"Расширения тезауруса школьника как способ формирования его литературоведческих компетенций"

Давыдкина Олеся Николаевна

«Тезаурус ученика  –  это его социокультурный опыт, который должен формироваться на протяжении обучения литературе, начиная с 1-го класса. Мы сейчас много говорим о социализации школьника, тезаурус – это та форма, которая его социализирует».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Расширения тезауруса школьника как способ формирования его литературоведческих компетенций

«Тезаурус ученика  –  это его социокультурный опыт, который должен формироваться на протяжении обучения литературе, начиная с 1-го класса. Мы сейчас много говорим о социализации школьника, тезаурус – это та форма, которая его социализирует».

«Тезаурус – 1) словарь учебного предмета (литературы) с полной смысловой информацией; 2) Полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку или машине; педагогическая психология рассматривает тезаурус как основу объема обученности знаниям. Таким образом, литературоведческий тезаурус – это система теоретико-литературных понятий, позволяющая ориентироваться школьнику в идейно-художественных особенностях литературных произведений».

Изучение литературоведческого тезауруса является не изолированной, а составной частью формирования литературоведческих компетенций школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области теории литературы. Помимо проблемы введения теоретического понятия в обучении существует проблема его удержания и углубления. Важную роль при этом играет знание учителем психофизиологических особенностей школьников старших классов.

Период обучения в старших классах приходится на подростковый (ранний подростковый) период: это возраст от 11 до 14-15 лет. Процесс развития высших психических функций образует сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях.

Подросток впервые в этом возрасте «овладевает процессом образования понятий. Он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях».  Это центральное явление всего переходного возраста. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Как отмечает                                Л. С. Выгодский «мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений».

Изменения в переходном возрасте обнаруживает и память. «Если у ребенка интеллект – это функция памяти, то у подростка память – функция интеллекта. Так же как примитивное мышление ребенка опирается на память, память подростка опирается на мышление». В основе развития памяти в этом возрасте лежит сближение памяти и интеллекта. Подросток переходит к запоминанию в понятиях, а не в образах. Рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания – память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания со стороны ее состава, строения, способов деятельности. Дальнейший путь ее развития изменяется коренным образом.  Подросток становится способным управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но еще медленно возрастает до 13 лет, с 13 до 15-16 наблюдается быстрый рост памяти.

«Внимание в подростковом возрасте становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Но это возраст повышенной утомляемости и в школе, на уроках внимание учащихся нуждается в поддержке учителя со стороны учителя. Интерес, возможность проявить себя, утвердить себя среди сверстников являются стимулом для поддержания произвольного внимания во время длительного процесса обучения. Так же как и память, внимание интеллектуализируется и становится зависимым от мышления. Интерес к учебным предметам напрямую связан с особенности развития мышления в этом возрасте. Одним из интересных предметов становится литература».            

«Восприятие литературы занимает особое, приоритетное место в подростковом периоде. Исследования воздействия художественных образов на физиологию и психику человека показали, «что именно подростки и юношество наиболее сенситивны к воздействию литературы».                       Литература – искусство абстрактное и именно оно становится самым любимым видом искусства в подростковом возрасте. Так как в этом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, хотя абстрактное мышление еще далеко от полной зрелости, но оно интенсивно формируется и продолжает развиваться в юношеском возрасте.

 «Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление литературно-художественное. Уровень развития литературного мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача литературного образования. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного литературоведческого тезауруса и отражается мышление читателя-школьника. Литературно-художественное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Зачастую учителя-словесники концентрируют свое внимание только на эмоциональной стороне постижения литературного произведения, их выразительном чтении. Это происходит из-за ошибочного мнения о том что литературно-художественное мышление «…какое-то особое и отличается от обычного мышления человека, включающего в себя, наряду с остальным, и понятийно-логический компонент…» Цыпин Г. М., уделяющий особое внимание этой проблеме указывает что эмоциональная природа отнюдь не препятствует оперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. Обобщенно абстрактное, «понятийное» также находит место в процессах художественно-образного мышления».

