Компетентностный подход в общем и профессиональном языковом образовании
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в данной сфере.
Цель работы: определить сущность компетентностного подхода как методологической основы обновления содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по дисциплине: «Методология и методы научного исследования»
по теме: «Компетентностный подход в общем и профессиональном языковом образовании»
Выполнила:
студентка
Арамян Лиа
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
- Теоретические аспекты компетентностного подхода……………………………………………………….....5
- Компетентностный подход в обучении иностранному языку
.………………………………………………………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...……….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………27
ВВЕДЕНИЕ
«Будущее сегодня наступает чрезвычайно стремительно. Оно – в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов. Будущее набрасывается на свои жертвы из засад, устроенных в давно обжитом нами порядке вещей прошлого и настоящего. Именно поэтому сегодняшний человек постоянно живет в состоянии стресса. Он ежесекундно сталкивается с будущим, но не сознает этого и испытывает жесточайший психологический дискомфорт. Будущее наступает гораздо быстрее, чем в прошлые эпохи». [А.М. Новиков, 2008: 2]
Причиной тому – стремительный переход человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху своего развития.
В наше время наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника, другими словами, его компетентность.
Одним из ощутимых социальных последствий столь быстрых технологических перемен, особенно сильно проявивших себя в последние десятилетия XX в., стал общий кризис систем образования, охвативший сегодня практически все страны мирового сообщества, в том числе и Россию.
Именно поэтому, наверное, в последние годы во многих странах проблеме образования уделяют все большее внимание: она широко обсуждается во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
На вызовы XXI в. должна ответить, прежде всего, система образования.
В связи с этим меняется цель, направленность, содержания обучения. Она теперь ориентирована на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста.
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в данной сфере.
Цель работы: определить сущность компетентностного подхода как методологической основы обновления содержания.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Как отмечает А.А.Колесников, «компетентностное движение» пришло в сферу образования из области экономики, а именно – из менеджмента и явилось «одновременно и реакцией, и источником компетентностного подхода в менеджменте, а точнее, в подборе персонала»[2011:1]. Заимствование основ HR-менеджмента и перенос их в образовательный контекст – само по себе знаковое явление для образовательной системы.
Оно означает:
Во-первых, большее внимание к личности будущего специалиста (что это за человек? Каковы его склонности / способности? Что он умеет делать? Какими личностными качествами он обладает? Как развить в нем те качества, которые будут ему необходимы в его деятельности?)
Во-вторых, больший образовательный прагматизм, ориентированность обучения на получение конкретных, четко определенных образовательных результатов.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обособленно судить об этой области эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемое часто понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностные отношения к ней и предмету деятельности.
Таким образом, под компетенцией имеется в визу некоторое отчуждение, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Компетентностный подход – один из центральных пунктов Болонского процесса. Он реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов. В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2012 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования. Министерство образования и науки дает следующее определение понятию компетенция: «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности».[2007:5]
Цель компетентностного подхода в образовании: преодолеть разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.
Министерство образования и науки предлагает следующую классификацию
компетенций, необходимых специалисту: [2007: 11]
- общие (универсальные, ключевые, "надпрофессиональные")
- профессиональные (предметно-специализированные).
К общим, характерным для любой специальности, компетенциям относят:
- общенаучные (готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования);
- инструментальные (готовность самостоятельно работать на компьютере, способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, знание второго языка, способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);
- социально-личностные компетенции (готовность принимать критику, способность работать в коллективе, эрудированность и общая культура, приверженность к этическим ценностям).
- Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции связаны с конкретными специальностями.
Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей - полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций.
Как отмечает Иванова Е.О., «одно из основных отличий компетентностного подхода от доминирующего в настоящее время знаниевого – в его нацеленности на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности»[http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm]. Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности. Актуальность компетентностного подхода, его отличие от знаниево-ориентированного заключается в том, что:
- образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;
- в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает нашим представлениям о содержании образования;
- содержание образования, в том числе и стандарты, должны простраиваться по критерию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУНов;
- «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом;
- данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели.
