педагогический проект «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка через работу с текстом»

Лавриненко Анна Петровна

Проект учителя русского языка и литературы по теме  "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка через работу с текстом". Материал был представлен в рамках аттестации педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx71.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное   муниципальное   общеобразовательное бюджетное учреждение   «Салымская  средняя общеобразовательная  школа №1»

ПРОЕКТ

«Формирование

ключевых компетенций

 на уроках русского языка

через работу с текстом»

Автор:  Лавриненко Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы Нефтеюганского районного муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения

«Салымская средняя общеобразовательная  школа №1»

2014 г.

с.п.Салым

Содержание

№п\п

Название раздела

Стр.

1

Краткая  аннотация  проекта

3

2

Обоснование  необходимости  проекта

4

3

Цели и задачи

5

4

Методологическая база педагогического опыта

6

5

Основное  содержание  проекта

6-12

6

Ресурсы

12-13

7

Этапы  реализации проекта

14-15

8

Ожидаемые  результаты и социальный эффект

15

9

Результативность

15-17

10

Критерии оценки  эффективности.

17-18

11

Перспективы дальнейшего развития

19

12

Список литературы

19-20

13

Тезаурус

21

14

Приложения

22- 28

Краткая  аннотация  проекта

Цель данного проекта - создание условий   для  формирования ключевых компетенций на уроках русского языка с использованием возможностей  текста.

Компетентностный подход выделяет результат образования, где  важно  не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.  В ходе работы мы формируем не столько орфографическую и пунктуационную компетенции, сколько коммуникативную, учебно-познавательную, информационную компетенции, т.к. учащиеся осваивают логические операции, осмысливают содержание текста на разных понятийных уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и в результате соприкосновения с миром писателя сами формируются как личности.

          Проект  включает в себя актуальность,  цели, задачи,  основное содержание (описание путей, методов и механизмов достижения цели), ресурсы, целевую аудиторию и участников, план реализации, ожидаемые результаты и эффекты, перспективы дальнейшего развития.

Обоснование  необходимости  проекта

  Сегодня очевидно, что «знаниевая» модель образования оказалась неэффективной. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.    

Современные условия развития общества доказывают, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа, применять имеющиеся знания в нестандартной обстановке – становятся более актуальными.

Работа с текстом позволяет реализовать на практике требования, предъявляемые к современному уроку русского языка стандартами второго поколения.

Текст - основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать его содержание во многом определяет успешность обучения в целом. В ходе работы мы формируем не столько орфографическую и пунктуационную компетенции, сколько коммуникативную компетенцию, т.к. учащиеся осваивают логические операции, осмысливают содержание текста на разных понятийных уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и в результате соприкосновения с миром писателя сами формируются как личности. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности.

Цели  и  задачи  проекта

Цель:    создание условий   для  формирования ключевых компетенций на уроках русского языка с использованием возможностей  текста.

Задачи:

  1. Изучить современные требования, предъявляемые к обучению русскому языку, способствующие повышению эффективности обучения.
  2. Проанализировать и систематизировать методы и приемы работы с текстом, направленные на формирование ключевых компетенций.
  3. Подобрать тематический текстовой материал, разработать способы практической работы с текстом, направленные на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых   единиц.
  4. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

Объект исследования —  процесс формирования ключевых компетенций через работу с текстом как одно из условий повышения эффективности обучения русскому языку.

 Предмет исследования —  комплекс приемов, форм и заданий при работе с текстом, способствующих формированию ключевых компетенций при обучении русскому языку.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка   позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной  социализации личности.

Методологическая база педагогического опыта:

         Методологическую базу педагогического опыта  составляют   основные  идеи компетентностного подхода, которые находим в научных работах А.В. Хуторского, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.П. Алексеевой.

    Методологическая база опыта по работе с текстом основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков: А.Д. Дейкиной (заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ, профессора) и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики  преподавания русского языка МГПУ). В книге Степановой Л.С. «Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов» находим ответы на вопросы: что такое текст? почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста? В пособии изложена теория и методика работы с текстом на уроках русской словесности.

