Преподаванию родного (мокшанского) языка в начальной школе.

Трушкова Оксана Николаевна

Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

В начальной школе учащимся второго, третьего, четвертого классов предоставляется возможность ознакомиться с изучаемым мордовским языком как со средством общения. Это означает, что они должны учиться понимать мокшанскую речь на слух (аудирование), а также выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_posvyashchena.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Моя статья посвящена «Преподаванию родного (мокшанского) языка в начальной школе.

Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

В начальной школе учащимся второго, третьего, четвертого классов предоставляется возможность ознакомиться с изучаемым мордовским языком как со средством общения. Это означает, что они должны учиться понимать мокшанскую речь на слух (аудирование), а также выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение).

В своей работе в школе я уделяю большое внимание практическому владению изучаемым учащимися языком, основная цель которого заключается в развитии способностей детей младшего школьного возраста к общению на мокшанском языке, а реализация этой цели предполагает формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков.

Способность к общению на мокшанском языке предполагает формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации эффективным. Я имею в виду воспитание в школьнике:

 - понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному обществу, а также общечеловеческого сознания;

- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на родном для него языке;

- потребность в самообразовании.

В моей работе с детьми главное внимание уделено раскрытию коммуникативной цели как определяющей возможность выполнения воспитательной, общеобразовательной и развивающей функций.

Психология помогает методике. Она помогает решить целый ряд вопросов, а так же, как определить содержание обучения.

Еще П. Ф. Каптеев подчеркивал: «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». В содержание обучения мокшанскому языку входят:

 - языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;

 - сферы общения и навыки оперирования ими;

 - речевые умения, характеризующие уровень практического владения мокшанским языком как средством общения;

 - комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях изучаемого языка, минимум этикетно-визуальных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях.

В обучении мокшанскому языку в начальной школе следует придерживаться последовательности от речи к языку, то есть обучать системе языка через речь в процессе общения. Отсюда выступает лингвистический компонент, который включает языковой материал и речевой материал.

Усвоение детьми лексических и фразеологических единиц с учетом национально-культурной специфики их значений и употреблений становится возможной направленностью обучению предмету.

В качестве речевого высказывания в методике обучения может быть слово, словосочетание, диалог-образец и т.п., а в качестве учебной единицы может выступать структурная группа, которая объединяет различные по характеру высказывания, например: отрицательные, утвердительные, вопросительные, восклицательные. Отбор содержания обучения языку осуществляется в соответствии с интересами младших школьников, с учетом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, эмоциональной и других сферах. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения пробуждал у младших школьников познавательную активность, стимулировал их общение на родном языке.

При отборе содержания обучения важно исходить из условий реального использования школьниками мордовского языка. В этом большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в мокшанский язык и наоборот. Это возможно за счет насыщения курса интересной и значимой для детей республиканской информацией, которая связана с различными видами деятельности: музыкальной, изобразительной и другими.

На начальном этапе обучения мордовскому языку следует отнести знание правил общения, то есть, как начать и закончить разговор, знание того, как использовать и реагировать на благодарность, приглашение и т.п., умение использовать повторы, переспрос, перефраз и другое, при возникновении трудностей в процессе общения.

Успешное обучение мордовскому языку в начальной школе не должно быть лишь достоянием учителя. Одной методической подготовки недостаточно; нельзя довольствоваться лишь усвоением опыта. П. Ф. Каптеев отмечал необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним были отнесены внимательность, чуткость, добросовестность, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом, «любовь к детям нужно отличать от любви к учительской профессии. Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать им и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь против учительской деятельности, но и не питать ни малейшего расположения к детям».

Чтобы научиться понимать речь на мордовском языке, необходимо, как можно больше слушать, как на нем говорят; чтобы говорить по мокшански, нужно использовать любую возможность активно употреблять то, что знаешь и знаешь, как сказать; следует постоянно читать; чтобы лучше запомнить слова, предложения – пользоваться письмом. Овладение перечисленными умениями непременно предполагает формирование их в ходе использования при общении.

В процессе обучения мокшанскому языку в школе учащиеся, начиная со второго года обучения, овладевают также общеучебными навыками и умениями, которые также включаются в содержание обучения предмету.

При непосредственной форме общения (слушание и говорение) у школьников развиваются:

1.Умения и навыки, которые связаны с организацией учебной деятельности:

 - слушать учителя и собеседника (аудитивное внимание);

 - работать в разных режимах (в паре, в группе, индивидуально), взаимодействуя друг с другом;

 - контролировать и оценивать свои действия (речевые и неречевые) и действия своего собеседника.

2.Умения и навыки, связанные с интеллектуальными процессами:

 - наблюдать за тем или иным языковым явлением в воспринимаемой на слух речи учителя, одноклассника;

 - сравнивать и сопоставлять языковое явление в мордовском языке и русском;

 - выделять главное, основное при восприятии на слух речевого высказывания разного вида и типа.

3.Умения и навыки речевой направленности:

 - планировать свое высказывание, используя вербальную установку учителя, содержательные и смысловые опоры в виде иллюстрированной и предметной наглядности;

 - соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении (в обращении к собеседнику, во вступление в разговор, реплику собеседника и т.п.);

 - выражать свою мысль, пользуясь ограниченным, по сравнению с родным языком, запасом языковых средств.

В заключении я бы хотела подвести итог и сделать следующий вывод, что при обучению мордовскому языку в целом и каждого отдельного взятого урока в частности подчиняются центральной задаче общего образования – задаче формирования, развития, воспитания учащегося как социально-активной, нравственной, убежденной, умеющей самостоятельно ставить учебные цели и добиваться их решения личности, которая умеет эффективно сотрудничать и общаться с другими людьми. Соответственно, одна из основных педагогических задач при обучении родному языку в начальной школе заключается в том, чтобы целенаправленно ориентировать весь этот процесс на личностное развитие младшего школьника посредством данного учебного предмета.