«Психологические портреты литературных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Конспект интегрированного урока в 7 классе (литература и психология)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx25.18 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt156 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в 7 классе

(литература и психология)

Тема:

«Психологические портреты литературных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Учитель:

Урок разработан в соавторстве учителем литературы Мосуновой Е.Е. и педагогом-психологом Воробьёвой О.Г

Тема урока:

«Психологические портреты литературных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Тип урока:

интегрированный (литература и психология)

Цель урока:

Развивать навыки анализа текста, характеристики героев с учетом психологических аспектов, умение обобщать и систематизировать материал.

Задачи урока:

Образовательные

Развитие навыков анализа текста, характеристики героев, проанализировать поступки героев в зависимости от их психологических особенностей, умение обобщать и систематизировать материал, составление психологических портретов литературных героев.

Воспитательные:

Воспитание понимания важности познания нового, осознание культурной ценности русской литературы и стремления к речевому самосовершенствованию

Развивающие:

Оказание в сотрудничестве необходимой помощи и осуществление взаимного контроля, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций, определение в тексте главной мысли, выявление новой информации, преобразование ее, анализирование, сравнивание, устанавливание связей между новой и ранее усвоенной информацией.

Планируемые результаты:

ЛУУД: Формирование активной гражданской позиции. Воспитание чувства сострадания и справедливости на примере героев литературного произведения.

ПУУД: Развитие умения работать с различными источниками информации, выстраивать полученную информацию в логическую цепочку, продолжить формирование умений анализировать текст произведения с использованием цитирования, сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

РУУД: Развитие умения делать выводы, анализировать информацию, устанавливать закономерности.

КУУД: Развитие умения договариваться, находить общее решение.

Оформление кабинета:

- Эпиграф на листе ватмана: «Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие».  (И.Ф.Демидова)

- 4 силуэта человека, вырезанных из ватмана (образы Дубровского старшего, Дубровского младшего, Троекурова, Маши).

-Типы темперамента и черты характера, написанные на полосках бумаги.

-Опорные карточки.

- Магнитики.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный этап

Организовать группы и обеспечить им рабочие места: 1 группа – Троекуров; 2 группа – Дубровский – старший;

3 группа – Дубровский – младший; 4 группа – Маша Троекурова (до урока).

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Заранее распределяются по группам

Активизация деятельности обучающихся

(Мотивация учебной деятельности)

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем анализировать роман А.С.Пушкина «Дубровский».

Как вы думаете, кто стоит в центре любого художественного произведения?

(в центре каждого литературного произведения стоит человек).

    Что в первую очередь интересует писателя в своём герое?

(Внутренний мир, душа человека, мотивы поступков героя)

     Какими знаниями должен обладать писатель, кроме литературного дара и знания языка?

(Каждый писатель, по сути, психолог, задача которого раскрыть, понять. Автор исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий, стараясь «не стеснить» ни в чем своих героев)

Наш сегодняшний урок проходит с участием психолога, и я передаю слово ему.

ПУУД: Строят рассуждения в форме связи простых суждений; устанавливают аналогии.

РУУД: Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Подготовка к изучению нового материала:

-подведение к теме урока.

Психолог.

Сегодня на уроке рассмотрим наших героев не только с точки зрения литературы, но и точки зрения психологии.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие».  

Предположите, что вам сегодня предстоит узнать на уроке?

(Понятие «темперамент», как он может влиять на характер и поведение человека.

Запись числа и темы урока в тетрадях)

 (слайд)

с темой урока (запись в тетрадь)

ПУУД: Устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения в форме простых суждений.

КУУД: Строят монологические высказывания; допускают существование различных точек зрения; формируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Ознакомление с новым материалом.

Психолог: Вы уже говорили, что действующих лиц в романе очень много и каждое из них по-своему важно, но мы сегодня будем говорить лишь о четырех героях. Каждый из них – яркая индивидуальность, но друг без друга они не смогли бы существовать в данной ситуации, в данном повествовании. Каждый раскрылся благодаря другому.

Презентация с типами темперамента:

1 слайд (определение темперамента).

Во время просмотра слайдов обучающиеся, пользуясь раздаточным материалом, подбирают характеристики к каждому типу темперамента)

Нет плохих или хороших темпераментов, существуют разные подходы к изучению темпераментов, в нашей стране Иван Петрович Павлов описал и выделил четыре типа темперамента, сохранив их название с античного периода. Какие же это названия:

2-5 слайды (типы темпераментов).

ПУУД: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; устанавливают аналогии.

РУУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

ЛУУД: Широкий учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Первичная проверка изученного материала

Закрепление

Учитель: В каждом произведении писатель применяет ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир человека. К традиционным способам проникновения во внутренний мир героя можно отнести портрет, пейзаж, речь, письма и другие приемы. Но сегодня мы остановимся только на портрете героев. Мы попробуем более глубоко раскрыть характеры персонажей, составить их психологические портреты, также попробуем домыслить, а смогли бы главные герои романа поступить по-другому, каким мог бы быть финал произведения Пушкина.

