Программа по Языкознанию

Программа учебной дисциплины «Языкознание» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050303 «Иностранный язык» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Языкознание» входит в блок дисциплин предметной подготовки. Изучение данной дисциплины обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих учителей иностранного языка школьных образовательных учреждений.

При  изучении курса закладываются основы лингвистической компетенции учителя иностранного языка. Взгляд на язык как знаковую систему, имеющую иерархическое строение и находящуюся в постоянном развитии, является одним из основополагающих в структуре курса. Происхождение языка, зависимость его развития от жизни человеческого общества являются теми разделами курса, с помощью которых у студента формируется представление о тесной связи языка и культуры его носителей.

В связи с практической ориентацией программы подготовки учителе иностранного языка в ходе преподавания «Языкознания» рекомендуется проблемный и дискуссионный принцип презентации учебного материала; широкое использование опорных конспектов и другого раздаточного материала; привлечение данных тех изучаемых языков: русского, английского и латыни; реализации принципа автономности студента.

            В процессе изучения курса предусматривается промежуточный и тематический контроль в различных формах: тесты, устные и письменные контрольные работы, самостоятельные работы, фронтальные опросы и др. Итоговый контроль в I и II семестрах – контрольная работа.

Предмет «Языкознание» преподается  на четвертом году обучения. К этому времени студенты оказываются достаточно подготовленные к восприятию данной дисциплины билингвально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yazykoznanie.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

 

 Орехово-Зуевский педагогический колледж

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Языкознание»

 

Специальность:  050303 «Иностранный язык»

   

2011  год


Рассмотрена на заседании ПЦК

преподавателей общеобразовательных

дисциплин.

Протокол № ____  от __________________

Председатель комиссии: _______________

Утверждена на заседании методсовета.

Протокол № ____  от __________________

Председатель методсовета: _____________

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050303 «Иностранный  язык» (повышенный уровень среднего профессионального образования).

Автор: Самошкина А.Ю., преподаватель ОЗПК,

              Царькова а.О., преподаватель ОЗПК

Рецензент______________________________________________________________


I. Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Языкознание» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050303 «Иностранный язык» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Языкознание» входит в блок дисциплин предметной подготовки. Изучение данной дисциплины обеспечивает профессиональную подготовку молодых специалистов – будущих учителей иностранного языка школьных образовательных учреждений.

При  изучении курса закладываются основы лингвистической компетенции учителя иностранного языка. Взгляд на язык как знаковую систему, имеющую иерархическое строение и находящуюся в постоянном развитии, является одним из основополагающих в структуре курса. Происхождение языка, зависимость его развития от жизни человеческого общества являются теми разделами курса, с помощью которых у студента формируется представление о тесной связи языка и культуры его носителей.

В связи с практической ориентацией программы подготовки учителе иностранного языка в ходе преподавания «Языкознания» рекомендуется проблемный и дискуссионный принцип презентации учебного материала; широкое использование опорных конспектов и другого раздаточного материала; привлечение данных тех изучаемых языков: русского, английского и латыни; реализации принципа автономности студента.

        В процессе изучения курса предусматривается промежуточный и тематический контроль в различных формах: тесты, устные и письменные контрольные работы, самостоятельные работы, фронтальные опросы и др. Итоговый контроль в I и II семестрах – контрольная работа.

Предмет «Языкознание» преподается  на четвертом году обучения. К этому времени студенты оказываются достаточно подготовленные к восприятию данной дисциплины билингвально.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • цели, задачи и методы исследования науки о языке;
  • связь общества и динамика развития языка;
  • основы классификации языков;
  • системный характер строения языка;
  • уровни языковой системы и их единицы;
  • социальную и территориальную дифференциацию языка;
  • основы современной языковой политики в поликультурном мире.

уметь:

  • сопоставлять данные изучаемых языков;
  • устанавливать связь между историческими, социальными и культурными факторами развития языка;
  • анализировать строение языковой системы как родного,  так и иностранного языка.

        По учебному плану рабочая программа по языкознанию рассчитана на 93 часа максимальной нагрузки, 68 аудиторных часов, 25 часов самостоятельной работы.


II. Тематический план

№№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максим. учебная нагрузка

Все-

го

Из них:

Самост. работа

теоретич.

прак-тич.

Введение.

2

2

2

-

-

1

Взаимосвязь языка и общества, языка и  мышления.

2

2

2

-

-

2

Происхождения языка, образование и историческое развитие языков

3

2

2

-

1

3

Язык как система знаков и виды речевой  деятельности.

