«Психологические портреты литературных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Конспект интегрированного урока в 7 классе (литература и психология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 25.18 КБ |
k_uroku.ppt | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока в 7 классе
(литература и психология)
Тема:
«Психологические портреты литературных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Учитель: | Урок разработан в соавторстве учителем литературы Мосуновой Е.Е. и педагогом-психологом Воробьёвой О.Г |
Тема урока: | «Психологические портреты литературных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». |
Тип урока: | интегрированный (литература и психология) |
Цель урока: | Развивать навыки анализа текста, характеристики героев с учетом психологических аспектов, умение обобщать и систематизировать материал. |
Задачи урока: | |
Образовательные | Развитие навыков анализа текста, характеристики героев, проанализировать поступки героев в зависимости от их психологических особенностей, умение обобщать и систематизировать материал, составление психологических портретов литературных героев. |
Воспитательные: | Воспитание понимания важности познания нового, осознание культурной ценности русской литературы и стремления к речевому самосовершенствованию |
Развивающие: | Оказание в сотрудничестве необходимой помощи и осуществление взаимного контроля, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций, определение в тексте главной мысли, выявление новой информации, преобразование ее, анализирование, сравнивание, устанавливание связей между новой и ранее усвоенной информацией. |
Планируемые результаты: | ЛУУД: Формирование активной гражданской позиции. Воспитание чувства сострадания и справедливости на примере героев литературного произведения. ПУУД: Развитие умения работать с различными источниками информации, выстраивать полученную информацию в логическую цепочку, продолжить формирование умений анализировать текст произведения с использованием цитирования, сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. РУУД: Развитие умения делать выводы, анализировать информацию, устанавливать закономерности. КУУД: Развитие умения договариваться, находить общее решение. |
Оформление кабинета: | - Эпиграф на листе ватмана: «Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие». (И.Ф.Демидова) - 4 силуэта человека, вырезанных из ватмана (образы Дубровского старшего, Дубровского младшего, Троекурова, Маши). -Типы темперамента и черты характера, написанные на полосках бумаги. -Опорные карточки. - Магнитики. |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Организационный этап | Организовать группы и обеспечить им рабочие места: 1 группа – Троекуров; 2 группа – Дубровский – старший; 3 группа – Дубровский – младший; 4 группа – Маша Троекурова (до урока). Приветствие. Проверка готовности к уроку. Заранее распределяются по группам | |
Активизация деятельности обучающихся (Мотивация учебной деятельности) | Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем анализировать роман А.С.Пушкина «Дубровский». Как вы думаете, кто стоит в центре любого художественного произведения? (в центре каждого литературного произведения стоит человек). Что в первую очередь интересует писателя в своём герое? (Внутренний мир, душа человека, мотивы поступков героя) Какими знаниями должен обладать писатель, кроме литературного дара и знания языка? (Каждый писатель, по сути, психолог, задача которого раскрыть, понять. Автор исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий, стараясь «не стеснить» ни в чем своих героев) Наш сегодняшний урок проходит с участием психолога, и я передаю слово ему. | ПУУД: Строят рассуждения в форме связи простых суждений; устанавливают аналогии. РУУД: Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Подготовка к изучению нового материала: -подведение к теме урока. | Психолог. Сегодня на уроке рассмотрим наших героев не только с точки зрения литературы, но и точки зрения психологии. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Темперамент оформляет поведение человека, придаёт ему окраску, индивидуальное своеобразие». Предположите, что вам сегодня предстоит узнать на уроке? (Понятие «темперамент», как он может влиять на характер и поведение человека. Запись числа и темы урока в тетрадях) (слайд) с темой урока (запись в тетрадь) | ПУУД: Устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения в форме простых суждений. КУУД: Строят монологические высказывания; допускают существование различных точек зрения; формируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. |
Ознакомление с новым материалом. | Психолог: Вы уже говорили, что действующих лиц в романе очень много и каждое из них по-своему важно, но мы сегодня будем говорить лишь о четырех героях. Каждый из них – яркая индивидуальность, но друг без друга они не смогли бы существовать в данной ситуации, в данном повествовании. Каждый раскрылся благодаря другому. Презентация с типами темперамента: 1 слайд (определение темперамента). Во время просмотра слайдов обучающиеся, пользуясь раздаточным материалом, подбирают характеристики к каждому типу темперамента) Нет плохих или хороших темпераментов, существуют разные подходы к изучению темпераментов, в нашей стране Иван Петрович Павлов описал и выделил четыре типа темперамента, сохранив их название с античного периода. Какие же это названия: 2-5 слайды (типы темпераментов). | ПУУД: Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; устанавливают аналогии. РУУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. ЛУУД: Широкий учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
