«Нет ничего сильнее слова»

Бойкова Наталья Михайловна

Внеклассное мероприятие по русскому языку, посвящённое Международному дню родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_net_nichego_silnee_slova.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

«Нет ничего сильнее слова»

Внеклассное мероприятие по русскому языку, посвящённое Международному дню родного языка.

Содержание

1.

Введение. Русская речь сегодня. Задачи внеклассной работы по русскому языку.

2

2.

Сценарий внеклассного  мероприятия, посвящённого Международному дню родного языка

5

3.

Приложение 1. Электронный тест по русскому языку для капитанов команд

Приложение 2. Высказывания, из которых складываются  пословицы и поговорки

Приложение 3. Содержание тестов для участников команд

Приложение 4. Оценочная таблица для жюри с правильными ответами на вопросы заданий.

12

14

15

16

 1. Введение. Русская речь сегодня. Задачи внеклассной работы по русскому языку.

Цели данной методической разработки:

1) обосновать необходимость проведения внеклассных мероприятий по русскому языку среди студентов колледжа;

2) представить сценарий занимательной конкурсной программы «Нет  ничего сильнее слова»;

3) продемонстрировать опыт использования информационных технологий для решения профессиональных задач педагога в преподавании русского языка.

Люди получили от природы бесценный дар – возможность речевого общения. Более того, мы можем воспринимать и понимать чужую речь не только в момент речи, но и   когда  адресант и адресат удалены друг от друга в пространстве и времени. Поэтому любой язык, в том числе и русский, -  это   национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.

        Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймёт их собеседник или читатель. Для всех очевиден тот факт, что за последние десять – пятнадцать лет русская речь претерпела существенные изменения. Речь наших современников привлекает всё большее внимание журналистов, учёных разных специальностей, писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Извечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» вполне закономерны по отношению к русскому языку и русской речи.

 Безграмотные речь и письмо сегодня – это стыдно и неперспективно, поскольку карьера государственного чиновника и специалиста в значительной степени зависит от умения правильно говорить и писать по-русски.

Задача внеклассной работы по русскому языку  состоит в том, чтобы развивать в студентах гордость за свой родной язык, способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения, приобщать к высоким образцам русской словесности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место  информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед преподавателем ССУЗа  задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Во внеклассной работе следует использовать игровые, занимательные формы мероприятий, опираться на способности студентов в оформлении наглядных пособий и выразительном чтении произведений русской литературы, а также развивать их информационно-коммуникационные навыки.

Внеклассное мероприятие по русскому языку целесообразно приурочить к одному из праздников, посвящённых книге, поэзии и грамотности:

1 сентября. День знаний.

8 сентября. Международный день борьбы с неграмотностью.

14 декабря. День Наума грамотника.

21 февраля. Международный день родного языка.

21 марта. Всемирный день поэзии.

23 марта. Всемирный день книги и авторских прав.

24 мая. День славянской письменности и  культуры.

6 июня. День рождения А.Пушкина. День русского языка.

Говоря о роли родного языка в жизни человека, следует ссылаться на мнение классиков русской литературы.

  Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор,

К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Эти строчки великой русской поэтессы Анны Ахматовой понятны каждому образованному человеку. Любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно так выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим.

Студенты должны понять, что речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее они будут  оформлять свои мысли, тем лучше поймёт их собеседник или читатель. От того, как говорит человек, могут напрямую зависеть результаты его труда, профессиональный рост.

2. Внеклассное мероприятие, посвящённое  Международному дню родного языка.

  Цели мероприятия: воспитание у студентов любви к родному языку, развитие речевых и информационно-коммуникационных навыков, приобщение к высоким образцам русской словесности.

Подготовительный этап.

Преподаватель организует подготовку студентов двух учебных групп к Занимательной конкурсной программе: утверждает состав команд-участниц, определяет состав жюри конкурса, готовит чтецов произведений русских поэтов, даёт «домашние» задания.

1) Студенты находят и представляют информацию о Международном дне родного языка.

2) Студенты оформляют плакаты с высказываниями о языке.

«Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…»

                        П.Вяземский.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г.Белинский).

«…И мы сохраним тебя,

русская речь,

Великое русское слово»

                            А.Ахматова.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

                                                       Академик В.В.Виноградов,

выдающийся русский филолог.

Сценарий занимательной конкурсной программы по русскому языку, посвящённой Международному дню родного языка

«Нет ничего сильнее слова»

 Ведущий: Название нашей сегодняшней конкурсной программы – «Нет ничего сильнее слова». А посвящаем мы её Международному дню родного языка.

Студенты представляют информацию.  Международный день родного языка, 

провозглашённый Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год  с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата – 21 февраля – была выбрана не случайно: в этот день в Дакке (столице Бангладеш) от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языкового разнообразия и образованию, но и укрепляют солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге. Каждый народ – это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык! Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности – очень важная задача.

Ведущий: Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычен, что мы и не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем родной язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём её многообразии.

