Аттестация "Воспитатель" 3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга

Кремлева Любовь Максимовна

Результаты итогового мониторинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительно196.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительно

Уровень развития (коррекции) коммуникативных умений и навыков, самостоятельности, инициативности, навыков самообслуживания

Результаты мониторинга

коммуникативных умений и навыков воспитанников общежития, проводимых воспитателем Кремлевой Л.М.

 (по методике Л. Михельсона)

Курс

Группа

15 человек

5 коммуникативных ситуаций

Уровень развития (коррекции) коммуникативных

 умений и навыков

(средний %)

Ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера

Ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания

Ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой

Ситуации беседы

Ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека

I

МО11к

2015-2016г

33%

43%

48%

36%

62%

44%,

II

МО21к

2016-2017г

46%

47%

52%

42%

68%

51%

I

МС1к

2015-2016г

38%

50%

62%

48%

70%

54%

II

МС2к

2016-2017г

56%

52%

74%

60%

76%

67%

I

МО11к

2016-2017г

42%

54%

53%

46%

68%

53%

II

МО21к

2017-2018г

48%

58%

60%

54%

74%

59%

I

МС1к

2016-2017г

48%

38%

54%

52%

66%

52%

II

МС2к

2017-2018г

52%

46%

62%

60%

72%

58%

Общий %: 1 курс – 51%; 2 курс – 59%

                                               

Анализ результатов, представленных в мониторингах, указывает на следующую тенденцию: из года в год в образовательное учреждение поступает примерно 50% обучающихся с трудностями в коммуникативной сфере (дети конфликтны, не научены сдерживать негативные эмоции, не умеют уступать, слушать и слышать другого, прислушиваться к мнению окружающих, не знакомы с элементарными правилами общежития и т.д.). Примерно 30% свойственна повышенная агрессивность, проявляемая как в вербальной, так и в физической форме (воспитанники, взаимодействуя с окружающими, обзываются, используют в речи нецензурные выражения, общаются с помощью кличек и других обидных слов; дерутся, задираются, провоцируют драки и т.д.) При этом число детей с трудностями в коммуникативной сфере в целом и повышенным уровнем агрессивности в частности значительно выше на 1 курсе обучения, особенно первые месяцы пребывания в общежитии. 

Уровень развития (коррекции) самостоятельности обучающихся, проживающих в общежитии

Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Самостоятельность – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия.

Курс

Группа 15 человек

Формирование навыков самоконтроля

Учебная самостоятельность

Познавательная самостоятельность

Целенаправленное осуществление своих намерений

Развитие бытовой самостоятельности

Уровень развития (коррекции) самостоятельности обучающихся общежития

I

МО11к

2015-2016г

62%

52%

44%

48%

60%

53%,

II

МО21к

2016-2017г

80%

68%

56%

64%

85%

71%

I

МС1к

2015-2016г

58%

50%

62%

54%

70%

59%

II

МС2к

2016-2017г

56%

52%

74%

66%

92%

68%

I

МО11к

2016-2017г

42%

44%

53%

46%

68%

51%

II

МО21к

2017-2018г

56%

58%

60%

54%

74%

60%

I

МС1к

2016-2017г

48%

52%

54%

52%

66%

54%

II

МС2к

2017-2018г

60%

74%

62%

60%

86%

76%

Общий %: 1 курс – 55%; 2 курс – 67%

                      

Формированию творческой активности наиболее всего способствует правильно организованная самостоятельная работа обучающихся. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется воспитанником без непосредственного участия педагога, но по его заданию и под его управлением и контролем. Самостоятельная работа привлекает многих именно тем, что она способствует развитию творческого мышления, стимулирует поиск новых, оригинальных решений, дает пищу уму. Для данного мониторинга были использованы разные подходы к классификации самостоятельных работ: обучающие и контролирующие, творческие и репродуктивные, устные и письменные, общие, групповые, индивидуальные.

Во всем многообразии видов - самостоятельная работа обучающихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

Уровень развития (коррекции) инициативности обучающихся, проживающих в общежитии

 Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образует личностное качество – инициативность. Чтобы быть инициативным, человек должен понимать необходимость своего творческого труда, с любовью относиться к своей профессии и вообще к любой выполняемой работы.

