Практическое обучение

Бойкова Наталья Михайловна

Роль практического обучения в овладении нормами литературного языка (Для ССУЗов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_obuchenie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Роль практического обучения в овладении нормами литературного языка (Для ССУЗов)

I. Вузовские технологии обучения в школе и техникуме

В преподавании русского языка в школе и Сузах сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

Урок-практикум, или практический урок, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации знаний студенты дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.

На практических уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.

Для проведения урока-практикума подходит практически любая

программная тема по русскому языку и культуре речи.

Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная. В помощь учителю для оперативной проверки заданий привлекаются ученики-консультанты, справившиеся до урока со всеми разделами программы на «отлично».

Схема урока-практикума может быть такой:

1. Повторение теоретических сведений по проблеме.

2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.).

3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.

4. Контролирующее задание для всей группы. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.

5. Задание на дом.

II. Практические занятия в системе уроков по дисциплине «Русский язык и культура речи»

На практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» отводится 10 часов. В соответствии с основными разделами курса эти часы распределяются следующим образом:

Практическая работа №1. «Фонетика. Определение орфоэпических норм».

Практическая работа №2.  «Лексические средства языка Исправление речевых ошибок».

Практическая работа №3. «Нормативное употребление форм слова».

Практическая  работа №4.  «Состав  простого  предложения.  Синтаксические нормы».

Практическая работа №5. «Орфографический и пунктуационный разбор».

Для каждой практической работы подготовлена Инструкционно-технологическая карта, содержащая задания по двум вариантам.

На практических занятиях закрепляется и углубляется материал, изученный на уроках-лекциях. Предусмотрена работа со справочной литературой, выполнение различных тренировочных и творческих заданий.

Студенты оформляют работы в отдельных тетрадях, которые сдаются на проверку.

Практические занятия по дисциплине играют большую роль в усвоении студентами        норм        русского        литературного        языка,      помогают избегать речевых и грамматических ошибок и в дальнейшем.

III.  План урока  по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 Тема: «Лексические средства языка. Исправление речевых ошибок»

 (Практическая работа №2)

Цели урока: образовательные: закрепить знания студентов по теме «Лексические средства языка», расширить словарный запас студентов, научить правильному составлению предложений и словосочетаний с паронимами, расширить представления о типах речевых ошибок, добиться умения исправлять в тексте речевые ошибки;

развивающие:

развить речевые умения и навыки студентов по использованию специальной лексики, синонимов и паронимов, совершенствовать навыки работы со справочной литературой,

воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к выбранной профессии, прививать бережное отношение к наглядным пособиям и справочной литературе.

Тип урока: практическое занятие.

Методы обучения: частично-поисковый, самостоятельная работа, самопроверка, взаимопроверка, работа с текстом и словарём, орфографический и пунктуационный разбор.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Вступительное слово учителя: о значении лексических знаний в развитии общей речевой культуры, классики о любви к родному слову.

3. Фронтальный   устный   опрос   по   актуализации   опорных   знаний:   лексикология, лексическое значение слова, лексические единицы, синонимы, паронимы, терминология.

  1. Оформление тетрадей.
  2. Выполнение заданий по ИТК.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Студенты сдают тетради на проверку.

Содержание урока.

1.Организационная часть.

Преподаватель и студенты приветствуют друг друга.

Преподаватель отмечает отсутствующих на уроке,  проверяет наличие у

студентов тетрадей для практических занятий, объявляет тему и цели урока.

2. Вступительное слово учителя: о значении лексических знаний в развитии общей речевой культуры, классики о любви к родному слову.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор,

К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

Эти строчки великой русской поэтессы Анны Ахматовой понятны каждому образованному человеку. Любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймёт их собеседник или читатель. От того, как говорит человек, могут напрямую зависеть результаты его труда, профессиональный рост.

Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно так выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим. Изучая раздел программы «Лексикология», мы работаем над освоением лексических норм, учимся избегать речевых ошибок.

Вспомним, что говорили классики русской литературы о любви к родному слову.

Чтец.  И.Бунин «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бесценный - речь.

Чтец.  А. Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

                             Навеки!

 Чтец. Евгений Вестник.  Ода русскому языку.

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить,  нАчать, взАд,  принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».

Райбочий и интеллигент

Родную  речь, как шавку, лупят:

ОсУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУбят».

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не «нАчать», а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык  родной

Его для внуков сохраните!

3. Устный фронтальный опрос по актуализации опорных знаний

- Лексикология - раздел  науки  о  языке,  в  котором  изучается  слово  как основная единица языка и его словарный состав.

- Лексическое значение слова - это его содержание, его соотнесённость с предметом или явлением действительности.

-Синонимы   -   это   слова,   имеющие   общее   значение   и различающиеся дополнительными оттенками значения или стилистической окраской.

-Паронимы - это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но отличающиеся       словообразовательной       структурой      и лексической сочетаемостью.

-Требования, предъявляемые в современных условиях к терминам, - это их международный   характер.  Этому  требованию    отвечает    традиционное использование  латинских  и  греческих  корней,   приставок  и  суффиксов.

-Типы    речевых    ошибок:   неправильное  словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов, стилистическая ошибка, речевая избыточность.

-Речевая избыточность   -   это   повторение   в   тексте   «лишних» слов с одинаковым значением.

-Тавтология - необоснованное повторение однокоренных слов.

  1.  Оформление тетрадей.       5. Выполнение заданий по ИТК.

6. Запись под диктовку цитаты, пояснение смысла высказывания и знаков препинания.

