Частные школы Англии.

Комарова Елена Александровна

Частные школы Англии

В Великобритании параллельно существуют две системы образования государственная, бесплатная, предусмотренная только для подданных Объединенного Королевства, и частная, платная система, которая открыта и для иностранных учащихся. В частной системе образования школы делятся на детский сад (ргеprep school) с 3 до 7 лет, подготовительную школу (prep school) с 8 до 13 лет, и старшую (с 13 до 18 лет), куда зачисляются после сдачи вступительных экзаменов. 

Частные школы в абсолютном большинстве пансионы. Расположенные за пределами крупных городов, они сами по себе являются миниатюрными городами с множеством построек, собственными лугами, лесами и озерами этакие учебные центры, где школьники живут и учатся в отрыве от своего дома в течение всего года, единой "школьной семьей", окруженные заботой учителей, воспитателей и многочисленного обслуживающего персонала. Выбор дополнительных предметов, предлагаемых частными школами, исчисляется четырьмя десятками от истории искусств до менеджмента, кинематографии и компьютерной графики. И, конечно, частные школы особое внимание уделяют всестороннему развитию личности учащихся, эстетике поведения, приобщению к искусству, музыке, театру и живописи, разнообразной спортивной подготовке (регби, теннис, сквош, верховая езда, крикет, гребля, футбол и т.д.). 

Частные привилегированные школы Великобритании традиционно делятся на мужские и женские, но есть и колледжи, где юноши и девушки обучаются совместно. Во время работы Летней школы (а эти краткие программы обучения и языковой практики вкупе с активным отдыхом в каникулярное время (июль-август) практикуют почти все частные колледжи) традиция все чаще отступает на второй план. С уважением относясь к чужим традициям, Британия бережно сохраняет свои, и в элитарных английских школах это особенно заметно.

Каждое утро перед началом занятий все учащиеся непременно собираются в церкви на короткое собрание, которое проводит директор школы: делает объявления, решает организационные вопросы. Весь дальнейший день тщательно расписан и жестко регламентирован: уроки, факультативы, внеклассные занятия, отдых, подготовка ко сну. Строжайшее соблюдение дисциплины во всем, начиная с обязательного ношения формы и кончая участием в школьных мероприятиях, тоже важная сторона частного образования. 

Очевидно, что учеба в независимых частных школах, где оплачивается не только обучение и проживание в пансионе, но и каждый факультатив, секции по интересам, экскурсии и любые непредвиденные статьи расходов, стоит очень дорого. Достаточно сказать, что даже школьная форма (индивидуальная в каждом учебном заведении) по цене может сравниться с фирменным вечерним платьем в дорогом бутике. 

Стоимость обучения в разных частных школах также различна: старейшие Далвичколледж (основан в 1619 году) и Колледж короля Вильгельма (существует с 1668 года) гораздо дороже, чем школы менее именитые. 

О степени доступности платного образования можно судить по тому факту, что государственный служащий, зарабатывающий в год 30-35 тыс. фунтов стерлингов, а это по английским меркам вполне прилично (55-60 тыс. долларов), вряд ли может оплатить обучение своего ребенка в частном колледже. Тем не менее, в платных школах, по статистике, учится один из десяти школьников Британии, и для того, чтобы поступить в престижный колледж (например, Итон), родителям нужно записывать своего ребенка сразу после рождения. Впрочем, во многом это еще и дань английской традиции: если дед и отец учились в Итоне, выбор колледжа для внука и сына практически предрешен. 

Если родителям по средствам учить ребенка в частной школе за границей, и все равно в какой стране, первое, что приходит на ум - британская школа. Английский как родной, это раз. Отличная репутация британских школ и уверенность, что с ребенком все будет в порядке, это два. Доступ в англоязычные университеты - три. Дальше прямая дорога в международный бизнес, в политику, к успеху. Только бы сын (или дочь) не подкачал, не уклонился от намеченного пути. А он не так уж легок, особенно вначале, когда надо пережить разлуку с семьей и друзьями, освоиться в чужой стране, в чужом языке. 

