«Апухтинская нотка» в лирике И.Анненского.

Наталья Валентиновна

А.Апухтина обычно не называют в числе крупных поэтов, но несколько его стихотворений известно и широкому читателю. А.Блок считал, что почти каждый поэт «серебряного века» испытал на себе хоть небольшое влияние этого автора, и в творчестве многих лириков начала 20 столетия звучит «апухтинская нотка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apuhtinskaya_notka.doc18.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Апухтинская нотка» в лирике И.Анненского.

        А.Апухтина обычно не называют в числе крупных поэтов, но несколько его стихотворений известно и широкому читателю. А.Блок считал, что почти каждый поэт «серебряного века» испытал на себе хоть небольшое влияние этого автора, и в творчестве многих лириков  начала 20 столетия звучит «апухтинская нотка».

        В поэтических салонах в то время часто читали «Мухи» Апухтина.

Свое стихотворение, посвященное памяти А.Апухтина, И. Анненский назвал «Мухи как мысли» — так звучит первая строка произведения поэта  — «восьмидесятника». «Мухи» Апухтина состоят  из двух строф по 6 стихов в каждой, текст написан шестистопным дактилем, монотонность которого еще подчеркнута почти полным совпадением ритма и метра, сплошными женскими рифмами... В первой строфе — «Мухи, как черные мысли, весь день не дают мне покою...» — речь идет о докучливых насекомых, во второй — появляется зеркальное сравнение «мысли,как мухи», и повествование приобретает переносный смысл.

        Первые три стиха второй строфы почти дословно повторяют начальные строки стихотворения, тем значимей становятся «точечные» изменения: из-за мух нет покоя «весь день», из-за мыслей — «всю ночь». Если мухи «Жалят, ЖуЖЖат и круЖатся» (аллитерацией подчеркнута именно звуковая их назойливость), то мысли «язвят». Мухи садятся на глаза и щеки, а мысли впиваются в самое сердце.

        Докучливость «черных мыслей» гораздо болезненнее и потому, что от мух избавляет приход ночи, а от тревожных мыслей нет спасения. Финал произведения звучит уже трагически: «Эх! Кабы ночь настоящая, вечная ночь поскорее!» Столь драматичное настроение объясняется вполне определенным мотивом — несчастной любовью: «Хочешь забыть, разлюбить, а все любишь сильней и больнее...»

         «Бессонная» поэзия Апухтина в большинстве случаев связана именно с драмой сердца. Стоит напомнить такие стихотворения, как «Гаданье», «Истомил меня жизни безрадостный сон...», «Я ее победил, роковую любовь...», «Памяти прошлого» и многие другие.

        Произведение И.Анненского «Мухи как мысли» по форме мало напоминает «Мух» Апухтина.  Стихотворение начала 20 века тоже написано трехсложником, но анапестом, причем трехстопным, то есть вдвое более коротким. Количество строк в произведениях обоих поэтов совпадает — по 12, но у Анненского текст разбит на три катрена с перекрестной рифмовкой, в которой чередуются мужские и женские клаузулы. Рифмы у автора посвящения столь же точные, что и у поэта 19 столетия, но ни одна рифмопара не повторяет «апухтинскую». Ритм у Анненского значительно сложнее, у него много сверхсхемных ударений, благодаря чему трехсложник перестает звучать монотонно.

        Тоска и душевная усталость  Апухтина сменяются у поэта «серебряного века» ощущениями более динамичными: тревоги, беспокойства, страха...

У автора «Тихих песен» не остается и намека на несчастную любовь как причину жизненных драм, а на первый план выступают размышления о трагической судьбе Художника в современном мире. И эта тема сближает обоих поэтов.

        Первая же строка — «Я устал от бессонниц и снов...» — вводит настроения и образы, характерные и для Апухтина , и — в еще большей степени — для самого Анненского. Но у поэта начала 20 века бессонница связана с процессом творчества. И в стихотворении «Мухи как мысли...» лирический герой  испытывает отчаяние от действительных или кажущихся литературных неудач. Сначала появляются «несносные мысли» (у Апухтина — «черные мысли»), затем возникает желание одурманить себя с помощью «отравы стихов», но отчаянье только усугубляется, так как процесс создания лирики заставляет поэта мысленно прокрутить свой жизненный путь. Он приходит в ужас: «Неужели там только ошибки?» У Апухтина, напомним, была похожая формула: «Вся вспоминается жизнь, так бесплодно в мечтах прожитая...»

        Строка «поздней осенью мухи так злы» — уже совсем «анненская». Тема осени  жизни, надвигающейся старости, встречается у многих поэтов, но далеко не у каждого она занимает такое важное место, как в творчестве Анненского. Этот лирик пишет о собственном  «увядании»  в стихотворениях «Трилистник осенний», «Романс без музыки», «Октябрьский миф», «Осенний романс» и многих других. В момент написания «Мух» этому поэту было 45 лет.

        Свой страх Анненский передает здесь с помощью «апухтинских» образов «мух-мыслей». Они « злые», «холодные», «липкие», они ползут на бумагу и становятся «черными буквами». А затем погибают, и их трупы вызывают отвращение. Автор заканчивает предложением уничтожить рукопись, ибо «мысль изреченная» становится мертвой и гадкой для поэта.

        В стихотворении «Умирание» Анненский будет просить уже совсем по-апухтински: «Хоть бы ночь скорее, ночь!»

         Поэтическими учителями И.Анненского называли Пушкина и Лермонтова, Баратынского и Тютчева. Мы здесь попытались показать, что в лирике этого замечательного художника звучит и « апухтинская нотка».