7

5

4

1

2

4

Фонология и фонетика.

13

11

6

5

2

5

Грамматика – морфология и синтаксис.

16

13

8

5

3

Контрольная работа по итогам семестра

3

1

-

1

2

6

Лексикология и фразеология;

лексикография.

8

4

3

1

4

7

Классификация языков мира.

12

9

7

2

3

8

Территориальная и социальная дифференциация языка

7

5

4

1

2

9

Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.

4

3

2

1

1

10

Языковая карта мира. Языковая  личность.

5

3

3

-

2

11

Основные лингвистические направления.  

8

7

5

2

1

Контрольная работа по итогам  семестра

3

1

-

1

2

Всего:

93

68

48

20

25


III. Содержание программы

Введение (макс. - 2 часа; ауд. – 2 час, все теор.).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

 знать:

  • гуманитарные научные дисциплины, в ряду которых изучается языкознание, их соотношение;
  • основные отрасли науки о языке, принципы их вычленения;

уметь:

  • ориентироваться в литературе курса «Языкознание».

Содержание учебного материала

Введение в языкознание. Понятие о языкознании

Самостоятельная работа

1. Выполнение упражнений на закрепление материала.

2. Работа с учебником (Б.Н. Головин «Введение в языкознание»), конспектирование параграфа.

Раздел 1. Взаимосвязь языка и общества, языка  и мышления (макс. - 2 часа; ауд. –  2 час, все теор.).

Знания, умения, навыки:

        Студент должен:

 знать:

  • роль языка в жизни человеческого общества;
  • разные трактовки проблемы связи языка  и мышления;
  • роль языка в формировании, выражении и передаче мысли.

уметь:

  • находить связь языка и мышления;
  • различать единицы языка и мышления.

Содержание учебного материала

Общественная сущность языка. Разные подходы к проблеме связи языка и мышления. Назначение и строение единиц языка и мышления. Роль языка в формировании, выражении и передачи мысли. Диалектическая связь языка и мышления, их  нетождественность.

Самостоятельная работа

1. Выполнение упражнений на закрепление материала.

2. Работа с учебником (Б.Н. Головин «Введение в языкознание»), конспектирование параграфа.

        

Раздел 2. Происхождение языка, образование и историческое развитие языков (макс. - 3 часа; ауд. – 2 часа, все теор.; сам. раб. – 1 час).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • хронологические вехи происхождения человека и языка;
  • различные теории происхождения языка;
  • понятия «синхрония» и «диахрония» в языкознании;

уметь:

  • критически оценивать различные теории происхождения языка;
  • выявлять причины появления нового в примерах языкового развития.

Содержание учебного материала

Антропологические сведения о развитии человека и образовании человеческого языка. Теории происхождения языка. Движущие силы развития языка. Образование языков. Исторические изменения внутренней структуры языка. Синхрония и диахрония.

Самостоятельная работа

  1. Подготовить сообщения  «Из  истории образования языков»

Раздел 3. Язык как система знаков и виды речевой деятельности (макс. - 7 часов; ауд. – 5 часов, из них 4 ч.теор., 1ч.практ.; сам.раб. – 2 часа).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • основные теории понятия знаков;
  • уровни языковой системы знаков и их иерархию;
  • особенности устной вербальной коммуникации;
  • предпосылки  и происхождения письма;
  • основные виды письменной речи;

уметь:

  • доказывать, что язык – знаковая система;
  • описывать иерархические свойства языковой знаковой системы;
  • давать знаковые характеристики единице каждого уровня языковой системы;
  • проводить сравнение устной и письменной вербальной коммуникации;
  • определять вид письма, к которому относятся предложенные графические   знаки.

Содержание учебного материала

Язык как система знаков. План выражения и план содержания языкового знака. Речь и язык. Ф.де Соссюр о языке и речи. Понятие о языковом ярусе (уровне) и единице языка ( речи). Взаимодействие между уровнями и единицами. Система и структура языка. Основные типы отношений единиц и ярусов: парадигматические, синтагматические, иерархические. Особенности вербальной коммуникации. Устная речь, её особенности. Письмо, история письма.

Практическое занятие

1.    Подготовка проекта по разработке схематичного представления иерархии языковой знаковой системы.

2.    Упражнения на определение видов письма, к которым относятся предложенные преподавателем графические знаки.

Самостоятельная работа

  1. Составление в течение изучения курса рабочего лингвистического словаря.
  2. Составление сводной таблицы «Система и структура языка»
  3. Подготовить сообщения «Письмо, история письма».