 Слова рождают в нашем воображении зрительные образы, и мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в пустыне караван верблюдов спешит к оазису. Поэтому мы должны знать и беречь русский язык.

Не раз размышлял над судьбами русского языка И.С.Тургенев. Так, в статье «По поводу «Отцов и детей» (1869) он писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

В 1882 г. в журнале «Вестник Европы» впервые было напечатано его стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Через язык современный человек воспринимает мудрость древних и обретает возможность обратиться к будущим поколениям, познаёт себя и чувствует сопричастность к героическому прошлому своего народа.

Чтец 1. А.Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

                                            Навеки!

Чтец 2. И.Бунин  «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Ведущий: «Русский язык в его классической чистоте – это наша последняя фамильная драгоценность… если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что, говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем…» (Вячеслав Пьецух).

О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умеем ли мы использовать в речи неисчерпаемые возможности родного языка, всегда ли мы правильно пользуемся им?

Чтец 3. Евгений Вестник  Ода русскому языку.

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить,  нАчать, взад,  принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Райбочий и интеллигент

Родную  речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не «нАчать», а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык  родной

Его для внуков сохраните.

Ведущий: Сегодня в игровой форме вы, ребята, сможете показать, как вы знаете и любите свой родной русский язык! Но сначала капитаны представят свои команды (Например, «Знатоки» и «Умники»).

Сейчас вам предстоит выполнить первое задание.  «Дай правильный ответ!»

Я буду задавать каждой команде вопросы, а вы должны на них ответить на раздумывая.

Вопросы для команды 1.

1. Сколько букв «н» пишется в слове «блинный»? (Две)

2. Какая приставка пишется в слове «премудрый»? (Пре).

3. Что такое «кемпинг»? (Летний лагерь для автотуристов)

4. От чего произошло слово «азбука»? (От названия начальных букв русского алфавита: «аз» и «буки»)

5. Как правильно сказать: «обеими руками» или «обоими руками»? (Обеими)

6. Как правильно сказать: «Анна Ивановна – классная руководительница» или «А.И. – классный руководитель»? (Классный руководитель)

Вопросы для команды 2.

1. Сколько букв «н» пишется в слове «соловьиный»? (Одна)

2. Какая приставка пишется в слове «презирать»? (Пре)

3. Что такое «картинг»? (Вид автомобильных гонок)

4. Как правильно сказать: «договора» или «договоры»? (Договоры)

5. Как правильно сказать: «по обеим сторонам» или «по обоим сторонам»? (По обеим сторонам)

6. Как правильно сказать: надеть платье или одеть платье? (Надеть)

Жюри подводит итог двух конкурсов.

Ведущий: Мудрость народная выражается прежде всего в пословицах и поговорках. Следующее задание заключается в том, что я буду зачитывать вам начало высказывания, а вы должны его закончить.

- Ученье – свет, а …(неученье – тьма)

- Век живи… (век учись)

- Чтенье – лучшее… (ученье)

 Следующее задание – составить пословицы и поговорки из высказываний, записанных на бумаге.

Для команды 1.

Ученье – красота… (а неученье – простота)

Азбука – к мудрости … (ступенька)

Грамоте учиться … ( всегда пригодиться)

Красота без разума … (пуста)

Без языка … (и колокол нем)

Книга мала … (а ума придала)

Для команды 2.

Кто грамоте горазд … (тому не пропасть)

Язык до Киева … (доведёт)

Ученье в счастье украшает … ( а при несчастье утешает)

Ученье лучше … (богатства)

Сперва аз да буки … (а потом науки)

 Красна птица пером, а человек … (умом)

Студенты зачитывают пословицы. Жюри подводит итог.

Ведущий: Теперь задание в виде теста. В тестах вы должны подчеркнуть правильный ответ. Кто выполнит задание быстрей и правильней?

И последнее задание -  для капитанов: пройти электронный тест.

Пока работают капитаны, проведём конкурс чтецов.

Чтец 4. А.Блок «Россия»

Чтец 5. С.Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Чтец 6. В.Брюсов. Родной язык

Затем следует подведение итогов, награждение команд.

Ведущий: Ребята, вы молодцы. Вы очень старались. Не забывайте о том, что родной язык знать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем!

Приложение 1. Электронный тест для капитанов

1. В предложении «Как относиться  к историческому и культурному наследию своей страны?» в качестве фигуры речи  автор использует:

а)  антитезу       б)  риторический вопрос       в)  градацию

3. В каком примере на месте пропусков пишется Ь?

а) Без пословицы речь не молвит…ся.             б) Чувствует…ся, что нашему приезду рады.

в) Добро должно помнит…ся.                           г) Пчела усердно трудит…ся.

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

а)  документ   б)  средства    в)  верба      г)   агент

3. Словосочетания отличаются от предложения:

А) количеством слов;           Б) способом употребления;

В) законченностью мысли одного из них;      Г) грамматической связью слов.

4. Какие слова являются антонимами?