Сравним, как же изменились цели образования на современном этапе постиндустриального цивилизационного развития. Обратимся к таблице А.Новикова: [2008: 43-45]
Индустриальное общество | Постиндустриальное общество | |
Ценности | -образование для общественного производства | – образование для само- реализации человека в жизни, для личной карьеры; – образование в интересах общества; – образование для производства |
Мотивы | -учение обучающихся как обязанность; -деятельность педагога как исполнение профессионального долга | -Заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов - заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними |
Нормы | - ответственность за учение обучающихся несет педагог; - авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия | -обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; - авторитет педагога со- здается за счет его личностных качеств |
Цели | - Направленность учения на приобретение научных знаний; | -Направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); - учение в течение всей жизни |
Позиции участников уч. процесса | - педагог передает знания; - педагог над обучающимися | -педагог создает условия для самостоятельного учения; - педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство |
Форма и методы | - иерархический и авторитарный методы; - стабильная структура учебных дисциплин; - стабильные формы организации учебного процесса; - акцент на аудиторные занятия под руководством педагога | - демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; - динамичная структура учебных дисциплин; - динамичные формы организации учебного процесса; - акцент на самостоятельную работу обучающихся |
Средства | -основным средством обучения является учебная книга | -учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно –телекоммуникационных систем и СМИ |
Контроль и оценка | - контроль и оценка производятся преимущественно педагогом | – смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся |
Таким образом, важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования. Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.
Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с другими людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не владеет, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее возрастающее значение.
4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости способность критического отношения (подчеркнуто авторами) к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках.
В толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного образования.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно – смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно – познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально – трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.
1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно - досуговой сфере (например, при организации свободного времени).
В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:
- готовность и способность находить общее и культуроспецифическое в моделях развития изучаемого и родного языков,
- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,
- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:
- находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках,
- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,
- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,
- эффективно использовать полученную информацию,
- сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.
5. Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.
6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Она направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально - трудовой деятельности. Основной способ - ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.
Таким образом, ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
ГЛАВА II
Компетентностный подход в обучении иностранному языку.
В связи с процессами глобализации и вхождением России в международное образовательное пространство особую значимость приобретает модернизация процесса иноязычной подготовки. Обществу нужны специалисты, способные ориентироваться в поликультурном пространстве, специалисты с высоким уровнем эрудиции и интеллекта, конкурентоспособные, максимально отвечающие требованиям социума. Специалисты, владеющие не только багажом знаний, но и умеющие самостоятельно добывать эти знания и применять их в профессиональной деятельности. Поиск путей, обеспечивающих такую подготовку подрастающего поколения – одна из важнейших задач современной педагогической науки и практики. В этом плане перспективным представляется компетентностный подход к образованию.
В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (2012г.), изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
2. Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Коммуникативная компетенция и ее составляющие несколько по-разному трактуются в зарубежной и отечественной методической традиции разными научно-практическими школами, которые, тем не менее, в основном, совпадают в ее лингвометодическом описании.
Не будет преувеличением утверждать, что коммуникативная компетенция в широком смысле лежит в основе всей человеческой деятельности. На нынешнем этапе развития информационного общества, с возникновением новых средств коммуникации мы способны по-новому оценить роль и значение коммуникативной компетенции, которая все более становится основой социально-экономического развития общества и интеллектуально-эмоционального развития индивида.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует в первую очередь такая организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
К таким современным технологиям относится технология модульного обучения. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении модулей — законченных блоков информации. В процессе внедрения данной технологии в учебный процесс преподаватель, как правило, сохраняет такие признаки модуля как единство, целостность и самостоятельность.
В рамках компетентностной модели образования в результате изучения предмета студент должен:
- владеть лексическим и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке, позволяющим участвовать в профессиональном общении.
В процессе обучения иностранному языку вопрос об овладении коммуникативной компетенцией выходит на первое место, так как предполагает наличие у обучающегося определенных базовых знаний иностранного языка (языковой компетенции). С точки зрения теории речевой деятельности, составляющими коммуникативной компетенции являются компетенции в говорении, чтении, письме, аудировании, которые формируются на базе лексической и грамматической компетенций, входящих в ядро языковой компетенции.
Термин «коммуникативная компетенция» обозначает способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.
Формирование коммуникативной компетенции — задача непростая, учитывая, что данная компетенция — это не сумма знаний о языке, а речевое поведение в соответствии с задачей общения. Коммуникативная компетенция подразумевает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. Этот вид компетенции некоторые исследователи называют также социолингвистической, стремясь этим подчеркнуть умение выбрать нужную лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.
Материал для формирования речевой компетенции в модуле профессионального общения имеет более узкую коммуникативную направленность. Содержание этого модуля носит предметно-специальный характер и формируется с учетом специфики специальностей. Не следует забывать, что формирование речевой компетенции подразумевает такие виды деятельности как письмо, чтение, аудирование, говорение. На практике зачастую профессионально ориентированное обучение сводится к чтению и переводу текстов по специальности.