Раздел 4. Фонология и фонетика (макс. - 13 часов; ауд. – 11 часов, из них 6 ч.теор., 5 ч. практ.; сам.раб. – 2 часа).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • различие между звуком речи и фонемой;
  • особенности реализации фонем в виде аллофонов;
  • сегментные и суперсегментные звуковые средства;
  • основные фонетические процессы.                

уметь:

  • описывать предложенные звуки с помощью их дифференциальных признаков;
  • узнавать и произнести слова по описанию составляющих их звуков;
  • сопоставлять характеристики звуков родного языка и изучаемого;
  • определять характер фонетических процессов в предложенных речевых сегментах.

Содержание учебного материала

Фонетический уровень. Звуки речи и фонемы. Акустические, артикуляционные и функциональные стороны звука. Универсальная фонетическая система и её соотношение с изучаемым языком. Характеристики звуков и их классификации. Сегментные и суперсегментные звуковые средства. Основные фонетические процессы в речи.

Практическое занятие

  1. Упражнения на сопоставление звуков родного и изучаемого языков, выделение в них дифференциальных фонологических признаков.
  2. Определение причин звукового варьирования, определение коррелятивных пар фонем (или звуков) в словах и их словоформах.
  3. Проведение анализа ритмических свойств речи родного и изучаемого языков.
  4. Сопоставление характера словесного ударения в родном и изучаемом языке.
  5. Работа с учебником (Б.Н. Головин «Введение в языкознание»), конспектирование параграфа.

Самостоятельная работа

  1. Составление в течение изучения курса рабочего лингвистического словаря.
  2. Составление сводной таблицы «Классификация гласных и согласных звуков родного и изучаемого языка».
  3. Сообщение «Типы ударения в русском языке».

Раздел 5. Грамматика - морфология и синтаксис (макс. - 16 часов; ауд. – 13 часов, из них 8 ч.теор., 5 ч. практ.; сам.раб. – 3 часа).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

 знать:

  • что такое грамматика, её организация;
  • морфемную структуру слова;
  • понятие морфемы и алломорфа;
  • грамматические  категории и способы их выражения;
  • особенности синтетического и аналитического строя языков;
  • части речи;
  • синтаксические единицы языка: словосочетание, предложение,
  • текстовые единицы;
  • способы словообразования.                

уметь:

  • проанализировать морфемную структуру слова в родном и изучаемом языке;
  • определять синонимичные и омонимичные аффиксы;
  • составлять парадигматические ряды словоформ;
  • определять средства выражения грамматических значений;
  • выделять грамматические признаки частей речи в родном и изучаемом языке;
  • определять характер синтаксических отношений и средства синтагматической связи в родном изучаемом языке;
  • проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения на родном языке в сопоставлении с изучаемым.

Содержание учебного материала

Грамматика как наука о грамматическом строе языка. Морфологический и синтаксический уровни, их основные единицы. Грамматические категории. Части речи и их классификация. Структура отдельных частей речи. Имя существительное в современном русском языке. Имя прилагательное. Глагол. Синтаксические единицы языка: словосочетание, предложение (простое, сложное, текст).

Практические занятия

  1. Упражнения на анализ морфемной структуры слов родного и изучаемого языков, их сопоставление.
  2. Работа с парадигматическими рядами; определение характера внутренней формы слова; определение омонимичных и синонимичных аффиксов; сопоставление средств выражения грамматических значений в родном языке и изучаемом, сопоставление парадигм слов.
  3.  Сопоставление частей речи в родном языке и изучаемом, анализ случаев перехода частей речи; сопоставление грамматических способов выражения грамматических значений в родном и изучаемом языках.
  4. Упражнения на определение характера синтаксической связи между словами в словосочетаниях и средства выражения в родном и изучаемом языках; синтаксический разбор предложений на родном языке и их перевода на изучаемый язык.
  5. Определение роли просодического оформления предложения и фразы; чтение текстов на родном и иностранном языках с целью анализа суперсегментных языковых средств.

Самостоятельная работа  

1. Составление в течение изучения курса рабочего лингвистического словаря.

2. Составление таблицы «Типы морфем».

3. Работа с учебником (Б.Н. Головин «Введение в языкознание»), конспектирование параграфа.

 Контрольная работа по итогам семестра (макс. - 3 час.; ауд. – 1 час, практ.; сам.раб. – 2 час.).

