Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"

Лазарева Л.Е.

« Давайте, люди, никогда об этом не  забудем!»

(посвящённого  Международному дню узников фашистских концлагерей).

Оборудование:

 

1.Книжная выставка «Великая Отечественная война в современной литературе».

2. Плакаты военных лет.

3.запись песен «Священная война», «Журавли».

4.Художественные произведения:

Б.Горбатов «Непокорённые»

М. Шолохов «Наука ненависти».

5. «Ни давности, ни забвения. По материалам Нюрнбергского процесса». М.,1984г.

6. «Нюрнбергский процесс». Сб. материалов в 8 томах, т.1, т. 4.

7.Документальные фильмы «Освенцим.», «Бухенвальд».

 

Цели: 

1.рассказать  молодому поколению о страшных страницах истории г. Вязьмы и Вяземского р-на в годы Великой Отечественной войны - о фашистских концлагерях, созданных там  гитлеровцами для советских военнопленных и мирного населения;

2.показать неразрывную связь художественной литературы с историей жизни страны и народа;

3. познакомить обучающихся с  ветеранами, живущими рядом с нами  и пережившими ужас немецких  концлагерей;

4. воспитывать уважение к ним и заботу о них;

5.развивать интерес к истории  своего края, страны.

 

Классный час  проводился как одно из звеньев регионального компонента в системе нравственно- патриотического воспитания  обучающихся в воспитательной работе классного  руководителя. В мероприятии использовалась художественная литература, изучаемая по программе на уроках литературы, стихи смоленских  поэтов.

 

Мероприятие проводится 11 апреля,  когда в мире отмечают Международный день узников фашистских концлагерей.

 

 

Ход  мероприятия:

 

1Ведущий: мы сегодня собрались по поводу важной исторической даты- 11 апреля по решению ООН во всём мире отмечается как Международный день узников фашистских концлагерей, создаваемых немцами в годы Великой Отечественной войны, это « фабрики смерти», где уничтожались советские военнопленные и мирные жители. Почему именно 11 апреля?  В самом большом немецком концлагере – в Бухенвальде - вспыхнуло вооружённое восстание 11 апреля 1945 года, и 5 тысяч оставшихся в живых заключённых обрели свободу.

2 Ведущий: прошло 72 года с того страшного и незабываемого дня- 22 июня 1941года, но в памяти человеческой  эта дата осталась как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

1Чтец: звучит стихотворение А.Т.Твардовского «Отцов и прадедов примета».

2Чтец: звучит стихотворение А.Т.Твардовского «Война - жесточе нету слова».

Звучит песня «Священная война».

1Ведущий: фашисты творили невиданные злодеяния, не щадили никого. Они истязали и убивали мужчин и женщин, детей и стариков. Всюду, где побывали немцы, оставались руины сёл и городов, могилы с трупами убитых и замученных мирных жителей и военнопленных, пепел сожжённых людей .Фашистские концлагеря .Мы, нынешнее поколение, об этом узнаём  прежде всего из художественных произведений.

Чтец: читает отрывок из повести Б.Горбатова «Непокорённые», гл. 9

1Ведущий: не одно произведение о немецком концлагере у М.А.Шолохова.

Чтец: читает отрывок из рассказа «Наука ненависти».

2Ведущий: 7 октября 1941 года немцы заняли Вязьму и была она освобождена 12 марта 1943г.

Всё это время немцы хозяйничали в нашем городе. Была организована городская управа.

Фашисты зверски уничтожали в первую очередь интеллигенцию, партработников.

1Ведущий: читает « Акт о зверском расстреле советских граждан гестаповцами в окрестностях      

 города  Вязьмы»

                                                                                         17 марта 1943 года.

