Рабочая программа с КТП по русскому языку (ФГОС) для 6 класса по Ладыженской.

Рабочая программа с КТП по русскому языку (ФГОС) для 6 класса по Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_russkomu_6_abklass_shumakova.docx98.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕлоготип

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 1

____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

 ____________ Л.В.Постных

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

6 А, Б  класса

Учитель:  __________________________      

        Шумакова Вероника Георгиевна

г.Зея, 2016

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование выбора  программы.

Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку  (ФГОС ООО) и авторской программы под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского  «. “Русский язык”  6 кл. М.: Просвещение. 2011» и соответствует федеральному  государственному образовательному  стандарту  основного общего образования. Программа соответствует содержанию учебников (Русский язык.  6 класс. В 2-х ч. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.;М.: Просвещение, 2015.). Учебники включены в действующий Федеральный перечень учебников.

По сравнению с авторской программой по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского  в данной рабочей программе предусмотрено иное распределение  учебных часов по темам курса.

Раздел программы

Количество часов по программе

Количество часов по данной рабочей программе

Повторение пройденного в 5 классе

8+2Р=10 часов

14+3=17 часов

Лексика и фразеология. Культура речи

10+3Р=13

12+4Р=16 часов

Словообразование. Орфография. Культура речи

24+4Р=28

26+7Р=33 часа

Имя существительное

18+3Р=21 час

20+3Р=23 часа

Имя прилагательное

18+3Р=21 час

23+7Р=30 часов

Имя числительное

12+2Р=14 часов

18+2Р=20 часов

Местоимение

19+3Р=22 часа

22+3Р=25 часов

Глагол

24+6Р=30

22+3Р=25 часов

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

8+2=10

10+1Р=11 часов

1.2. Количество учебных часов

            Учебный план МОАУ СОШ № 1 на изучение русского языка в 6 классе отводит 6 учебных часов в неделю в течение всего года обучения, всего 210 уроков.

В 6 классе изучается предмет «Русский язык» (интегрированный предмет). Предмет «Русский язык» в 6 классе включает в себя 210 учебных часов, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, практических работ, самостоятельных работ, проектов исследований;

1.3. Описание учебно-методического комплекта.

Учебники, реализующие рабочую программу:

Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор – акад. РАО Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2012

Дополнительно:

Дидактические материалы. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Тростенцова Л. А., Стракевич М. М. (5 класс), Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. (6 класс), Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. (7 класс), Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. (8 класс), Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М. (9 класс).

Тестовые задания по русскому языку.  6  класс. Автор: Г.А.Богданова. М.:Просвещение, 2007.

Диктанты и изложения. 6 класс. Автор: Соловьёва Н.Н.

Карточки-задания (пособие для учителей).  6 класс. Автор: Ларионова Л.Г.

II. Планируемые результаты

2.1 Планируемый уровень подготовки обучающихся  (планируемые результаты обучения) на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой учреждения

Предметными результатами по русскому языку являются:

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини- проект; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно- научного, разговорного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.

Ученик получит возможность научиться:

• писать сочинения, изложения;

• составлять планы, доклады;

Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно- научные, тексты художественной литературы;

• различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.

Метапредметными результатами программы по русскому языку по окончанию 6 класса являются:

  1. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
  3. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  4. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
  5. Сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;
  6. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  7. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  8. Формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  9. Овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
  10. Осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;
  11. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  12. Овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
  13. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  14. Умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  15. Формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;
  16. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии;
  17. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  18. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

Личностными результатами программы по русскому языку по окончанию 6 класса являются:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки.

- формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

- формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

- формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

- управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

- определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

- управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

- формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

- использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствии.

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

- формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состоянии, т. е. формировать операциональный опыт.

- формировать ситуацию саморегуляции — рефлексии.

- формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.

- проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые вилы деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования:

- структуры слова

- работы над текстом (компрессии текста и текста с разными видами связи, текста в речевом отношении, приемов редактирования текста, комплексного исследования текста, доказательств при рассуждении, создания текста-рассуждения в сжатом виде)

- при работе над сочинением и изложением

- частей речи и их признаков , морфемного анализа слов

- смысловой связи в словосочетаниях и предложениях (в т.ч. предложений с разной эмоциональной окраской)

- жанра письмо, различных стилей и типов речи

- предложений со знаками препинания, способов выражения грамматической связи, разбора словосочетаний и предложений по алгоритму

- главных и второстепенных членов предложения, предложений с однородными членами, с обобщающими словами и обращениями, структуры сложных предложений

- анализа слова как фонетической единицы (позиционного чередования в слове, глухих и звонких согласных)

- правила обозначения мягкости на письме

- слова как лексической единицы

- в ходе работы со словарем

- слов с прямым и переносным значением, с омонимами, синонимами и антонимами.

