Эротизм в романе Ги де Мопассана «Милый друг»

Натела Паатаевна Афанасьева

Ги де Мопасса́н (полное имя — Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н, 18501893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь»(1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (1884);«На воде» (1888) и «Бродячая жизнь» (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого,


«едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».[1]

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя. Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в «Орля».

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage». В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы и особым собранием. К XII т. приложена характеристика Мопассана, принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о Мопассане Леметра, Думика и Золя. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

Роман «Милый друг» позволяет видеть, что Мопассан искусно владел не только короткой литературной формой, но и законами построения романа. Во Франции, однако, долгое время держалось, что Мопассан только новеллист и что его романы представляют собою либо одну бесконечно длинную новеллу (так они оценивали роман «Жизнь»), либо своего рода сплав новелл, искусно прилаженных друг к другу.

О требовательности Мопассана к себе рассказал Поль Бурже. Работая над «Милым другом», Мопассан имел привычку печатать в газете отдельные эпизоды романа, оформляя их в виде законченной новеллы. Это объяснялось необходимостью не только заработка, но и более важными причинами. «Работая над большим романом, — говорил Мопассан Полю Бурже, — я стараюсь дать для хроники (так назывались еженедельно печатавшиеся им в газетах очерки) первый эскиз, еще в общих чертах, того или другого эпизода романа. Я переделываю их по два, по три, а то и по четыре раза. Лишь после этого я снова берусь за эту вещь для большой книги»[2]. «Снова берусь» означало возможность новых переделок. При таком методе творческой самопроверки роман подвигался вперед не быстро.

«Милый друг» — роман, написанный писателем Ги де Мопассаном в 1885 году. Рассказывает об авантюристе, который мечтает сделать блестящую карьеру. У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость. И  этого хватает для того, чтобы стать сильным мира сего.

Впервые русских читателей с творчеством великого французского писателя Ги де Мопассана познакомил И. С. Тургенев, оценивший в нем крупнейший талант французской литературы начала 80-х годов. Мопассан, в свою очередь, выше всего оценивал тургеневское новеллистическое искусство, законы которого старался понять и освоить. В 70х годах литературным учителем Мопассана стал Флобер, который старался передать писателю свой художественный метод изображения действительности. Свою первую книгу, сборник «Стихотворения», Мопассан посвятил Флоберу, а сборник рассказов «Заведение Телье» - И.С. Тургеневу. Таким образом, он засвидетельствовал равную долю благодарности своим учителям.

 

 

На протяжении творческого пути Мопассана, пессимистические настроения его приобретали все более углубленную и обостренную форму. Всю жизнь он томился тоской художника-гуманиста. Противоречивость воззрений Мопассана пронизывает все его творчество и своеобразно отражается в художественном методе писателя.

Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась в его новеллистике. Ей присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, искусство увлекательного и сжатого повествования.

В середине 80х годов в творчестве писателя чрезвычайно усилились мотивы социального протеста. В 1883 году вышел его первый роман «Жизнь». Но наиболее резко и непримиримо прозвучал протест Мопассана против антинародной деятельности в романе-памфлете «Милый друг», вышедшем в 1885 году.

Крупным достижением критического реализма Мопассана было то обстоятельство, что он увидел и оценил качества народа, противопоставив их бессердечию и своекорыстию буржуазии.

К 1887 году, т.е. в последний период творчества Мопассана, его манера становится противоречивой. Большое и беспокойное развитие в его творчестве получает фантастическая тема.

К сожалению ужасен конец Ги де Мопассана и мучительно видеть гибель такого громадного таланта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon milyy_drug.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..3

Основная часть

        Идейно-художественная ценность романа ………………………………..6

Тема смерти в романе ……………………………………………………….8

Заключение ………………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………....13

Введение.

Ги де Мопасса́н (полное имя — Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н, 18501893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь»(1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (1884);«На воде» (1888) и «Бродячая жизнь» (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого,

«едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».[1]

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя. Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в «Орля».

