Программа по русскому языку и культуре речи

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и 050710 «Специальное дошкольное образование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progrrusskiy_yazyk_i_kultura_rechi.22-23gr.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально- гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

2012 год


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и 050710 «Специальное дошкольное образование».

Организация-разработчик:

ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально- гуманитарный колледж»

Разработчик:

Царькова Анастасия Олеговна, преподаватель русского языка и литературы  ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально- гуманитарный колледж»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и 050710 «Специальное дошкольное образование».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- пользоваться фонетическими средствами речевой выразительности;

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова

пользоваться нормами словообразования;

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- различия между языком и речью, признаки литературного языка и типы речевой нормы

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы

- лексические и фразеологические единицы

- способы словообразования

- самостоятельные и служебные части речи

- синтаксический строй предложений

- функциональные стили речи литературного языка

- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» максимальная учебная нагрузка студентов 104 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 74 часов;

самостоятельная работа студентов 30 часов.

Для специальности 050710 «Специальное дошкольное образование» максимальная учебная нагрузка студентов 114 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 78 часов; самостоятельная работа студентов 36 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

104

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

     теоретические занятия

24

     практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов (компьютерных презентаций);

- поиск информации по различным темам;

- выполнение упражнений на закрепление и усвоение материала;

10

5

5

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи                                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала

2

1

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о  литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари  русского  языка. Понятие культуры речи,  её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Самостоятельная работа студентов

1. Сообщение по теме «Лексикографическая работа в России».

2. Описание словарей русского языка.

2

Тема 1. Фонетика 

Содержание учебного материала

10

Фонетика. Фонетические единицы языка (фонемы).  Общая характеристика фонем. Характеристика гласных фонем. Характеристика согласных фонем. Особенности  русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

Варианты  русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

2

Практические занятия

1 семинар на тему «Работа с орфоэпическими нормами произношения отдельных грамматических форм, не допускающие произносительных вариантов»

2 упражнения на выявление произносительных норм.

4

Контрольная работа по теме «Нормы современного литературного произношения»

2

Самостоятельная работа студентов

1. Транскрипция слов.

2. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

3. Упражнение по определению ударения в слове.

4. Ведение словарика «Пишу и говорю правильно».

4

Тема2. Лексика и фразеология 

Содержание учебного материала

9

Лексический уровень языка. Единицы лексического уровня. Слово, его лексическое значение.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

1

Практические занятия

1. упражнения на выявление лексических норм.

2. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Работа с учебником.

3. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Работа с учебником.

4. Плеоназм, тавтология. Работа с учебником.

5. Ошибки в употреблении фразеологизмов  и их исправление. Работа с учебником.

5

3

2

Контрольная  работа по теме «Слово в толковых словарях русского языка»

2

Самостоятельная работа студентов

1. Работа по исследованию фразеологизмов.

2. Лексические ошибки и их исправление.

3. Лексические  изобразительно-выразительные средства языка.

4

Тема 3. Словообразование

Содержание учебного материала

6

1

Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

3

3

Контрольная  работа по теме «Словообразовательный анализ»

2

Самостоятельная работа студентов

1. Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.

2. Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах.

3

Тема 4. Части речи

Содержание учебного материала

6

1

Самостоятельные и служебные части речи

Нормативное употребление форм слова

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

3

Практические занятия

1.тренинг на выявление частей речи в тексте

1

Самостоятельная работа студентов

1. Морфологический разбор частей речи.

2. Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов.

3. Стилистический анализ грамматических форм в тексте.

5

Тема5. Синтаксис

Содержание учебного материала

7

1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Выразительные возможности русского синтаксиса.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и  бессоюзное сложное предложения.

Актуальное членение предложения. Синтаксическая синонимия как источник богатства и  выразительности русской речи.

2

1

3

Практические занятия

  1. выполнение упражнений по теме «Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и  бессоюзное сложное предложения».
  2. выполнение упражнений по теме «Синтаксическая синонимия».

2

Контрольная работа «Синтаксический разбор предложений»

1

Самостоятельная работа студентов

1. Синтаксический разбор.

2. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

5

Тема 6. Нормы русского правописания

Содержание учебного материала

5

2

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

3

2

3

Практические занятия

2

1 тренинг на формулирование орфографических правил, опирающихся на  фонетический принцип написания.

2 упражнения по подбору предложений, в которых встречались бы слова, членимые для переноса иначе,  чем на фонетические слоги

Контрольная работа «Нормы русского правописания»

1

Самостоятельная работа студентов

1. Сообщения по темам «Из истории русской графики и орфографии», «Реформы русской

орфографии».

2. Выписки, составление тезисов, конспектирование;

3. Орфографический, пунктуационный разбор

4

Тема 7. Текст. Стили речи

Содержание учебного материала

5

3

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования)

Описание научное, художественное, деловое.

Жанры деловой и учебно-научной речи

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического,  художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

Практические занятия

2

  1. семинар по выявлению стилей речи;
  2. упражнения на определение типов речи;

Самостоятельная работа студентов

1. Стилистический анализ текстов.

2. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.

3

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

Всего:

104


2.3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальности 050710 «Специальное дошкольное образование»

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     теоретические занятия

38

     практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов (компьютерных презентаций);

- поиск информации по различным темам;

- выполнение упражнений на закрепление и усвоение материала;

12

5

4

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.4. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи                                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала

2

1

Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о  литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари  русского  языка. Понятие культуры речи,  её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Самостоятельная работа студентов

1. Сообщение по теме «Лексикографическая работа в России».

2. Описание словарей русского языка.

2

Тема 1. Фонетика 

Содержание учебного материала

10

Фонетика. Фонетические единицы языка (фонемы).  Общая характеристика фонем. Характеристика гласных фонем. Характеристика согласных фонем. Особенности  русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

Варианты  русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

2

Практические занятия

1 семинар на тему «Работа с орфоэпическими нормами произношения отдельных грамматических форм, не допускающие произносительных вариантов»

2 упражнения на выявление произносительных норм.

4

Контрольная работа по теме «Нормы современного литературного произношения»

2

Самостоятельная работа студентов

1. Транскрипция слов.

2. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

3. Упражнение по определению ударения в слове.

4. Ведение словарика «Пишу и говорю правильно».

6

Тема2. Лексика и фразеология 

Содержание учебного материала

9

Лексический уровень языка. Единицы лексического уровня. Слово, его лексическое значение.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

1

Практические занятия

1. упражнения на выявление лексических норм.

2. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Работа с учебником.

3. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Работа с учебником.

4. Плеоназм, тавтология. Работа с учебником.

5. Ошибки в употреблении фразеологизмов  и их исправление. Работа с учебником.

5

3

2

Контрольная  работа по теме «Слово в толковых словарях русского языка»

2

Самостоятельная работа студентов

1. Работа по исследованию фразеологизмов.

2. Лексические ошибки и их исправление.

3. Лексические  изобразительно-выразительные средства языка.

6

Тема 3. Словообразование

Содержание учебного материала

6

1

Способы словообразования.

Стилистические возможности словообразования.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

3

3

Контрольная  работа по теме «Словообразовательный анализ»

2

Самостоятельная работа студентов

1. Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.

2. Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах.

4

Тема 4. Части речи

Содержание учебного материала

6

1

Самостоятельные и служебные части речи

Нормативное употребление форм слова

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

3

Практические занятия

1.тренинг на выявление частей речи в тексте

2

Самостоятельная работа студентов

1. Морфологический разбор частей речи.

2. Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов.

3. Стилистический анализ грамматических форм в тексте.

5

Тема5. Синтаксис

Содержание учебного материала

9

1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Выразительные возможности русского синтаксиса.

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и  бессоюзное сложное предложения.

Актуальное членение предложения. Синтаксическая синонимия как источник богатства и  выразительности русской речи.

2

1

3

Практические занятия

  1. выполнение упражнений по теме «Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и  бессоюзное сложное предложения».
  2. выполнение упражнений по теме «Синтаксическая синонимия».

3

Контрольная работа «Синтаксический разбор предложений»

1

Самостоятельная работа студентов

1. Синтаксический разбор.

2. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.

