Филологический анализ текста

В статье представлен анализ фрагмента из текста В. Пелевина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pelevin.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста В.Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер 12».

        Виктоpа  Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем «поколения тpидцатилетних».

        Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль очень  динамичен, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальной насыщенности отнюдь не подавляет читателя. Его пpоза - это   сочетание, казалось бы, несоединимых качеств: массовости и элитаpности,  совpеменности и пpошлого , а также нигде yже не оспаpиваемой способности заглядывать в бyдyщее. Видимо, всё это и  обеспечивает  yспех  его пpоизведениям.

        1.Данный текст принадлежит к художественному стилю речи ; подстиль – прозаический; жанр: рассказ.

        2.Сфера  общения: эстетическая, связанная с искусством слова - литературой.

         3.Основные функции текста: эстетическая, коммуникативнвя и воздействующая .

        4.Тип мышления, отражённый в тексте ,- образный.

        5. Форма речи - письменная. Тип речи – смешанный: сочетание повествования, описания и  рассуждения.  Вид речи: монолог.

        6.Стилевые  черты: образность, художественная выразительность, экспрессивность.

        7.Структура текста. Текст состоит 4 абзацев, каждый из которых представляет собой микротекст, и в основном каждое  первое предложение абзаца – это его микротема. Абзацы не тождественны ССЦ. На мой взгляд, в данном тексте можно выделить  2 ССЦ. Первое ССЦ: осознание героем перемены в себе, второе ССЦ – пребывание героя в состоянии страха и ужаса от надвигающейся на него бочки.

 Ключевые слова: перемену, в прошлом, обруч, призрачной души, Номер 12, тоска, ужаса, страх, катили бочку, страшной, отворачивались, холодело внимание, потерявший сознание, не видел.

        8.Языковые детали текста.

Образно представить текст помогают следующие языковые детали:

синтаксические:

        В данном тексте 15 предложений. Из них – 6 предложений простых (4,5,6,7,9,12).  6,9,12 - полные, неосложнённые. 9-е предложение –односоставное, неопределённо-личное. Предложение № 4 – неполное, наблюдается конситуативная неполнота подлежащего. В 6-м наблюдаем инверсию (прошёл месяц) для интонационного выделения глагола-сказуемого. 5 и 7 предложения осложнены однородными сказуемыми. Предложение № 3 – сложное, бессоюзное с пояснительными отношениями. Предложения 8,11,15 – сложноподчинённые. 8-е - сп/п с последовательным подчинением придаточных времени, изъяснительным и цели. 11-е – сп/п с последовательным подчинением придаточных времени и изъяснительным. 15-е – сп/п с придаточным изъяснительным. В тексте также отмечаем и сложные предложения с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной -  1,2,13,14. Предложение 10 представляет собой присоединительную конструкцию (Именно к нему.) Текст содержит и выразительные синтаксические средства: риторический вопрос (…хорошо ли это? Плохо ли?) с целью передать внутреннее состояние героя; инверсию (Всё заливала и обесцвечивала тоска.), с целью интонационного выделения особо значимого, важного слова в данном предложении (тоска).  Основными средствами связи предложений в тексте являются: лексический повтор: в первом абзаце – он…,он…, у него…; замена существительного местоимением: в четвёртом абзаце – бочка…, она..

морфологические:

 В данном тексте употреблены следующие части речи:


Имена существительные – 45 слов; из них – 27 отвлечённых, конкретных – 18. Отвлечённые существительные преобладают, так как автору важно было передать  состояние своего героя, ход его мыслей.

Имена прилагательные – 14 слов; из них качественных -10, относительных -3, в сравнительной степени – 1 (хуже). Частотность качественных прилагательных указывает на необходимость дать оценку внешним предметам и  герою , что характерно для художественного стиля.

Глаголы и глагольные формы  – 50 слов. Частотность глагольных форм придаёт тексту динамичность, что также является особенностью художественного текста.  Наблюдаются   глаголы в основном в форме прошедшего времени.

Наречия – 14 слов

Местоимения – 35 слов. Используются местоимения разных разрядов: личные, указательные, неопределённые, определительные, возвратное. Наиболее частотны личные местоимения, которые используются автором для замены существительных.

Наречия – 5. Наречия  с временным признаком (утром, однажды), с указанием  места (внутрь), а также  признаком степени (сильно напоминал).

Числительное 12 используется в тексте как своеобразное имя героя – сарай Номер 12

Частицы – 8 слов: отрицательные (не), вопросительные (ли); частица даже используется в начале предложения № 11 для интонационной выразительности и для усиления утверждения (Даже на самом дне ностальгии…)

Модальные слова – 1 (кстати). Автор использует это слово, чтобы выразить и своё отношение к герою , и делает это непринуждённо, ненавязчиво.

лексические:

Текст состоит из разноплановой в стилистическом отношении лексики, включая :

книжную:  окружность, ностальгии, пропитанные, спектра, подобием, испытывать страх.

нейтральную: утром, заметил, забыл, месяц, вошли, жизни и др.

разговорную: не было сил, ничего хуже случившегося не может и присниться- это устойчивые сочетания слов, характерные для разговорной речи.

окрашенную: выломали – имеет оттенок неодобрительности; чудовищным – имеет оттенок  нагнетения страха; работяги – оттенок пренебрежительности, вонь – оттенок пренебрежительности.

Благодаря этому создаётся доступное и живое изложение  текста.

Отметим также  средства выразительности, использованные в этом тексте:

Эпитеты: призрачной (души); страшная (бочка); новое (состояние)

Метафора: волна ужаса обдала его; к изнанке жизни; холодело внимание

Сравнения: мокрым подобием глаза воспринимала мир

Олицетворения: бока её (бочки); она(бочка) воспринимала мир

Разнообразные выразительные средства делают текст экспрессивным, а изложение живым, доходчивым.

9. Образ автора   незримо присутствует в данном тексте. Особенно  он замечен в предложении №8, когда  выражает своё восхищение героем: «…сколько в нём  ещё оставалось жизненной силы…»

Цель текстовой деятельности – позволить читателю окунуться в необыкновенный мир фантастики и приключений, вызвать у него положительный эмоциональный отклик.