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage». В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы и особым собранием. К XII т. приложена характеристика Мопассана, принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о Мопассане Леметра, Думика и Золя. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

Роман «Милый друг» позволяет видеть, что Мопассан искусно владел не только короткой литературной формой, но и законами построения романа. Во Франции, однако, долгое время держалось, что Мопассан только новеллист и что его романы представляют собою либо одну бесконечно длинную новеллу (так они оценивали роман «Жизнь»), либо своего рода сплав новелл, искусно прилаженных друг к другу.

О требовательности Мопассана к себе рассказал Поль Бурже. Работая над «Милым другом», Мопассан имел привычку печатать в газете отдельные эпизоды романа, оформляя их в виде законченной новеллы. Это объяснялось необходимостью не только заработка, но и более важными причинами. «Работая над большим романом, — говорил Мопассан Полю Бурже, — я стараюсь дать для хроники (так назывались еженедельно печатавшиеся им в газетах очерки) первый эскиз, еще в общих чертах, того или другого эпизода романа. Я переделываю их по два, по три, а то и по четыре раза. Лишь после этого я снова берусь за эту вещь для большой книги»[2]. «Снова берусь» означало возможность новых переделок. При таком методе творческой самопроверки роман подвигался вперед не быстро.

«Милый друг» — роман, написанный писателем Ги де Мопассаном в 1885 году. Рассказывает об авантюристе, который мечтает сделать блестящую карьеру. У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость. И  этого хватает для того, чтобы стать сильным мира сего.

Впервые русских читателей с творчеством великого французского писателя Ги де Мопассана познакомил И. С. Тургенев, оценивший в нем крупнейший талант французской литературы начала 80-х годов. Мопассан, в свою очередь, выше всего оценивал тургеневское новеллистическое искусство, законы которого старался понять и освоить. В 70х годах литературным учителем Мопассана стал Флобер, который старался передать писателю свой художественный метод изображения действительности. Свою первую книгу, сборник «Стихотворения», Мопассан посвятил Флоберу, а сборник рассказов «Заведение Телье» - И.С. Тургеневу. Таким образом, он засвидетельствовал равную долю благодарности своим учителям.

На протяжении творческого пути Мопассана, пессимистические настроения его приобретали все более углубленную и обостренную форму. Всю жизнь он томился тоской художника-гуманиста. Противоречивость воззрений Мопассана пронизывает все его творчество и своеобразно отражается в художественном методе писателя.

Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась в его новеллистике. Ей присущи редкое единство формы и содержания, строгая соразмерность всех компонентов, искусство увлекательного и сжатого повествования.

В середине 80х годов в творчестве писателя чрезвычайно усилились мотивы социального протеста. В 1883 году вышел его первый роман «Жизнь». Но наиболее резко и непримиримо прозвучал протест Мопассана против антинародной деятельности в романе-памфлете «Милый друг», вышедшем в 1885 году.

Крупным достижением критического реализма Мопассана было то обстоятельство, что он увидел и оценил качества народа, противопоставив их бессердечию и своекорыстию буржуазии.

К 1887 году, т.е. в последний период творчества Мопассана, его манера становится противоречивой. Большое и беспокойное развитие в его творчестве получает фантастическая тема.

К сожалению ужасен конец Ги де Мопассана и мучительно видеть гибель такого громадного таланта.

Основная часть.

Идейно-художественная ценность романа Ги де Мопассана «Милый друг».

В романе «Милый друг» Мопассан пишет уже о своей современности — о времени буржуазно-демократической Третьей республики и не о провинциальной, а о столичной жизни. Действие романа протекает в основном в Париже 1880-х гг.

Резко и непримиримо прозвучал в романе протест Мопассана против характера деятельности и растущих империалистических вожделений правительства Третьей республики. Роман был напечатан в «Жиль Блас» с 8 апреля по 30 мая 1885 г. и вышел отдельным изданием в том же году. Задуман он был, по-видимому, в 1883 г. после появления в печати очерка «Мужчина-проститутка», и в том же году некоторые из эпизодов романа, оформленные в виде новелл («Могила», «Мститель», «Награжден!»), уже появились в печати.