- комплексного исследования текста с орфограммами

- повторения и обобщения материала

- контрольных и проверочных работ, работы над ошибками

III. Содержание программы

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ. 1+3РР

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ 13+1РР

ТЕКСТ 8+2РР

Лексика. Культура речи (10 +4РР)

I. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 3 Ч

Словообразование. Орфография. Культура речи (23 +7РР)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о ие.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (20 +4РР)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.

Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (21 +5РР)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (15+2РР)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (21+5РР)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то-либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (23+6РР)

I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в VI классе (11+2РР)

Сочинение на выбранную тему.

IV.        Тематическое планирование.

№  п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

Проекты

Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира.

3

Повторение изученного в 5 классе.

13

1

1

Текст

8

2

1

Лексика и фразеология. Культура речи.

10

4

1

1

Словообразование. Орфография. Культура речи.

23

7

1

1

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

20

4

1

Имя прилагательное.

21

5

1

Имя числительное.

15

2

1

Местоимение.

21

5

1

Глагол.

23

6

1

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

11

2

2

ИТОГО                                                                                                                                                 210

     V.        Календарно-тематический план.

№  урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Контроль

(формы и виды)

По плану

Фактически

1

2.09

Русский язык – один из развитых языков мира.

2

3.09

Язык.  Речь. Общение.

3

5.09

Фонетика.   Орфоэпия.

д/з

4

6.09

Фонетический разбор слова

Пр.р

5

7.09

Морфемика. Морфемы как части слова.

д/з

6

8.09

Орфограммы в приставках слов.

д/з

7

9.09

Орфограммы в корнях слов

Пр.р

8

10.09

Морфология. Части речи: самостоятельные и служебные.

диктант

9

12.09

Входная контрольная работа.

д/з

10

13.09

Орфограммы в окончаниях слов        

11

14.09

РР. Обучение сочинению.

соч

12

15.09

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

Пр.р

13

16.09

Сложное предложение. Знаки препинания  в сложном предложении

д/з

14

17.09

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

д/з

15

19.09

Прямая речь. Диалог

д/з

16

20.09

Текст и его особенности.

тест

17

21.09

Тема и основная мысль текста. Заглавие.

д/з

18

22.09

Начальные и конечные предложения текста.

К.р

19

23.09

Основные признаки текста.

д/з

20

24.09

 Стили и типы  речи

д/з

21

26.09

Контрольная работа по теме «Синтаксис»

д/з

22

27.09

 Анализ ошибок в контрольной работе.

23

28.09

Слово и его лексическое значение.

24

29.09

РР. Обучение сочинению по картине Герасимова «После дождя»

черновик

25

30.09

РР. Написание сочинения по картине Герасимова «После дождя».

Соч

26

1.10

Общеупотребительные слова и профессионализмы

д/з

27

3.10

Диалектизмы

диктант

28

4.10

Стартовая метапредметная контрольная работа

29

5.10

Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова

тест

30

6.10

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Д/з

31

7.10

Новые слова/ неологизмы.

Пр.р

32

8.10

Исконно русские и заимствованные слова

д/з

33

10.10

Фразеологизмы

д/з

34

11.10

Источники фразеологизмов

К.р

35

12.10

Словари.

36

13.10

Повторение по теме «Лексика и фразеология»

проект

37

14.10

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

тест

38

15.10

Морфемика и словообразование.

39

17.10

РР. Сочинение-описание. Интерьер помещения. Обучение.

Пр.р

40

18.10

Основные способы словообразования в русском языке

д/з

41

19.10

Основные способы образования  слов в русском языке.Урок-практикум.

д/з

42

20.10

Основные способы образования  слов в русском языке

Черновик сочинения

43

21.10

Этимология слов

соч

44

22.10

РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

тест

45

24.10

РР. Сочинение-описание «Моя комната – моё лицо»

д/з

46

25.10

Буквы а и о в корне –кас,-кос.

47

26.10

Буквы а и о в корне –гар,-гор.

48

27.10

Буквы а и о в корне –зар,-зор.

диктант

49

28.10

Буквы и, ы после приставок.

д/з

50

29.10

Обобщение по теме «Чередующиеся гласные».Урок-игра

тест

2 четверть

51

7.11

Подготовка к выборочному изложению.

