Эссе «Современный вожатый. Кто он? Какой он?»
Предварительный просмотр:
Эссе
«Современный вожатый. Кто он? Какой он?»
Итак, кто же такой современный вожатый? Я долго думала над этим вопросом. Современный!? Сразу представляется человек с кучей «гаджетов», в наушниках и не знаю, что там ещё… является признаком современности. Разве вожатый может быть современным или не современным. На мой взгляд, вожатый – это человек вне времени, возраста и пространства. Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если стать вожатым – нужно запоминать все, что слышишь, обучатся всему, чего еще не умеешь, спеть лучшие песни, станцевать лучшие танцы, отыграть сценки и постоянно придумывать для детей что-нибудь новое. А также доверять, верить, ценить, уметь выслушать, просто помолчать или поплакать вместе с детьми, когда это необходимо. Быть честным, искренним, открытым, быть своим – все это должен уметь каждый вожатый. Вожатые бывают разными: строгими, веселыми и т.д. А идеальный вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют. Ещё, идеального вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Наша задача каждым делом удивить ребенка». Это фраза, подходит именно вожатому.
Сегодняшнее мальчишки и девчонки, юные современники эпохи новых информационных технологий, эрудированнее, развитее, чем их предшественники. Калейдоскоп их эмоций, впечатлений, суждений необычайно ярок, изменчив, подвижен. Поэтому я как вожатый, который стоит во главе этих детей, должен быть хорошо вооружен знаниями психологии и педагогики, должен уметь разбираться в особенностях возраста, понимать интересы и увлечения современных подростков. Для этого каждый вожатый независимо от опыта работы, должен постоянно работать над собой, над своим духовным и культурным ростом, упорно овладевать огромным комплексом знаний, приемов, методов руководства детьми. Итак, какие методы я знаю и предпринимаю в своей вожатской работе: 1. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. 2. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. 3. Не бояться требовать, если требования разумны. Дети это поймут и примут. 4. Не забывать, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаешь правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедить его в этом, и они будут верить. 5. Степень откровенности с детьми поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальш. Необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. 6. Собственные проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у ребят. 7. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться. 8. Забота о детях. 9. Личный пример для детей значит очень много. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания. Ну и напоследок: вожатый в любой ситуации остается оптимистом. Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Именно эти методы мне помогают быть вожатой, а именно идеальной вожатой.
Старшая вожатая: Ооржак Снежана Сергеевна