Сказка Аксакова С.Т. «Аленький цветочек» как семейная история.

Мацаева Алина Владимировна

Данная сказка как нельзя лучше указывает нам на современные принципы социума. А именно на то, что общество отказывается принимать и по достоинству оценивать людей, которые не смогли реализовать себя в семейных связях. Перевоплощение в зверя в сказках говорит нам о том, что необходимо взглянуть вглубь себя, понять и вспомнить свои ошибки, а может и переосмыслить свое существование в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мацаева А.В.

Сказка Аксакова С.Т. «Аленький цветочек» как семейная история.

Почти в каждой сказке все начинается с описания семьи, которая живет в мире знакомом и привычном.  В данном случае перед нами встаёт мир богатства и благополучия. С первых же страниц сказки вся роскошь и видимое равновесие подвергается сомнению. Происходит это за счет описания дочерей купца. Недаром Аксаков пытается показать контраст между материальными и духовными ценностями человека. И выбирает он для этого совершенно точный образ – образ самого человека, в его привычной обстановке – семье.

Если взглянуть более подробно на каждого героя, то получается выделить несколько типизированных характеров [5].

Первый тип представляют две сестры (старшая и средняя). Неспроста они упоминаются в первую очередь. Они олицетворяют собой самые страшные человеческие чувства и эмоции. Страшные потому, что именно зависть, злость и корысть по отношению к близким, родным, своей семье разрушает в человеке все прекрасное. Их расчетливость и нежелание думать о чем-то, кроме роскоши сразу дает нам представление об их отношении к своей младшей сестре и отцу. Как только заводится разговор о подарках, одна желает «золотой венец из камениев самоцветных», другая мечтает о «тувалете из хрусталя восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела всю красоту поднебесную…»[1]. Подобные запросы  тут же позволяют нам увидеть их безграничное потребительское отношение к своему родителю. И что немало важно, об этих незамысловатых дарах они раздумывали целых три дня.

Переходя к упоминанию о подарке, который желала младшая дочь, нельзя не придать значения ее духовной чистоте и человечности. О чем же нам говорит аленький цветочек? Само его уменьшительно-ласкательное значение характеризует младшую дочь ( второй тип характера). Она нежна, добра, отзывчива,  и это нельзя оспаривать, ведь будь она иной, то и желаемый ею подарок был бы схож с двумя предыдущими. Мы даже не можем сказать, что это была потребность или жажда – получить его. Скорее это трепетная мечта, которую она носила у себя в сердце. Может показаться странным, что она просит отца – богатого, зажиточного купца о каком-то цветочке. Но тем самым она показывает свое трепетное отношение к нему. Между ними более тонкая душевная связь, чем с другими дочерями.  Она для отца – вечное отражение умершей жены, которую он, наверное, сильно любил. Он для нее – та самая связующая часть, которая всегда напоминает о матери. Почему именно эта дочь стала любимицей? Чем же не подошли на эту роль старшая и средняя? Ответ прост: человек всегда в большей мере задерживает в своей памяти события, которые произошли в недавнем прошлом. И именно младшая дочка стала тем самым ключевым связующим между мужем и женой [2].

Сам же купец (третий тип героя) – это некий синтез меркантильности, тщеславия  и душевной чистоты. Первые два качества проявляются в его отношении к старшей и средней дочерям. Об этом нам говорит одна из его первых фраз в сказке, ответ на просьбы о подарках: «… для моей казны супротивного нет» [1]. Подобная формулировка показывает его безграничную уверенность в себе, в своём богатстве. Он гордится тем, что может достать подобные изыски, какие есть лишь у заморских королей и султанов. Однако уже через несколько строк нам открывается немного другая сторона его существа. Именно просьба младшей подрывает его уверенность: «… коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь?» [1]. Далее, попадая во дворец к чудищу, он раскрывает свое отношение к семье в полной мере. Ведь именно о своих дочерях он думает. Их он мечтает увидеть во сне. И опять же,  аленький цветочек для младшей дочери, который он сорвал, из-за которого  чуть не погиб, доказывает нам его трепетное отношение с своему ребенку. Возвращаясь с безмерными богатствами домой, он не перестает думать о своей семье. Не о своем спасении он переживает, а о том, как же его милые дочери смогут прожить во дворце, ведь не по своему желанию и любви предстоит отправиться за тридевять земель.

Далее события в полной мере нам обличают истинные семейные взаимоотношения. Купец раскрывает душу дочерям, свои переживания и поясняет суть поступка, который может совершить одна из них во имя спасения отца [2]. И что слышит в ответ от двух первых: «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек» [1]. Их нисколько не потревожила мысль о возможной потере родного человека. Хотя, вряд ли эта мысль у них и была. Ведь, увидев его обеспокоенное лицо, они интересовались совершенно другим – не потерял ли он своего богатства великого. Лишь слова младшей доказывают мысли о их тесной духовной связи: «Мне богатства твои ненадобны; богатство дело наживное, а открой ты мне свое горе сердешное».  Не успел он окончить своей речи. Как стала перед ним на колени дочь и сказала: «Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя» [1]. Само преклонение на колени говорит о ее уважении и любви к родителю. Да, несомненно, подобный жест всегда был приемлем, но почему же тогда этого не показано в поведении двух других дочерей? Именно для более яркого контраста между сестрами. Для видимой разницы между членами одной семьи [4].

Нельзя оставить без внимания и чудище, по-моему, главный персонаж сказки (четвертый тип характера). Именно благодаря ему наши герои раскрываются и показывают глубины своей души. Зверь сочетает в себе внешнее уродство, животное начало, пугающее людей, и самые светлые человеческие качества: доброту, честность, бескорыстность и, конечно же, любовь.  Автор изобразил в нем сплетение двух полярно разных образов.  Подобное слияние доказывает нам, как порой бывает обманчива внешность.  Недаром  чудище было заколдовано. Чары, наложенные на него – это то самое обманчивое мнение, которому подвержено большинство людей [4]. Как ни странно, детская сказка показала как порой золото и драгоценности перекрывают человечность, духовность и внешнее уродство. Ведь именно богатство вызывало ненависть  и зависть сестер. Своей заботой и добротой он указал нам на возможность искренней и чистой любви, которая смогла возникнуть у девушки. Лесной зверь, будучи именно в этом обличие, смог вынести на первый план семейные взаимоотношения.

Можно с уверенностью сказать что «Аленький цветочек» не просто детская сказка. Это глубокое и полное смыслов произведение, которое стало классикой. Красивая и захватывающая история со счастливым концом всего лишь оболочка, под корой скрывается вся суть многообразия человеческих взаимоотношений. Центральной движущей силой здесь является любовь (любовь к родителю, к ребенку, между мужчиной и женщиной), зачастую изображается в определенной цветовой гамме [3]. Аленький цветочек – прототип любви, в нем заложен сакральный смысл. Красный цвет всегда наделяли определенными свойствами: это огонь творчества и любви, драгоценность рубина или граната, символ власти и красоты. Тяга девушки к подобному растению указывает на ее верность своим идеалам и ценностям. Аленький цветочек олицетворяет красоту и гармонию, которая должна царить не только в семье, но и во всем мире [3].

Любая сказка метафорична – в этом ее долголетие [3]. Таким образом, семейная история в сказке – это другое ее прочтение, содержание, грань.

Нами рассмотрена система взаимоотношений в семье и типология характеров.

Семейная история, рассказанная в сказке, актуализирует традиционное прочтение семьи. Выявляются основополагающие устои, семейные ценности. Проблема актуальна и в наше время и разработка ее в данном тексте может быть достаточно плодотворна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗКЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек., Мозаика-синтез, 2013.
  2. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова – внука.
  3. Введение в литературоведение./ Авт.: Л.В. Чернец и др. М., 1999.
  4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928.
  5. Тамарченко Н.Д. Система персонажей // Литературоведческие термины (материалы к словарю) / Ред.-сост.: Г.В. Красков, Коломина., 1997.