Мастер-класс «Работа с текстом - одно из современных требований к уроку русского языка»

Лавриненко Анна Петровна

Целью данного мастер-класса является ретрансляция преподавательского опыта по работе с текстом на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.54 КБ
Файл rabota_s_tekstom_-_odno_iz_sovremennyh_trebovaniy.pptx453.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс    «Работа с текстом - одно из современных требований к уроку русского языка»

Цель: ретрансляция преподавательского опыта по работе с текстом на уроке русского языка.

 

Задачи мастер-класса:

-                    создание условий для профессионального общения, самореализации и

стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

-          распространение педагогического опыта.

  1. Выстраивание диалога.

Рада всех приветствовать! Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий.

* с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

* щеки - вверх - вниз (10 раз);

* кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

* указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

* 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Хочется надеяться, что вы ощутили, как горячая волна энергии обволакивает наше тело, наполняя бодростью и желанием работать.  Тогда приступим к серьезной части нашего мастер-класса.

Насколько же сегодня актуальна и значима работа с текстом?

Приоритетными подходами в обучении русскому языку в соответствии с новыми ФГОС определены текстоориентированный и коммуникативно-деятельностный. Эти два подхода взаимосвязаны, так как общение является по сути текстовой деятельностью. В новом стандарте по русскому языку особо подчеркивается надпредметная функция, которую выполняет русский язык в системе школьного образования: русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Полностью согласна со словами Т. М. Пахновой: «Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, мы избегаем натаскивания, занимаемся изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно, постепенно, без перегрузок готовим девятиклассников к сдаче экзамена». Человек в современном мире живет среди текстов: он их слышит, читает, создает. Тексты окружают нас всюду: информация по радио, доклад на совещании, поздравление к юбилею, заявление о приеме на работу, сообщение, отправленное по мобильному телефону, реклама по телевидению, радио, в газете. Для нашего современника  умения, которые теперь в методике преподавания русского языка называют текстовыми, становятся практически значимыми, востребованными в речевой практике.

Чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению, я использую педагогические методы и приёмы, основанные на работе с художественным текстом, которые позволяют воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствуя его знания об окружающем мире, а предлагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами русского языка, направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей. Работа с текстом на уроке русского языка вызывает мой интерес давно. В рамках аттестации мною была создана компилятивная программа «Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка в 5 классе, затем технологические карты уроков.

В качестве совместной работы на сегодняшнем мастер-классе я предлагаю разработать технологическую карту урока, основным дидактическим средством которого является текст.

Тема «Виды предложения» 8 класс. Посредством текста мы должны:

 - повторить пройденный материал (словосочетание);

 - построить изучение и закрепление  нового материала;

 - отработать навыки комплексного анализа текста;

 - подготовка к ГИА.

        (1)Паровоз шибко (шибко) работая локтями бежал сосновым лесом. (2) Затем – облегченно – полями.…(3) Как все это увлекательно! (4)Какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью! (5) Какие выясняются вещи! (6) Жгучее солнце проб..ралось к углу окошка и вдруг обливало желтую лавку. (7) Безумно быстро неслась плохо выглаже…ая тень вагона по травяному скату, где цветы сливались в цветные строки. (8) Шлагбаум. (9)Ждет велосипедист опираясь одной ногой о землю.(10) Деревья появлялись партиями и отдельно показывая новые моды. (11)Синяя сырость оврага. (12) Воспоминание любви переодетое лугом. (13)Перистые облака вроде небесных борзых. (14) Бывало, на дальнем склоне или лесном просвете появится и как бы замрет на мгновение как задержа…ый в груди воздух место до того очаровательное, - полянка, терраса, - такое полное выражение нежной, благожелательной красоты, что, кажется, я мог бы остановить поезд и - туда, навсегда, к тебе, моя любовь.… (15) Но уже бешено заск…кали вертясь в солнечном кипятке тысячи буковых стволов. (16) И я опять проз…вал своё счастье …  

                    Владимир Набоков  «Озеро. Облако. Башня»  

Наша задача – составить задания по данному тексту, направленные на выполнение выше изложенных задач. Работа в группах

1группа

Анализ текста

I. Восприятие текста.

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

5. Докажите, что это текст.

II. Анализ языковых единиц.

1.   Найдите в тексте примеры употребления просторечных слов. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы

2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение.

       Почему облака сравниваются с небесными борзыми?

3. Какое выразительное средство мы можем наблюдать в словосочетаниях "солнце пробиралось" и "тысячи буковых стволов заскакали"?

  III. Правописание.

Обоснуйте написание выделенных слов с пропущенными буквами.

Сгруппируйте предложения по пропущенным пунктограммам.

1. Предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (предложения №1,10, 15).

2. Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом (12).

3. Предложения с сравнительными оборотами (13,14).

2 группа  

Из предложения № 6 выпишите словосочетания, укажите способ подчинительной связи. Обоснуйте свой ответ.

Замените словосочетание «буковых стволов» (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «тень вагона» (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3 группа

Автор использовал в тексте разнообразные по структуре и видам предложения. Давайте вспомним, какие виды предложения мы знаем и найдем примеры в тексте.

1. Какие предложения по цели высказывания представлены в этом отрывке? (повествовательные). Почему только повествовательные? (Главный герой наблюдает за происходящим, он погружен в свой внутренний мир.)

2. По эмоциональной окраске.  Почему много восклицательных предложений? Какую функцию в нашей речи они выполняют? (Герой восхищен красотой мира, находится в приподнятом эмоциональном состоянии)

3. По количеству грамматических основ:( простые и сложные.) Найдите в тексте примеры простых и сложных предложений. Обоснуйте свой ответ.