Первичная проверка изученного материала Закрепление | Учитель: В каждом произведении писатель применяет ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир человека. К традиционным способам проникновения во внутренний мир героя можно отнести портрет, пейзаж, речь, письма и другие приемы. Но сегодня мы остановимся только на портрете героев. Мы попробуем более глубоко раскрыть характеры персонажей, составить их психологические портреты, также попробуем домыслить, а смогли бы главные герои романа поступить по-другому, каким мог бы быть финал произведения Пушкина. Обратите внимание на опорные карточки, в них вы увидите задания, которые должны выполнить. Время выполнения 10 минут. Потом вам будет дано время, для того чтобы определить тип темперамента вашего героя (у каждой группы свой герой: 1 группа – Троекуров; 2 группа – Дубровский-отец; 3 группа – Дубровский – сын; 4 группа – Маша, а также время для выступления (по 3 минуты). (Обучающиеся подбирают характерные черты, подтверждающие тип темперамента каждого героя, пользуясь опорными карточками, находят цитаты из произведения, подтверждающие это. Один ученик от группы выходит к доске, подводит итог, прикрепляя магнитами к силуэту своего героя характерные черты на выбранных карточках, открывает на доске имя и тип темперамента своего героя. После каждого выступления обучающиеся фиксируют в тетради выводы) | КУУД: Строят монологические высказывания; допускают существование различных точек зрения; формируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. РУУД: Осуществляют итоговый контроль по результату; оцениваю правильность выполнения действий после его завершения на основе оценки и учет характера сделанных ошибок. |
Проверка домашнего задания: | Учитель: Переходим к проверке домашнего задания. Посмотрим подготовленные вами инсценировки и сделаем вывод, смогли ли господа актёры передать характеры героев романа. (Инсценировка эпизодов романа А.С.Пушкина «Дубровский»: Эпизод: «На псарне». После каждого инсценированного эпизода подводим итог: Троекуров: взрывной, гневливый, властолюбивый. Дубровский: гордый, самолюбивый. Работа с текстом: подтверждают цитатами из текста: лучшие друзья, думают поженить своих детей. Кирила Петрович холерик, Андрей Гаврилович- . флегматик. Причина в характеристиках типов темперамента: если бы Троекуров усмирял бы свой гнев, а Дубровский был бы более гибким; если бы Кирила Петрович не был таким вспыльчивым и упрямым, а Андрей Гаврилович таким гордым, то дружба продолжалась бы долго) Психолог: ребята, давайте обсудим, смогли ли господа актёры передать основные психологические характеристики наших героев: К какому типу темперамента можно отнести Кирилу Петровича, а Андрея Гавриловича к какому? Учитель: Давайте вернёмся к началу романа. Что вы можете сказать об отношениях между этими героями? Как вы думаете, почему так трагически заканчивается эта дружба? Психолог: То есть, если бы эти герои поработали над своей реакцией на те или иные события, то конец этой истории был бы другим Учитель: Следующая часть домашнего задания эпизод «Второе свидание Маши и Дубровского». Инсценировка. Маша: скромная, застенчивая, скрытная. Владимир: открытый, общительный, находчивый. Мария Троекурова меланхолик, Владимир Дубровский сангвиник. У них могла бы получиться счастливая семья? Если бы Маша не была бы так безропотно покорна, а Владимир доводил бы начатое дело до конца, возможно эта история закончилась бы по-другому. Психолог: ребята, давайте обсудим, смогли ли господа актёры передать основные психологические характеристики наших героев: К какому типу темперамента можно отнести Марию Троекурову, а Владимир Дубровский к какому? Учитель: Давайте подумаем, как могла бы сложиться судьба этих двух молодых и влюблённых людей? Психолог: Как вы думаете, какие черты характера помешали Марии и Владимиру жить долго и счастливо? | РУУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают установленные правила планирования в контроле способа решений. ПУУД: Мотивация учащихся на самостоятельную практическую деятельность. Развитие исследовательских навыков Подготовка учащимися наглядных и дидактических материалов к урокам, выполнение творческих домашних заданий. КУУД: Успешное общение с окружающими: проявление умений донести свою позицию, принимать мнение другого, сотрудничать с людьми. Отсутствие боязни публичного выступления, самопрезентации |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Психолог: Закончите предложение: Темперамент – это… Темперамент определяет…. Темперамент влияет… Определить тип темперамента членов семьи и проанализировать влияние типа темперамента на их поведение | |
Домашнее задание. | Определить тип темперамента членов семьи и проанализировать влияние типа темперамента на их поведение | РУУД: планируют свои действия с учётом поставленной задачи и условиями её реализации. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тема: «Психологические портреты литературных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Темперамент - это совокупность динамических свойств поведения, активности и эмоциональности человека, основа его характера, передается по наследству, не меняется на протяжении всей жизни.
Холерик характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматик Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Сангвиник характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания.
Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.