Обратите внимание на опорные карточки, в них вы увидите задания, которые должны выполнить. Время выполнения 10 минут. Потом вам будет дано время, для того чтобы определить тип темперамента вашего героя (у каждой группы свой герой: 1 группа – Троекуров; 2 группа – Дубровский-отец; 3 группа – Дубровский – сын; 4 группа – Маша, а также время для выступления (по 3 минуты).

(Обучающиеся подбирают характерные черты, подтверждающие тип темперамента каждого героя, пользуясь опорными карточками, находят цитаты из произведения, подтверждающие это. Один ученик от группы выходит к доске, подводит итог, прикрепляя магнитами к силуэту своего героя характерные черты на выбранных карточках, открывает на доске имя и тип темперамента своего героя.

После каждого выступления обучающиеся фиксируют в тетради выводы)

КУУД: Строят монологические высказывания; допускают существование различных точек зрения; формируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

РУУД: Осуществляют итоговый контроль по результату; оцениваю правильность выполнения действий после его завершения на основе оценки и учет характера сделанных ошибок.

Проверка домашнего задания:

Учитель: Переходим к проверке домашнего задания. Посмотрим подготовленные вами инсценировки и сделаем вывод, смогли ли господа актёры передать характеры героев романа.

(Инсценировка эпизодов романа А.С.Пушкина «Дубровский»:

Эпизод: «На псарне».

После каждого инсценированного эпизода подводим итог:

Троекуров: взрывной, гневливый, властолюбивый.

Дубровский: гордый, самолюбивый.

 Работа с текстом: подтверждают цитатами из текста: лучшие друзья, думают поженить своих детей.

Кирила Петрович холерик, Андрей Гаврилович- . флегматик.

Причина в характеристиках типов темперамента: если бы Троекуров усмирял бы свой гнев, а Дубровский был бы более гибким; если бы Кирила Петрович не был таким вспыльчивым и упрямым, а Андрей Гаврилович таким гордым, то дружба продолжалась бы долго)

Психолог: ребята, давайте обсудим, смогли ли господа актёры передать основные психологические характеристики наших героев:

К какому типу темперамента можно отнести Кирилу Петровича, а Андрея Гавриловича к какому?

Учитель: Давайте вернёмся к началу романа. Что вы можете сказать об отношениях между этими героями?

Как вы думаете, почему так трагически заканчивается эта дружба?

Психолог:  То есть, если бы эти герои поработали над своей реакцией на те или иные события, то конец этой истории был бы другим

Учитель:  Следующая часть домашнего задания эпизод  «Второе свидание Маши и Дубровского».

Инсценировка.

Маша: скромная, застенчивая, скрытная.

Владимир: открытый,  общительный, находчивый.

Мария Троекурова меланхолик, Владимир Дубровский сангвиник.

У них могла бы получиться счастливая семья?

Если бы Маша не была бы так безропотно покорна, а Владимир доводил  бы начатое дело до конца, возможно эта история закончилась бы по-другому.

Психолог:  ребята, давайте обсудим, смогли ли господа актёры передать основные психологические характеристики наших героев:

К какому типу темперамента можно отнести Марию Троекурову, а Владимир Дубровский к какому?

Учитель:  Давайте подумаем, как могла бы сложиться судьба этих двух молодых и влюблённых людей?

Психолог: Как вы думаете, какие черты характера помешали Марии и Владимиру  жить долго и счастливо?

РУУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  учитывают установленные правила планирования в контроле способа решений.

ПУУД: Мотивация учащихся на самостоятельную практическую деятельность.

Развитие исследовательских навыков Подготовка учащимися наглядных и дидактических материалов к урокам, выполнение творческих домашних заданий.

КУУД: Успешное общение с окружающими: проявление умений донести свою позицию, принимать мнение другого, сотрудничать с людьми. Отсутствие боязни публичного выступления, самопрезентации

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Психолог:

Закончите предложение:

Темперамент – это…

Темперамент  определяет….

Темперамент влияет…

Определить тип темперамента членов семьи и проанализировать влияние типа темперамента на их поведение

Домашнее задание.

Определить тип темперамента членов семьи и проанализировать влияние типа темперамента на их поведение

РУУД: планируют свои действия с учётом поставленной задачи и условиями её реализации.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

тема: «Психологические портреты литературных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Слайд 3

Темперамент - это совокупность динамических свойств поведения, активности и эмоциональности человека, основа его характера, передается по наследству, не меняется на протяжении всей жизни.

Слайд 5

Холерик характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Слайд 6

Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Слайд 7

Сангвиник характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания.

Слайд 8

Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.