52

8.11

Написание выборочного изложения по  упр. №166

д/з

53

9.11

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

Д/З

54

10.11

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ. Урок-практикум.

диктант

55

11.11

Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ.Урок-обобщение.

д/з

56

12.11

Соединительные О и Е в сложных словах

Черновик сочинения

57

14.11

Сложносокращённые слова.

соч

58

15.11

Подготовка к сочинению-описанию по картине Яблонской «Утро»

д/з

59

16.11

Написание сочинения  по картине Яблонской «Утро».

Пр.р

60

17.11

Морфемный и словообразовательный разбор слова

д/з

61

18.11

Морфемный и словообразовательный разбор слова. Урок-закрепление.

тест

62

19.11

Систематизация и обобщение по теме «Словообразование»

проект

63

21.11

Систематизация и обобщение по теме «Словообразование». Урок-практикум.

д/з

64

22.11

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование»

65

23.11

Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе

д/з

66

24.11

Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе .Урок-презентация.

д/з соч

67

25.11

РР. Письмо как жанр.

д/з

68

26.11

Разносклоняемые имена существительные

д/з

69

28.11

Буква Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ

70

29.11

Устное публичное выступление

д/з

71

30.11

Несклоняемые имена существительные

д/з

72

1.12

Род несклоняемых имён существительных

диктант

73

2.12

Имена существительные общего рода

д/з

74

3.12

Морфологический разбор имени существительного

соч

75

5.12

РР. Сочинение по личным впечатлениям

д/з

76

6.12

НЕ с существительными

д/з

77

7.12

НЕ с существительными. Урок-практикум.

тест

78

8.12

НЕ с существительными.

д/з

79

9.12

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК

д/з

80

10.12

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК

д/з

81

12.12

Гласные в суффиксах существительных ЕК-ИК

д/з

82

13.12

Гласные О-Е после шипящих в корне и суффиксах существительных

д/з

83

14.12

Гласные О-Е после шипящих в корне и суффиксах существительных

д/з

84

15.12

Гласные О-Е после шипящих в корне и суффиксах существительных

85

16.12

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

тест

86

17.12

Защита проекта.

К.р.

87

19.12

Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное»

д/з

88

20.12

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

89

21.12

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» в 5 классе

д/з

90

22.12

РР. Сочинение-описание. Пейзаж. Обучение.

соч

91

23.12

Степени сравнения имён прилагательных

д/з

92

24.12

Степени сравнения имён прилагательных. Урок-практикум

д/з

93

26.12

Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные

д/з

94

27.12

РР. Сочинение-описание по картинам Левитана «Март» и Саврасова «Грачи прилетели»

д/з

95

28.12

Относительные прилагательные

соч

96

29.12

Урок-игра «Путешествие по городу частей речи»

тест

3 четверть

97

11.01

Притяжательные прилагательные

98

12.01

Морфологический разбор имени прилагательного

д/з

99

13. 01

Подготовка к выборочному изложению

д/з

100

14. 01

Выборочное изложение упр

изл

101

16. 01

Не с прилагательными

д/з

102

17. 01

Не с прилагательными

д/з

103

18. 01

Не с прилагательными

тест

104

19. 01

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах  и окончаниях прилагательных

д/з

105

20. 01

О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

диктант

106

21. 01

РР. Сочинение-описание по картине-пейзажу

соч

107

23. 01

Н-НН в суффиксах прилагательных

д/з

108

24. 01

Н-НН в суффиксах прилагательных

д/з

109

25. 01

Н-НН в суффиксах прилагательных

тест

110

26. 01

РР. Описание костюма

соч

111

27. 01

Различение на письме суффиксов К и СК

д/з

112

28. 01

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

д/з

113

30. 01

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

тест

114

31. 01

Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное»

д/з

115

1.02

Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное»

д/з

116

2.02

Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное»

К.р.

117

3.02

Анализ ошибок в контрольной работе.

д/з

118

4.02

Имя числительное как часть речи

д/з

119

6.02

Простые и составные числительные

д/з

120

7.02

Ь на конце и в середине числительных

д/з

121

8.02

Ь на конце и в середине числительных

д/з

122

9.02

Разряды количественных числительных

Пр.р

123

10.02

Числительные, обозначающие целые числа

д/з

124

11.02

Числительные, обозначающие целые числа

д/з

125

13.02

Числительные, обозначающие целые числа

д/з

126

14.02

Резервный урок

127

15.02

РР. Сжатое изложение.