Как уже отмечалось ранее, мышление школьников старших классов отличается своей теоретической направленностью. Логическое мышление развивается интенсивно и становится преобладающим. Это «благодатный» возраст для развития мышления и частности мышления литературно-художественного. Это возраст когда возможно добиться наиболее качественного усвоения понятийного аппарата какой либо области и особенно области литературоведения. Одновременное сочетание нескольких факторов характерных для этого возраста (понятийное мышление, логическое мышление, повышенный интерес к литературе, наличие эмоциональной стороны) дает прекрасную возможность для формирования литературоведческого тезауруса у учащихся старших классов. Для избежания схоластических знаний, сведений о литературных направлениях и течениях, формах и видах стихосложения, средствах художественной выразительности и иные особенности должны быть опробованы в аналитической и интерпретационной деятельности (исполнительской, читательской, творческой). Понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. Именно «ощущение изнутри» и проясняют логические абстракции, сопряженные с теми или иными литературными явлениями, создают оптимальные условия для протекания литературно-творческой деятельности учащегося, возводят последнюю на более высокую в качественном отношении ступень.

Таким образом, центральным явлением подросткового периода является процесс образования понятий, переход к новой высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка

«Уровень развития художественно-литературного мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача литературного образования. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного литературоведческого тезауруса  отражается мышление школьника-читателя. В возрасте обучения в старших классах закладываются предпосылки для дальнейшего саморазвития ребенка уже во взрослой жизни».

«ЕГЭ по литературе трех последних лет в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена

и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

– в стандарт профильного уровня полностью включен стандарт

базового уровня;

– большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не

сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена;

– различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне)».

«Начиная с 2010 г. кодификатор в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня. Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). Структура КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детализации материала:

1) названо имя писателя с указанием конкретного произведения;

2) названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения;        

3) названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю» [52, c.18].

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»

Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания

основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 гг.

В кодификаторе выделены понятия, которые напрямую не названы в государственном образовательном стандарте, однако являются необходимыми для конкретизации включенных в стандарт терминов и понятий высокого уровня обобщения. Например, при характеристике особенностей композиции произведения часто требуется использовать термин антитеза; анализ проблематики произведения, образа героя (в том числе с учетом авторской позиции) требует знания понятий портрет, пейзаж, говорящая фамилия, ремарка; выявление языковых особенностей текста предполагает использование таких понятий, как риторический вопрос, афоризм, инверсия, повтор, анафора, олицетворение; оперирование понятиями поэзия, стихотворение требует владения термином рифма.

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

1. В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

– художественное время и пространство;

– поэтика;

– авторский замысел и его воплощение;

– постмодернизм;

– песня;

– фабула;

– внутренняя речь;

– сказ;

– дольник, акцентный стих, верлибр;

– литературная критика.

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровень.

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1. Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков
  • XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса;
  • сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия

2. Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

«Требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе базового уровня, не приводятся, так как они полностью включены в стандарт профильного уровня:

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы».

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии.

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, описаны также в разделе 5 спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2013 г.

Таблица 2

Критерий «уровень владения теоретико-литературными понятиями»

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

       Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала

3

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала

2

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала.

1

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала

0

При оценке сочинения в ЕГЭ по литературе не последнюю роль играет критерий, помогающий выявить уровень владения учащимся теоретико-литературными знаниями. Терминологическая бедность сочинения свидетельствует о недоработке при подготовке к экзамену, а, возможно, и в освоении предмета в целом. Данный критерий проверяет умение учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на понятия, связанные с его родовой и жанровой спецификой.

Выпускники должны иметь представление о жанровом своеобразии произведений и учитывать их родовую принадлежность: жанры эпические (роман, повесть, рассказ, новелла и др.), лирические (ода, элегия, послание, эпиграмма, поэма и др.), драматургические (трагедия, комедия, драма), лироэпические (басня, баллада). Кроме того, экзаменуемым следовало различать идейно-тематические разновидности произведения (социально-психологический роман, пейзажная лирика и т. д.). Родовая принадлежность произведения связана с различными объектами изображения, средствами и способами их художественного воплощения.

 «Государственный образовательный стандарт и авторские программы по литературе требуют от учащихся знания таких литературоведческих терминов, как эпитет, олицетворение, метафора, гипербола, гротеск, символ, антитеза, аллегория, эзопов язык и др.

От выпускника требуется не только продемонстрировать теоретические знания при рассмотрении художественного своеобразия конкретного художественного произведения, но и уметь правильно квалифицировать (называть) важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств».