Образ Петербурга в Бедных людях Достовского

Щукина Анастасия Михайловна

Реферат "Образ Петербурга в "Бедных людях" Достоевского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_peterburga.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Введение

Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург - лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любит лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время - весна, пробуждение природы. Но - "самое интересное во всех отношениях время - осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…".

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга - закаты солнца. "Косые лучи заходящего солнца" - этот образ существует почти во всех его романах. "Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю угрюмость; как будто на душе просияет…". Чистые цвета в петербургской палитре Достоевского появляются только тогда, когда их озаряет солнце. В пасмурные дни город мрачен, бесцветен, уныл: преобладают желто-коричневые и серо-зеленые тона. Город, залитый лучами солнца, - любимый образ Достоевского, но это именно "озарения" Петербурга: "солнце у нас такой редкий гость". Более свойственны ему "снег, дождь и все то, чему даже имени не бывает, когда разыграется вьюга и хмара под петербургским небом…". Героям Достоевского как-то ближе больной и холодный вид Петербурга.

Роман "Бедные люди" (1846) - первое произведение Ф.М. Достоевского, мгновенно вызвавшее успех у читателей и критиков, тем самым давшее почву для создания новых произведений. Здесь главное внимание автор уделил изображению социальных противоречий жизни Петербурга и выразил свое горячее сочувствие бедным людям, в произведении наиболее полно отражается жизнь петербургских низов.

Впервые в литературе была так глубоко, изнутри раскрыта и так подробно показана духовная жизнь обездоленных. Достоевский "показал нам, как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой ограниченной человеческой натуре", - писал Белинский.

Достоевский писал о себе в "Дневнике писателя" 1873 г.: "Я люблю, бродя по улицам, присматриваться к иным, совсем незнакомым прохожим, изучать их лица и угадывать, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует…" Но у Достоевского был чисто писательский интерес. Вглядываясь в лица, он пытался понять их, предполагал их жизненные ситуации, даже придумывал, где они живут. Герои же его произведений, как правило, заняты только своей жизнью. "Принявшись за описание быта бедных людей, - говорил он, - я рад случаю познакомиться с пролетариатом столицы". В его сознании стал постепенно вырисовываться замысел произведения о бедных людях.

Достоевский отворачивается от прекрасной архитектуры центральной части столицы, от красивых парков, нарядных улиц. Его герои не видят всего этого!

  1.  Петербургский пейзаж.

Действие романа происходит в Петербурге, с 8 апреля по 30 сентября (весна, лето, начало осени). Но герои Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива. Она фактически лишены всего, они обездолены. В сырость и слякоть автор водит своего героя по камням набережных каналов, вдоль домов "высоких, черных, закоптелых", сталкивает его с артельщиками, извозчиками, шарманщиками, пьяными мужиками и грязными бабами и прочим народом с "уныние наводящими лицами". Образ такого города наводит уныние и на героя повести, и на читателя, создавая наиболее подходящий общий тон.

Это Петербург далеких окраин, город бедняков. Варенька с родителями живет в деревянном домике на Петербургской стороне, после смерти отца перебирается с матерью на Васильевский остров, и, лишь похоронив мать, поселяется в доме, набитом бедными семьями, вблизи Фонтанки. Во дворе дома, напротив Вареньки, проживает и Макар Девушкин. Упоминается в романе и Выборгская сторона - в те времена также жалкая окраина.

В "Бедных людях" Достоевский развернул перед читателем подробное описание жилищ петербургской бедноты.

Можно ясно представить себе всю в "бальзаминчиках" и "гераньках" комнатку Вареньки Доброселовой и угол в чадной кухне за перегородкой, который Макар Алексеевич из самолюбия называет своей комнатой. "Вообразите, примерно, - пишет Девушкин Вареньке, - длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег!. Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые, чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный. Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин учитель живет".