           «Мы, комиссия в составе жителей гор. Вязьмы Смоленской области, Иванова Евдокия Николаевна, Белкина Тамара Алексеевна, Чёрная Зинаида Ивановна, Бельская Федосья Андреевна и гв. капитан Койфман составили настоящий акт в нижеследующем:

              3 декабря 1942 года были арестованы агентами гестапо гр-не г. Вязьма слесарь Белкин Николай Иванович 33 лет и Белкина Вера Ивановна – машинистка Вяземского исполкома. В застенках гестапо Белкина Николая Ивановича всячески мучили. Все лицо его было избито, уши превращены в студень.

Застенок гестапо помещался на Введенской улице д. 23. После зверских издевательств Белкина Николая, Белкину Веру, Фунтенкова и еще 34 мирных граждан г. Вязьма фашистские палачи посадили 10 декабря 1942 года на машины и увезли в направлении нефтебазы у ж.д. станции Вязьма-Новоторжская. Заставили свои жертвы самим выкопать себе могилу и расстреляли их из пулемета на краю могилы. Среди расстрелянных находилась быв. нарсудья г. Вязьма Сорокина Александра. При казни ее ранили лишь в ногу. Она выкарабкалась из могилы после отъезда палачей и убежала. Однако она была вновь поймана фашистами и расстреляна 12 декабря 1942 г.

                  В чем и подписываемся.

     Члены комиссии: ИВАНОВА, БЕЛКИНА, ЧЁРНАЯ, БЕЛЬСКАЯ. 

                            Гв. капитан- КОЙФМАН.

ГАСО, ф. 1630-с, оп. 1, д.304, л.51.  Копия.

                   С подлинным верно:

Научный сотрудник  госархива  Смолобласти              /Орлов/   

 

2Ведущий: для уничтожения советских людей немцы открыли на территории Смоленской обл. 12 концлагерей.                 

Читает «Список концентрационных лагерей и других мест принудительного содержания военнопленных и гражданского населения в период Великой  Отечественной войны на территории Смоленской области (в границах1943.)»

Что такое концлагерь? Зачем фашисты их открывали?

Концентрационные лагеря – первый открыт фашистами в Дахау, в 1933 году. Цель: массовое физическое истребление «низших рас» :(венгров, чехов, цыган, русских, евреев). Дымились трубы крематориев. Фашистские врачи ставили на живых людях опыты по ампутации, насильственному  родоразрешению. В концлагерях содержались как военнопленные, так и мирное население, подростки. История не знает более жестоких преступлений, чем те, которые совершали фашистские изверги по отношению к мирному населению на оккупированных территориях. «Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее всего в том, чтобы уничтожить русских как народ»-, подчёркивалось в плане «Ост».

1Ведущий: На принудительные работы в Германию из СССР были угнаны 4млн.978тыс. граждан, 10тыс. угнано из Вязьмы и района, из них-3-ья часть- дети и подростки.

2ведущий: После взятия Вязьмы немцы для  советских военнопленных открыли концлагерь и в Вязьме. Знаете, где он находился?

За сутки в Вяземском  концлагере умирало от  голода до 250 чел., расстреливали на глазах товарищей до 40 чел. в  день. Трупы хоронили рядом с лагерем в 4-х глубоких  рвах:100м. длиной и 4м. шириной.

1Ведущий: в повести К.Воробьёва это описано так: (читает отрывок из повести).

2Ведущий: живы ещё люди, малолетние узники концлагере, и они  нам могут рассказать о том, что им пришлось, что несёт людям фашизм.

( Слово предоставляется гостю, малолетнему узнику концлагеря…)

Просмотр  документального фильма «Освенцим».

1ВЕДУЩИЙ говорит об уважении с нашей стороны к ветеранам.

 

(Слово предоставляется бывшему малолетнему узнику).

Просмотр док. фильма «Бухенвальд».

В заключение звучит песня «Бухенвальдский набат».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа.

« Давайте, люди, никогда об этом не  забудем!»

(посвящённого  Международному дню узников фашистских концлагерей)

                                          Разработала: преподаватель литературы Вяземского политехнического техникума Лазарева Л.Е.

