Комическое как средство манипуляции массовым сознанием.

Попова Дарья Сергеевна

В докладе были рассмотрены аспекты манипуляции массовым сознанием. Виды комического и его использование. Манипуляция рассмотрена также со стороны психологии и теорий Зигмунда Фрейда,  и его последователей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_d._doklad.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые участники конференции!

Наш доклад посвящен способу манипуляции как комическому эффекту. Звучит странно, человек с помощью комического эффекта может манипулировать? Да, и как оказывается продуктивно. Но обо всем по порядку.

Одновременно с развитием и распространением  средств массовой информации создавались и развивались методы манипуляции массовым сознанием.  СМИ, имея огромное влияние на сознание и подсознание человека, воздействовало на общество.  Через рупор СМИ  общество получает  информацию разного  контента.  И чаще всего она уже содержит определенные методы манипуляции. Общество  не видит границу между конкретной информацией и настойчивым  воздействием, подталкивающим  к определенным поступкам. Мы подвергаемся воздействию  везде: в кино, в магазинах, по дороге домой, в журналах. Цель у манипулятора при воздействии на массы одна – изменить сложившиеся ценности, навязать собственные установки и мнения, заставить верить в отобранную «правду».  Признаки воздействия на массовое сознание обширны: язык, жесты, эмоции, повторение информации, выдергивание из контекста, включение в процесс, дробление информации и т.д. Возникает еще один вопрос, кто же воздействует и главное как, на массовое сознание. На этот вопрос нет конкретного ответа, на общество могут воздействовать как политики, так и правозащитники. Обладая рядом способностей, проработанной речью,  манипулятор  сможет заставить сдвинуться камень с места. Мы осветим политическую семантику в СМИ  как способ  манипулятивного воздействия.
Еще во времена Второй мировой, фашистские идеологи сформулировали такую мысль: «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова».

 Ученые,  изучающие семантику, уделяли особое внимание «языковой программе» фашистов.  Немецкий исследователь Э.  Кассирер писал, что воздействие нацистской идеологии на язык столь велико, что произошло изменение функции языка - его магическая функция стала доминировать над информационной.  Так, в политическом дискурсе, активно используется язык и его власть над человеком. Политика - традиционная тема, вызывающая интерес у общества, активно обсуждаемая  и популярная в СМИ. В каждом государстве внимание к этим темам усиливается в периоды социальных, экономических переломов. Так, в современной России средний обыватель оказывается максимально вовлечен в обсуждение политических проблем.  Для воздействия на  сознание масс, СМИ использует специальные приемы, например «избыточное информирование», «использование незнакомых для оппонента слов», «психологические уловки»,  «раздражение оппонента» и многие другие. При этом, в качестве ключевого приема воздействия на читателя и слушателя используются словесные конструкции.  
Человеку, чтобы не попасться в сети манипулятора,  нужно действовать реалистично и уяснить для себя три вещи:

- нынешнее состояние,

- желательное для него будущее состояние,

- путь перехода от нынешнего состояния к будущему.

Но велик соблазн не делать таких умственных операций, человек заводит  себя в ловушку ассоциаций и начинает вспоминать метафоричные конструкции, которые и загоняют его в нужное пространство.

Немецкий исследователь Э.  Кассирер писал, что воздействие нацистской идеологии на язык было столь велико, что произошло изменение функции языка - его магическая функция стала доминировать над информационной.  

Эмоции стоят ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагируют быстрее. Поэтому ими легче манипулировать.  При воздействии на массы, стоит начинать именно с чувств.  Ницше выразил эту мысль афористично: отношение ума и сердце напоминают любовь, за их соитием следует беременность, причем сердце – мужчина, а ум – женщина.  

Начиная с  XIX в. европейские ученые заострили внимание на значении внушения в общественных процессах. Была выдвинута теория о наличии у человека  «инстинкта подчинения».  В.М. Бехтеров в своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» описал такое явление, как «психическое заражение», передающееся с помощью разных знаковых система.

Ученый подчеркнул, что «внушение» обходит разум субъекта. Сознание усыпляется и теряет свою бдительность. «Внушение, в отличие от убеждения, - писал Бехтерев, - проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия».

Эрнст Дихтер, ученик Фрейда, был не согласен с его  психоанализом. Он считал, что желания, глубоко запрятанные в подсознании, ведут за собой человека. Именно на них стоит играть и ими управлять. Рекламные агентства  США наглядно показали это. Они манипулировали покупателями так, что те покупали товары, даже не желая их или не зная о их функциях.

Другой ученый Джеймс Вайкери изучал подсознательный фактор в семантике. Влияние слов на подсознание. Он выявил, что ряд приставок или определенных слов сильнее виляет на подсознание, их стали чаще использовать. Вайкери открыл такое понятие как сублиминальная (подсознательная) реклама. Он опытным путем доказал, что продолжительные сигналы влияют на человека и не теряются в общем потоке. Использование данной методики запрещено.
Но как же защищаться от психологической манипуляции? Этим вопросом занимались многие ученые.  Карл Юнг  описал идею защитной роли символов. Разрушение священных образов и создание новых – способ манипуляции. В развивающемся мире манипулятор часто обращается к архаичным символам, пытаясь повлиять на массы. Юнг в своей книге «Архетип и символ» писал:  

«Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами души космическое пространство. Предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешь в защитной стене священных символов …»

  Параллельно психоанализу на манипуляцию влиял и бихевиоризм. Д. Уотсон еще в 1914 году заявлял, что поведение это основа психологии. В последствие  он утверждал, что из любого младенца можно сделать человека такого, какого захочешь. То есть методы манипуляции всесильны.