Бедность в произведении Достоевского представляется особенным состоянием души. Девушкин страдает физически, живет в зловонной тесной кухне, на него капает вода, стекающая со стирки, он вынужден посещать службу в изрядно поношенной одежде и порванной обуви. Но для героя это не столь страшно как его униженность и беззащитность, которой сопровождается бедность и тогда человек становится «ветошкой». При этом Девушкин не позволяет себе сломаться. Это задавленный человек, его личность душится, но герой предпринимает попытки избавиться от столь угнетающих обстоятельств. Автор постепенно подводит героя к тому, что он начинает осознавать свою любовь к Вареньке. Это дает ему внутреннюю силу, он словно «распрямляет спину», чувствует себя живым. Однако это преобразование у Достоевского получается в виду свойственной автору прямоты более трагичным относительно подобных метаморфоз в произведениях иных писателей. Герои Достоевского противоречивее, неуравновешеннее и в тоже время ярче.

Губительна для всего живого атмосфера этих углов с их "остроуслащенным запахом". Девушкин не может привыкнуть к ней: "У нас чижики так и мрут. Мичман уже пятого покупает, - не живут в нашем воздухе, да и только. Кухня у нас большая, обширная, светлая. Правда, по утрам чадно немного, когда рыбу или говядину жарят, да и нальют, намочат везде, зато уж вечером рай. В кухне у нас на веревках всегда белье висит старое; а так как моя комната недалеко, то есть почти примыкает к кухне, то запах от белья меня беспокоит немного; но ничего: поживешь и попривыкнешь".

Отвратительна лестница доходного дома, по которой Макар Алексеевич ежедневно поднимается в свою "комнату":". винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной. одним словом, нехорошо".

  1.  Cоциальный контраст

"Нехорошо" не только в жилищах героев, нехорошо и на улицах Петербурга. Гонимый несчастьями, мечтающий выпросить взаймы хоть несколько грошей для спасения Вареньки, Девушкин бродит по улицам города и наблюдает жалкую и в то же время обычную сцену: "Остановился я посмотреть на шарманщика. Мысли такие лезли в голову, - так я, чтобы рассеяться, остановился. Стою я, стоят извозчики, девка какая-то, да еще маленькая девочка, вся такая запачканная. Шарманщик расположился перед чьими-то окнами. Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина. Нищий, нищий он, правда, все тот же нищий; но зато благородный нищий; он устал, он прозяб, но все трудится, хоть по-своему, а все-таки трудится. "

Показывая скитания Девушкина по Петербургу, Достоевский знакомит читателя с жизнью петербургских улиц, создает целую галерею городских типов, углубляя социальное звучание своего произведения. Это нищие, беспризорные, шарманщики, дети-побирушки, обманутые и "павшие" девушки, ростовщики, чиновники. Чиновничеству, которое составляло в сороковых годах прошлого века одиннадцатую часть жителей столицы, Достоевский вообще уделяет особое место на страницах своих романов. Но это - мелочь, беднота, годовой доход которой не превышал заработка ремесленника, а иногда был и меньше.

Пейзаж "Бедных людей" социален, как и в произведениях многих других писателей гоголевского направления. Однако в повести есть другая очень важная особенность городского пейзажа, характерная именно для Достоевского, - психологизм. Городской пейзаж помогает понять настроения героев, их чувства.

Город мы видим здесь сквозь восприятие главного героя. Макар Девушкин в своих письмах-исповедях видит Петербург мрачным, грязным, перенаселенным, наводящим уныние и тоску.

"Вечер был такой темный, сырой. Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат по какой-нибудь надобности; мальчишки; какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, вот какова была публика! Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло.

Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня".

Но Петербург неоднороден. В нем есть и другая жизнь. Девушкин видит резкие социальные контрасты. "Когда я поворотил в Гороховую,-рассказывает он, - так уж смерклось совсем и газ зажигать стали. Я давненько-таки не был в Гороховой, - не удавалось. Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны и графини. Верно, час был такой, что все на балы и в собрания спешили".