В основу  педагогического опыта положены:

- Принцип целенаправленности процесса.

- Принцип равенства и способности всех.

- Принцип заинтересованности.

- Принцип посильности.

- Принцип значимости.

- Принцип успешности.

Основное  содержание  проекта

      Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетентностный подход выделяет результат образования, где  важно  не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки.

     Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Он изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Таким образом,  компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. С этой задачей на уроке нам поможет справиться текст как основное дидактическое средство.

Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании основной идеи, заложенной во ФГОС – идее развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. Сегодня под ФГОС учёные заложили отличный теоретический фундамент, перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке.

Практическая значимость опыта состоит в следующем:

Работая над текстом, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственные чувства, овладевают богатством точной и выразительной речи.

Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности.

Параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Сфера применения текста на уроке разнообразна, данная работа может быть представлена как на этапе изучения нового материала, так на этапах закрепления. На уроке изучения нового материала работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, каковы её семантические приметы, функциональные особенности, так как текст является конкретным проявлением речевой деятельности.

Формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 
• лингвостилистический анализ текста; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами;

          Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

          Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и исключительно эффективны для формирования ключевых компетенций.

Занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

    Чтобы   использование   текста   на   уроке   было   максимально

эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текстов для работы на уроках русского языка играют важную роль. Текст, с которым ученику предстоит работать,  должен быть:

  • интересным;
  • соответствующим возрастным особенностям школьника;
  • способствующим духовному развитию ученика;
  • актуальным для решения учебной задачи.

В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счете, реализует коммуникативную цель обучения.

В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. Например, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.

Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:

- текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;

- текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;

- текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.

Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно текст.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Эти задания обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи).

Задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности.

Например, «Перевод» с русского на русский.

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности).     Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

• «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;

• «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке;

• «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов–терминов);

• «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

При работе с текстом учитель формирует умение осуществлять языковой анализ, культурологический анализ текста, работать с орфоэпическими нормами языка, извлекать нужную информацию (учебно-познавательная, информационная компетенции).      

Работа с текстом – это исследование. Исследуя текст, ребёнок наблюдает и познает окружающий мир.

Потребовалось изменение структуры урока. В моей практике такой урок состоит из следующих этапов:

 - целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

 - планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);

 - исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

 - дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);

 - итоговая творческая работа.

      Урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий).

Тексты ориентируют учащихся на самостоятельное решение проблемы. В основе многих текстов -  интересные факты, дополнительная информация об уже известном, отрывки из литературных произведений.      Задача учащихся или создать собственный текст или прокомментировать то или иное явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы учащиеся не только работают над комплексным анализом текста, над словом, но и создают собственный продукт. Причем форма работы может быть определена самими учащимися: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник или в словарь, таблица, памятка, серия вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой своей работы.      

Мотивированный, целенаправленный отбор текстов и заданий, анализ текста с учетом того, что истинно творческий текст индивидуален, опора при работе на языковую интуицию ученика - все это создаёт предпосылки для формирования ключевых компетенций учащихся.

Ресурсы

Требования и обязательные условия внедрения инновационного опыта:

- стремление педагогов к освоению нового опыта;

- стремление  учащихся к получению знаний, выходящих за рамки общеобразовательной программы.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

А) Нормативно-правовые ресурсы

1.         Конституция РФ.

2.         Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31).

3.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

4.         Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа».

5.        Национальный проект «Образование».

6.        Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

7.        Устав НР МОБУ «Салымская СОШ №1».

8.        Программа развития НР МОБУ «Салымская СОШ №1» на 2011-2016 гг.

Б) Кадровые ресурсы

1. Повышение квалификации через систему курсов, тематических семинаров, планерок, мастерских, самообразования и т.д.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению.

В) Информационные ресурсы

1.Создание комплекта информационно-методических материалов.