На этот раз главным героем романа в отличие от «Жизни» является персонаж отрицательный, Жорж Дюруа, сын провинциального кабатчика и бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, привыкший грабить и угнетать арабов. Обладая такими навыками, он не медлит сделать себе карьеру и в Париже, но тут его жертвами являются женщины, у которых он пользуется большим успехом и которых на все лады эксплуатирует и обирает. Типичный «мужчина-проститутка», невежественный, продажный, лживый, беспринципный, он пытается сделаться журналистом. Дело, однако, не идет: он совершенно бездарен. Но ему удается заставить писать за себя свою жену. Постепенно он и сам овладевает навыками газетной стряпни, а далее специализируется на писании в бульварной газетке трескучих статеек об «анемии национальной гордости». При помощи всякого рода грязных и подлых интриг, любых бесчестных поступков он, в конце концов, становится сильным, опасным и богатым человеком. Все знают, что это проходимец и негодяй, но он добился жизненного успеха — и буржуазное общество не может не склониться перед таким победителем.

По блеску скрытой иронии великолепны финальные страницы романа, посвященные описанию торжественной свадьбы барона Жоржа дю Руа (к этому времени он успел уже превратить себя в дворянина) с соблазненной им дочерью миллионера Вальтера, газетного магната. Бракосочетание, на котором присутствуют все «сливки» великосветского общества, происходит в модной парижской церкви при участии самого епископа, торжественно призывающего благословение небес на голову известного и столь уважаемого парижского публициста...

Нельзя не процитировать слова одного из биографов Мопассана, Жерара де Лаказ-Дютье, удостоверяющего типичность Жоржа Дюруа для всей истории Третьей республики: «Милый друг станет министром или президентом республики. Автор не говорит нам этого, но заставляет нас это предвидеть. У Милого друга хватит размаха, чтобы «воплощать душу народа» и управлять колесницей государства. В политике он будет на стороне сильных. Друзьями у него будут люди богатые, могущественные, почитаемые и благомыслящие. Милый друг — это предок многих поколений карьеристов, наследовавших друг другу после 1885 г., видеть, как маневрирует Милый друг — значит, видеть, как маневрируют его сыновья и внуки. Милый друг — это символ, символ гнилости современного общества».

Лев Толстой, говоря об этом романе, с одобрением отметил «негодование автора перед благоденствием и успехом грубого, чувственного животного, этой самой чувственностью делающего карьеру и достигающего высокого положения в свете, негодование и перед развращенностью всей той среды, в которой его герой достигает успеха». Мопассан, продолжает Толстой, как бы желает сказать:

«погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно».[3]

Идейно-художественная ценность романа не только в разоблачении Жоржа Дюруа. Роман обрисовывает и ряд типичных сторон Третьей республики. Прежде всего — присущую ей атмосферу всеобщей и всесторонней продажности.

Жизнь французского буржуазного общества, французской прессы и политических сфер предстает в романе в виде некоей универсальной проституции. Все решительно продается и торгует собою. Читатель видит и обычную уличную проституцию (Рашель), и проституцию «дамы из общества» (г-жа Марель), и психологию мужчины-проститутки, воплощенную в альковных и журналистских авантюрах Жоржа Дюруа, и такого же мужчину-проститутку в политической жизни (министр Ларош-Матье), и весь пестрый мир газетной проституции (Вальтер, Форестье, Сен-Потен), и проституцию дворянской аристократии (женихи Розы и Сюзанны), и проституцию закона (полицейский комиссар), и, наконец, проституцию церкви (епископ). И тут ясно, что название продажной газеты Вальтера «Французская жизнь» является символичным.