Макар Девушкин горько задумывается о несправедливости, которая царит вокруг. Одни живут "в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь, которая, по нужде, за квартиру считается", а другие "тут же, в этом же доме, этажом выше или ниже", живут "в позлащенных палатах", - размышляет он.

Смиренный Девушкин сам испуган своим "вольнодумством", видя, что в нем рождаются "ропот, либеральные мысли, дебош и азарт", но он не в силах побороть их. Картины тяжких страданий петербургской бедноты, особенно детских страданий, заставляют его роптать.

Щемящей болью отзывается в душе Девушкина сцена в семье обнищавшего чиновника Горшкова, где умер Петенька - "мальчик лет девяти". У гроба "маленькая девочка, дочка, стоит, да такая бедняжка скучная, задумчивая! А не люблю я, маточка Варенька, когда ребенок задумывается." - тревожно пишет Макар Алексеевич, видя, как горе, врываясь в душу ребенка, отнимает у него последнее - детскую беспечность.

На Гороховой улице, полной богатых магазинов, шумной от проезжающих карет, Макар Алексеевич встречает нищего мальчика, которому он - сам бедняк - так и не смог подать милостыни. "Замечаю малютку, мальчика, так себе лет десяти.. Подбежал он ко мне, ручонки дрожат у него, голосенок дрожит, протянул он ко мне бумажку и говорит: записка! Развернул я записку - ну что, все известное: дескать, благодетели мои, мать у детей умирает, трое детей голодают, так вы нам теперь помогите…"

Страдания детей - одна из граней социальной жизни Петербурга, жизни России, где господствует власть богатства, где гибнут бедняки.

Петербург выступает здесь как беспощадная сила, враждебная тысячам и тысячам незаметных тружеников. Постепенно образ города словно отчуждается от восприятия героев, в чьи уста вложен автором рассказ о нем, и начинает самостоятельную жизнь в романе как равноправное, активно действующее лицо. Впоследствии это станет характерным для многих произведений писателя. Роман "Бедные люди" положил начало тому, что впоследствии получило название "Петербург Достоевского".

  1.  Заключение

Чувство Петербурга у Достоевского многогранно и довольно противоречиво. Наверное, это заложено в самом городе - двоящемся и растворяющемся в тумане.  Петербург Достоевского мало схож с великолепным описанием Пушкина, Тургенева, его Петербург с серым, тусклым, туманным, мутным, мглистым, дымным пейзажем. Пейзаж Достоевского усилен психологическим подтекстом, вызывающим тоскливое, унылое чувство и настроение подавленности. В этом пейзаже – отражение жизни униженных и угнетенных, людей безысходного труда и ненаглядного горя, людей, утративших радость жизни, обездоленных и обойденных.

        Достоевский утвердил новый взгляд на пейзаж.

Этот город грязный, мрачный, с домами, запачканными грязью, город угрюмый,  грязно – серого, грязно – желтого, грязно – зеленого цветов.

Поразительно, что люди знавшие старый Петербург, не узнали его в описании Достоевского. В 60 – 70 х. годах 19 века в Петербурге не было фабрик и заводов, не было того моря дыма и копоти, того мрака и тумана, который затягивает произведения Достоевского.

 В этой насыщенности городского пейзажа мраком и туманом Достоевский показал не только город, но и выразил душу, мысль и психику человека, обитающего в бесчеловечнейших городах новой эпохи.        

  1. Список литературы

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  2. Бирон В.С. «Петербург Достоевского». Л., 1991.
  3. Ветловская В.Е. «Бедные люди Достоевского». М., 2008.
  4. Добролюбов Н.А. «Литературная критика». М., 1972.
  5.  Достоевский Ф.М. «Бедные люди». М.,1995.
  6. Достоевский Ф.М. «Петербургские рассказы». Л., 1973.
  7. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». М., 1979.
  8. Нечаева В.С. «Ранний Достоевский 1821-1849». М., 1979.
  9. Панаева А. Я. Воспоминания. — М.; Художественная литература, 1972.
  10. Соловьев С. М. «Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского». М., 1979.