а)  высокий – сильный

б)  ясный – пасмурный

в)  синий – голубой

г)  злой – злостный

5.  Какое из перечисленных слов имеет значение «публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного»?

а)  галерея               б)  инвестиция                в)  инаугурация        г)  презентация

6. Мутная вода.

Предложение соответствует характеристике:

а)  Определённо-личное      б)  Неопределённо-личное

в)  Безличное                         г)  Назывное

7. Какой стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка?

а)  научный    б)  публицистический        в) художественный          г) официально-деловой

8. В определённой сфере профессиональной деятельности человека используется лексика:

а)  общеупотребительная        б)  диалектная      в)  профессиональная       г)  жаргонная

9. Какой из фразеологизмов имеет значение «твёрдо усваивать с самых ранних лет»?

а) время от времени

б)  всасывать с молоком матери

в)  вправлять мозги

г)  от доски до доски

10. Литературным языком необходимо считать:

а)  нормативный, соответствующий установленным правилам;    

б)  используемый только в официальной обстановке;

 в)  состоящий из специальных терминов;

 г)  применяемый в СМИ.

11. Словари русского языка можно отнести:

а)   к справочной литературе         б)   к художественной литературе    

 в)   к публицистической литературе

12. Диалектные слова – это слова:

 а)   вышедшие из активного употребления;

 б)   используемые людьми определённой профессии;  

 в)   многозначные слова;

 г)   употребляемые жителями той или иной местности.

13. Какой стиль речи отличается смысловой точностью, широким употреблением терминов:  

 а)  публицистический        б)  художественный         в)  научный    

14. В каком слове на месте пропуска пишется буква а?

а)   заг…релый        б)  р…сти       в)  сотв…рить       г)  р…сток

15 . Словосочетание памятник Пушкину имеет вид связи:

а)  согласование      б)  управление       в)  примыкание

.

Приложение 2. Высказывания, из которых складываются  пословицы и поговорки.              

 

Для команды 1.

Ученье – красота…            а неученье – простота

Азбука – к мудрости …             ступенька

Грамоте учиться …                всегда пригодиться

Красота без разума …                     пуста

Без языка …                           и колокол нем

Книга мала …                                а ума придала

Для команды 2.

Кто грамоте горазд …                   тому не пропасть

Язык до Киева …               доведёт

Ученье в счастье украшает …             а при несчастье утешает

Ученье лучше …                         богатства

Сперва аз да буки …             а потом науки

 Красна птица пером, а человек …             умом

Приложение 3. Содержание тестов

Для  1 команды

1) Какое прилагательное сочетается с географическим названием «Лимпопо»?

- Знаменитый

- Знаменитая

- Знаменитое

2) В каком из перечисленных ниже слов ударение ставится на последний слог?

- Шасси

- Доллар

- Баржа

3) Какое из перечисленных ниже существительных относится к мужскому роду?

- Алиби

- Вуз

- Фойе

Для 2 команды

1) Какое сказуемое сочетается со словом «жюри»?

- Постановили

- Постановила

- Постановило

2) В каком из перечисленных ниже слов ударение ставится на первый слог?

- Звонит

- Компас

- Вручат

3) Какое из перечисленных ниже слов относится к женскому роду?

- Шампунь

- Мозоль

- Тюль

Приложение 4. Оценочная таблица для жюри с правильными ответами на вопросы заданий.

п/п

Конкурсное задание

Баллы 1 команды

Баллы 2

команды

1.

Презентация «Международный день родного языка»

2.

Чтец 1. А.Ахматова «Мужество»

Чтец 2. И.Бунин  «Слово»

3.

«Дай правильный ответ!»

4.

«Составь пословицу!»

Команда 1.

Ученье – красота, а неученье – простота

Азбука – к мудрости ступенька

Грамоте учиться - всегда пригодиться

Красота без разума  пуста

Без языка и колокол нем

Книга мала, а ума придала

Команда 2.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

Язык до Киева доведёт

Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает

Ученье лучше богатства

Сперва аз да буки, а потом науки

 Красна птица пером, а человек - умом

5.

Тестирование

Для  1 команды: 1) Какое прилагательное сочетается с географическим названием «Лимпопо»?  - Знаменитый

                         - Знаменитая

                         - Знаменитое

2) В каком из перечисленных ниже слов ударение ставится на последний слог?  - Шасси

                                                  - Доллар

                                                   - Баржа

3) Какое из перечисленных ниже существительных относится к мужскому роду?

- Алиби

- Вуз

- Фойе

Для 2 команды: 1) Какое сказуемое сочетается со словом «жюри»?   - Постановили

                                    - Постановила

                                    - Постановило

2) В каком из перечисленных ниже слов ударение ставится на первый слог?    - Звонит

                                                - Компас

                                                - Вручат

3) Какое из перечисленных ниже слов относится к женскому роду?

- Шампунь

- Мозоль

- Тюль

6.

Чтец  4. А.Блок «Россия»

Чтец 5. С.Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая.

7.

Электронный тест для капитанов

                                                       ИТОГО