Оборудование:

1.Книжная выставка «Великая Отечественная война в современной литературе».

2. Плакаты военных лет.

3.запись песен «Священная война», «Журавли».

4.Художественные произведения:

Б.Горбатов «Непокорённые»

М. Шолохов «Наука ненависти».

5. «Ни давности, ни забвения. По материалам Нюрнбергского процесса». М.,1984г.

6. «Нюрнбергский процесс». Сб. материалов в 8 томах, т.1, т. 4.

7.Документальные фильмы «Освенцим.», «Бухенвальд».

Цели:  

1.рассказать  молодому поколению о страшных страницах истории г. Вязьмы и Вяземского р-на в годы Великой Отечественной войны - о фашистских концлагерях, созданных там  гитлеровцами для советских военнопленных и мирного населения;

2.показать неразрывную связь художественной литературы с историей жизни страны и народа;

3. познакомить обучающихся с  ветеранами, живущими рядом с нами  и пережившими ужас немецких  концлагерей;

4. воспитывать уважение к ним и заботу о них;

5.развивать интерес к истории  своего края, страны.

Классный час  проводился как одно из звеньев регионального компонента в системе нравственно- патриотического воспитания  обучающихся в воспитательной работе классного  руководителя. В мероприятии использовалась художественная литература, изучаемая по программе на уроках литературы, стихи смоленских  поэтов.

Мероприятие проводится 11 апреля,  когда в мире отмечают Международный день узников фашистских концлагерей.

Ход  мероприятия:

1Ведущий: мы сегодня собрались по поводу важной исторической даты- 11 апреля по решению ООН во всём мире отмечается как Международный день узников фашистских концлагерей, создаваемых немцами в годы Великой Отечественной войны, это « фабрики смерти», где уничтожались советские военнопленные и мирные жители. Почему именно 11 апреля?  В самом большом немецком концлагере – в Бухенвальде - вспыхнуло вооружённое восстание 11 апреля 1945 года, и 5 тысяч оставшихся в живых заключённых обрели свободу.

2 Ведущий: прошло 72 года с того страшного и незабываемого дня- 22 июня 1941года, но в памяти человеческой  эта дата осталась как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

1Чтец: звучит стихотворение А.Т.Твардовского «Отцов и прадедов примета».

2Чтец: звучит стихотворение А.Т.Твардовского «Война - жесточе нету слова».

Звучит песня «Священная война».

1Ведущий: фашисты творили невиданные злодеяния, не щадили никого. Они истязали и убивали мужчин и женщин, детей и стариков. Всюду, где побывали немцы, оставались руины сёл и городов, могилы с трупами убитых и замученных мирных жителей и военнопленных, пепел сожжённых людей .Фашистские концлагеря .Мы, нынешнее поколение, об этом узнаём  прежде всего из художественных произведений.

Чтец: читает отрывок из повести Б.Горбатова «Непокорённые», гл. 9

1Ведущий: не одно произведение о немецком концлагере у М.А.Шолохова.

Чтец: читает отрывок из рассказа «Наука ненависти».

2Ведущий: 7 октября 1941 года немцы заняли Вязьму и была она освобождена 12 марта 1943г.

Всё это время немцы хозяйничали в нашем городе. Была организована городская управа.

Фашисты зверски уничтожали в первую очередь интеллигенцию, партработников.

1Ведущий: читает « Акт о зверском расстреле советских граждан гестаповцами в окрестностях      

 города  Вязьмы»

                                                                                         17 марта 1943 года.

           «Мы, комиссия в составе жителей гор. Вязьмы Смоленской области, Иванова Евдокия Николаевна, Белкина Тамара Алексеевна, Чёрная Зинаида Ивановна, Бельская Федосья Андреевна и гв. капитан Койфман составили настоящий акт в нижеследующем:

              3 декабря 1942 года были арестованы агентами гестапо гр-не г. Вязьма слесарь Белкин Николай Иванович 33 лет и Белкина Вера Ивановна – машинистка Вяземского исполкома. В застенках гестапо Белкина Николая Ивановича всячески мучили. Все лицо его было избито, уши превращены в студень.