«Милый друг» — первая во французской литературе попытка создать антиимпериалистический роман. Но так как главною задачей писателя было обрисовать победоносный путь карьериста Дюруа с преимущественным использованием его альковных авантюр, такое построение романа несколько оттеснило на задний план тему танжерской экспедиции. Но и та и другая тема были разработаны с такою памфлетной непримиримостью, что «Милый друг» — одно из самых замечательных выступлений французского критического реализма конца XIX века.

Тема эротизма в романе Ги де Мопассана «Милый друг».

Тема эротизма красной нитью пронизывает все произведение. Главными представителями этой темы можно по праву считать героинь романа. Сложное отношение автора к героиням романа – Мадлене Форестье и г-же де марель. Эти порочные женщины по-своему обаятельны. Обстоятельства развратили Мадлену, но она очаровывает читателя своей независимостью, незаурядными способностями. В иных условиях эта женщина могла бы занять достойное место в жизни, но ей приходится отдавать частицу своего «я», свои способности посредственностям, превращая их в преуспевающих журналистов и политиков.

Жертвой светских условностей, уродливого буржуазного брака по расчету оказывается г-жа де Марель. Ее постигла участь многих женщин,  которых столько раз рассказывал Мопассан свих новеллах. Неудовлетворенная семейной жизнью, она ищет независимости и свободы в развлечениях богемы, в чувственных радостях с любовниками. Это ее месть мужу, ненавистному браку, обществу, которое поставило женщину в зависимое положение, унизило ее человеческое достоинство.

Через весь роман проходит тема животного, чувственного разгула. Мопассану эта тема нужна для того, чтобы показать, как исчезновение духовного начала в жизни обнажает, стимулирует в человеке животные инстинкты. Отсутствие истинных человеческих идеалов, разрушение естественных человеческих связей образуют духовную пустоту, которая заполняется низменными страстями, примитивными чувственными интересами. И как оборотная сторона этой тема возникает другая – тема бренности всего живого, тема смерти и одиночества. Она возникает впервые в устах поэта де Варена, затем повторяется в сцене смерти Шарля Форестье, в раздумьях Жоржа Дюруа накануне дуэли. Мопассан хочет оттенить всю тщетность эгоистических поступков своих персонажей, бессмысленность и иллюзорность их целей. Однако в этой сказался и пессимизм самого писателя, который, осуждая порочное общество, не видит выхода из его противоречий и конфликтов.  

Мопассан подарил Дюруа бесчисленное количество связей с женщинами: от проституток до светских дам. Хотя, в сущности, для самого Дюруа статус женщины маловажен, он не ставит между ними особой разницы. Его мотивы связей с женщинами, кроме плотских утех, почти всегда еще и корыстны. Причем, эти «подарки» от женщин Милый друг, в общем-то, принимает без особых угрызений совести, опять же объясняя это аналогичными поступками своих современников. Сначала Дюруа, в ответ на подброшенные ему монеты госпожой де Марель, обещает:

«Я верну ей все сразу…Разумеется, я беру их у нее взаймы».[4]

Впоследствии, после ссоры с любовницей, Дюруа моментально забывает о своих обещаниях. Но здесь речь идет о золотых монетах, то есть суммах в двадцать франков. Так сказать, «джентльменский долг». Гораздо важнее, что в дальнейшем Дюруа без зазрений отбирает у Мадлены половину наследства, составляющую полмиллиона франков, хитро объясняя это желанием соблюсти моральные правила поведения в обществе. Мопассан еще раз подчеркнул феномен Дюруа, вложив в уста глубоко аморального человека слабые подобия норм морали.

Зло, которым поражено современное общество, персонифицируется в образе Жоржа Дюруа. Множество нитей связывают героя Мопассана с самыми разнообразными общественными пластами. Через своих родителей – простых крестьян, содержащих миниатюрный кабачок, Дюруа связан с деревней, служба в Африке приобщает его к армии, ко всему тому, что называлось колониальной политикой Франции, с помощью Форестье он входит в мир журналистики, а через нее в мир всевластных финансистов и в мир политики. Ему знакомы и жизнь чиновников, и жизнь проституток, и жизнь богемы.

