Разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Волшебница Зима"

Дивии Аяна Ивановна

Урок-панорама "Волшебница Зима" приобщает  детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивает навыки анализа художественного произведения, логического мышления; корректирует развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе; расширяет кругозор; воспитывает духовно-нравственную личность; умение видеть и чувствовать  прекрасное; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. На уроке идет повторение признаков существительного и прилагательного, разрядов прилагательных ; изобразительно –выразительных средств языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), знакомство с творчеством знаменитых художников и композиторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока-панорамы «Волшебница-зима» в 6 а кл.

Форма-панорама

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский, выразительное чтение, погружение, сравнение

Межпредметные связи: литература, русский язык, ИЗО, музыка, родная литература.

    Предварительная работа:

1 группа: изображение зимней природы в стихотворениях русских поэтов;

2 группа: изображение зимы в картинах русских художников;

3 группа: изображение зимы в музыкальных произведениях.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, аудиозаписи музыкальных произведений знаменитых композиторов  Свиридова «Метель», Чайковского  «Времена года. Зима», опера «Снегурочка»,  Вивальди «Времена года. Зима».

Формирование УУД.

Личностных: посредством художественных текстов используется воспитательный потенциал русского языка, изобразительного искусства, музыки; уч-ся приходят к пониманию необходимости:

- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.

Регулятивных: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция. Открытие учащимися нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (даются мотивации к формированию учебной проблемы, уч-ся сами формулируют цель, тему урока).

Познавательные: актуализация знаний о существительном, прилагательном (разряды прил), обращение к опыту детей; моделирование (перевод устной речи в письменную); создание способов решения проблемно-поискового характера(нахождение в стихотворениях ИВС).

Коммуникативных: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, монологические высказывания уч-ся (индивидуальные сообщения уч-ся), используется групповая форма организации учебной деятельности, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения.

Цели урока:

Обучающая- повторить признаки существительного и прилагательного, разряды прилагательных ; изобразительно –выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), познакомить с творчеством знаменитых художников и композиторов.

Развивающая:  приобщить  детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки анализа художественного произведения, логического мышления; корректировать развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе; расширить кругозор.

Воспитательная: воспитать духовно-нравственную личность; умение видеть и чувствовать  прекрасное; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки;

                        План урока:

  1. Оргмомент  (Сдача отчета дежурного. Приветствие. Мотивация к раскрытию темы урока).
  2. Постановка целей, задач урока.
  3. Слово учителя.
  4. Изображение зимней природы в стихотворениях русских поэтов.

А) выразительное чтение

Б) термины: метафора, сравнения, олицетворения, эпитеты

В) нахождение ИВС в предложенных стихах (работа по группам. 1 группа- «Метель», 2 группа –«Зимнее утро», 3 группа-

Все – стихи С. Сарыг-оола  )

Г)  Вывод

5.  Изображение зимы в картинах русских художников.

А) творчество Пластова (Донгак Б)

Б) творчество  А Саврасова (Думен С)

В) творчество Б Кустодиева (Донгак-оол Н)

Г) творчество И. Грабаря  (Кол Д)

6.Динамическая пауза.

7.Отражение зимы в музыкальных произведениях знаменитых композиторов.

А)  Свиридов «Метель» (Оюн З)

Б) Чайковский  «Времена года. Зима» (Аржаана)

В) Вивальди «Времена года. Зима» (Чалзып В.)

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Дополнительные задания:

  • Загадки о зиме (Шарып Ч)
  • Кроссворд о зиме (Майдер)
  • Русские народные песни о зиме (Тюлюш С)

                                            Ход урока:

  1. Оргмомент (Сдача отчета дежурных). Приветствие. Перед тем как начать наш урок  сыграем в игру «Да и нет не говори». Я задаю вопрос, вы отвечаете, но не забывайте, что вы не говорите слов «да» и «нет»

- Ребята, вы любите зиму?

- Любите ли вы Новый год?

- Нравится ли вам кататься с горы?

А теперь, похлопайте в ладоши  те, кто верит в Деда Мороза и любит получать подарки. Мне приятно, что вы верите в чудеса. А в какое время года происходят чудеса? О каком времени года мы будем сегодня говорить? Наш урок называется «Волшебница-зима». Почему зиму называют волшебницей?

(Потому что зимой все кругом становится похожим на царство Снежной королевы. Мороз рисует красивые узоры на окнах. Только зимой ждешь какого-то волшебства). Вы все , наверное догадались, что сегодня мы будем говорить о самом замечательном времени года-зиме. Урок у нас буде не обычный . а урок-панорама. Каждая группа будет выступать со своим заданием, которое напрямую связано с темой урока. Надеюсь, что все хорошо подготовились и выступят со своими сообщениями достойно.

А теперь назовите ассоциации, которые вызывают у вас при слове «зима». Слова должны быть существительными (волшебница, иней, снег. Дед мороз, Снегурочка, подарки, олимпиада, Сочи и  т.д.)

 Молодцы, а теперь, пожалуйста,  подберите прилагательные. Какая? (волшебная, снежная, седая, серебристая, чудесная, холодная, долгая, печальная и т.д.) Среди ответов были художественные определения. Как называются такие слова  (эпитеты).

