ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ

Отечественная мистическая литература неоднородна. Статья рассказывает, откуда берет начало данный жанр и каково его современное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самошкина Александра Юрьевна

преподаватель русского языка и литературы

Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ

г.Орехово-Зуево, Московская область

ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ

Отечественная мистическая литература неоднородна. Корни ее уходят глубоко, но запреты советского времени наложили свой отпечаток. Советские писатели в этом жанре не могли работать по принципиальным идеологическим соображениям; зарубежные – не  менее принципиально не переводились. То есть в СССР читателям было доступно всего несколько произведений, написанных в жанре мистики (по мнению профессора И.А.Есаулова, этими книгами были «Вий» Н.В.Гоголя, «Двенадцать» А.А.Блока, «Черный человек» С.Есенина, «Доктор Живаго» Б.Пастернака). Эти книги стояли особняком от всей другой литературы и сопровождались комментариями о разрыве между «народной» религиозностью и «официальной» догматикой, который вызывал бурные увлечения мистическими сектами (Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 1998). Автор статьи «Так жили советские люди» в интернет-журнале «Третий возраст» утверждает, что на первом месте по раскупаемости в СССР были книги фантастической направленности (например, «Заповедник гоблинов» К.Саймака). В дальнейшем произведения русских писателей стали выходить в свет (например, «Омон Ра», «Колдун Игнат и люди», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня», «Нижняя тундра» В.О.Пелевина – это те, кто до Перестройки не успел привыкнуть к мысли о "недопустимости" подобной литературы). По данным ФГБУН «Российская книжная палата», популярность мистических изданий с 2008г. упала почти в два раза (2008г. – 14447,70 тыс.экз. (русская фантастика и мистика) и 5230,40 тыс.экз. (зарубежная фантастика и мистика), 2013г. – 8147 тыс.экз. (русская фантастика и мистика) и 3048,10 тыс.экз. (зарубежная фантастика и мистика); данные за 2014г. представлены только за первое полугодие (3093,10 тыс.экз.  по русской фантастике и мистике и 1729,50тыс.экз. по зарубежной фантастике и мистике), но и они далеко не оптимистичные. Посмеем предположить, что это связано с повышением популярности кинематографа данного направления, а также возможностью читать такие произведения в электронном виде через Интернет.

 В большом толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова даётся следующее определение термину «мистика»: «религиозная вера в непосредственное общение человека с так называемым потусторонним миром».  Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля определяет данный термин таким образом: «ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры». Толкование «мистики» в словаре С.И.Ожегова такое: «Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним». Мы определим термин «мистика» как теории, говорящие о «нетрадиционных» возможностях человека – экстрасенсорике, реинкарнациях и т.п., а также литературу, написанную с их использованием.

Мистика в современной литературе в отличие от своей предшественницы начала XX века имеет больше связей с наукой и со светским миром, так как космические ракеты фигурировали у В. И. Крыжановской во второй книге пенталогии «Маги», изданной в 1902 году. В своей статье «О, эта мистика...» писательница Татьяна Суворова утверждает, что «преемственности внутри русской мистики нет из-за смены этики». Также она замечает, что «говорить о ее завершенности еще рано: мистические кружки, базирующиеся на старой морали, все еще существуют. Но они уже не в силах привлечь к себе творческих, самостоятельно мыслящих людей – и медленно вырождаются (на что были обречены с момента возникновения)».

В России сейчас жанр популяризаторской мистики полностью отсутствует. Ни один из современных авторов за нее не берется. До Майринка, на творчество которого активно претендуют мейнстрим и высокоинтеллектуальная литература, никто не дотягивает. А нишу массовой пропаганды успешно заняли дешевые брошюрки по астрологии, самолечению и т.д.

Можно называть и называть авторов, время от времени обращающихся к мистике или использующих ее элементы. Ф. Чешко, А. Дашков, А. Валентинов, А. Лазурчук и М. Успенский... Список легко продолжить. Также легко заметить очень четкую закономерность: в отличие от бытовой, приключенческая мистика предпочитает не использовать христианский оккультизм (исключение - А. Валентинов). Восток, экстрасенсорика, современные мистические течения – вот этот пласт идей, который она берет с удовольствием. И превращает потустороннее в еще одну грань огромной Вселенной, вполне доступной человеку – или нео-человеку, к которому идет эволюция. Впрочем, в отличие от коллизии с люденами у Стругацких, мистика считает, что нео-люди – это мы. Что каждому из нас персонально предстоит это превращение.

Никто не может сказать точно, являются ли эти романы чисто интеллектуальным упражнением или их авторы искренне верят в оккультные течения. Скорее всего, разные писатели относятся к мистике по-разному. Есть один факт: сейчас мистическая литература находится на взлете. Но с ней - как и положено в случаях контакта с "потусторонним" - ничего не ясно. Мистика по своей сути гораздо более разнородна, чем четкая научная фантастика, потому что спор в ней идет не о конструкциях звездолетов, а о сути человека.