К.Паустовский утверждал: «Нам дан во владение самый   богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

7. Подведение итогов урока.         

Студенты сдают тетради на проверку.

Заключение

Мы исходим из того, речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. Свободное владение русским литературным языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности. Поэтому традиционный подход к преподаванию русского языка и культуры речи, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место компетентностному подходу. Для того чтобы выпускник техникума  был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, применяются новые образовательные технологии. Одна из таких технологий – технология проблемно–диалогического обучения.

   Технология проблемно-диалогического обучения готовит студента к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты  «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких занятиях студенты  больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Успешному изучению русского языка и культуры речи способствуют и такие современные технологии, как тестовый контроль знаний и вузовские технологии.

Преподаватель русского языка и культуры речи добивается высоких результатов в работе, если смело берётся за изучение инновационных технологий, грамотно использует их в сочетании с традиционными методами, решая на каждом уроке конкретные образовательные задачи.

Приложение

Инструкционно-технологическая  карта для выполнения практической работы №2.  Вариант № 1.

 Тема работы: «Лексические средства языка. Исправление речевых ошибок».

Цель работы: Развитие речевых умений и навыков по использованию специальной лексики, синонимов и паронимов.

Место работы: учебный кабинет.

Время работы: 2 часа.

Умения и навыки: владеть нормами словоупотребления, осуществлять коррекцию текста, работать со справочной литературой.

Программа    работы.

 Задание 1.Перепишите, раскрывая скобки. Запомните правописание данных экономических и юридических понятий.

Экономические р(е,и)сурсы, предприн(е,и)мательские способности, производстве(н,нн)ые факторы, экономическая с(и,е)стема, отр(а,о)сль экономики, пакет акц…й, получить д(и,е) виденды.

Задание 2. Перепишите текст. Подчеркните слова, в состав которых входят международные словообразовательные элементы. Значение одного из них  (*) объясните с помощью «Словаря иностранных слов»

   Экономическая теория рассматр(и,е)вает развитие  экономики на четырех уровнях:  микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика.

   Макроэкономика*  - отр(а,о)сль экономической науки, изучающая действие систем хозяйствования общества в целом. Рассматривает  пробле(м,мм)ы совокупного предложения и спроса, общего уровня цен, инфляции, экономического роста.

Задание 3. Составьте словосочетания с паронимами.

1.мелкий – небольшой, малозначительный;

  мелочный – придающий чрезмерное значение мелочам

2. экономный – бережливый ; экономичный – относящийся к экономике

3.  абонемент – документ, предоставляющий право на какое-либо      обслуживание;

  абонент – тот, кто пользуется абонементом, а также клиент коммунальных       служб.

4. нетерпимый – недопустимый;  нестерпимый – невыносимый.

Задание 4. Вставьте нужное слово в предложение. Различайте паронимы.

1.Представить – познакомить; сообщить данные; представить себе, вообразить.

Предоставить – отдать в распоряжение; дать право; предоставить слово.

Беженцам …….. временное жильё.

Сегодня меня ………директору предприятия.

………, пожалуйста, ваши документы для проверки.

Вам ………право обратиться к адвокату.

2. Невежливый – невоспитанный, не соблюдающий правил приличия;

    невежественный – малограмотный, некультурный.

  ……… человек никогда не здоровается.  ……… человек не может рассуждать о таких сложных вещах.

3. убеждённо – уверенно; убедительно – доказательно, аргументировано.

Депутат говорил очень … … ….  Твои рассуждения не всегда … … … .

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.

2. Одна из ветвей государственной власти – исполнительская.

3. После болезни у меня разыгрался звериный аппетит.

4. У вас больше склонности не к точным наукам, а к гуманным.

Задание 6. Запишите синонимы для прилагательного свежий. (Обратите внимание на то, что одно и то же прилагательное имеет разные синонимы в зависимости от того, с какими существительными оно сочетается).

Свежий воздух -  …; свежий хлеб -  …; свежие новости - …;

Свежее решение -  …; свежая газета -  … .

Задание 7. Распределите по столбикам синонимы для слова сказать: произнести, вставить, молвить, буркнуть, добавить, выпалить, спросить, ляпнуть,  изречь, рассказать, попросить, брякнуть, согласиться.

нейтральные    

 книжные

просторечные

Задание 8. Найдите в тексте повторяющиеся слова. Какими синонимами их можно заменить? Сделайте такую замену и перепишите текст.

После доклада начались прения. Первым начал говорить мастер Шутов. Он говорил о графике ремонта. Бухгалтер Иванова и диспетчер Тулин говорили о неполном использовани(е,и) производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключени(е,и) начальник цеха говорил о об итогах прений. В принятом постановлени(е,и) говорилось о мероприятиях, направленных на повышение производительности труда.

      Для справки. В заключение – предлог, «под конец, в итоге».

Задание 9. Перепишите, устраняя речевые ошибки.

1.Большую роль имеет однородность сырья, обеспечить которую легче всего в период уборки, обмолота и расстила стеблей.

2. В рассказе «Судьба человека» М.Шолохов рассказал о судьбе А.Соколова.

Задание 10. Запишите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли?

1. Он учился в музыкальной консерватории.

Он учился в консерватории

2. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.

Главная суть вопроса заключается в

том, что вы не смогли доказать

свою правоту.

 Контрольные вопросы.

1. Что такое лексическое значение слова?

2. Какие функции выполняют синонимы?

Задание на дом. Запишите синонимы к следующим словам: аромат, бдительный, безрассудный, вежливый, волшебник, выдающийся, гуманный, дилетант.