Раздел 6.  Лексикология и фразеология; лексикография (макс. – 8 часов; ауд. – 4 часа, из них 3 ч. теор., 1 ч. практ.; сам. раб. – 4 часа).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • определение и свойства слова как основной единицы языка;
  • структуру значения слова; лексико-семантические варианты слова;
  • систему отражения семантической структуры слова в словарях;
  • типы слов в языке;
  • источники пополнения;
  • типы переноса значения слов;
  • парадигматические отношения в словаре;
  • отличительные особенности фразеологических единиц;
  • виды словарей;        

уметь:

  • сопоставлять определения лексикологических понятий, взятые из разных источников;
  • определять тип лексического значения слова в родном и изучаемом языке;
  • прослеживать путь семантического развития слова в диахронии, используя  этимологические словари;
  • характеризовать словарный состав родного и иностранного языков и пути их пополнения;
  • анализировать семантическую структуру и состав фразеологических единиц в родном и иностранном языках;
  • работать со словарями разных типов.

Содержание учебного материала

Слово, значение, понятие. Лексическое и грамматическое значение слова. Семантическая структура слова системные связи между значениями слов. Этимология. Словарный состав языка. Фразеология. Лексикография.

Практические занятия

  1.  Упражнения на анализ семантической структуры слов родного и иностранного языков; определение мотивированности слов; работа с многозначными словами; работа с устойчивыми словосочетаниями.

Самостоятельная работа

  1. Составление в течение изучения курса рабочего лингвистического словаря.
  2. Подготовить сообщение «Лексикографическая работа в России»
  3. Лексический разбор слов и фразеологизмов.
  4. Работа с учебником (Б.Н. Головин «Введение в языкознание»), конспектирование параграфа.

Раздел 7. Классификация языков мира (макс. - 12 часов; ауд. – 9 часов, из них 7 ч. теор., 2 ч. практ.; сам. раб. – 3 часа).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • основания различных классификаций языков мира;
  • имена основоположников сравнительно-исторического языкознания и их важнейшие открытия;
  • основания отнесения языков к одному генетическому типу;
  • индоевропейскую семью языков;
  • основания выделения различных морфологических типов языков;

уметь:

  • определять принадлежность языка к определенному морфологическому типу на основе анализа его характеристик;
  • устанавливать родство языков на основе анализа регулярных фонетических соответствий слов

Содержание учебного материала

Лингвистическая карта мира. Классификация языков: географическая,

морфологическая, генеалогическая.

Генеалогическая классификация языков. Языковое родство и его признаки:

регулярные фонетические соответствия, материальная общность корней и

аффиксов родственных языков. Языковые семьи, их состав: ветви, группы, подгруппы. Индоевропейская семья языков, её состав и распространение. Славянские и германские языки. Общие сведения о сравнительно-историческом подходе к языкам.

        Морфологическая классификация языков: языки изолирующие (корневые), языки агглютинативные и флективные (фузионные); флективные языки синтетического и аналитического строя; полисинтетические (инкорпорирующие) языки. Типологическая характеристика изучаемого языка в сопоставлении с русским языком.

Практические занятия

  1. Урок-диспут по теме «Открытия основоположников сравнительно-исторического языкознания».
  2. Упражнения на сопоставление фонетических и морфологических особенностей родственных языков из индоевропейской семьи.  Анализ морфемного состава высказываний из незнакомых агглютинативных, инкорпорирующих и изолирующих языков мира.

Самостоятельная работа

  1. Составление лингвистической карты мира.
  2. Подготовить сообщения по теме «Открытия основоположников сравнительно-исторического языкознания».
  3. Выполнение упражнений на сопоставление фонетических и морфологических особенностей родственных языков из индоевропейской семьи.

Раздел 8. Территориальная и социальная дифференциация языка (макс. - 7 часов; ауд. – 5 часов, из них 4 ч.теор., 1 ч. практ.; сам.раб. – 2 часа).

        Знания, умения, навыки:

Студент должен:

 знать:

  • различные формы существования языка: территориальные и социальные основы их выделения;
  • понятия «национальный язык»;
  • понятие «языковая норма»;

уметь:

  • определять причины существования различных форм изучаемого и родного языка;
  • прослеживать на примерах, предложенных преподавателем, исторический процесс становления языковой нормы.

Содержание учебного материала

Национальный язык. Форма существования языка. Литературный язык, территориальные диалекты, наддиалектные языковые образования (койне), языки – пиджины, креольские языки; социальные жаргоны, просторечие, тайные корпоративные языки. Языковая норма. Кодификация литературного языка. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества.

