Конструкции экспрессивного синтаксиса в речи Д. Быкова (на материале сборинка лекций "Советская литература")

Туранова Анастасия Юрьевна

Статья посвящена созданию фрагмента языкового портрета Дмитрия Быкова, известного писателя и журналиста, и выполнена на материале синтаксиса лекций, составивших сборник «Советская литература», в частности, экспрессивных синтаксических конструкций, тесно связанных с эмоциональной сферой автора и поэтому весьма показательных в плане изучения его идиостиля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turanova_ayu_konstruktsii-1.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 801.1

Филологические науки

Статья посвящена созданию фрагмента языкового портрета Дмитрия Быкова, известного писателя и журналиста, и выполнена на материале синтаксиса лекций, составивших сборник «Советская литература», в частности, экспрессивных синтаксических конструкций, тесно связанных с эмоциональной сферой автора и поэтому весьма показательных в плане изучения его идиостиля.

Ключевые слова и фразы: языковая личность; экспрессивные конструкции; парцелляция; вставные конструкции.

Туранова Анастасия Юрьевна

Ростовский государственный экономический университет

avonarut@avonarut.ru 

КОНСТРУКЦИИ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В РЕЧИ Д. БЫКОВА (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА ЛЕКЦИЙ «СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»)[1]©

Исследование языка как феномена человеческой культуры получило новый импульс благодаря развитию антропоцентрического направления в лингвистике, поставившего в центр внимания человека, его социальный, психологический и языковой облик. Следует согласиться с мнением И. В. Голубевой и О. Л. Морозовой, считающих, что «внимание к языковой личности, возникшее в филологии достаточно давно и связанное, прежде всего, с именем В. В. Виноградова, в настоящее время не ослабевает. В работах Ю. Н. Караулова, К. Ф. Седова, Г. И. Богина, В. И. Карасика, В. З. Демьякова и других исследователей сформулирована теоретическая база изучения языковой личности и созданы речевые портреты (индивидуальные, групповые, коллективные)» [5, с. 142].

Предметом рассмотрения в нашей статье является сборник текстов лекций Д. Быкова «Советская литература» [2]. Лекция – это особая функциональная разновидность русского языка, которая позволяет наблюдать речь как в записи (подготовленный и выученный текст лекции), так и в динамике (открытая дискуссия в процессе чтения лекции, возникшая в процессе коммуникации мысль, развитая отдельно и т.д.). Исследователи различают жанр лекции и жанр популярной лекции, но в любом случае это «жанр научной речи с интеллектуализированным содержанием, монологический по типу речи, в основные задачи которого входит передача информации и объяснение. Лекция представляет собой объяснительный монолог. Ее содержание готовится заранее, языковые средства отбираются в процессе говорения» [5, с. 143]. В данном случае мы работаем с письменными текстами лекций, которые в перспективе можно будет сравнить с записями устной речи Д. Быкова. Однако письменный (редактированный и обработанный) текст лекции содержит сигналы «разговорности». Они заметны, прежде всего, на лексическом уровне, например, в употреблении слов и выражений сниженной стилевой окраски: «Нет, прикиньте: все уже случилось…; советские истребители… стремительно раздалбывают и всю вражескую территорию…» [2, с. 158]. Одним из сигналов «разговорности» на синтаксическом уровне является использование конструкций экспрессивного синтаксиса, имеющих, как считают исследователи (Г. Н. Акимова [1], О. А. Лаптева [8], Г. Г. Инфантова [6] и др.), разговорный субстрат.

Изучение синтаксического строя речи позволяет наиболее полно исследовать свойства языковой личности и выявить основные характеристики идиостиля и закономерности построения текста того или иного автора. Обратимся к конструкциям экспрессивного синтаксиса. Экспрессивность свойственна всем уровням языка, в том числе и синтаксическому. На синтаксическом уровне Г. Н. Акимова выделяет следующие экспрессивные построения:

1) парцеллированные конструкции;

2) сегментированные конструкции;

3) лексический повтор с синтаксическим распространением;

4) вопросо-ответные конструкции в монологической речи;

5) цепочки номинативных предложений;

6) вставные конструкции;

7) экспрессивно-стилистическое словорасположение [1, с. 88].

