Курсовая работа "Формирование коммуникативной компетенции в условиях начальной школы"

Зубарева Юлия Васильевна

Система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________3

ГЛАВА I. Коммуникативная компетентность как лингвометодическая проблема_______________________________________________________7

1.1. Системный анализ понятия коммуникативная компетентность _____7

1.2. Методическое наследие в области коммуникативной компетенции учащихся__________________________________________________________10

Выводы______________________________________________________14

ГЛАВА II. Практика формирования коммуникативной компетентности младших школьников в 1-4 классах____________________________________15

2.1. Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности младших школьников_________________________________15

2.2. Ход и результат констатирующего эксперимента _______________16

Выводы ______________________________________________________20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________23


ВВЕДЕНИЕ

 Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Для начального звена, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, характерно применение личностно-ориентированного подхода, информатизации и компетентностного подхода, появление которого связано с запросами общества и потребностями самой личности в образовании.

Идея компетентностного подхода - один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Концепция модернизации российского образования гласит: чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, необходимо, прежде всего, научить ребенка решать с помощью языковых средств те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего - воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

На сегодняшний день в России уже появились значимые научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются также российские исследователи П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова,                         Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и зарубежные ученые Р. Барнет, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).

Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы и понимание необходимости последовательно формировать коммуникативную компетенцию учащихся, сегодня все-таки остаются открытыми вопросы об эффективных, оптимальных способах, приемах и средствах речевого развития младших школьников; о критериях оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции детей на различных этапах начального языкового образования.

 Цель исследования – рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.

Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников 1-4 классов.

Предмет исследования - система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1) на основе анализа педагогической, психологической, методической литературы и нормативных документов по теме исследования теоретически обосновать компетентностный подход в развитии речевых навыков младших школьников;

2) выявить и обосновать педагогические и методические условия формирования коммуникативной компетенции в начальном языковом образовании;

3) диагностировать уровень коммуникативной компетенции младших школьников 1-4 классов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

1) идея компетентностного подхода к обучению, разрабатываемая в трудах В.И. Байденко, А.В. Баранникова, В.А. Болотова, А.Н. Дахина,            И.А. Зимней, Т.В. Ивановой, А.В. Хуторского и др.;

2) исследования Г.Н. Баранова, П.Н. Гурова, К.Г. Иванова,                      Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова в области развития речи учащихся;

3) работы Е.В. Арслановой, М.Т. Елисеевой, Л.Я. Желтовской,                М.Л. Закожурниковой, Н.И. Политовой, А.А. Ворожбитовой по формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения официальных документов, философских, педагогических, психологических, методических трудов отечественных и зарубежных авторов; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, систематизация; классификация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта преподавания русского языка в начальных классах; анализ соответствующих уроков; наблюдение, беседа; анализ результатов деятельности детей; статистическая обработка данных.

Теоретическая новизна работы состоит в том, что вносит вклад в разработку теоретических проблем начального коммуникативного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы в процессе формирования коммуникативной компетенции учеников.

ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

  1. Системный анализ понятия коммуникативная компетентность

Компетентностный подход в обучении русскому языку, отраженный в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004 г.) и в соответствующей методической литературе, позволяет утверждать, что «языковая личность» должна обладать «рядом ключевых компетенций».

На сегодняшний день в лингвистике не сформировано единого представления о языковой личности. Проблеме понятия «языковая личность» уделяли внимание многие ученые: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,                  Е.А. Быстрова, А. А. Леонтьев, Е.Н. Пузанкова, И.С. Якиманская, А.В. Текучев, А.В. Петровский, Ю.Н. Караулов и др.

В нашем исследовании мы опираемся на определение языковой личности, данное Ю.Н. Карауловым в монографии «Русский язык и языковая личность» и ставшее в современной лингвистике классическим. Под языковой личностью он понимает «совокупность  способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются: степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью» [Караулов, 1989: 19].

Прочно вошла в методический обиход и трактовка обучающегося как языковой личности. Это обусловило логическую необходимость структурировать его компетенцию.