Курс обучения в частных школах рассчитан на весь календарный год и делится на три семестра: 1й - с начала сентября до середины декабря, 2й - после перерыва на рождественские каникулы с середины января до середины марта начала апреля (в зависимости от пасхальных каникул), 3й - с апреля до конца июня или середины июля (в зависимости от программы той или иной школы). 

В случаях, если языковая практика зарубежного ученика недостаточна, школа может предложить соответствующий подготовительный курс. Первое препятствие, ожидающее иностранного ученика на пороге престижной школы вступительное тестирование. В Dulwich College (выпускники которого ежегодно поступают в Оксфорд и Кембридж, и не по одному, а десятками) всем претендентам старше семи лет предлагается выполнить письменное упражнение, решить несколько задач и показать себя с наилучшей стороны на индивидуальном собеседовании. Школьник, заведомо знающий все, что требуется из области математики, может закопаться и не сдать тест просто потому, что никогда раньше не сталкивался с известными по существу задачами в такой непривычной постановке (и обстановке).


В возрасте 15-16 лет все учащиеся как частных школ, так и государственных, сдают экзамены на общеобразовательный аттестат, куда входят естественные науки, иностранный язык, математика и английский. Дальнейшее обучение предусматривает специализацию студента по трем-четырем избранным им дисциплинам, и подготовка к последующим экзаменам занимает обычно два полных учебных года.

Экзамены принимает независимая экзаменационная комиссия по тем административным округам, к которым относится та или иная школа. На каждую сданную специальность выдается отдельный диплом, оцененный по индексам: А "отлично", В "хорошо". Ограничения со всех сторон: во-первых, квоты для иностранцев. Ведь люди жаждут отправить детей именно в британскую школу, а неограниченный прием иностранных учащихся сделал бы ее не вполне британской. Отсюда мизерные квоты для иностранных студентов в ряде частных школ (Bradfield College 4%, Giggleswick 2%, Rugby School 10%). К счастью, в первой сотне таблицы рейтингов независимых школ есть достаточно таких, которые не борются за высокое место, ради которого приходится отказываться от детей со средними способностями. У этих школ другое кредо: они считают, что учить и развивать надо всех без исключения, и что из любого ребенка стоит попытаться вырастить образованного гражданина, востребованного обществом. В такие школы принимают после собеседования с учеником и его родителями. 

Еще проще поступить в один из международных центров, которые и созданы специально для иностранных учащихся, куда при наличии мест принимают всех платежеспособных, и где педагоги и воспитатели владеют специальными навыками работы с nonnative english speakers. Чтобы у ребенка, плохо владеющего английским, не отбить охоту к учебе в Англии, ему необходимо индивидуальное расписание, включающее лишь те уроки по предметам, которые соответствуют уровню его языковой подготовки на сегодняшний день. Терять время на уроках, где ты ничего не понимаешь, обидно и унизительно. По мере совершенствования английского, иностранному ученику включают в план все больше и больше различных дисциплин, пока он, наконец, не догонит класс и не начнет заниматься по полной программе. В некоторых независимых британских школах у иностранных учащихся такая возможность есть, а в международных центрах это обычная практика. Уроки в группах по 67 человек, очень много индивидуальных занятий, приготовление домашних заданий с педагогом все это заложено в концепцию международной школы и помогает маленьким иностранцам быстрее освоиться и достичь хороших академических показателей. 

За границей детям приходится не только одолевать школьную программу на неродном языке, но и встраиваться в непривычную среду, приобретать новые культурные навыки. Адаптация — это процесс, который идет не сам собой, а требует от ребенка напряженной внутренней работы. Прекрасным подспорьем в этой работе служат школьные клубы, в которые объединяются дети, увлекающиеся театром, музыкой, спортом, еще чем-то. Таких клубов в хорошей школе несколько десятков. Вот, например, в одной из самых старых и уважаемых школ Англии The King's School Ely, получившей в 1541 году королевскую хартию и имя короля Генриха VIII, 54 клуба. Дискуссионный клуб, фото, кино, автоклуб, французский клуб, гольф клуб, шахматный, компьютерный, туристический, верховой езды и так далее. 