2.  Создание банка данных проекта.

3.  Издание методических материалов, публикация.

4. Информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах проекта.

      5.  Формирование банка достижений учащихся.

     Г) Программно-методические ресурсы:

1.        Корректировка рабочих образовательных программ по предмету.

2.        Разработка программ элективных курсов, факультативов.  

3.  Комплекс методических и дидактических материалов.

4.        Освоение технологии разработки учебных проектов.

5.        Планирование деятельности по самообразованию.

Д) Материально – технические  ресурсы:

  1. Наличие учебного кабинета с  оборудованием;
  2. Наличие необходимой литературы и электронных носителей;
  3. Наличие расходных материалов для выпуска     методических материалов и сборников;

4.Наличие компьютерной и множительной техники в необходимом количестве;

  1.   Овладение педагогом  информационными и компьютерными технологиями.

Целевая аудитория

 Обучающиеся    5-11 классов.  

Этапы  реализации проекта

Этапы, мероприятия

Сроки реализации

Подготовительный этап    

 Определение цели и задач для себя лично и для участников проекта.

2009-2010 г.

Составление  перспективного плана  работы  по  проекту.

 Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических  технологий  и ИКТ.

Определение  необходимых  ресурсов  для  реализации проекта.

     Отбор диагностических средств для определения эффективности деятельности по проекту.

              Практический  этап  

Подбор текстов различной тематики.

2011-2013 г.

Подбор и апробация приемов работы с текстом.

Отслеживание эффективных приемов, через различные виды языковой деятельности.

          Проведение уроков,  формирующих ключевые  компетенции, с использованием   текста как основного дидактического средства.

Демонстрация отдельных аспектов деятельности

Оформление методических рекомендаций по использованию методов и приёмов работы с текстом.

Проведение консультаций для обеспечения  обратной  связи  между  детьми, родителями  и педагогом.

Проведение диагностики для определения результата работы.

Рефлексивный   этап  

Подведение итогов работы, анализ эффективности работы  по  проекту.

  2013-2014 г.

Выпуск  сборника текстов, являющихся основным дидактическим средством на уроке русского языка.

Презентация  результатов  работы   коллегам, родителям, общественности.

Ожидаемые  результаты и социальный эффект:

  • повышение уровня сформированности ключевых  компетенций;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • повышение мотивации учебной деятельности;
  • прочное усвоение знаний;
  • повышение результативности обучения;

В результате работы по проекту уровень коммуникативной компетенции учащихся позволит в устной и письменной форме:

  • вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;
  • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
  • слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;
  • высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • изменять при необходимости свое речевое поведение;
  • оценивать успешность ситуации общения;
  • корректно завершать ситуацию общения.

Результативность

   Многоаспектная работа с текстом позволила достичь следующих результатов:

 -у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка;

 -более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

 -повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

 По данным мониторинга рост показателей  имеет устойчивую положительную динамику:

  качество  обученности  (при 100% успеваемости):

2010-2011 учебный год: русский язык-48,1%, литература- 66%;  

2011-2012 учебный год: русский язык-49%, литература-72%;

2012-2013 учебный год: русский язык-60%, литература-90%.

показатели итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА и ЕГЭ  (при 100% успеваемости):

ГИА 2013 - 83%;  

ЕГЭ 2011: 62-65 баллов-58,3%;

66-75 баллов-8,3%;

76-85 баллов- 16,7%;

выше 90-16,7%. 

                Предметные олимпиады

Муниципальный этап:

2010-2011учебный год  -3 место

2011-2012 учебный год -2 место

Исследовательская и проектная деятельность  учащихся

Школьный этап:

2010-2011 учебный год - «Вирус сквернословия», 2  место

2012-2013 учебный год - «Цветовая гамма в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи», 1 место

«Жанр молитвы в русской литературе», 2 место

Муниципальный этап:

2013г.- Цветовая гамма в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»- участие.

