Требования к сочинениям

Цыбанова Т. М.

Сочинения в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trebovaniya_k_sochineniyam_11_klass.ppt469.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Требования к сочинению
Занятие № элективного курса

Слайд 2
Особенности части С
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы.Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов)По своему типу это сочинение-рассуждение.

Слайд 3
К1. Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет.
1
Экзаменуемый не смог сформулировать одну из проблем текста или сформулировал её неверно
0

Слайд 4
Что такое проблема и как её формулировать
Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте.В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней.___________________________________Шаблон.В данном тексте автор решает (ставит, поднимает) проблему (Р.п.) долга (чести, милосердия и т.д.)Формулируется в виде вопросительного предложения. Например: «Часто ли мы задумываемся над тем, что такое честь и достоинство?»

Слайд 5
Примеры формулировки проблемы
Писатель Сергей Михалков ставит очень важную проблему – проблему важности чтения в детстве книг классической литературы

Слайд 6
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет
2
Проблема прокомментирована, но есть 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста
1
Проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки, или прокомментирована другая проблема, или в качестве комментария пересказан текст, или цитируется большой фрагмент текста
0

Слайд 7
Что такое комментарий к проблеме
Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему.Можно идти «вслед за автором», показать, как в тексте решается данная проблема, какие аргументы приводит автор. !Но здесь есть опасность сбиться на пересказ. В то же время вы должны опираться на текст. Без опоры на текст работы не проверяются

Слайд 8
К3. Отражение позиции автора
Верно сформулирована позиция автора. Фактических ошибок нет.
1
Позиция автора сформулирована неверно или не сформулирована вовсе
0

Слайд 9
Как формулировать позицию автора
Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос.___________________________________Шаблон.Автор считает…Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста)Я полностью согласен с мнением автора в том, что…Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает..

Слайд 10
Примеры формулировки позиции автора
Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».Я полностью согласен с мнением автора в том, что, какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован.

Слайд 11
К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый привёл 2 аргумента, один из которых из литературного произведения
3
Экзаменуемый привёл не менее 2 аргументов, опираясь на жизненный опыт
2
Привёл 1 аргумент
1
Не привёл аргументы
0

Слайд 12
С этого начинается собственно рассуждение, которое строится по схеме:
Тезис
Д1
Д2
Д3
Вывод

Слайд 13
Что такое аргументация
Аргумент – это доказательство вашего тезиса. Необходимо, после формулировки собственной позиции, задаться вопросом: а почему я так думаю? Ответ на это «почему» и будет вашими аргументами. Их не должно быть меньше 2-ух.

Слайд 14
Что может быть аргументом
Примеры из собственного жизненного опытаПримеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередачЦитаты (если помните их дословно)Предположительный примерОбращение к здравому смыслу аудиторииВыводы науки

Слайд 15
Пример аргументации
Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственной опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль.

Слайд 16
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Логические ошибки отсутствуют, в работе нет нарушения абзацного членения
2
Допущена 1 логическая ошибка и/или 1 нарушение абзацного членения
1
Допущено 2 логические ошибки и/или 2 нарушения абзацного членения
0

Слайд 17
Необходимо соблюдать членимость текста, для этого надо писать по плану:
ВступлениеФормулировка проблемыКомментарийПозиция автораСобственная позиция + аргументыВывод + заключение___________________________________Вступление и заключение не обязательны, но желательны. Комментарий можно соединить в одном абзаце с формулировкой проблемы. Свою позицию можно соединить с авторской. Аргументы можно писать в отдельных абзацах

Слайд 18
К6. Точность и выразительность речи
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм
2
Прослеживается однообразие грамматического строя речи
1
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0

Слайд 19
Как достичь точности и выразительности речи
Точность речи зависит от умения пишущего отобрать из ряда синонимов наиболее подходящие для данного контекста по смыслу и по стилистической окраске.Чистота речи – это незасорённость её жаргонными и грубыми словами и выражениями.Выразительность речи создаётся с помощью использования различных изобразительно-выразительных средств.Богатая речь характеризуется использованием различных синтаксических конструкций.

Слайд 20
Советы, как получить 2 балла по 6 критерию
Используйте в речи: восклицательные и вопросительные предложенияЭпитеты, метафоры, сравненияВопросно-ответную формуРазличные синтаксические конструкцииИзбегайте повторов

Слайд 21
К 7. Соблюдение орфографических норм
Нет ошибок
2
1 ошибка
1
2 ошибки
0

Слайд 22
К8. Соблюдение пунктуационных норм
Нет ошибок
2
1-2 ошибки
1
Более 2 ошибок
0

Слайд 23
К9. Соблюдение языковых норм
Грамматических ошибок нет
2
1-2 ошибки
1
Более 2 ошибок
0

Слайд 24
К10. Соблюдение речевых норм
Не более 1 речевой ошибки
2
2-3 ошибки
1
Более 3 ошибок
0

Слайд 25
К11. Соблюдение этических норм
Этические ошибки отсутствуют
1
1 и более этических ошибок
0

Слайд 26
К12. Фактические ошибки в фоновом материале
Фактических ошибок в фоновом материале нет
1
Фактические ошибки в фоновом материале есть
0