Но для адаптации иностранного школьника ничего не может быть лучше школьного театра. Необходимость учить и репетировать роль, вникать в исторический контекст спектакля, если речь идет о классике, и вообще, магия сцены... В хорошей частной школе практически любое увлечение ребенка будет подхвачено и использовано для вовлечения его в те занятия, где он сможет быстрее добиться первых успехов и почувствовать себя увереннее. 

Часть проблем иностранных школьников решается с помощью опекунов - британской семьи, живущей недалеко от школы. Родители договариваются с опекунами, чтобы ребенка встретили в аэропорту, помогли сделать необходимые покупки. Им можно звонить и узнавать про настроение подопечного и про его новых друзей, они и на родительское собрание сходят, если надо. Даже если ребенок живет в интернате при школе, все равно в доме опекуна он проводит выходные, праздничные дни и короткие каникулы. А бывает и так, что иностранный ученик живет в британской семье, а в школу приходит только на уроки, как местные "дневные" дети. Прижиться в британской семье не самая простая задача. Хотя люди они безусловно доброжелательные, но имеют свои понятия о хороших манерах и вкусной пище. Если уж есть такая идея жить и учиться в Англии, придется быть как Штирлиц: ничем не выдавать ужаса при виде кучки вареной моркови в качестве гарнира иногда к мясу, иногда к другим овощам, тоже вареным.

В британскую двенадцатилетку, которую заканчивают в 18 лет, лучше всего поступать за 3-4 года до финиша. Британские педагоги утверждают, что наилучшие результаты на выпускных экзаменах у тех иностранных школьников, которые пришли не в последний, выпускной класс, и даже не в предпоследний, а начали учиться в Великобритании года три-четыре тому назад. Значит, самый подходящий возраст для поступления в британскую школу 14-15 лет, чтобы сначала школьник проучился один-два года в Secondary School и к началу учебы в Sixth Form был абсолютно адаптирован, отлично знал язык, и чтобы уже ничто не мешало ему в полную силу готовиться к экзаменам A levels. 

Итак, иностранный подросток укоренился на британской почве, впереди выпускные школьные экзамены, затем университет. Куда подавать документы ему помогут решить Careers Advisers (советники по карьере), которые начинают работать с британскими школьниками за два-три года до выпуска. Один пример: в школе для девочек Burgess Hill School с девятого класса (то есть за три года до окончания двенадцатилетки) начинается Formal Careers Education знакомство девочек с вузами, различными видами деятельности, с терминологией из области job труда и занятости. Специальные Careers Coordinators ведут эти занятия, есть комната, где собраны справочники, журналы, CD все, что помогает сориентироваться и сделать правильный выбор. 

Немаловажную роль в такой ориентации играют клубы бывших выпускников Alumnus. Вчерашние школьники, ставшие студентами год назад, и почтенного возраста леди и джентльмены приходят в свою родную школу, рассказывают юному поколению, как добивались они успеха за стенами школы. Причем солидные Alumnus приходят обычно не с пустыми руками: кто-то учреждает стипендию для самого круглого отличника, кто-то дает деньги на реконструкцию спортзала. В рамках реформы образования готовности выпускников к работе и к учебе в вузе будет уделяться еще больше внимания, чем сейчас. В школьных программах появятся новые предметы, так называемые ключевые навыки Key Skills: умение связно и понятно излагать свои мысли, пользоваться компьютером, служебными программами, редакторами, Интернетом, читать таблицы, ориентироваться в схемах, масштабах и осях координат, иметь базовые представления о вероятности и математической статистике. Реформаторы рассуждают так: сертификат A levels это хорошо, но если к нему присовокупить необходимые практические навыки, то выпускник отправится в плавание по жизни с гораздо более надежной оснасткой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chastnye_shkoly_anglii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Частные школы Англии

В Великобритании параллельно существуют две системы образования государственная, бесплатная, предусмотренная только для подданных Объединенного Королевства, и частная, платная система, которая открыта и для иностранных учащихся. В частной системе образования школы делятся на детский сад (ргеprep school) с 3 до 7 лет, подготовительную школу (prep school) с 8 до 13 лет, и старшую (с 13 до 18 лет), куда зачисляются после сдачи вступительных экзаменов. 

