайд 15

Кроссворд 1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая». 2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». 3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа. 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей.Как назывался этот учебник? 6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и Костылина?

Слайд 16

Д И Н А Р А С С К А З П У Ш К И Н С Ю Ж Е Т А З Б У К А А Н Т И Т Е З А