Формирование инициативности предполагает превращение деятельности молодых людей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность. Инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на формирование инициативности, является помощь обучающемуся в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. В данном исследовании я ориентировалась на интересы, потребности детей, их способности.

Мониторинг инициативности проводился по структуре Т. С. Борисовой. Данная структура состоит из взаимосвязанных компонентов: когнитивного, интеллектуального, мотивационного, волевого, эмоционального, поведенческого, деятельностного, рефлексивно-оценочного.

Курс

Группа

15 человек

Компоненты инициативности

Уровень развития (коррекции) инициативности

Когнитивный компонент

Мотивационный компонент

Деятельностный компонент

Интеллектуальный компонент

Волевой компонент

Поведенческий компонент

(средний % по группам)

I

МО11к

2015-2016г

36%

42%

50%

34%

62%

53%,

46%

II

МО21к

2016-2017г

44%

48%

65%

36%

74%

71%

56%

I

МС1к

2015-2016г

38%

55%

58%

46%

70%

52%

53%

II

МС2к

2016-2017г

56%

64%

62%

54%

85%

70%

65%

I

МО11к

2016-2017г

40%

54%

50%

44%

62%

51%

50%

II

МО21к

2017-2018г

58%

68%

66%

58%

74%

80%

67%

I

МС1к

2016-2017г

48%

52%

46%

52%

66%

72%

56%

II

МС2к

2017-2018г

60%

64%

62%

64%

86%

85%

70%

Общий %: 1 курс – 52%; 2 курс – 65%

                                       

Уровень развития (коррекции) навыков самообслуживания обучающихся общежития

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания обучающихся, базой для развития творческих способностей обучающихся, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, частью социальной адаптации. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Данное исследование проводилось с использованием следующих принципов: принцип индивидуализации и дифференциации (данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов); принцип коррекционной направленности (направлен на исправление недостатков развития обучающихся); принцип доступности (предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей); принцип воспитывающей направленности (осуществляется с помощью различных видов деятельности - общения и отношений, которые складываются входе мероприятий). Особое внимание развитию самообслуживания обучающихся уделяю на кружке «Домоводство».

Курс

Группа

(15 человек)

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования

Навыки культуры еды

Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

Навыки социально-бытового ориентирования

(Средний % по группам)

1

МО11к, МС1к

сентябрь

2015

23%%

47%

50%

20%

33%

35%

1

МО11к, МС1к

май

2016

77%

53%

65%

36%

50%

56%

2

МО21к,

МС2к

сентябрь

2017

83%

80%

73%

66%

70%

74%

2

МО21к

МС2к

май

2018

93%

90%

97%

86%

97%

93%

Общий %: 1 курс – 46%; 2 курс – 84%

                                         

Наличие психологического комфорта самообслуживания

Воспитательная работа в общежитии представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества с обучающимися, совместной творческой деятельности по выработке умений принимать решения, решать сложные проблемы, делать нравственно обоснованный выбор. На формировании личности решающее влияние оказывает социальная среда, система воспитания и активное участие в практической, преобразовательной деятельности. Особое место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди обучающихся, проживающих в общежитии. Общежитие учебного заведения – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности. Необходимо вооружить обучающихся средствами самопонимания и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми.

Курс

Группа

15 человек

Адаптация в общежитии

Уровень тревожности

Самооценка

Мотивация

Интересы

Участие в досуговых мероприятиях

Случаи девиантного поведения

Наличие психологического комфорта самообслуживания

I

МО11к

2015-2016г

5 чел.

(33%)

9 чел.

(60%)

6 чел.

(40%)

8 чел.

(53%)

14 чел.

(93%)

10 чел.

(67%)

6 чел.

(40%)

55%

II

МО21к

2016-2017г

15 чел.

(100%)

14 чел.

(93%)

13 чел.

(87%)

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

3 чел.

(20%)

86%

I

МС1к

2016-

2017г

8 чел.

(40%)

4 чел.

(26%)

9 чел.

(60%)

11 чел.

(73%)

13 чел.

(87%)

12 чел.

(80%)

4 чел.

(26%)

56%

II

МС2к

2017-2018г

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

14 чел.