4. По характеру основы (двусоставные и односоставные.)

- Найдите в тексте примеры двусоставных и односоставных предложений.

- Почему автор употребляет в тексте достаточное количество односоставных предложений с главным членом - подлежащим? (Поезд мчится, картины сменяют одна другую со стремительной скоростью, взгляд героя не задерживается на предметах, а как бы скользит от одного к другому. Эту быструю встречу  передают односоставные назывные предложения)

5. По наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные. Найдите примеры каждого вида. Объясните роль нераспространенного предложения.

4 группа

Из предложений 6-9 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

Выпишите грамматическую основу предложений 3,11,15.

Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

Дифференцированное дом.зад.

1. Письменно ответить на вопрос: какова роль односоставных предложений с главным членом - подлежащим?

2. Письменно ответить на вопрос: почему облака сравниваются с небесными борзыми?

3. Упр.

Преимущества такого урока:

- расширяется применение современных педагогических  технологий (проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых и информационных технологий);

- обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций;

- использование текста способствует тому, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием;

- связный текст помогает разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка;

- использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития;

Любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом - одно из современных требований к уроку русского языка

Слайд 2

ретрансляция преподавательского опыта по работе с текстом на уроке русского языка Цель мастер-класса :

Слайд 3

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта . Задачи мастер-класса:

Слайд 4

текстоориентированный коммуникативно-деятельностный Приоритетные подходы в обучении русскому языку в соответствии с новыми ФГОС:

Слайд 5

« Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, мы избегаем натаскивания, занимаемся изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно, постепенно, без перегрузок готовим девятиклассников к сдаче экзамена » Т . М. Пахнов а

Слайд 6

Для нашего современника текстовые умения становятся практически значимыми, востребованными в речевой практике.

Слайд 7

Цель нашей деятельности: разработка технологической карты урока, основным дидактическим средством которого является текст Тема урока: «Виды предложения» 8 класс

Слайд 8

- повторить пройденный материал (словосочетание); - построить изучение и закрепление нового материала; - отработать навыки комплексного анализа текста; - организовать подготовку к ГИА. Посредством текста мы должны:

Слайд 9

Анализ текста I . Восприятие текста II . Анализ языковых единиц III . Правописание 1группа

Слайд 10

составить задания по данному тексту, направленные на изучение и закрепление нового материала 2 группа

Слайд 11

составить задания по данному тексту, направленные на повторение изученного материала (словосочетание) 3 группа

Слайд 12

составить задания по данному тексту, направленные на подготовку к ГИА 4 группа

Слайд 13

I . Восприятие текста 1. Выразительно прочитайте текст. 2. Определите тему, основную мысль текста. 3. Озаглавьте текст. 4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 5. Докажите, что это текст. 1 группа

Слайд 14

1. Найдите в тексте примеры употребления просторечных слов. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы 2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является сравнение. Почему облака сравниваются с небесными борзыми? 3. Какое выразительное средство мы можем наблюдать в словосочетаниях «солнце пробиралось» и «тысячи буковых стволов заскакали»? II. Анализ языковых единиц

Слайд 15

1.Обоснуйте написание выделенных слов с пропущенными буквами. 2.Сгруппируйте предложения по пропущенным пунктограммам . ( Предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (предложения №1,10, 15 ); предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом (12 ); предложения с сравнительными оборотами (13,14). III. Правописание

Слайд 16

1.Из предложения № 6 выпишите словосочетания, укажите способ подчинительной связи. Обоснуйте свой ответ. 2.Замените словосочетание «буковых стволов» (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 3.Замените словосочетание «тень вагона» (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 2 группа

Слайд 17

1. Какие предложения по цели высказывания представлены в этом отрывке? (повествовательные ) Почему только повествовательные? (Главный герой наблюдает за происходящим, он погружен в свой внутренний мир ). 2. Виды предложений по эмоциональной окраске. Почему много восклицательных предложений? Какую функцию в нашей речи они выполняют? (Герой восхищен красотой мира, находится в приподнятом эмоциональном состоянии ). 3 . Виды предложений по количеству грамматических основ. Найдите в тексте примеры простых и сложных предложений. Обоснуйте свой ответ. 4. Виды предложений по характеру основы (двусоставные и односоставные ). - Найдите в тексте примеры двусоставных и односоставных предложений. 3 группа

Слайд 18

- Почему автор употребляет в тексте достаточное количество односоставных предложений с главным членом - подлежащим? (Поезд мчится, картины сменяют одна другую со стремительной скоростью, взгляд героя не задерживается на предметах, а как бы скользит от одного к другому. Эту быструю встречу передают односоставные назывные предложения) 5. Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные. Найдите примеры каждого вида. Объясните роль нераспространенного предложения.

Слайд 19

1.Из предложений 6-9 выпишите слова с чередующейся гласной в корне. 2.Выпишите грамматическую основу предложений 3,11,15. 3.Укажите количество грамматических основ в предложении 14. 4 группа

Слайд 20

1. Письменно ответить на вопрос: какова роль односоставных предложений с главным членом - подлежащим? 2. Письменно ответить на вопрос: почему облака сравниваются с небесными борзыми? 3. Упр. Дифференцированное домашнее задание

Слайд 21

расширяется спектр применения современных педагогических технологий ( проблемного, интегрированного и разноуровневого обучения; групповых и информационных технологий); обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций; использование текста способствует тому, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием; Преимущества такого урока:

Слайд 22

связный текст помогает разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка; использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Преимущества такого урока: