Доклад по исследовательской работе " Развитие языковой догадки на базе словарной работы в 5 – 6 классах общеобразовательной школы"

Раструба Ксения Владимировна

 

Введение

 

Обучение русскому языку является неотъемлемой частью школьной программы.

На сегодняшний день вопрос по обогащению и развитию словарного запаса современного школьника очень актуален. В условиях научного, информационного и  технического прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Но такими же сложными в  плане орфографии остаются и те слова, языковой опыт с которыми уже известен ребенку.

Вопрос об изучении словарной работы был поставлен такими методистами, как К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Д.И. Тихомиров,  М.Т. Баранов, В.Л. Болохов, И.П. Кононыкин, П.И. Колосов, Л.Я. Ходякова и т.д.

Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы  в школе не только с целью обучения грамотному письму, но и для понимания учащимися лексического значения слов. Именно такое понимание гарантирует точный и осознанный  выбор слов в условиях естественной речи.

Современные методисты и учителя предлагают разнообразные методы работы со словом, которые являются не только занимательными, но и довольно продуктивными с точки зрения освоения орфографических, орфоэпических, лексикографических навыков.

Термин «языковая догадка» встречается в методической литературе, но только  для преподавания иностранного языка. В методике преподавания русского языка развитие  языковой догадки является проходящей темой.

Актуальность работы состоит в возможности использования в методике обучения русскому языку методов развития языковой догадки, которые применяются в методике обучения иностранным языкам.

Цель работы – выявить такой языковой материал, при работе с которым использование навыков языковой догадки усиливают эффективность языкового развития учащихся, наметить систему таких упражнений.

В соответствии с проблемой и целью исследования сформированы следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы, периодики и  учебников по русскому языку для 5-6 классов с целью выявления основных методов и приемов работы со словом.
  2. Рассмотреть основные подходы к изучению языковой догадки в ходе словарной работы.
  3.  Выявить способы развития языковой догадки, которые в процессе словарной работы усилят ее эффективность.
  4. Разработать и предложить языковой материал как способ  формирования языковой догадки у учащихся 5-6 классов.

Объектом исследования является методика словарной работы в школе.

Предмет  исследования: феномен языковой догадки в процессе работы со словом.

Гипотеза исследования: целенаправленное развитие  языковой догадки в процессе словарной работы усилит эффективность обучения правильному и точному письму.

Для решения поставленных задач и определения объективности полученных результатов применялись следующие методы исследования:

  • изучение и анализ научно-методической литературы по данному вопросу,
  • изучение опыта и способов работы со словом,
  • классификация современных способов словарной работы,
  • подбор языкового материала, на котором развитие языковой догадки происходит наиболее эффективно.

Практическая значимость работы заключается в том, что подходы к развитию языковой догадки школьников могут быть использованы в практической деятельности учителей русского языка в 5-6 классах.

Новизна нашей работы заключается в том, что мы предлагаем такую работу, где ученик в процессе семантизации слов занимает активную позицию. Поэтому мы перевели в систему упражнения, которые позволяют создавать условия для более самостоятельного действия.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении освещены основные проблемы по данной теме, цель, задачи, актуальность и гипотеза исследования.

В первой главе рассматриваются вопросы о становлении работы со словом в школе, современные приемы словарной работы, раскрываются такие понятия, как «языковая догадка», «семантизация слова».

Во второй главе рассматриваются действия со словарным словом на базе контекста и школьных словарей; представлены упражнения разных типов, направленных на формирование и развитие языковой догадки.

В заключении подводятся основные итоги исследования.

В приложении приведены усовершенствованные словники для 5-6 классов к учебникам русского языка Т.А. Ладыженской, Т.М. Баранова, универсальный словник для 5-6 классов, иллюстрации Ольги Котовой к сказке Л. Петрушевской «Пуськи бятые».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_i_retsenziya.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Раструба Ксения  Владимировна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 31»

Исследовательская работа  по теме «Развитие языковой догадки на безе словарной работы в 5 – 6 классах общеобразовательной школы».

На сегодняшний день вопрос по обогащению и развитию словарного запаса современного школьника очень актуален. В условиях научного, информационного и  технического прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Но такими же сложными в  плане орфографии остаются и те слова, языковой опыт с которыми уже известен ребенку.

Актуальность работы состоит в возможности использования в методике обучения русскому языку методов развития языковой догадки, которые применяются в методике обучения иностранным языкам.

Цель работы – выявить такой языковой материал, при работе с которым использование навыков языковой догадки усиливают эффективность языкового развития учащихся, наметить систему таких упражнений.

В соответствии с проблемой и целью исследования сформированы следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы, периодики и  учебников по русскому языку для 5-6 классов с целью выявления основных методов и приемов работы со словом.
  2. Рассмотреть основные подходы к изучению языковой догадки в ходе словарной работы.
  3.  Выявить способы развития языковой догадки, которые в процессе словарной работы усилят ее эффективность.
  4. Разработать и предложить языковой материал как способ  формирования языковой догадки у учащихся 5-6 классов.