- Итак, выступает первая группа. «Отражение зимней природы в стихотворениях русских и тувинских поэтов». Они сделали небольшую исследовательскую работу, которую представит вам Алеша Байкара

   « Каждый человек с любовью, нежностью относится к своему родному краю, Родине. Но не всем дано выразить красоту родного края, изменения, которые в ней происходят во всех времена года. Наглядно и красиво описать явление природы, передать настроение могли только гениальные поэты, художники слова ,которые обладали чутким и внимательным взглядом на мир. О красоте природы во все времена писали поэты- А.С.Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, И.И. Бунин, С.Есенин, А. Плещеев и другие. Красоту тувинской природы описали А.Шоюн, С. Сарыг-оол, С. Пюрбю, А.Уержаа.

Актуальность нашего исследования в том, что большинство учащихся мало знают русских и тувинских  поэтов, зачастую исходя только программным материалом. Это неправильно, потому что каждый культурный  человек  должен обогащать свой словарный запас, повышать культуру речи, используя художественные средства языка. А это  можно сделать, если будешь постоянно читать, интересоваться творчеством русских и  особенно тувинских поэтов, ведь мы принадлежим к тувинскому этносу и стыдно будет не знать своих национальных поэтов.

Мы попытались сравнить стихотворения С Есенина и  С.Сарыг-оола

С. Есенин

«Поет зима-аукает…»

ИВС

С.Сарыг-оол

«Кыжын»

Уран аргалары

Поет зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется, но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые, прижались у окна.

Озябли пташки малые,

голодные, усталые,

и жмутся поплотней,

а вьюга с ревом бешеным

стучит по ставням свешенным

и злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные у мерзлого окна, и снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная Красавица весна.

Олицетворения-

Зима аукает, лес баюкает, плывут облака, вьюга стучит и злится.

Эпитеты-тоска глубока, седые облака, воробушки игривые, рев бешеный, пташки нежные, прекрасная, красавица весна.

Метафора- метелица ковром шелковым стелется.

Сравнение- как детки сиротливые.

Хоюннадыр бургеп-бургеп, Кодан-майык уруп-ла кээр:

Даштыгаа унгеш, ору коорге, даалай харлар арынга дээр,

Эчигейи кончуг кылдыр эстип бадып турар болгай.

Калбак шолдер, кадыр даглар харны кедип каастаныптар:

Кокпак талдар, хараганнар

Койгун кежи борттер кеткеш,

Селбер баштыг уруглар дег, сеспигир ак апаргылаар.

Улуг-хунде чыглып алгаш. Уруглар-даа ойнап унер:

Кадырларга чунгу кылыр, хартыга дег дурген-эрес

Караннадыр чаржып ойнаар.

Эпитеттер-даалай харлар, калбак шолдер, кадыр даглар,

Кокпак талдар.

Деннелгелер-селбер баштыг уруглар дег, хартыга дег; шолдер, даглар харны кедип каастаныптар.

Метафора- койгун кежи борттер кеткеш.

Вывод: оба поэта с помощью ИВС очень ярко, образно передают всю красоту, прелесть, очарование зимней природы».

- А теперь задания группам. Найдите, пожалуйста, в цитатах  ИВС и автора.

1 гр-  «… и стоит он околдован, не мертвец и не живой- сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой..» эпитеты (Ф. Тютчев)

2 гр-«Где летом пели зяблики, сегодня- посмотри!- как розовые яблочки , на ветках снегири…» сравнения ( З.Александрова).

3 гр- «.. дремлют, качаясь, березки и ели…,бродит в туманном сиянье Мороз…, смотрит в безмолвные избы мороз…» олицетворения (И.Бунин.)

-Спасибо всем за работу. Давайте послушаем выступление 2 группы.

« Изображение зимы в картинах русских художников».

- Ребята нам расскажут о знаменитых художниках, которые в своем творчестве запечатлели зимний пейзаж. Ребята сегодня выступят в роли экскурсоводов.  

-А.Саврасов  «Зима» (Думен С)

- А. Пластов «Первый снег» (Донгак Б)

- Б Кустодиев  «Масленица» (Донгак-оол Н)

- И. ГрабАрь «Февральская лазурь» (Кол Д.)

- А теперь давайте внимательно послушаем не менее интересное выступление 3группы  «Отражение зимы в музыкальных произведениях знаменитых композиторов».

- Какие же известные композиторы затрагивали тему зимы в своих бессмертных произведениях. Об этом нам расскажут ребята из 3 гр.

-  Свиридов «Метель» (Оюн З.)

-- Римский –Корсаков опера «Снегурочка» (Начын)

--Вивальди «Времена года» (Чалзып В.)

-- Чайковский  «Времена года. Зима.»  (Аржаана)

Вывод: И поэты, художники, композиторы старались донести до нас красоту зимы с помощью слова, картины, музыки, чтобы каждый из нас почувствовал красоту, величие, гармонию природы, все взаимосвязано. Благодаря им мы можем видеть прекрасное  в окружающем, что каждое время года- чудесное, неповторимое, изумительное.

Рефлексия: 1гр- Нам понравилось…

                     2 гр- мы узнали…, познакомились..

                    3гр- мы думаем, что.. мы с уверенностью можем сказать, что…

Дом зад. Предполагает ваш выбор:

  • Написать сочинение-описание «Наш парк зимой».
  • Сочинить стихотворение о зиме, загадку.
  • В стихотворениях И. Бунина  о зиме определить ИВС.

Итог. Оценки.