(93%)

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

 2 чел

(13%)

87%

                                   

Ведущим показателем психологического здоровья обучающихся является способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая и социальные условия. Адаптация подростков 1 курса в начале учебного года имеет низкий уровень успешности - группы МО11к 33% и МС1к 40%; данные второго года обучения – 100%. Всесторонний анализ показал, что процесс адаптации обучающихся 1-х курсов (на начало учебного года) прошел довольно сложно.

Тревожность является проявлением психоэмоционального напряжения обучающихся. У 60% обучающихся первокурсников группы МО11к тревожность в пределах нормы, 26% обучающихся первокурсников группы МС1к нуждаются в специальной коррекционно-развивающей работе; возможно, достаточно высокий уровень тревожности обеспечивается сменой социальной обстановки, внутренними конфликтами самих подростков (несоответствие желаний и потребностей), индивидуальными особенностями первокурсников. Второкурсники имеют хорошие показатели – 93% и 100%.

Согласно полученным результатам, у первокурсников самооценка неустойчивая, наблюдается низкий коэффициент принятия себя – 40%, 60%, а по окончании 2-го курса – показатели намного выше - 87% и 93%, то есть самооценка завышена.

Мотивация — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи. Мониторинговые замеры позволяют выявить преобладание у обучающихся общежития 2-х курсов групп МО21к, МС2к внутренней мотивации - стремление достижения успеха в учебе и о стремлении недопущения неудачи – 100%. Первокурсники группы МО11к в мониторинговых замерах показываю 53%. Это говорит о том, что внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко. Группа МС1к - явное преобладание внутренних мотивов над внешними, наличие стремления к успеху в учебной деятельности и реализация учебных мотивов в поведении.

Изучение интереса обучающихся общежития осуществлялось различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников: 1 курс – от 87% до 93%, 2 курс – 100%. 

Использование современных образовательных технологий обеспечило гибкость изучаемого процесса, повысило познавательный интерес обучающихся, способствовало коррекции их недостатков развития. Благодаря внедрению в воспитательный процесс современных технологий воспитанники имели больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Досуговыми мероприятиями в общежитии в начале учебного года было охвачено от 67% до 80% обучающихся 1-го курса. В конце учебного года – 100% посещаемость мероприятий.

Девиантное поведение – 1 курс 26% - 40%, 2 курс – 13% - 20%.  Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди юношей, проживающих в общежитии. Как бы ни были разнообразны неодобряемые формы такого поведения (драки, ссоры, агрессивность, воровство, прогулы занятий), они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими воспитанниками.

Подростковый период – один из наиболее сложных и ответственных в жизни человека. В этом возрасте идёт коренная перестройка всех систем организма, и на фоне физических изменений происходят более глубокие изменения психики, происходит завершение формирования характера.

Для профессиональных образовательных учреждений традиционна большая концентрация учащихся с девиантным поведениемВ нашу систему приходит на обучение специфический контингент обучающихся, представляющих в основном социально-неблагополучные слои населения. Это дети с низкой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важного решения о своих образовательных планах опираются главным образом на мнение своих приятелей, а не на собственные интересы и потребности.

На сегодняшний день воспитательно-профилактическая работа построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения подростка, учете его индивидуально-психофизиологических особенностей и сведении к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

        Справка ВК   от 22 мая 2018  года от воспитателя общежития Кремлевой Л.М.                

Тема контроля: Состояние работы по профилактике правонарушений обучающихся проживающих в общежитии

Вид контроля: Текущий

Выход: Совет руководства

Во исполнение Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проведен анализ работы с обучающимися, проживающими в общежитии, которые совершили правонарушения. Результаты следующие:

Работа по профилактике правонарушений и преступлений была направлена, на:

  • профилактическую работу по предупреждению правонарушений и антиобщественного поведения обучающихся;
  • оказание социально-педагогической помощи тем обучающимся, которые находятся в трудном положении;
  • постоянную индивидуальную профилактическую работу с обучающимися из группы риска.

Работа в этом направлении ведется в соответствии с программой ОМВД по профилактике правонарушений и с годовыми планами ГДН и КДНиЗП.

