Открытый урок по русскому языку 5 класс

Ненашева Светлана Владимировна

данный материл поможет провести урок в соответствиии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Русский   язык  5 класс

Тема: Имя существительное.

Тип урока: урок закрепления  и систематизации знаний.

Цели урока:

  • закрепить знания об имени существительном как части речи;
  • обратить внимание на орфограммы, характерные для существительных;
  • проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;
  • формировать навыки лингвистического анализа;
  • воспитывать любовь к родной школе.

Планируемые  результаты:

учащиеся научатся определять имя  существительное  по его  морфологическим  признакам; склонение и падеж  существительного;  узнают падежные окончания; научатся применять правило написания ь на конце существительных 3-го склонения.

Оборудование к уроку:

  •  компьютер;
  • доска;
  • учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

3. Станция Домашняя

Зачитываем сочинения про осень (выборочно).

Учитель. Ребята, Послушайте отрывок из стихотворения

     Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баранова,

И Федя неряху увидел лохматого.

— О каком предмете идет речь? (О зеркале)

— О чем оно заставило нас задуматься? (О внешнем виде, о культуре)

- Определите часть речи слова «зеркало»?

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее распространенная  самостоятельная часть речи. Имена существительные  называют и то, что, может быть, неуловимо  для чувств: совесть, здоровье, время, мысль и т.д. Нам предстоит побывать на разных станциях. А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Доброго пути!

Слайд 3.

4. Станция Теоретическая

Слайд 4.

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного.
  • Назовите грамматические признаки имени существительного.
  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

5. Станция Практическая

Слайд 5.

1) Составить пословицу. (На партах листочки с заданием: слова какой части речи даны в пословицах? Назвать грамматические признаки имени существительного). Озвучивание выполненной работы:

Повторение – мать учения.
Ученье – свет, неученье – тьма.

2) Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.

Слайд 6.

Город,  ощущение, рельс,  молодёжь, впечатление, картофель, мышь, тётя, парта, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, рюкзак, цветок, столица, площадь, умывание.

3) Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания 
сущ. + прилаг.

Слайды 7-8.

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль.

Вестибюль -

Фойе-

4) Определить склонение имен существительных. Торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

Слайд 9 – проверка.

5) Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Слайды 10-11.

Предмет для резания бумаги – ножницы.
Орудие труда
 – грабли.
Название инструмента
 – тиски.
Средство для поднятия теста
 – дрожжи.
Детская игра
 – городки, салки, прятки. 
24 часа
 – сутки.

6) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых – имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин…  Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)

Слайды 12-14.

6. Станция Сообразительная

Слайд 15.

На этой станции нас ждут ребусы и криптограммы. Слайд 16.

ш

ю

т

а

б

б

к

у

т

а

м

е

а

ш

к

а

а

л

в

о

д

и

ц

х

Слайд 17. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Слайд 18.

о

е

с

л

о

н

н

з

я

в

р

а

а

р

о

у

я

д

г

ч

д

в

о

о

т

Слайд 19.

Дурное слово, что грязная вода.

8. Станция Музыкальная

Слайд 22.

«Моя любимая школа».

Сочинения зачитываются, отмечается лучшая работа.

9. Станция Весёлая

Слайд 23.

– Какое предложение является правильным?

Слайд 24.

У рыбей нет зубей.
У рыбов нет зубов.
У рыб нет зуб.

11.Юбилей школы (Альбомы презентация)

Поздравление родной школе.

10. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока. 
Итоги урока, выставление оценок.

11. Станция Домашнее задание

Слайд 25.

Стр. 47 правило выучить; упр. 100,101.