Воспитательная работа на уроках мордовского языка.

Трушкова Оксана Николаевна

Стремление к совершенству - главная профессиональная черта учителя.

Нельзя учить своему, можно учить только Божьему, тогда через учителя

Сам Бог будет воспитателем порученных ему детей.

Воспитание - из всех дел самое святое

Святитель Феофан Вышинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_na_urokah_mordovskogo_yazyka.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа на уроках мордовского языка.

Трушкова О. Н.

МОУ «СОШ №38»

Стремление к совершенству - главная профессиональная черта учителя.

Нельзя учить своему, можно учить только Божьему, тогда через учителя

Сам Бог будет воспитателем порученных ему детей.

Воспитание - из всех дел самое святое

Святитель Феофан Вышинский

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Сегодняшнее современное общество через концепцию духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России и через образовательные стандарты второго поколения ставит перед учителем определенную задачу: "воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Мы понимаем, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении мордовскому языку. Когда спорят о том, нужен ли мордовский язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один родных языков своего народа, знание мордовского языка развивает, так как позволяет узнать много нового, интересного.

Мордовский язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

Процесс обучения мордовскому языку выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников. В ходе изучения мордовского языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке мордовского языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет "Мокшанский язык", кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения мордовского языка, особенно в младшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы дружбы и т.д..

Одной из основных целей обучения мордовскому языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:

  • в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу;
  • в воспитании культуры общения;
  • в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
  • в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

На своих уроках я стараюсь прививать учащимся интерес к мордовскому (мокшанскому) языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое об их особенностях, традициях и обычаях. Так, например, в 5-х классах, используя материалы учебника, мы готовим поздравительные открытки и пожелания на Новый год и к Рождеству в конце второй четверти, учим калядки, говорим о традициях этого праздника, обсуждаем различия празднования Нового года и Рождества среди других Финно-Угорских народов.

С учащимися 5-х классов мы проводим уроки-беседы, посвящённые 23 февралю и 9 мая значению этих дней для Республики Мордовия и России в целом.

Нужно сказать, что дети интересуются историей своего народа, активно участвуют в обсуждении. В ходе беседы также заходит речь о божествах, мифических героях, обрядам и традициям мордовского народа.

С помощью таких уроков-бесед достигается заинтересованность в традициях отдельных районов республики, сел, городов, учащиеся начинают искать информацию самостоятельно, чтобы потом поделиться найденным с учителем и одноклассниками.

Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека. Не менее важно то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность мордовского языка заключается в его воспитательном потенциале.

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках мордовского языка  есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Воспитывать уважение и интерес к мокшанскому языку можно не только на уроках, но и внеурочное время.

Таким образом, изучая мордовский язык, ученик должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности изучаемого языка

Обучение мордовскому языку на основе ознакомления с культурой своей республики является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения мордовского языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой своего народа. Это создаёт плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся.

Я стараюсь прививать интерес к изучению мордовского языка всем своим ученикам.

Литература:

  1. Авдошкина Н. Н. Полотенце в праздничной обрядности мордвы // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Саранск. - 2008. - С. 117 - 125.
  2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с. 
  3. Беляева Н. Ф. Народные традиции мордвы в общественном и семейном быту // Расы и народы: Ежегодник. Вып. 29.: Современные этнические и расовые проблемы. — М., 2003. - С. 94 - 106.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - С. 271
  5. Вихляев В. И., Корнишина Г. А., Петербургский И. М. История и культура мордовского края. Тайны происхождения мордвы и ее единения с народами Российского государства: кн. для чтения; под ред. чл.-кор. РАН Н. М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2009. С. 71, 143 – 158.
  6. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341.
  7. Козлов В. И. Семейные обряды мордвы (традиции и инновации). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. – с.105.
  8. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. 2-е изд., доп. и пер. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. - С. 40, 71-73, 96..