В первом полугодии 2017-2018 учебного года в общежитии проведены беседы по правовому воспитанию обучающихся, составлен мониторинг обучающихся состоящих на учете КДНиЗП, выявлена группа риска. С обучающимися из группы риска, проживающими в общежитии, постоянно работает социальный педагог, педагог-психолог. В рамках реализации совместной программы проводились различные формы работы по правовому воспитанию в общежитии, привлекались инспектора ГДН: Шестакова Е.С. и ответственный секретарь КДН Киреева О.А..  Обучающихся, состоящих на учете КДНиЗП, которые проживают в общежитии, привлекаем к мероприятиям, в кружки на базе общежития, к различным видам поручений.

Был сделан мониторинг обучающихся, состоящих на учете КДНиЗП, ГДН, осужденных за три года, результаты показали следующие:

Число несовершеннолетних, исключенных из учреждения

(проживающих в общежитии)

Число несовершеннолетних, которым изменена форма обучения

(проживающих в общежитии)

Число несовершеннолетних занимающихся бродяжничеством

(проживающие в общежитии)

Число несовершеннолетних самовольно покидающих учреждение

(проживающие в общежитии)

Состоящих на разных КДНиЗП, в ОДН

(проживающие в общежитии)

Число несовершеннолетних, условно осужденных (проживающие в общежитии)

2015-2016 учебный год

нет

нет

2 (из категории детей-сирот)

4 (из категории детей-сирот)

7 чел. КДНиЗП

4 чел. ОДН

4 (из категории детей-сирот)

2016-2017 учебный год

нет

нет

нет

2 (из категории детей-сирот)

7 чел. КДНиЗП

2 чел. ОДН

2 (из категории детей-сирот)

2017-2018 учебный год

1 (из категории детей-сирот)

5 КДНиЗП

2 чел. ОДН

1 (из категории детей-сирот)

Обучающиеся, поступая в наше ОУ, многие уже имеют или судимость или состоят на учете КДНиЗП. Результат показывает то, что проводимая работа в общежитии дает свои положительные результаты. Воспитатели общежития тоже ходатайствуют в отношении обучающихся о снятии их с учета, так как обучающиеся, проживающие в общежитии, больше времени проводят именно в общежитии, участвуя в мероприятиях, где проявляют себя с положительной стороны. Проводим мониторинг результатов в данном направлении.

Рекомендации:

  1. Продолжать совместную деятельность с ОМВД по реализации совместной программы.
  2. Усилить работу по охвату «проблемных» обучающихся организованными формами досуга в общежитии.

Динамика основных показателей сохранения, укрепления здоровья обучающихся, проживающих в общежитии ГБПОУ СахПЦ№1

Курс

Группа

15 человек

Соблюдение правил личной гигиены

Выполнение санитарно-гигиенического режима

Соблюдение режима дня

Благоприятное социальное окружение

Оптимальный двигательный режим

Отказ от вредных пристрастий (алкоголь, курение)

Уровень знаний по вопросам ЗОЖ и его сохранение

Основные показатели сохранения, укрепления здоровья обучающихся по группам

I

МО11к

2015-2016г

3 чел.

(20%)

5 чел.

(33%)

2 чел.

(13%)

4 чел.

(27%)

8 чел.

(53%)

2 чел.

(12%)

6 чел.

(40%)

28%

II

МО21к

2016-2017г

15 чел.

(100%)

14 чел.

93(%)

6 чел.

(40%)

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

4 чел.

(27%)

15 чел.

(100%)

80%

Итого:

30 человек

18 чел.

(60%)

19 чел.

(63%)

8 чел.

(27%)

19 чел.

(63%)

23 чел.

(77%)

6 чел.

(20%)

21 чел.

(70%)

54%

I

МС1к

2016-2017г

6 чел.

(40%)

4 чел.

(27%)

2 чел.

(13%)

7 чел.

(47%)

11 чел.

(73%)

1 чел.

(7%)

9 чел.

(60%)

38%

II

МС2к

2017-2018г

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

12 чел.

(80%)

15 чел.

(100%)

15 чел.

(100%)

3 чел.

(20%)

14 чел

(93%)

85%

Итого:

30 человек

21 чел.

(70%)

19 чел.

(63%)

14 чел.

(47%)

22 чел.

(73%)

26 чел.

(87%)

4 чел.

(13%)

23 чел.

(77%)

61%

                                                       

Проблема организации помощи обучающимся общежития в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решать проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса помогает долгосрочная программа ГБПОУ СахПЦ№1 «Укрепление и сохранение здоровья обучающихся». Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления обучающихся.