Частные школы в абсолютном большинстве пансионы. Расположенные за пределами крупных городов, они сами по себе являются миниатюрными городами с множеством построек, собственными лугами, лесами и озерами этакие учебные центры, где школьники живут и учатся в отрыве от своего дома в течение всего года, единой "школьной семьей", окруженные заботой учителей, воспитателей и многочисленного обслуживающего персонала. Выбор дополнительных предметов, предлагаемых частными школами, исчисляется четырьмя десятками от истории искусств до менеджмента, кинематографии и компьютерной графики. И, конечно, частные школы особое внимание уделяют всестороннему развитию личности учащихся, эстетике поведения, приобщению к искусству, музыке, театру и живописи, разнообразной спортивной подготовке (регби, теннис, сквош, верховая езда, крикет, гребля, футбол и т.д.). 

Частные привилегированные школы Великобритании традиционно делятся на мужские и женские, но есть и колледжи, где юноши и девушки обучаются совместно. Во время работы Летней школы (а эти краткие программы обучения и языковой практики вкупе с активным отдыхом в каникулярное время (июль-август) практикуют почти все частные колледжи) традиция все чаще отступает на второй план. С уважением относясь к чужим традициям, Британия бережно сохраняет свои, и в элитарных английских школах это особенно заметно.

Каждое утро перед началом занятий все учащиеся непременно собираются в церкви на короткое собрание, которое проводит директор школы: делает объявления, решает организационные вопросы. Весь дальнейший день тщательно расписан и жестко регламентирован: уроки, факультативы, внеклассные занятия, отдых, подготовка ко сну. Строжайшее соблюдение дисциплины во всем, начиная с обязательного ношения формы и кончая участием в школьных мероприятиях, тоже важная сторона частного образования. 

Очевидно, что учеба в независимых частных школах, где оплачивается не только обучение и проживание в пансионе, но и каждый факультатив, секции по интересам, экскурсии и любые непредвиденные статьи расходов, стоит очень дорого. Достаточно сказать, что даже школьная форма (индивидуальная в каждом учебном заведении) по цене может сравниться с фирменным вечерним платьем в дорогом бутике. 

Стоимость обучения в разных частных школах также различна: старейшие Далвичколледж (основан в 1619 году) и Колледж короля Вильгельма (существует с 1668 года) гораздо дороже, чем школы менее именитые. 

О степени доступности платного образования можно судить по тому факту, что государственный служащий, зарабатывающий в год 30-35 тыс. фунтов стерлингов, а это по английским меркам вполне прилично (55-60 тыс. долларов), вряд ли может оплатить обучение своего ребенка в частном колледже. Тем не менее, в платных школах, по статистике, учится один из десяти школьников Британии, и для того, чтобы поступить в престижный колледж (например, Итон), родителям нужно записывать своего ребенка сразу после рождения. Впрочем, во многом это еще и дань английской традиции: если дед и отец учились в Итоне, выбор колледжа для внука и сына практически предрешен. 

Если родителям по средствам учить ребенка в частной школе за границей, и все равно в какой стране, первое, что приходит на ум - британская школа. Английский как родной, это раз. Отличная репутация британских школ и уверенность, что с ребенком все будет в порядке, это два. Доступ в англоязычные университеты - три. Дальше прямая дорога в международный бизнес, в политику, к успеху. Только бы сын (или дочь) не подкачал, не уклонился от намеченного пути. А он не так уж легок, особенно вначале, когда надо пережить разлуку с семьей и друзьями, освоиться в чужой стране, в чужом языке. 