6

Тема 6. Нормы русского правописания

Содержание учебного материала

5

2

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

3

2

3

Практические занятия

2

1 тренинг на формулирование орфографических правил, опирающихся на  фонетический принцип написания.

2 упражнения по подбору предложений, в которых встречались бы слова, членимые для переноса иначе,  чем на фонетические слоги

Контрольная работа «Нормы русского правописания»

1

Самостоятельная работа студентов

1. Сообщения по темам «Из истории русской графики и орфографии», «Реформы русской

орфографии».

2. Выписки, составление тезисов, конспектирование;

3. Орфографический, пунктуационный разбор

4

Тема 7. Текст. Стили речи

Содержание учебного материала

5

3

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования)

Описание научное, художественное, деловое.

Жанры деловой и учебно-научной речи

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического,  художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

Практические занятия

2

  1. семинар по выявлению стилей речи;
  2. упражнения на определение типов речи;

Самостоятельная работа студентов

1. Стилистический анализ текстов.

2. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.

3

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

Всего:

114


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- доска;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.

Технические средства обучения: теле- и видеооборудование, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред.проф.учеб. заведений М., 2007.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка М., 2002.

3. Голуб И.Б., Русский язык и культура речи. М., 2009

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., 2001.

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Дидактический материал к учебнику. М., 2001.

6. Лекант П.А. Русский язык и культура речи М., 2007

7. Львов М.Р.         Школьный словарь антонимов. М., 2002 г.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

9.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М.,

   1983.

9. Розенталь Д.Э.  Русский язык: Пособие для поступающих  в ВУЗы.

10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1996.

11. Шанский М.Н., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь  русского языка. М.,1997.

Дополнительные источники

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

3. Горбакевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.,1989.

4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.,2002.

5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2002.

6. Земская Е.А.  Русская разговорная речь. М.,1989.

7. Ковтунова И.И.  Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение

   предложений. М., 1976.

8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные  и контрольные работы по русскому языку. М., 2002.

9. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. М.,

    1997.

10. Культура устной и  письменной речи делового человека:   Справочник. Практикум. М., 2001.

11. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. М.,1996.

12. Петрякова А.Г.  Культура речи. Практикум.  Академия Флинта. 1996г.

13. Розенталь Д.Э.  Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

14. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. М., 1984.

15. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика культуры речи. М., 2005.

16. Русский язык. Энциклопедия. Гл.ред.  Ю. Караулов . М.,1997.

17. Русский язык. Языкознание. Аванта + Дрофа. 2000.

18. Солганик Г.Я.  Стилистика русского языка: 10-11 классы. М., 1996.

19. Скворцова Л.И. Экология слова, или  Поговорим о русской речи. М.,1998.

20. Солганик Н.Я.  Стилистика текста. М.,1997.

21. Ханин М.И. Практикум по культуре речи. С-Пб., 2003.

22. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989.

.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- защита реферата (компьютерной презентации).

- пользоваться фонетическими средствами речевой выразительности;

- отчет по ведению словарика «Пишу и говорю правильно»

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

- отчет по найденной информации по теме «Лексические изобразительно-выразительные средства языка»

- пользоваться нормами словообразования;

- отчет по выполнению словообразовательного анализа спецлексики и

стилистического анализа словообразовательных средств

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- отчет по выполнению морфологического анализа различных частей речи.

- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

- оценка результатов выполнения контрольной работы;

- письменная проверка;

- пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

- оценка результатов выполнения контрольной работы;

- различать тексты по их принадлежности к стилям.

- отчет по созданию текстов;

Знания:

- различия между языком и речью, признаки литературного языка и типы речевой нормы

- устная проверка;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы

- оценка результатов выполнения контрольной работы;

- письменная проверка;

- лексические и фразеологические единицы;

- оценка результатов выполнения контрольной работы;

- способы словообразования;

- оценка результатов выполнения контрольной работы;

- самостоятельные и служебные части речи;

- устная проверка;

- синтаксический строй предложений

- отчет по выполнению синтаксического разбора предложений различной структуры;

- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания

- письменная проверка;

- устная проверка;

- функциональные стили речи литературного языка

- письменная проверка;

- устная проверка;