Пропаганда здорового образа жизни активно ведется на мероприятиях, проводимых в общежитии: акция «Здоровым быть здорово!», товарищеская встреча «Вечеринка футбольных фанатов», игра-путешествие «Слагаемые здоровья» и др.

Совместно с работником образовательного учреждения в общежитии проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия, посвященные вопросам здорового образа жизни: «Профилактика заболеваний», «Сколько стоит здоровье?», «Это должен знать каждый» и т. п.

Ведущую роль в системе оздоровления играют Дни здоровья, которые проводятся 1 раз в месяц и несут в себе функцию информационно-итогового обобщения, то есть являются контрольными днями всей системы оздоровления. Они проводятся в два этапа: первый – организация мероприятия и второй – индивидуальная работа. В этот день обучающиеся в игровой форме осваивают основы здоровья по всем направлениям и подводят итоги по ранее освоенному материалу. Каждый День здоровья имеет свою тематическую направленность: «Я выбираю жизнь», «Наше здоровье в наших руках», «Здоровье – это здорово!» и т. п.

Динамика уровня воспитанности обучающихся, проживающих в общежитии ГБПОУСахПЦ№1 за 2015-2018 уч. годы

Курс

Группа

15 человек

Эрудиция

Отношение к обществу

Отношение к труду

Отношение к природе

Эстетическое воспитание

Отношение к себе

Отношение к традициям

Уровень воспитанности

I

МО11к

2015-2016г

4 человека

(27%)

7 человек

(47%)

12 человек

(80%)

13 человек

(69%)

8 человек

(53%)

6 человек

(40%)

7 человек

(47%)

52%

II

МО21к

2016-2017г

9 человек

(60%)

12 человек

(80%)

14 человек

(93%)

15 человек

(100%)

11 человек

(73%)

13 человек

(69%)

12 человек

(80%)

79%

Итого:

30 человек

13 человек

(43%)

19 человек

(63%)

26 человек

(87%)

30 человек

(100%)

26 человек

(87%)

22 человека

(73%)

19 человек

(63%)

74%

Курс

Группа

15 человек

Эрудиция

Отношение к обществу

Отношение к труду

Отношение к природе

Эстетическое воспитание

Отношение к себе

Отношение к традициям

Результаты

I

МС1к

2016-2017г

5 человек

(33%)

6 человек

(40%)

14 человек

(93%)

6 человек

(40%)

11 человек

(73%)

12 человек

(80%)

9 человек

(60%)

60%

II

МС2к

2017-2018г

12 человек

(80%)

13 человек

(87%)

15 человек

(100%)

15 человек

(100%)

15 человек

(100%)

15 человек

(100%)

13 человек

(87%)

93%

Итого:

30 человек

17 человек

(57%)

19 человек

(63%)

29 человек

(97%)

21 человек

(70%)

27 человек

(90%)

27 человек

(90%)

22 человека

(73%)

77%

                                            

Для воспитателя общежития очень важно правильно протестировать обучающихся, проживающих в общежитии, чтобы в дальнейшем спланировать работу. Беседы, экскурсии, посещение выставок являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны.

        Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения обучающегося к учебе, природе, обществу, людям, себе.

        С целью изучения уровня воспитанности обучающихся общежития ГБПОУ СахПЦ№1 были проведены мониторинги, в которых приняли участие обучающиеся групп МО11к и МО21к (1, 2 курсы 2015-2016 уч.г) и группы МС1к, МС2к (1,2 курсы 2016-2018 уч. г). В каждой группе  - по 15 человек. Анкетирование проводилось анонимно, что дало воспитанникам быть откроывенными при выборе ответов. Данные исследования (по методике Н,П,Капустиной) показали следующие результаты: первокурсники (группы МО11к и МС1к) имеют средний уровень воспитанности, для которого свойственнен еще неустойчивый опыт положительного поведения, которое регулируется  в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Обучающиеся группы МО21к (2 курс) имеют хороший уровень воспитанности, для которого свойственны  самостоятельность, проявление саморегуляции и сатоорганизации, хотя активная жизненная позиция еще отсутствует. Высокий уровень воспитанности выявился у группы МС2к (2 курс); признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

        Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в годы учебной деятельности интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.