Приведем примеры таких конструкций из текстов Д. Быкова:

1) «Нам бы сегодня хоть одного такого министра, но для этого нужен как минимум опыт Серебряного века. Плюс то редчайшее сочетание самоубийственности и жизнеспособности, которое, боюсь, не повторяется на земле дважды» [2, c. 40].

2) «Художник, он понимал и ценил другого художника» [Там же, с. 146].

3) «Что делает Мари – роковая, энергичная, неостановимая Мари» [Там же, с. 172].

4) «Как органично вписать частные судьбы в поток истории? Да очень просто: герои должны все время сталкиваться» [Там же, с. 181].

5) «Поздний расцвет. Ренессанс. Вторая молодость» [Там же, с. 141].

6) «Разумеется, Горький писал все это только для того, чтобы поразить воображение читателей и вызвать повышенный спрос на свои сочинения, хотя как опытный журналист (он на протяжении всей литературной карьеры был тесно связан с газетой) отлично знал читательское любопытство к “солененькому”» [Там же, с. 11].

7) «В героях начинаешь путаться немедленно, ибо индивидуальности они лишены начисто» [Там же, с. 81].

Конструкции экспрессивного синтаксиса нередко сочетаются друг с другом в рамках одного предложения или микротекста и создают так называемую гиперэкспрессию, например: «Почему? Потому что надо было поехать! Там бы недоразумение вскрылось и, глядишь, удалось бы спасти еще и Ясенского. Или погибнуть за него» [Там же, с. 176].

С целью изучения идиостиля Д. Быкова был проведен качественно-количественный анализ 10 выборок по 100 предикативных единиц. Результат отражен в следующей таблице.

Таблица 1.

Представленность конструкций экспрессивного синтаксиса в сборнике лекций «Советская литература»

№ выборки

Парц.

Сегм.

Лекс.

Вопр.-отв.

Номин.

Вставки

1

1

0

0

0

0

6

2

2

0

0

0

0

3

3

0

0

0

1

0

2

4

1

0

0

0

0

6

5

1

0

0

0

1

2

6

1

0

0

0

0

3

7

1

0

0

0

0

3

8

3

0

0

1

0

5

9

3

1

0

0

0

2

10

2

0

0

1

0

4

Сумма

15

1

0

3

1

36

Данные наглядно представим на диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1

Для выявления специфики представленности конструкций экспрессивного синтаксиса в публицистике Д. Быкова было проведено статистическое исследование по методике, которая была предложена Б. Н. Головиным [3], а также использовалась в работах Г. Г. Инфантовой [7], И. В. Голубевой [4] и др. Ниже рассмотрены 5 из 7 названных Г. Н. Акимовой [1] типов экспрессивных конструкций.

Вставные конструкции встречаются в указанных выборках 36 раз, что составляет 62% от общего числа экспрессивных конструкций.

Таблица 2.

Вставные конструкции

(В данной и последующих таблицах хi – выборочная частота; х – средняя частота; аi – отклонение выборочной частоты от средней; δ – среднее квадратичное отклонение; L – вероятная ошибка в вычислении средней частоты; χ2 – критерий Пирсона.)

xi

ai

ai²

1

6

–2,4

5,76

2

3

0,6

0,36

3

2

–1,6

2,56

4

6

–2,4

5,76

5

2

–1,6

2,56

6

3

0,6

0,36

7

3

0,6

0,36

8

5

–1,4

1,96

9

2

–1,6

2,56

10

4

–0,4

0,16

Сумма

36

22,4

х = 3,6; δ = 2,24; L = 1,52.

χ² = 6,2. Вероятность большего значения < 0,75 (75%).

Второй по частотности употребления в речи является парцелляция, которая представлена в количестве 15 единиц, что составляет 25,8% от общего числа.

Таблица 3.

Парцелляция

xi

ai

ai²

1

1

0,5

0,25

2

2

–0,5

0,25

3

0

1,5

2,25

4

1

0,5

0,25

5

1

0,5

0,25

6

1

0,5

0,25

7

1

0,5

0,25

8

3

–1,5

2,25

9

3

–1,5

2,25

10

2

–0,5

0,25

Сумма

15

8,5

х = 1,5; δ = 0,56; L = 6,8.