2014г. «Молитва как жанр в контексте художественной литературы» , межпоселковая научно-практическая конференция «Книга – духовное сокровище», лауреат.

Конкурсы

Всероссийский этап:

2011г.- Всероссийская Олимпиада школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «Журналистика», 1 место.

Международная предметная олимпиада УрФО:

2010г. – дипломы  2 степени  финального этапа -2.

2011г. - дипломант финального этапа  

2013-14 г. -  дипломы 2 степени (высшая лига)  по итогам второго  этапа Международной олимпиады  по основам наук – 3.

Всероссийский «Молодёжный филологический чемпионат», 2011г. – Диплом  победителя  муниципального этапа.

Муниципальный этап:

Игра-конкурс «Русский медвежонок»

2012 г.-1 место

2013 г. Конкурс «Живая классика», 3 место.                       

Критерии оценки  эффективности

Оценка эффективности была проведена с использованием следующих показателей: "степень интереса учащихся к предмету", "степень обученности", "уровень коммуникативной компетенции". Степень интереса к предмету определяли с помощью теста "Расписание". Ученикам было предложено составить расписание по своему усмотрению, после чего было подсчитано, сколько раз в расписании каждого ученика встречается русский язык и литература. Затем сравнивалось это число с долей уроков в реальном расписании. В результате было выявлено, что доля русского языка (среднее значение) в расписаниях, составленных учащимися, превышает аналогичный показатель действующего расписания в 1,2 раза (результат 5-7 кл.)

Степень обученности учащихся определяется % качества по итогам года, четверти.

Для определения уровня коммуникативной компетенции использованы  диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика сформированности коммуникативной компетенции (автор Л.Торлин).

          В качестве диагностического инструментария использовались   социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся).

Самым главным критерием является внешняя оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста - это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

На уровне образовательного учреждения:

- Наличие продукта в виде методических рекомендаций по формированию ключевых компетенций через работу с текстом на уроке русского языка.

-  Наличие тематических СD-дисков, медиа-презентаций творческих работ учащихся.

- Количество выпускников школы с высоким уровнем интеллекта, успешно выполнивших часть С на ЕГЭ.

- Повышение  качества обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.

На уровне  района и округа:

- Количество проведенных семинаров, проектных мастерских.

- Увеличение числа участников различных интеллектуальных конкурсов

Перспективы дальнейшего развития  проекта

Направления   развития:

- Расширение территории проекта: трансляция опыта в образовательные  учреждения.

- Осуществление  творческого подхода  к материалам проекта для его достраивания и переработки при применении в данном и других учреждениях  образования.

- Расширение  банка  заданий  для  учащихся  основной  школы в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

- Использование  инновационных  технологий  при подготовке и проведении мероприятий  и занятий.

Список литературы

1. Гальперин Н.Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Просвещение, 2004.

2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. -Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

3. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка.  Русский язык в школе. - 2002. - №3.

4. Жинкин Н.И. Язык-речь, творчество. Избранные труды. - М.: Лабиринт 1998.

5. Лебедев О.Е.  Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии .№5, 2004 г.

6. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. : http://www.openclass.ru/node/25906

7. Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи. РЯШ №17, 2001.

8. Пахнова Т.М. Развивающая  речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ. -2004, №6

9. Пахнова  Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. РЯШ.2004, №4

10. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроке русского языка и литературы. - М.: Просвещение, 2005.

         11. Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:http://www.edu.ru.), 2010г.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты, Интернет-журнал «Эйдос». –2002. – http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm  

Тезаурус

Компетентностный подход в образовании - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации  образовательного  процесса  и  оценки образовательных результатов.

Ключевые компетенции - это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

          Творчество -   деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в двух аспектах:

 психологическом и философском.

           Творческие  способности  –  это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность  выполнения  им творческой деятельности различного рода.

          Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

           Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

    Коммуникация - от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать информацию.

