Трансформация малых лиро–эпических жанров и жанровых форм басни, баита, письма, посвящения, сказки

Муллачанова Гузалия Халиловна
В творчестве поэтов Сибири налицо жанровое разнообразие. Вместе с тем, в баснях и баитах, посвящениях и сказках всплывают признаки, присущие фольклору. Присутствуют гиперболизация, детализация, характерная для фольклора напевная манера. Аллегоричность, персонификация, ярко выраженная мораль, использование народной фразеологии: пословиц, поговорок, идиоматических выражений – так же приближают произведений к устному народному творчеству.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муллачанова Гузалия Халиловна,

 учитель родного языка и литературы

МАОУ Чикчинской СОШ им.Якина

Трансформация малых лиро–эпических жанров и жанровых форм басни, баита, письма, посвящения, сказки

 Прослеживается эволюция некоторых малых лиро–эпических жанров и жанровых форм на материале татарской поэзии Сибири рубежа ХХ–ХХI вв. Устно–поэтические традиции дают о себе знать и  применяются  в целях расширения жанрового диапазона.

Мифологическое мировоспитание как основа моральных ценностей и система поведенческих стереотипов общества проявилось в баснях. Они часто встречаются в творчестве С.Сагитова, Р.Ибрагимова. Произведение С.Сагитова «Гаеп бармы телебездә» напоминает архаичные басни. Героями являются утка, воробьи, гусь, лев и др.  С помощью узнаваемого сказочного персонажа (утки) автор констатирует необходимость развития родного языка, критикует современников за манкуртизм.

Своеобразными баснями выступают Р.Ибрагимов («Әби кайтты шәһәрдән»), Ш. Гадельша («Куп сойлэнсэн», «Жилгэ элгэн ятьмэлэрем...», «Тигэнэккэ бэрелеп», «Энэ карга: «Кар, кар!..» ди») и др. Такие произведения воспринимаются как развернутые иносказания с двуплановым условно–образным описанием. Они насыщены скрытыми метафорами, символами, аллегориями.

В творчестве поэтов Сибири очень популярен бәет (баит). Произведения в основном отвечают требованиям народных баитов: Р.Ибрагимов «Гөлфия», Г.Абайдуллина «Бәет» и др. Например, последнее произведение по содержанию и форме созвучно знаменитому «Сак–Сок». У Ш. Гадельши наблюдается стилизация под баиты: «Борлегэн», «Кемнэн ул качты?», «Кемне син яраттын?» и др. Они близки бытовым баитам, раскрывают характерные черты своего времени, поднимают значительные социально–нравственные, этико–эстетические проблемы, внося через стилизацию оценочный элемент к происходящему.

Произведений, относящихся к жанру — багышлау (посвящение), за последние годы написано великое множество. Они адресованы матерям, детям, любимым, учителям, близким и родным, юбилярам, представителям татарской интеллигенции и т.д. Например, у Р.Ибрагимова есть посвящения близким («Кызыма», «Хатыныма», «Авыл гармунчысына», «Булатны искә алып» и т.д.), они написаны как риторическое обращение, как диалог. У Г.Абайдуллиной интересны посвящения нации, народу («Укытучыларга», «Татар хатын–кызына» и т.д.). Очень много посвящений отдельным личностям, посвятившим свою жизнь служению народу, нации (Г.Абайдуллина, «Рәшидәгә», «Булатка»; З.Акбуляков, «Китап авторына», «Экран хуҗабикәсе», «Себер кызына», «Юбиляр Азатка», «Аксакалыбыз Якуб агайга», «Булатка» и др.). Посвящения отражают факты общественной жизни, реалии действительности. В них в основном воспеваются, прославляются положительные стороны жизни региона.

Ш.Гаделша использует посвящение в сатирических целях («Бер халык шагыйренә»), где на первый выдвигаются элементы диссонанса и конфликта. В его посвящениях  «Улыма», «Тагын улыма»  ведущим приемом становится мифологический дуализм, выраженный в оппозициях орел/ человек, волк/ человек.

Посвящения в форме хат (письма) встречаются у С.Сагитова («Улыма хат»), Б.Наурузова («Кайт, улым»), у Гадельши («Улы карт анасына хат язды...», «Эхэт энемэ хат»). Данная жанровая форма позволяет выразить личные чувства–переживания более полно и емко, отличается более углубленным психологизмом. В некоторых произведениях ведущим становится сатирический пафос.

Сказки так же представлены в творчестве многих поэтов. Например, Р.Ибрагимов часто обращается сказочным мотивам и образам («Кышкы күренеш», «Мәчем», «Акчарлак», «Ябалак», «Тукран», «Сабан тургае», «Тилгән», «Әби белән саескан», «Безгә кыш бабай килде», «Әби әйдә»). Ш. Гадельша использует сказочные мотивы для выделения философской идеи, знакомые с детства образы в его произведениях становятся аллюзиями и реминисценциями. Ярким примером может послужить его произведение «Ят бию биегән». Произведение Р.Ибрагимова «Тилгән» по мотивам созвучен стихотворению Г.Тукая «Эшкә өндәү», сказке «Кырмыска белән күбәләк». В стилизациях или интерпретациях сказок нашли отражение отголоски древних верований и восточная философия, нравственные идеалы народа и понятия о прекрасном. Им характерен органический сплав фольклорной и авторской основ.

В творчестве поэтов Сибири налицо жанровое разнообразие. Вместе с тем, в баснях и баитах, посвящениях и сказках всплывают признаки, присущие фольклору. Присутствуют гиперболизация, детализация, характерная для фольклора напевная манера. Аллегоричность, персонификация, ярко выраженная мораль, использование народной фразеологии: пословиц, поговорок, идиоматических выражений – так же приближают произведений к устному народному творчеству.