В 70-е развитие бихевиоризма дало новую теорию – Скиннера. В своей книге он обосновал, как манипулировать поведением, достигать необходимого поведения.  Скиннер дал надежду, что можно держать человечество под контролем даже без оружия.   Человек не может отключить свое подсознание, даже зная методы защиты и понимая, что на него воздействуют, он начинает сомневаться. Еще Зигмунд Фрейд отмечал важность подсознания. В нем  находится наше «Я», которое каждый день под угрозой.    

В своей работе мы изучаем такой способ манипуляции как комический эффект. Особое внимания уделяется сарказму, как способу, несущему в себе яркую негативную окраску. Комическое - это утверждение либо отрицание. А утверждение и отрицание постоянно ведется от какой-то меры. То, что подходит ей, - одобряется, то, что не подходит, - порицается.  Комическое в  публицистике играет немаловажную роль в отображении значимых событий общественно - политической жизни. В отличие от других жанров, которые настоятельно просят точности выражения и правдивости фактов, комический эффект  показывает сущность проблемы при поддержке смеха и часто вымысла создателя. Принципиально понимать, что кроме искренности и    актуальности, журналистский текст обязан быть ярок, выразителен, прописан хорошим литературным языком. Для того, чтоб донести информацию до читателя, побудить в нем ту или иную реакцию, вынудить посмотреть на обстановку с иной стороны корреспондент часто склоняется к применению в тексте разных комических приемов и средств выразительности языка. Не считая привлечения читателя к материалу, комические приемы употребляются и для обличения публичных изъянов, недочетов и аморального поведения. Но, в этом случае нужно очень пристально подходить к применению комического в тексте при обличении каких бы то ни было явлений. К основным видам комического относят сатиру, иронию, юмор и сарказм. Их отличие друг от друга состоит в особом, необыкновенном характере смеха.

Юмор (англ. humour) - тип комического, что характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта либо явления, очищение от изъянов. Это особенный вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что кажется смешным.  

Сатира (лат. satira) - проявление комического, предлагающее собой поэтическое обидное обличение явлений, подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, несообразностей и противоречий социальной действительности. Она постоянно актуальна, злободневна, беспричинно как ее объектом являются дефекты современности. Сатира используется, когда отрицательны не частичные черты, а явление в своей сути, если оно социально опасно.   Сатира отрицает мир, наказывает его несовершенство во имя его преображения в соответствии с некой безупречной программой.   Сатира - смех агрессивный, наступательный, брутальный; она - одно из самых массивных орудий разрушения того, что видится вредоносным и ненужным.

Ирония (от греч. eirоnеia, буквально - притворство) - вид комического, идейно-эмоциональная критика. Ироническое отношение подразумевает превосходство либо снисхождение, скептицизм либо насмешку, подчеркнуто запрятанные, однако характеризующие собой стиль художественного либо публицистического произведения. Ирония недалека к такому явлению комического, как юмор. В журналистском тексте автором она употребляется для утверждения собственной точки зрения на те или иные явления, опровержения позиции «соперника», оппонента, в раскрытой либо сокрытой полемике сообразно принципиальным политическим, финансовым и иным вопросам. Целью делается желание развеселить публику, позволить ей посмеяться.

Сарказм - вид комического, идейно-чувственная оценка, допускающая едкую, язвительную шутку над изображаемым. Сарказм базируется не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на безотлагательном сознательном обнажении подразумеваемого. В отличие от иронии в сарказме находит родное представление высшая степень негодования, ненависть. Комический элемент в саркастическом изобличении может быть очень ничтожен. В сарказме гнев высказывается полностью беспрепятственно.  

К приемам, создающим комическое в тексте можно отнести гиперболу, каламбур, гротеск, пародию иронию-троп, алогизм, бурлеск, парадокс, литоту, метафору, карикатуру и оксюморон. Постепенно комический жанр получает все большую известность, за счет того, что, благодаря ему высмеивались изъяны почти всех узнаваемых людей, их проступков и вздорных деяний. Его злободневность и по сей день продолжает сохранять фаворитные позиции. Актуальность комических текстов остается и в обычное время, когда объектом порицания выступает не столько политические функционеры, насколько общие образовавшиеся негативные и не приемлемые обществом ситуации и трудности.

Заставляя человека смеяться над чужими пороками и ошибками манипулятор отводит взор от более важных вещей. Общество за фасадом юмора не замечает основной фон проблемы. Но это лишь на руку манипулятору. Как и метафора, сарказм облегчает понимание и приводит читателя к нужному выводу. Комическое упрощает текст для восприятия, все любят посмеяться над другими.  Единственное, иногда автор переходит границы и использует черный юмор, что совсем не уместно.
На примерах из Сноб и СИА-Пресс я объясню, как комическое используется для манипуляции.