Курс обучения в частных школах рассчитан на весь календарный год и делится на три семестра: 1й - с начала сентября до середины декабря, 2й - после перерыва на рождественские каникулы с середины января до середины марта начала апреля (в зависимости от пасхальных каникул), 3й - с апреля до конца июня или середины июля (в зависимости от программы той или иной школы). 

В случаях, если языковая практика зарубежного ученика недостаточна, школа может предложить соответствующий подготовительный курс. Первое препятствие, ожидающее иностранного ученика на пороге престижной школы вступительное тестирование. В Dulwich College (выпускники которого ежегодно поступают в Оксфорд и Кембридж, и не по одному, а десятками) всем претендентам старше семи лет предлагается выполнить письменное упражнение, решить несколько задач и показать себя с наилучшей стороны на индивидуальном собеседовании. Школьник, заведомо знающий все, что требуется из области математики, может закопаться и не сдать тест просто потому, что никогда раньше не сталкивался с известными по существу задачами в такой непривычной постановке (и обстановке).


В возрасте 15-16 лет все учащиеся как частных школ, так и государственных, сдают экзамены на общеобразовательный аттестат, куда входят естественные науки, иностранный язык, математика и английский. Дальнейшее обучение предусматривает специализацию студента по трем-четырем избранным им дисциплинам, и подготовка к последующим экзаменам занимает обычно два полных учебных года.

Экзамены принимает независимая экзаменационная комиссия по тем административным округам, к которым относится та или иная школа. На каждую сданную специальность выдается отдельный диплом, оцененный по индексам: А "отлично", В "хорошо". Ограничения со всех сторон: во-первых, квоты для иностранцев. Ведь люди жаждут отправить детей именно в британскую школу, а неограниченный прием иностранных учащихся сделал бы ее не вполне британской. Отсюда мизерные квоты для иностранных студентов в ряде частных школ (Bradfield College 4%, Giggleswick 2%, Rugby School 10%). К счастью, в первой сотне таблицы рейтингов независимых школ есть достаточно таких, которые не борются за высокое место, ради которого приходится отказываться от детей со средними способностями. У этих школ другое кредо: они считают, что учить и развивать надо всех без исключения, и что из любого ребенка стоит попытаться вырастить образованного гражданина, востребованного обществом. В такие школы принимают после собеседования с учеником и его родителями. 

Еще проще поступить в один из международных центров, которые и созданы специально для иностранных учащихся, куда при наличии мест принимают всех платежеспособных, и где педагоги и воспитатели владеют специальными навыками работы с nonnative english speakers. Чтобы у ребенка, плохо владеющего английским, не отбить охоту к учебе в Англии, ему необходимо индивидуальное расписание, включающее лишь те уроки по предметам, которые соответствуют уровню его языковой подготовки на сегодняшний день. Терять время на уроках, где ты ничего не понимаешь, обидно и унизительно. По мере совершенствования английского, иностранному ученику включают в план все больше и больше различных дисциплин, пока он, наконец, не догонит класс и не начнет заниматься по полной программе. В некоторых независимых британских школах у иностранных учащихся такая возможность есть, а в международных центрах это обычная практика. Уроки в группах по 67 человек, очень много индивидуальных занятий, приготовление домашних заданий с педагогом все это заложено в концепцию международной школы и помогает маленьким иностранцам быстрее освоиться и достичь хороших академических показателей. 

За границей детям приходится не только одолевать школьную программу на неродном языке, но и встраиваться в непривычную среду, приобретать новые культурные навыки. Адаптация — это процесс, который идет не сам собой, а требует от ребенка напряженной внутренней работы. Прекрасным подспорьем в этой работе служат школьные клубы, в которые объединяются дети, увлекающиеся театром, музыкой, спортом, еще чем-то. Таких клубов в хорошей школе несколько десятков. Вот, например, в одной из самых старых и уважаемых школ Англии The King's School Ely, получившей в 1541 году королевскую хартию и имя короля Генриха VIII, 54 клуба. Дискуссионный клуб, фото, кино, автоклуб, французский клуб, гольф клуб, шахматный, компьютерный, туристический, верховой езды и так далее. 