Практические занятия

1. Выполнение упражнений по выявлению различных форм существования языка

Самостоятельная работа

  1. Составление в течение изучения курса рабочего лингвистического словаря.
  2. Выполнение упражнений на закрепление материала.

 Раздел 9. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе (макс. - 4 часа; ауд. – 3 часа, из них 2 ч.теор., 1 ч. практ.; сам.раб. – 1 час).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • основные законы о языке, функционирующие в демократическом  государстве;
  • о взаимодействии языковой и образовательной политики в государстве;

уметь:

  • проанализировать причины распространения международных языков в  мире.

Содержание учебного материала

Языковая политика. Субъекты языковой политики. Национально-языковая политика. Правовой статус языков. Законы о языке и прав человека. Административная практика. Языковая ситуация в странах изучаемого языка.

Практические занятия

1. Практическая работа по теме «Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе»

Самостоятельная работа

  1. Знакомство с законодательной базой языковой ситуации в стране изучаемого языка.

Раздел 10. Языковая картина мира. Языковая личность (макс. - 5 часов; ауд. – 3 часа, все теор.; сам. раб. – 2 часа).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

знать:

  • понятия «концепт», «языковая картина мира;
  • основные положения и доказательную базу теории лингвистической относительности;
  • законы формирования вторичной языковой личности.

уметь:

  • характеризовать языковую картину мира.

Содержание учебного материала

Языковая картина мира как часть когнитивной системы человека. Концептуальная картина мира. Теория лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа. Вторичная языковая личность.

Самостоятельная работа  

1.  Составление в течение изучения курса рабочего лингвистического словаря.

2 .  Знакомство с теорией лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа.

Раздел  11. Основные лингвистические направления (макс. - 8 часов; ауд. – 7 часов, из них 5 ч. теор., 2 ч. практ.; сам. раб. – 1 час).

Знания, умения, навыки:

Студент должен:

 знать:

  • основные лингвистические школы и направления, исторические и культурные причины их появления и развития;
  • понятие «метод исследования» в языкознании.

уметь:

  • различать разные стороны лингвистики
  • анализировать и использовать на практике методы современного языкознания.

Содержание учебного материала

Структурная лингвистика. Пражский, Копенгагенский и Американский структурализм. Экспериментальная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Психолингвистика. Социолингвистика. Коммуникативная лингвистика.

        Методы современного языкознания. Понятие об исследовательском методе.

Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Исторический метод. Сопоставительный метод. Структурный метод. Количественный метод. Метод автоматического анализа. Методики изучения языка.

Практические занятия

1. Практическая работа по теме «Основные лингвистические направления».

2. Упражнения на выявление методов современного языкознания.

Самостоятельная работа  

1. Работа с учебником (Б.Н. Головин «Введение в языкознание»), конспектирование параграфа.

Контрольная работа по итогам II семестра (макс. - 3 часа; ауд. – 1 час; сам. работа – 2 часа).


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. – М.: 1965.
  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.,1983.
  3. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач – М.: Высшая школа, 1998.
  4. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М., 1985.
  5. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.,1987.
  6. Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова У.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М., 1985.
  7. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.,1996.
  8. Реформатский А.А Введение в языкознание. – М., 1995.
  9. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 1990.
  10. Энциклопедия «Русский язык. Языкознание» - М., Мир энциклопедий Аванта +, 2006.

Дополнительная

  1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. – М., 1995.
  2. Базиев А., Исаев М.И. Язык и нация. – М., 1973.
  3. Баранникова Л.И.Введение в языкознание. – Саратов,1973.
  4. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. – М., 1981.
  5. Будагов Р.А. История слов в истории общества. – М., 1971.
  6. Введение в языкознание: Хрестоматия. Под ред. А.Е.Супруна. – Минск,1977.
  7. Истрин Е.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.
  8. Кондратов А.М. Звуки и знаки. – М., 1978.
  9. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. – М., 1963.
  10. Николаева Т.М. Теории происхождения языка и его эволюции – новое направление в современном языкознании.// Вопросы языкознания. - №2, 1996.
  11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.- М., 1976.
  12. Тираспольский Г.И. Система языка и системность в языке. //Филологические науки.- № 6, 1999.
  13. Туманян Э.Г.О природе языковых изменений.// Вопросы языкознания. - № 3, 1999.

Средства обучения:

  1. Технические средства обучения (транспаранты, телепередачи, звукозаписи, ППО).
  2. Раздаточный материал.
  3. Учебные пособия, методические разработки.
  4. Аудио-, видео- средства обучения.