Такими людьми, как Дюруа, заполнены все поры общества. Они приспосабливаются, наступают,  делают карьеру, не задумываясь над нравственными проблемами, подчиняя все и вся своим эгоистическим целям.

Дюруа перешагивает барьер между добром и злом с удивительной легкостью. Он приспосабливается к Парижу, то есть к тем неправедным, бесчестным, отвратительным законам, по которым  живет современное общество. Его не мучает совесть, потому что он живет, как другие, пользуется ими же изобретенными средствами. Почему бы и не быть богатым, если другие, не разбираясь в средствах, обогащаются, почему бы и ему не изменять и не обманывать, как обманывают и изменяют другие, предавать, как предают окружающие его люди? Прогуливаясь в Булонском лесу, Дюруа вглядывается в лица богатый светских людей- мужчин, женщин, развлекающихся верховой ездой, показывающих себя и свои наряды. Репортерская работа сделала его всеведущий в делах света, он знает почти каждого из проезжающих, всю подноготную их жизни, прикрытую высокомерием и неприступностью. Среди них он узнавал людей, живших на средства жен или любовниц, денежных тузов, «чье сказочное обогащение начиналось с кражи», или богачей, составивших себе состояние за счет грабежа государственных предприятий. Дюруа словно убеждался воочию, «что под чопорной внешностью скрывается исконная, глубоко укоренившаяся человеческая низость, и его это утешало, радовало, воодушевляло». Он наблюдает за этими людьми, и одновременно ищет в них все самое низкое, пошлое. Дюруа словно упивается негативной информацией, своим знанием о подноготной жизни этих людей:

«Экий сброд! – повторял он. – Шайка жуликов, шайка мошенников!». [5]

В жизни этих утопающих в роскоши людей Дюруа находил оправдание своим неблаговидным и бесчестным поступкам. Неподдельное восхищение вызвала у него куртизанка, «бойко торговавшая любовью», бросавшая вызов аристократам. «Быть может, - вставляет реплику Мопассан, - он смутно сознавал, что между ним и ею есть нечто общее…» и «что он достигнет своей цели столь же смелыми приемами». И действительно, жизненный успех Дюруа неотделим от его любовных побед. Но для него любовные связи, кроме чувственных утех, имеют лишь одну цель: продать себя подороже. Он изменяет г-же Марель, оплачивающей его любовь, ради сулящей выгоду женитьбы на Мадлене Форестье, он изменяет Мадлене, добиваясь более высокого покровительства у г-жи Вальтер, а потом бросает и ее и жену, чтобы окончательно закрепить успех в браке с Сюзанной Вальтер.

Продолжая традиции реалистического романа, Мопассан создал тип отрицательного героя, какого еще не было в литературе, показал не только его наличие в жизни, но тенденции его развития в будущем. В финальной сцене романа поэт Норбер де Варен, присутствовавший на бракосочетании Дюруа и Сюзанны, бросает фразу, в которой выражено мрачное предсказание и предостережение: «Итак, будущее принадлежит пройдохам».

Порою кажется, что Мопассан двойственно относится к своему герою. Несмотря на свою низость, Дюруа привлекателен молодостью, энергией, находчивостью, решительностью. Читатель испытывает удовлетворение от расправы Дюруа над Ларош-Матье, готов аплодировать Милому другу, перехитрившему самого Вальтера. Порожденный средой крупных и мелких хищников, Дюруа не склонен церемонится со своими бывшими покровителями. Как возмездие встает он над ними, расчищая себе путь к богатству  и могуществу. Нет, отношение Мопассана к своему герою однозначно: мир преуспевающих подлецов пополнился еще одним негодяем.

«Возымев желание негодяя, я поместил его среду, с целью придать большую выпуклость этому персонажу».[6]

Заключение.