Застенок гестапо помещался на Введенской улице д. 23. После зверских издевательств Белкина Николая, Белкину Веру, Фунтенкова и еще 34 мирных граждан г. Вязьма фашистские палачи посадили 10 декабря 1942 года на машины и увезли в направлении нефтебазы у ж.д. станции Вязьма-Новоторжская. Заставили свои жертвы самим выкопать себе могилу и расстреляли их из пулемета на краю могилы. Среди расстрелянных находилась быв. нарсудья г. Вязьма Сорокина Александра. При казни ее ранили лишь в ногу. Она выкарабкалась из могилы после отъезда палачей и убежала. Однако она была вновь поймана фашистами и расстреляна 12 декабря 1942 г.

                  В чем и подписываемся.

     Члены комиссии: ИВАНОВА, БЕЛКИНА, ЧЁРНАЯ, БЕЛЬСКАЯ.  

                            Гв. капитан- КОЙФМАН.

ГАСО, ф. 1630-с, оп. 1, д.304, л.51.  Копия.

                   С подлинным верно:

Научный сотрудник  госархива  Смолобласти              /Орлов/  

2Ведущий: для уничтожения советских людей немцы открыли на территории Смоленской обл. 12 концлагерей.                

Читает «Список концентрационных лагерей и других мест принудительного содержания военнопленных и гражданского населения в период Великой  Отечественной войны на территории Смоленской области (в границах1943.)»

Что такое концлагерь? Зачем фашисты их открывали?

Концентрационные лагеря – первый открыт фашистами в Дахау, в 1933 году. Цель: массовое физическое истребление «низших рас» :(венгров, чехов, цыган, русских, евреев). Дымились трубы крематориев. Фашистские врачи ставили на живых людях опыты по ампутации, насильственному  родоразрешению. В концлагерях содержались как военнопленные, так и мирное население, подростки. История не знает более жестоких преступлений, чем те, которые совершали фашистские изверги по отношению к мирному населению на оккупированных территориях. «Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее всего в том, чтобы уничтожить русских как народ»-, подчёркивалось в плане «Ост».

1Ведущий: На принудительные работы в Германию из СССР были угнаны 4млн.978тыс. граждан, 10тыс. угнано из Вязьмы и района, из них-3-ья часть- дети и подростки.

2ведущий: После взятия Вязьмы немцы для  советских военнопленных открыли концлагерь и в Вязьме. Знаете, где он находился?

За сутки в Вяземском  концлагере умирало от  голода до 250 чел., расстреливали на глазах товарищей до 40 чел. в  день. Трупы хоронили рядом с лагерем в 4-х глубоких  рвах:100м. длиной и 4м. шириной.

1Ведущий: в повести К.Воробьёва это описано так: (читает отрывок из повести).

2Ведущий: живы ещё люди, малолетние узники концлагере, и они  нам могут рассказать о том, что им пришлось, что несёт людям фашизм.

( Слово предоставляется гостю, малолетнему узнику концлагеря…)

Просмотр  документального фильма «Освенцим».

1ВЕДУЩИЙ говорит об уважении с нашей стороны к ветеранам.

(Слово предоставляется бывшему малолетнему узнику).

Просмотр док. фильма «Бухенвальд».

В заключение звучит песня «Бухенвальдский набат».

             


 

Комментарии

Лазарева Л.Е.

Коментарий: Ежегодно 11 апреля провожу открытое мероприятие на муниципальном уровне, посвящённое Международному дню узников фашистских концлагерей. За проводимую работу по увековечиванию памяти жертв нацизма Вяземской районой организацией малолетних узников концлагерей награждена Почётной грамотой и памятной медалью.