Введение понятия компетенции в методику преподавания русского языка связано с поисками путей более точного определения целей обучения и выявления уровней владения языком. В одних случаях, компетенция и компетентность рассматриваются как два разных понятия, в других - данные понятия не разграничиваются.

Так, в словаре под редакцией Д.И. Ушакова компетенция - это «круг вопросов, явлений, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» или «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом»; компетентность же – «осведомленность, авторитетность». В толковых словарях (С.И. Ожегов, Т.Ф. Ефремова и др.) понятие компетентность как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией                      В.И. Бородулина, А.П. Горкина и др.). В словаре методических терминов       Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина, авторы приводят двойное толкование термина «компетенция»: «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине», а «компетентность» - «способность к выполнению какой-либо деятельности». Таким образом, компетенция – совокупность знаний личности, а компетентность - свойство, качество личности. Иными словами, компетенция и компетентность - два самостоятельных понятия.

Следует отметить, что пока термин  «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике окончательно не устоялся и в большинстве случаев он употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста.

На наш взгляд, компетенция представляет собой способность младшего школьника к эффективной реализации собственных знаний о мире в целях коммуникации.

Сущность понятия коммуникация определяют психологические словари  (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний, а языковую личность, как личность использующую язык как средство общения (С.А. Сухих, В.В. Зеленская), называют личность коммуникативная. Применительно к ней В.И. Карасик выделил ценностный, познавательный и поведенческий аспекты. Ценностный план коммуникативной личности проявляется в нормах поведения, закрепленных в языке. Познавательный план языковой личности – это степень освоения мира человеком через язык. Поведенческие характеристики языковой личности – это совокупность вербальных и невербальных индексов, определяющих языковую личность как индивидуум или как тип. Коммуникативная личность в поведенческом аспекте – это наиболее конкретное проявление языковой личности в речевых действиях, имеющих мотивы, цели, стратегии и способы их реализации.

В рамках данного подхода акцентируется понятие языковой личности как индивида, обладающего уникальным языковым сознанием и способностью к осуществлению коммуникативных действий.

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

По мнению М.К Кабардова, «коммуникативная компетенция - это усвоение социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения» [Кабардов, 1989. с.103-104].

Схожую позицию к определению коммуникативной компетенции высказывает И.А. Зимняя, которая определяет ее как "овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии" [Зимняя, 2004: 18].

Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности, одна из которых коммуникативная компетенция.

В ходе нашей работы над поставленной проблемой мы предположили, что для достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности учеников начальной школы нам необходимо определить сущностное содержание уровней и критериев коммуникативной компетентности, а также обеспечить комплекс необходимых условий для организации урочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетентности.

  1. Методическое наследие в области коммуникативной компетенции учащихся.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010гг) в понятие «коммуникативная компетенция» учеников включены следующие существенные показатели:

1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

3) владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;

4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (и вербальную, и невербальную) речевого поведения.

Соответственно в начальном языковом образовании четко обозначены три основные задачи по формированию:

  • языковой (лингвистической) компетенции;
  • текстовой компетенции.
  • коммуникативной компетенции.

И.А. Зимняя и А.А. Леонтьев понимают под языковой компетенцией «обучение средствам общения», то есть языковым единицам «различных уровней языковой иерархии» и обучение «правилам оперирования этими единицами» [3].

Требования к уровню сформированности  языковой компетенции школьника включает уровень владения фонетическими (проверяется фонематический слух ребенка),  лексико-семантическими (диагностируется степень сформированности лексического уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка), морфемно-словообразовательными  (диагностируется степень сформированности деривационного уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка), морфлогическими (диагностируется степень сформированности морфологического уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка), синтаксическими (диагностируется степень сформированности синтаксического уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка) операциями.

Текстовая компетентность – это умение грамотно построить, зафиксировать и выразить мысль в разнообразных (лингвистических, социальных, смысловых) формах, сделав ее доступной, ценной и цельной для понимания другим человеком. 