изл

128

16.02

Дробные числительные

д/з

129

17.02

Дробные числительные

д/з

130

18.02

Собирательные числительные

д/з

131

20.02

Собирательные числительные

д/з

132

21.02

Порядковые числительные

диктант

133

22.02

Порядковые числительные

д/з

134

За 23.02

РР. Домашнее сочинение -рассуждение

соч

135

24.02

Морфологический разбор имени числительного

д/з

136

25.02

Урок-КВН «Имя числительное»

д/з

137

27.02

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

К.р.

138

28.02

Анализ ошибок контрольной работы

д/з

139

1.03

Местоимение как часть речи

д/з

140

2.03

Местоимение как часть речи. Урок-презентация

д/з

141

3.03

Личные местоимения

д/з

142

4.03

Личные местоимения. Урок-практикум

д/з

143

6.03

Возвратное местоимение СЕБЯ

д/з

144

7.03

РР. Рассказ по сюжетным картинкам

соч

145

За 8.03

Вопросительные местоимения

д/з

146

9.03

Относительные местоимения

д/з

147

10.03

Неопределённые местоимения

д/з

148

11.03

Неопределённые местоимения. Урок-практикум

диктант

149

13.03

Отрицательные местоимения

диктант

150

14.03

Отрицательные местоимения.  Урок-практикум

д/з

151

15.03

Притяжательные местоимения

д/з

152

16.03

Притяжательные местоимения. Урок-практикум

д/з

153

17.03

РР. Сочинение-рассуждение

соч

154

18.03

Указательные местоимения

д/з

155

20.03

Указательные местоимения.  Урок-практикум

д/з

156

21.03

Определительные местоимения

д/з

157

22.03

Морфологический разбор местоимения

д/з

158

23.03

Лингвистическая  игра «В гостях у орфограммы». Урок – соревнование

159

4 четверть

160

3.04

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение»

161

4.04

РР. Анализ сочинений-рассуждений.

162

5.04

Систематизация и обобщение по теме «Местоимение»

д/з

163

6.04

Контрольная работа по теме «Местоимение»

К.р.

164

7.04

Анализ ошибок в контрольной работе.

д/з

165

8.04

Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе

д/з

166

10.04

Метапредметная контрольная работа (смысловое чтение)

д/з

167

11.04

Резервный урок.

168

12.04

РР. Сочинение-рассказ с использованием глаголов.

д/з

169

13.04

Разноспрягаемые глаголы

д/з

170

14.04

Глаголы переходные и непереходные

д/з

171

15.04

Глаголы переходные и непереходные. Урок-практикум

Пр.р.

172

17.04

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

д/з

173

18.04

Изъявительное наклонение

изл

174

19.04

РР. Изложение с заменой лица  

д/з

175

20.04

Условное наклонение

д/з

176

21.04

Условное наклонение. Урок-практикум

д/з

177

22.04

Повелительное наклонение

д/з

178

24.04

Повелительное наклонение. Урок-практикум

тест

179

25.04

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

д/з

180

26.04

Употребление наклонений

д/з

181

27.04

Итоговая метапредметная контрольная работа

диктант

182

28.04

Безличные глаголы

д/з

183

29.04

Безличные глаголы. Урок-практикум

д/з

184

За 1.05

Морфологический разбор глагола

соч

185

2.05

РР. Рассказ на основе услышанного

д/з

186

3.05

Правописание гласных в суффиксах глаголов

д/з

187

4.05

Систематизация и обобщение по теме «Глагол»

д/з

188

5.05

Систематизация и обобщение по теме «Глагол»

К.р.

189

6.05

Контрольная работа по теме «Глагол»

д/з

190

8.05

Анализ ошибок в контрольной работе

тест

191

За 9.05

Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор

д/з

192

10.05

Практикум по орфографии

д/з

193

11.05

Практикум по морфологии

д/з

194

12.05

Морфемика и словообразование

д/з

195

13.05

Лексика и фразеология

д/з

196

15.05

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

д/з

197

16.05

Синтаксис и пунктуация.

д/з

198

17.05

Синтаксис и пунктуация. Практикум.

тест

199

18.05

Синтаксический разбор простого предложения

д/з

200

19.05

Повторение. Разделы науки о языке

201

20.05

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

Итоговый контроль

202

22.05

Повторение. Морфемика. Словообразование.

203

23.05

Анализ ошибок итоговой контрольной работы.

204

24.05

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

205

25.05

Практикум. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

206

26.05

Игра по теме «Фразеологические дебри».

207

27.05

Части речи: глагол, имя существительное, имя прилагательное

208

29.05

Части речи: имя числительное, местоимение.

209

30.05

Урок-игра «Умники и умницы».

210

31.05

Резервный урок