Приложения

1.Приложение  №1 -  Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

2.Приложение  №2 – Диагностика сформированности коммуникативной компетенции (автор Л.Торлин)                                                                                                  

3.Приложение  №3  - Фрагмент комплексной работы с текстом

Приложение 1

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

      Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Опросник.

Мне кажется трудным подражать другим людям.

Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

Из меня мог бы выйти неплохой актер.

Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.

Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.                                                                                                        

Приложение 2

Диагностика                                                                                                         сформированности коммуникативной компетенции (автор Л.Торлин)

    Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Для оценки используются таблицы № 1–4.                                                                                                                                                

Таблица № 1

Оценка проявления коммуникативной компетенции

 

Информационно-предметная

п/п

Знает источник информации

Знает способы преобразования информации

Знает стили подачи информации

Знает содержание раздела

Общее кол-во ком-ых проявл

%

Уровень проявления

1

 

 

 

 

 

   Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”. Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

Таблица № 2

Оценка сформированности коммуникативной компетенции

(деятельностно-коммуникативная)

Умения

Вид речевой деятельности (комплекс операций)

Проявление видов коммуникативных действий

Зона ближайшего развития

% реалии

зации

Уровень реализации

 

 

действия

всего

с помощью учителя

сам

 

 

1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи

– делать устное сообщение на лингвистическую тему;  – писать изложения  – писать сочинения   – вести диалог

 

 

 

 

 

 

    Факт единичного действия фиксируется знаком “+”. Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.

Таблица № 3

Проявление коммуникативной компетентности

Ценностно-ориентационная

Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным)

Культура общения

Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении

Умение принимать общечеловеческие ценности

Умение мыслить критически

Оценка

 

 

 

 

 

 

%

уровень

      Факт единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется знаком +. Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–l00 % – высокий.

       Индивидуальное показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.

     Окончательный результат (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50% обозначает низкий уровень сформированности 50–70% средний, 70–100% – высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.

     Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу № 4 не входит, так как только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, анкетирования учащихся, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.

Таблица № 4

Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Уровень сформированности

 

 

 

 

Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности учащихся по данной теме.

Приложение 3

Фрагмент комплексной работы с текстом.

Тема урока: Обобщение и систематизация  материала по                                          теме    «Глагол»

Текст как основное дидактическое средство:

        В лесу часто возникает пожары. Еще не успеет ра...таять снег а на сухих кочках, которых к...сают(?)ся  лучи солнца, уже высыха...т листья хвоя мох. Все это очень легко воспламеняет(?)ся.

При пожаре заг...рает(?)ся хворост валежник. Стоит к...снут(?)ся искре, вспыхивают и г...рят с треском кусты можжевельника, м...лодые елочки и сосенки, которые только подр...стают. Огонь перебрасывает(?)ся на ни...кие ветви взрослых елей и поднимает(?)ся до самых вершин.

На месте пожара остаются обг...релые деревья, выжженная молодая пор...ель, сг...ревшие ягодники, мед... носы, лекарственные р...стения. Пожарища бедны птицами животными и долгие годы представляют собой пустыню.

Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнем. Это к...стер, который забыли потушить, спичка, которую случайно бросили. Нужно беречь лес от огня.

(По И. Балбышеву,)

Вопросы для аналитического наблюдения:

- Докажите, что перед вами текст.

- Определите тему текста, озаглавьте его.

- Какова идея данного текста?

- Определите тип и стиль речи, аргументируйте свой ответ.

- Объясните лексическое значение слов «хворост», «валежник», «можжевельник». В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Грамматические задания:

1 .Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и  недостающие знаки  препинания.

2.Выпишите глаголы второго спряжения.

3.Обозначьте вид, время глаголов.

4.Произведите морфологический разбор 2-х глаголов.

Творческие задания:

1. Найдите и подчеркните предложения, в которых выражена основная мысль текста. Устно  аргументируйте свой выбор.

2. Ответьте письменно на вопрос: «Почему нужно беречь лес от огня? Приведите и запишите 2-3  своих аргумента.

3. Составьте и запишите инструкцию по правилам поведения в туристическом  походе.