χ² = 5,6. Вероятность большего значения < 0,75 (75%).

Также мы рассмотрели сегментированные конструкции, вопросо-ответные конструкции в монологической речи и цепочки номинативных предложений.

Таблица 4.

Вопросо-ответные конструкции в монологической речи

xi

ai

ai²

1

0

0,3

0,09

2

0

0,3

0,09

3

1

–0,7

0,49

4

0

0,3

0,09

5

0

0,3

0,09

6

0

0,3

0,09

7

0

0,3

0,09

8

1

–0,7

0,49

9

0

–0,7

0,49

10

1

0,3

0,09

Сумма

3

2,1

х = 0,3; δ = 0,45; L = 0,306.

χ² = 7. Вероятность большего значения < 0,50 (50%).

Таблица 5.

Сегментированные конструкции

xi

ai

ai²

1

0

0

0

2

0

0

0

3

0

0

0

4

0

0

0

5

0

0

0

6

0

0

0

7

0

0

0

8

0

0

0

9

1

–0,9

0,81

10

0

0

0

Сумма

1

0,81

х = 0,1;  = 0,28; L = 0,2.

²=8,1. Вероятность большего значения ≈ 0,50 (50%).

Таблица 7.

Цепочки номинативных предложений

xi

ai

ai²

1

0

0

0

2

0

0

0

3

0

0

0

4

0

0

0

5

1

–0,9

0,81

6

0

0

0

7

0

0

0

8

0

0

0

9

0

0

0

10

0

0

0

Сумма

1

0,81

х = 0,1;  = 0,28; L = 0,2.

² = 8,1. Вероятность большего значения ≈ 0,50 (50%).

Следует признать статистическую однородность полученных результатов в соответствии с критерием ², который в двух случаях соответствует вероятности большего значения < 0,75 (75%) и во всех остальных ≈ 0,50 (50%).

Критерий согласия Пирсона показал, что различия в частоте употребления экспрессивных конструкций Д. Быкова находятся в рамках границы существенности, т.е. колебания в частотах не являются случайностью. Однако же выводы в любом случае носят вероятностный характер и не могут дать полноценный и абсолютно верный ответ на вопрос: «Верна или не верна данная статистическая гипотеза» [3, с. 32]. Но также мы видим, что величина возможности ошибки незначительна, следовательно, наши суждения не далеки от истины. Частоты, которые мы получили в ходе статистического исследования, находятся в пределах допустимых для критерия ².

Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что характерной чертой идиостиля Д. Быкова является употребление в речи вставных конструкций и парцелляции. Ему свойственно стремление к доказательности в речи, его ораторские наклонности как лектора и как общественного деятеля позволяют быть убедительным в доводах, неожиданным в сравнениях. При этом Д. Быков стремится максимально наполнить информацией предложение, экономно расходуя языковые средства, поэтому его тексты настолько богаты вставными конструкциями. Как правило, для выделения вставок в письменной речи автор использует скобки, которые позволяют выделить основной и второстепенный план в языке.

Список литературы

1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа, 1990. 168 с.

2. Быков Д. Л. Советская литература. Краткий курс. М.: ПРОЗАиК, 2013. 412 с.

3. Головин Б. Н. Язык и статистика. М.: Просвещение, 1970. 190 с.

4. Голубева И. В. Опыт создания коллективного речевого портрета (на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. 265 с.

5. Голубева И. В., Морозова О. Л. Человек в науке. К вопросу о речевом портрете ученого // Наука о языке и Человек в науке: сб. науч. тр. Всерос. науч. конф. (памяти выдающихся романистов В. Г. Гака и Л. М. Скрелиной): Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. Т. I. С. 142-147.

6. Инфантова Г. Г. Очерки по синтаксису современной русской разговорной речи. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1973. 135 с.

7. Инфантова Г. Г. Функционирование в УНР структурных схем сложноподчиненного предложения // Современная русская устная научная речь: в 4-х т. / под общ. ред. О. А. Лаптевой. М., 1994. Т. 2. Синтаксические особенности. С. 105-193.

8. Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис: монография. М.: Наука, 1976. 398 с.


[1]©          Туранова А. Ю., 2015