Несомненно, «Милый друг» – одно из удивительных произведений писателя. Оно вобрало в себя творческий опыт Мопассана, позволило поделиться с читателем своими наблюдениями, высказать главные мысли.
После выхода романа «милый друг» в свет, Мопассан получил немало гневных откликов со стороны журналистов, отказывающихся в Дюруа видеть представителя «своего цеха». На что седьмого июня 1885 года Мопассан напечатал в «Жиль Блас» ответ своим критикам.
Он отвечает здесь на два «обвинения»: на то, что героем своим избрал журналиста, и на то, что действие романа связано с изображением прессы.
Мопассан указывает, что Дюруа вовсе не «прирожденный» репортер, а потому якобы отнюдь не журналист. «Вовсе не призвание толкнуло его на литературный путь»; Дюруа «пользуется прессой, как вор пользуется лестницею», ибо «мой авантюрист идет к воинствующей политике, к депутатству, к иной жизни и к иным событиям».
«Оправдавшись» в этом пункте, автор «Милого друга» отвечает и на вопрос, почему ареной действия Дюруа он избрал среду прессы. С полной серьезностью, тщательно маскируя иронию, он дает следующее объяснение: «Почему? Да потому, что эта среда представлялась мне наиболее благодарной для того, чтобы отчетливо показать все этапы пути моего персонажа; кроме того, как часто твердят, газета ведет решительно ко всему. Для другой профессии нужны специальные знания, к ней нужно долго готовиться, двери для входа более плотно закрыты, двери для выхода менее многочисленны. Пресса же представляет собою своего рода необъятную республику, которая простирается во все стороны, где все можно найти и все можно делать, и где так же легко быть честным человеком, как и мошенником».
На этом удивительном сравнении и закончим основную часть данного анализа, поскольку здесь нельзя не оспорить истинность слов Мопассана. Перефразируя его, можно сказать и так: среда прессы – живой механизм в обществе, несущий огромную социальную ответственность перед ним. Нельзя, чтобы в ней были люди, подобные Дюруа. Ибо тогда будут искажены основные человеческие ценности.

Успех романа «Милый друг» был велик, что неудивительно. Настолько откровенно, зло и критично, как Мопассан, никто не рискнул представить «перспективного» журналиста и редактора известного периодического издания. Долгое время на тайне личной жизни таких людей лежало табу, и вот в романе писатель приоткрыл, или даже скажем, резко распахнул занавес кулуарной жизни части общества, сосредоточив основное внимание на одной фигуре – собственно Милом друге.
«Милый друг» Дюруа – мелкий, пошлый мерзавец, который не испытывает никаких угрызений совести; в нем нет ничего от бальзаковских «гениев злодейства».

Такой характер отрицательного героя – примета эпохи. Жорж Дюруа, «милый друг», вписывается в круг «сильных мира сего» Третьей республики вполне мирно и естественно, его успех – доказательство общественной и человеческой деградации.
Мопассан настаивает на безнравственности карьеры Жоржа Дюруа, который взбирается по служебной лестнице, добивается богатства, ордена, положения в свете и, наконец, блестящей женитьбы одним и тем же нехитрым способом – соблазняя женщин, ум, красоту и влияние которых он использует, а затем обворовывает, обманывает, позорит, бросает их.
В «Милом друге» автор предельно откровенен в своей антипатии к герою, но он не позволяет себе окарикатуривать Дюруа, утрировать его поведение, которое всегда строго соответствует темпераменту, выдержке, хитрости этого ловкого выскочки.

Список литературы:

1. Мопассан Г. Милый друг. – М.: Художественная литература, 1980.

2. Лафарг П. Литературно-критические статьи. - М., 1936.

3. Л.Н. Толстой Собрание сочинений в 22 т. — М.: Художественная литература, 1983. — Т. 15 

4. Франс А. Книги и люди. - М.-Л., 1923.

5. Французская литература второй половины ХIХ в. Т.7. – М., 1965.

6. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2005.

7. Энциклопедия "Литература Франции". Т. 3., 1981.


[2] Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2005.

[4] Мопассан Г. Милый друг. – М.: Художественная литература, 1980.

[5] Мопассан Г. Милый друг. – М.: Художественная литература, 1980.

[6] Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2005.