Чтобы научить учащихся выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения необходимо использовать систему коммуникативных, условно-коммуникативных и некоммуникативных упражнений.
Наиболее эффективными являются условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения. К их числу относятся задания на определение верного и неверного высказывания, а также упражнения на заполнение пропусков активными словами из текстов, обобщение информации и высказывание собственного отношения к проблеме.
Коммуникативные упражнения развивают как диалогическую, так и монологическую речь учащихся. Задания по развитию речевых навыков и умений подобного характера формулируются как: Спроси у своего товарища…, Задай вопрос… и т.д. Также можно использовать имитационные методы, которые предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности; иначе говоря, имитируется как ситуация, так и сама профессиональная деятельность.
Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формирования навыков и умений общения, развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке к предстоящей деятельности в обществе, помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дает возможность студентам больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке. В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение — диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры и др.
Объективная оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции возможна по следующим показателям: усвоение необходимого объема лексического материала; усвоение необходимого объема грамматического материала; экспрессивность устной (монологической и диалогической речи) в рамках изученной тематики; умение выражать свое отношение, давать оценку событиям, поддерживать беседу.
В изучении иностранного языка важную роль играет формирование грамматической компетенции. Если рассматривать язык как систему, то грамматика является одним из важнейших её компонентов. Невозможно сформировать устойчивые коммуникативные навыки без регулярного занятия грамматикой. Грамматическая компетенция является составной частью лингвистической компетенции, которая, в свою очередь, входит в структуру коммуникативной компетенции. Наиболее эффективный способ формирования грамматических навыков — это регулярное выполнение большого числа тренировочных упражнений в употреблении грамматических явлений. Выполнение упражнений, объединенных по трем разделам: «Говорение», «Лексика», «Письмо» — способствует формированию навыков пониманию устной и письменной речи, грамматических навыков, а также развитию навыков разговорной речи.
Таким образом, грамматический компонент лингвистической компетенции нужно целенаправленно формировать. Работа над его формированием представляет собой сложный процесс, включающий ряд этапов.
Предполагается, что к 2020 году в российских школах введут новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы. В новых ФГОС говорится, что школьникам придется сдавать третий обязательный Единый государственный экзамен – иностранный язык. ЕГЭ по английскому или немецкому языку можно сдать как на базовом уровне, так и на углубленном.
На ЕГЭ задания со свободно конструируемым ответом имеют особое значение, т.к. позволяют проверить овладение содержанием соответствующих курсов и сформированность сложных интеллектуально-коммуникативных умений. К их числу относятся умения создать связное письменное высказывание; формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли; приводить аргументы и контраргументы; делать выводы и подкреплять их примерами.
КИМ по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, уже оказали значительное влияние на содержание и цели обучения иностранным языкам в школе.
На сегодняшний день всего 10% учеников выбирают ЕГЭ по иностранному языку. Во всем мире сейчас идут процессы интернационализации образования, поэтому введение ЕГЭ по иностранному языку, на наш взгляд, действительно необходимо. Возможно, у общества появляется понимание необходимости изучения иностранных языков. Но также надо признать, что наши ученики на данном этапе времени не готовы отвечать высоким требованиям новых стандартов.
Итак, обобщая выше сказанное, компетентностный подход в образовании — это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года» происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний.
Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников иностранному языку без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не преподносить, передавать знания школьникам, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Назначение иностранного языка, как предметной области школьного обучения, состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая ведет к целеполаганию автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса.
Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации. По мнению Лебедева О.Е., «на данном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации».[2004:17]
Создать все перечисленные условия — дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно, считают многие исследователи данного вопроса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск.2007
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика – Москва. 2008 с. 52-95
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004 – 38с.
- Зимняя И.А. «Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании» //Иностранные языки в школе, 2012. - №6
- Колесников А.А. Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранному языку / А.А.Колесников // Иностранные языки в школе, 2011. –№ 10.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании
// Школьные технологии. – 2004. – № 5
- Новиков А.М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. – Москва. 2008. с.136
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2005. – 247с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее полное общее образование. – М., 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 2007
- http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
- http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
- http://www.ict.edu.ru/ft/004099/kolin.pdf
- http://rae.ru/use/?article_id=7778001&op=show_article§ion=content