"В гостях у причастий" (урок-сказка)

Смирнова Оксана Николаевна

 Урок предназначен для обобщения и закрепления материала по теме: "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у причастий» (урок-сказка)

Цели: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  

                «Образование причастий»;

             2) активизировать самостоятельную и групповую

               деятельность учащихся по обобщению сведений о  

               причастиях;

             3) закрепить навыки правописания суффиксов

                действительных и страдательных причастий настоящего  

                 времени;

             4) продолжить работу по воспитанию бережного

                отношения к русскому языку.

Контингент:  6 или 7 класс

Тип урока: обобщающий урок

Методы: 1) по источнику передачи и восприятию учебной информации: словесный (рассказ с элементами беседы), наглядный (демонстрация материала), практический (выполнение упражнений);
2) по степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями:
репродуктивный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), учебник «Русский язык - 7» под редакцией  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской  и др., М: «Просвещение» или учебник «Русский язык - 6» под редакцией М.М. Разумовской, М: «Дрофа»;   карточки со схемой «Образование причастий» (приложение 3) и с таблицей «Признаки глагола и прилагательного у причастий» (приложение  1), карточки с причастиями (приложение 2),  фломастеры.

Ход урока.

1.Организационный момент (приветствие) (слайд №1)

2.Слово учителя.
- Сегодня мы с вами посетим сказочную страну Морфологию и окажемся в гостях у ее короля (слайды №2,3)
У него при дворе собрались Глаголы и Прилагательные, но начало приема откладывалось (слайд №4)

 К королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы (слайд №5).  Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс -енн- был ему знаком (слайд №6)
Стали простить они у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы – добряки  сразу же вызвались помочь: они подбежали к суффиксам и встали впереди них, чтобы получились новые слова. Но таких слов не получилось – не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. И тут на выручку пришли Прилагательные: они отдали свои окончания. В результате получилась новая часть речи -  причастие (слайд №6)

3.Повторение пройденного материала (определение причастия и его признаки)

- Сегодня мы с вами должны обобщить изученный вами материал о причастии (слайд №7)
Так что же такое причастие? Вспомним правило и дополним стихотворение (слайд №8)

Причастие признак по действию обозначает,
По этому свойству его отличают.
Причастие, как и прилагательное,
Отвечает на вопрос
какой?
И в предложении определением является,
А слово, от которого мы задаем вопрос,
Определяемым называем.

Слайд №9: падающий снег, кружащийся лист, бегущий ручей,
                   заросшая тропинка
- Значит, причастие совмещает в себе признаки глагола и признаки прилагательного (слайд №10)
У вас есть карточки с таблицей, которую необходимо заполнить.
(Через 3 минуты опрос, а на слайде появляются признаки глагола, а затем прилагательного).

4. Продолжение сказки.

- В тронном зале его Величества короля Морфологии оказалось так много причастий, что король вынес решение: разделить причастия на две группы и поселить в разных замках (Слайды №11,12)

Скажите, какие причастия мы называем действительными, а какие – страдательными? (Ответы учащихся, а потом слайд №13 с определениями.)
Перед вами на экране разные словосочетания, в состав которых входит причастие  (слайд №14)

 Давайте поможем королю расселить причастия по замкам. Для этого вы объединитесь в группы, и первая группа выберет действительные причастия, а вторая – страдательные, выделив суффиксы причастий (потом представитель каждой группы на магниты должен прикрепить нужные слова).

Слайд№15. (Проверка: 1 группа – цветущие, летящий, запомнившийся, поросший, стелющийся, дрожащими; 2 группа – гонимый, покрашенный, закрытая, засеянное, слышимый, волнуемый)
Ребята, каким словам не нашлось места в замках и почему?
(трескучий, синеватый – прилагательные)

5. Повторение пройденного материала (суффиксы причастий)

Как вы видите, и в том, и в другом, замке оказались причастия с разными суффиксами. А через некоторое время граждане страны Морфологии рассказали королю, что в вотчине Причастия творится неразбериха: никто не может понять, где какой суффикс писать. Глаголы опять подсказали, что нужно сделать, и король вынес справедливое решение, которое устроило всех. С послом Указ короля тут же отправили Причастиям для немедленного выполнения (слайд№16)
Перебираясь через бурный поток, посол уронил королевский указ и в нем оказались размытыми некоторые слова.
Вот что в результате прочитали Причастия (слайд №17)

«Указ его Величества короля Морфологии. Повелеваю! В действительных и страдательный причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-ого спряжения, писать суффиксы -ущ-(-ющ-) (действительные причастия) и суффиксы -ом- (-ем-) (страдательные причастия). А в причастиях, образованных от глаголов 2-ого спряжения, писать суффиксы    -ащ- (-ящ-) (действительные причастия) и -им- (страдательные причастия)».

Задумались Причастия, не знают, как выполнять королевский указ.
Ребята, а давайте поможем Причастиям: вспомним, как они образуются. Для этого вы откроете учебник и на страницах….., посмотрите теоретический материал об образовании  причастий, а в схему кратко запишите ответы. Схемы находятся у вас.

Слайд №18 – проверка.
Теперь мы можем восстановить пропущенные фрагменты в королевском указе, пользуясь составленной схемой (слайд№19)

6. Закрепление материала.

Замечательно, теперь в замках у причастий полный порядок. И мы с вами можем выполнить упражнения.
Задание 1: от данных глаголов образуйте все возможные формы причастий.
Сказать (сказавший, сказанный)
Грохотать (грохочущий, грохотавший)
Сжать (сжавший, сжатый)
Торжествовать (торжествующий, торжествовать)
Слышать (слышащий, слышавший, слышимый)
(Это задание можно выполнить коллективно, по цепочке или самостоятельно с последующей проверкой, разобрав первое слово как образец -
слайд №20)

Задание 2:  выписать причастия, указать, какие они (действительные или страдательные), определить форму.
Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке со стоящими на ней хижинами. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окна закрыты. (Проверка. Какими членами предложения являются причастия?) Слайд№21

7. Итоги урока.

Наше путешествие в сказку закончилось. Что же мы вспомнили о причастии, находясь в сказочной стране? (Что такое причастие, какие бывают причастия, как они образуются, правописание суффиксов). Но это еще не все. Мы с вами не повторили материал о причастном обороте.

8. Творческое домашнее задание: сочинить продолжение сказки, используя причастия (краткие формы, причастный оборот) Слайд №22

9. Слайд №23 

Человек, знающий возможности родного языка – волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения.
Слайд №24 Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Морфологические признаки причастия

от глагола

от прилагательного

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Гонимый ветром

Цветущие осенью

Летящий шар

Покрашенный пол

Закрытая дверь

Запомнившийся урок

Синеватое небо

Засеянное поле

Поросший травой берег

Трескучий мороз

Стелющийся туман

Слышимый звук

Волнуемый мечтами

Дрожащими руками

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                 Образование причастий

Действительные                               Страдательные  

  Настоящее      Прошедшее              Настоящее       Прошедшее

  время                 время                      время                  время