Литературный энциклопедический словарь раскрывает понятие «текст» как письменную или печатную фиксацию речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации, выраженную и закрепленную посредством языковых знаков чувственно воспринимаемой стороной речевого произведения; как минимальную единицу речевой коммуникации, обладающую относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью) [2]. Из чего можно заключить, что формирование текстовой компетентности младшего школьника включает умения воспроизводить чужые тексты и создавать собственные высказывания с учетом типа речи, стиля речи, жанра и т.д.

Однако можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Именно поэтому в языковом образовании выделяется такой тип компетенции, как коммуникативная, которая является ключевой и заключается в способности практического владения языком. Это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения; проявляется в использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Содержание понятия коммуникативной компетенции интенсивно разрабатывается в различных областях науки о языке и отличается разнообразием подходов (Е.А. Быстрова, Н.И. Гез, И.А.Зимняя, Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Н.М. Шанский и др.) и определений в силу многоаспектности данного понятия. 

В методике это понятие определяется как «рабочий механизм использования языка» или «программа речевого поведения» [Бунеева,2003: 13].

Так, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя отмечают, что «определяющим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание в устной и письменной формах.[Зимняя, 2004: 18].

Д.И. Изаренков под коммуникативной компетенцией понимает «способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности». [8] Исследуя структуру коммуникативной компетенции, сам ученый говорит о её трёх основных, базисных составляющих - языковой, предметной и прагматической компетенциях. Языковая компетенция обеспечивает умения строить грамматически правильные и осмысленные высказывания. Предметная компетенция отвечает за содержание высказывания, содержит знания о том фрагменте мира, который выступает предметом речи. Прагматическая компетенция формирует способность использовать высказывания в определенных речевых актах, соотнося их с условиями общения. [Белобрыкина, 1998: 240].

В рамках Государственного стандарта решается вопрос формирования коммуникативной культуры личности, на базе комплекта и методических рекомендаций по «Детской риторике» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской, который является на современном этапе основным ориентиром для развития речи младших школьников.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Поэтому между понятиями «развитие речи» и «риторика» в современной методической науке ставится знак равенства.

Таким образом, требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции младшего школьника включают умения различать диалог и монолог, повествование, описание, рассуждение, виды пересказа, а также знания участвовать в диалоге, использовать правила речевого этикета, использовать средства невербального общения и выполнять работы творческого характера.

ВЫВОДЫ

Только о человеке, который обладает всеми  видами компетенции, можно сказать, что он «владеет языком». Поэтому важной задачей методики преподавания русского языка в настоящее время является реализация в учебном процессе этой взаимосвязи, преодоление обособленности трех составляющих школьного курса русского языка лингвистическое описание системы языка, правописание, развитие речи.

В основе начального филологического образования, на наш взгляд, лежит формирование интегральной компетенции языковой личности младшего школьника, включающая языковую, текстовую и коммуникативную компетенции, которые выделяются в соответствии с трихотомией язык, речь, речевая деятельность. Соответственно, филологическая компетенция реализуется на уровнях языковых операций, текстовых действий и коммуникативной деятельности. На каждом из них актуализируются свои единицы, которые в процессе обучения становятся единицами дидактическими.

Следовательно, разрабатывая перспективную программу обучению русскому языку в обследованном классе с позиций индивидуально-дифференцированного подхода, следует описать специфику работы с детьми в соответствии с коммуникативной компетенцией, которую необходимо сформировать у школьника как языковой личности в составе интегральной филологической компетенции.


ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1-4 КЛАССАХ.

2.1 Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности младших школьников

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне. Безусловно, культура речи связана с общей культурой человека, которая прививается и в семье, и в начальной школе. Особую роль в этом отношении выполняют предметы гуманитарного цикла, в первую очередь «Русский язык» и «Литературное чтение».

Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи.

Низкий уровень коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе обусловлен следующими причинами:

1) в практике преподавания предмета недостаточно внимания уделяется работе с текстом;

2) традиционные методы и приёмы обучения не соответствуют задачам формирования письменной и устной речи учащихся;

3) основное содержание предмета «Русский язык» сводится к обучению орфографии и пунктуации.

Исходя из этого анализа, была выстроена интегральная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников, включающая:

1. Идею деятельностного подхода, которая связана с педагогикой развития и воплощается в разработке теории и технологии организации различных типов воспроизводящей деятельности. Речевая деятельность в учебном процессе организуется таким образом, что каждый ребёнок становится активным деятелем. Он не просто складывает звуки в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения, а понимает прочитанное. Ребенок не просто пишет сочинение на заданную учителем тему, используя шаблонные фразы и готовые конструкции, а пытается найти средства для выражения собственных мыслей, осуществляя собственный замысел.

2. Идею вовлечения ребёнка в непрерывную цепь речевого общения, которое представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание принадлежит определённому речевому субъекту и может иметь разную протяжённость и структуру: от короткой реплики бытового диалога до научного или художественного произведения.

3. Идею системного знания как потенциального итога всего процесса совместной деятельности учителя и каждого ученика, которые представляют собой цепочку вопросов, ответ на которые требует умственных усилий. Данные вопросы обращены и к самому тексту, и к личному опыту ученика.

2.2 Ход и результат констатирующего эксперимента.

Опираясь на опыт ведущих педагогов (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.А. Ворожбитова и др.), мы наметили свой подход к реализации основных путей формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Раскроем содержание и инновационный характер учебной деятельности:

1. Выстраиваем деятельность ребёнка при изучении русской речи по преобразованию собственного языкового развития. Эффективным средством создания возможностей языкового развития учащихся является система ситуативных упражнений, которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия. Например, на уроках развития речи детям, например, предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий.

2. Осознаем, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Обязательным условием такой работы является моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.

Учебная задача на каждом этапе урока ставится таким образом, что при её решении ребёнок активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.). Примером такой ситуации может служить задание по восстановлению дискретного текста, достраивание недостающих элементов общения, написание собственного высказывания.

Подобное упражнение учит вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.

5. Имеем в виду, что текст - основная дидактическая единица.

Главное в работе с текстом в нашем понимании - это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является анализ текста.

Примерные задания для анализа текста любого типа речи:

1) докажите, что вам предложен для разбора именно текст;

2) озаглавьте его; предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста;

3) составьте план текста (простой, сложный);

4) проанализируйте композиционное строение;

5) исследуйте типологическую структуру текста;

6) определите стиль текста, докажите свою точку зрения;

7) определите способ и средства связи предложений в тексте;

8) проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур;

9) дайте субъективную оценку тексту.

Экспериментальное исследование проводилось в «Суховской средней общеобразовательной школе» Ростовской области Пролетарского района х.Сухой в 1-4 классах.

Данное исследование проходило в 3 этапа:

  1. констатирующий этап: примеры входных тестовых заданий;
  2. формирующий этап: система заданий и упражнений по теме исследования;
  3. контрольный этап: анализ результатов.

Для определения уровня коммуникативной компетенции учащихся были предложены задания, например, отраженные в таблице 1:

Виды упражнений для учеников 1-4 классов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Составить из слов предложения.

в, Яша, саду, был; ямки, и, я, моя, мама, копали; яблони, посадили, мы

Составить предложение по следующему образцу: «Здравствуй, лес!», но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. 

Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности, дополнив их своими словами.

1. Осень. 2. Дети сажают молодые деревца. 3. Дети копают ямки вдоль улицы. 4. Весна. Деревья зазеленели. 5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Б. Хороша будет ушица!

В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

       Результаты количественного анализа коммуникативных умений младших школьников сведены в таблице 2, которые отражают уровень развития диспозитивных умений (умения выстроить композицию своего высказывания, располагая содержание в логической и временной последовательности), а также позволяют определить соответствующие уровни речевого развития.