Но для адаптации иностранного школьника ничего не может быть лучше школьного театра. Необходимость учить и репетировать роль, вникать в исторический контекст спектакля, если речь идет о классике, и вообще, магия сцены... В хорошей частной школе практически любое увлечение ребенка будет подхвачено и использовано для вовлечения его в те занятия, где он сможет быстрее добиться первых успехов и почувствовать себя увереннее. 

Часть проблем иностранных школьников решается с помощью опекунов - британской семьи, живущей недалеко от школы. Родители договариваются с опекунами, чтобы ребенка встретили в аэропорту, помогли сделать необходимые покупки. Им можно звонить и узнавать про настроение подопечного и про его новых друзей, они и на родительское собрание сходят, если надо. Даже если ребенок живет в интернате при школе, все равно в доме опекуна он проводит выходные, праздничные дни и короткие каникулы. А бывает и так, что иностранный ученик живет в британской семье, а в школу приходит только на уроки, как местные "дневные" дети. Прижиться в британской семье не самая простая задача. Хотя люди они безусловно доброжелательные, но имеют свои понятия о хороших манерах и вкусной пище. Если уж есть такая идея жить и учиться в Англии, придется быть как Штирлиц: ничем не выдавать ужаса при виде кучки вареной моркови в качестве гарнира иногда к мясу, иногда к другим овощам, тоже вареным.

В британскую двенадцатилетку, которую заканчивают в 18 лет, лучше всего поступать за 3-4 года до финиша. Британские педагоги утверждают, что наилучшие результаты на выпускных экзаменах у тех иностранных школьников, которые пришли не в последний, выпускной класс, и даже не в предпоследний, а начали учиться в Великобритании года три-четыре тому назад. Значит, самый подходящий возраст для поступления в британскую школу 14-15 лет, чтобы сначала школьник проучился один-два года в Secondary School и к началу учебы в Sixth Form был абсолютно адаптирован, отлично знал язык, и чтобы уже ничто не мешало ему в полную силу готовиться к экзаменам A levels. 

Итак, иностранный подросток укоренился на британской почве, впереди выпускные школьные экзамены, затем университет. Куда подавать документы ему помогут решить Careers Advisers (советники по карьере), которые начинают работать с британскими школьниками за два-три года до выпуска. Один пример: в школе для девочек Burgess Hill School с девятого класса (то есть за три года до окончания двенадцатилетки) начинается Formal Careers Education знакомство девочек с вузами, различными видами деятельности, с терминологией из области job труда и занятости. Специальные Careers Coordinators ведут эти занятия, есть комната, где собраны справочники, журналы, CD все, что помогает сориентироваться и сделать правильный выбор. 

Немаловажную роль в такой ориентации играют клубы бывших выпускников Alumnus. Вчерашние школьники, ставшие студентами год назад, и почтенного возраста леди и джентльмены приходят в свою родную школу, рассказывают юному поколению, как добивались они успеха за стенами школы. Причем солидные Alumnus приходят обычно не с пустыми руками: кто-то учреждает стипендию для самого круглого отличника, кто-то дает деньги на реконструкцию спортзала. В рамках реформы образования готовности выпускников к работе и к учебе в вузе будет уделяться еще больше внимания, чем сейчас. В школьных программах появятся новые предметы, так называемые ключевые навыки Key Skills: умение связно и понятно излагать свои мысли, пользоваться компьютером, служебными программами, редакторами, Интернетом, читать таблицы, ориентироваться в схемах, масштабах и осях координат, иметь базовые представления о вероятности и математической статистике. Реформаторы рассуждают так: сертификат A levels это хорошо, но если к нему присовокупить необходимые практические навыки, то выпускник отправится в плавание по жизни с гораздо более надежной оснасткой.