Количественная характеристика уровней

речевого развитии учеников 1-4 классов

Класс

Уровни речевого развития

высокий

средний

низкий

1 класс (19 учеников)

1

10

8

2 класс (15 учеников)

3

4

8

3 класс (15 учеников)

1

7

7

4 класс (16 учеников)

2

8

6


Анализ письменных работ младших школьников показал, что большее количество детей, справившихся с заданием, оценивается  «хорошо». Однако в данном случае этот достаточно очевидный вывод важен не сам по себе, а с той точки зрения, что он позволяет определить верхний и низкий уровень коммуникативной способности учащихся, связанные с соблюдение/нарушением коммуникативной целесообразности речи – точности, выразительности, уместности. Причем типичная погрешность детских высказываний – непоследовательность в расположении материала.

Проведенное исследование позволило обратить внимание также на то, что во 2-ом и 3-ем классах детей, не выполнивших задание, гораздо больше, чем выполнивших. По-видимому, полученный результат обусловлен спецификой системы обучения учеников в каждом классе.

Однако определение наборов признаков уровней коммуникативного развития учеников 1-4 классов, а также создание системы упражнений, повышающих их коммуникативную культуру, является перспективой нашего дальнейшего исследования.

ВЫВОДЫ

Диагностика состояния коммуникативной компетенции позволяет выявить уровень развития коммуникативной способности, с помощью специальных заданий, а также наличие некоторых речеведческих знаний  и умений в области общения, речевого поведения и этикета.

Выводы из количественного анализа коммуникативного умения (структурно-композиционного) в речи младших школьников 7-10 лет заключаются в том, что на основании сравнительно небольшого количества выборок из детской речи были получены результаты, свидетельствующие  о необходимости целенаправленного развития коммуникативной способности учащихся с учетом их системы обучения, а также оптимизации процесса овладения знаниями и умениями в области общения как вооружение учащихся моделями эффективной коммуникативной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников - это формирование навыков правильного общения. Еще А.Сент-Экзюпери писал, что «самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения».

Анализ коммуникативной компетенции младших школьников 7-10 лет позволил нам выявить ряд особенностей формирования коммуникативной культуры языковой личности в онтогенезе. Обобщим основные результаты в виде тезисов.

1. Компетентностный подход в обучении русскому языку является на сегодняшний день приоритетным.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

2. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция  одна из ведущих компетенций в структуре  языковой личности в образовательном процессе.

Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.

        3. В лингвометодической литературе требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции младшего школьника включают умения различать диалог и монолог, повествование, описание, рассуждение, виды пересказа, а также знания участвовать в диалоге, использовать правила речевого этикета, использовать средства невербального общения и выполнять работы творческого характера.

  1. Проведенный эксперимент, таким образом, показал, что младшие школьники не владеют в достаточной мере знаниями и умениями в области реализации механизмов коммуникативной компетенции.

5. На основании результатов исследования может быть предложена модель коммуникативного развития младших школьников, включающая наборы признаков речевого развития, характеризующих разные уровни владения языком, а также систему специальных упражнений, направленных на совершенствование коммуникативной культуры учащихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипова В.М., Колесина К.Ю., Пахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. - 2006. - № 8.
  2. Арасланова Е.В. Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С. 13 - 14.
  3. Аркадьев А.Г. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант). - М., 2002. - 272 с.
  4. Байденко В.И., Оскарссон Б.Н. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002.
  5. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. - М.: ГУВШЭ, 2002. - 357 с.
  6. Баранов Г.Н. Развитие речи в школе. - М.: Проспект, 2000.
  7. Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. - 240 с.
  8. Болотов В.А., Сериков В.В., Изаренков Д.И. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 3.
  9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 1 класса - М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
  10.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 2 класса - М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
  11.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 3 класса - М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
  12.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 4 класса - М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
  13.  Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. - Издание 2-е, исп. - М: «Баласс», 2003.
  14.  Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
  15.  Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.eidos.ru/jornal/2005/0910-24.htm.
  16.  Гуров П.Н. Развитие речи у детей. - М.: Браво-пресс, 2000. - 145 с.
  17.  Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? // Народное образование. - 2004. - № 4. 
  18.  Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
  19.  Караулов Ю.Н.  Русская языковая личность и задачи её изучения. М.- Просвещение, 1989.
  20.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.