Объектом исследования является методика словарной работы в школе.

Предмет  исследования: феномен языковой догадки в процессе работы со словом.

Гипотеза исследования: целенаправленное развитие  языковой догадки в процессе словарной работы усилит эффективность обучения правильному и точному письму.

Для решения поставленных задач и определения объективности полученных результатов применялись следующие методы исследования:

  • изучение и анализ научно-методической литературы по данному вопросу,
  • изучение опыта и способов работы со словом,
  • классификация современных способов словарной работы,
  • подбор языкового материала, на котором развитие языковой догадки происходит наиболее эффективно.

Практическая значимость работы заключается в том, что подходы к развитию языковой догадки школьников могут быть использованы в практической деятельности учителей русского языка в 5-6 классах.

Изучив и проанализировав лингвистическую и методическую литературу, периодику и опыт работы школьных учителей, мы пришли к выводам:

  1. Проведя анализ лингвометодической литературы, периодики,  учебников по русскому языку 5-6 классов, мы выявили разнообразные методы и приемы работы со словом. Как методисты XIX-XX вв., так и учителя и методисты нашего времени уделяют работе со словом особое место в процессе обучения. Современные учителя пытаются сделать такую работу не только продуктивной, но и интересной, запоминающейся. В этом им помогают различные варианты словарных диктантов, всевозможные способы работы с тематическими группами, помогают в такой работе приемы ассоциации и различные мнемотехнические приемы.
  2. Дали определение языковой догадке как лингвистическому умению, связанному с самостоятельной семантизацией языковых единиц при помощи ряда опор (лексическая парадигма, контекст, словообразовательные связи слова, этимология слова, ассоциации и т.д.). Это особый способ работы со словом, в основе которого лежит механизм вероятностного прогнозирования, жизненный и языковой опыт учащихся.
  3. Мы выделили навык семантизации слова как ключевое умение в определении языковой догадки.
  4. Новизна нашей работы заключается в том, что в классической методике обучения процесс семантизации слова, по мнению М.Т. Баранова, методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом, т.е. ученик в таком процессе находится в пассивной позиции. Мы же предлагаем такую работу, где ученик в данном процессе занимает активную позицию. Поэтому мы перевели в систему упражнения, которые позволяют создавать условия для более самостоятельного действия.

Для этого мы усовершенствовали данный словник 5 класса Т.А. Ладыженской путем выявления закономерностей:

  • Привели в алфавитный порядок,

Более того, мы решили, что это может стать упражнением: перевод в алфавитный список могут сделать сами ученики. Таким образом, ученик из пассивной позиции «запоминателя» переходит в активную позицию «распределителя».

  • Распределение по тематическим группам. Например:

Тематическая группа «цвет»: 

бирюзовый

голубой

 желтый

зеленый

 золотой

 изумрудный

лазурный

лиловый

лимонный

небесный

серый

фиолетовый

 янтарный

яркий


  1. Работая со словниками, которые предложены в учебниках, мы пришли к выводу, что приложение справочных материалов к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова наиболее удачно, так как оно разнообразнее по составу и больше по объему:

  • приложение содержит следующие словарики:
  • словообразовательный,
  • этимологический,
  • толковый,
  • словарик синонимов,
  • словарик антонимов,
  • словарик эпитетов,
  • словарик «Говорите правильно».

  • приложение С.И. Львовой и В.В. Львова –  78 страниц,
  • приложение Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова – 12 страниц,
  • приложение М.М. Разумовской – 7 страниц.

  1. В данном исследовании мы выделили следующие способы работы со словом:
  1. словарные диктанты,
  2. тематические группы,
  3. мнемотехнические приемы,
  4. самостоятельная работа,
  5. иллюстративно-картинный.

К часто используемым способам мы отнесли:

  • Словарные диктанты.
  • Работа с тематической группой слов.

В частности, в учебнике 5 класса С.И.Львовой, В.В. Львова в разделе «Лексикология» изучаются тематические группы слов.

К редко используемым способам относятся:

  • Мнемотехнические приемы.

К сожалению, работа с мнемотехникой в анализируемых нами учебниках не представлена.

  • Иллюстративно-картинный.

Мы придаем особое значение этому способу работы со словом.

В 5-6 классах такой способ вызывает у учеников интерес в силу возрастных особенностей. При работе с картинками, учащиеся очень хорошо улавливают основные детали, что в итоге приводит к целостному восприятию смысла слова. Такая работа направлена на различение учениками буквального и целостного (образного) значений.

  1. Проанализировав учебники русского языка 5-6 классов, мы выяснили, что основным материалом развития языковой догадки при работе со словом являются учебные действия со словом на базе школьных словарей и учебные действия со словом на базе контекста. Привели основные задания с использованием словарей на уроках русского языка в 5-6 классах:
  • Объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
  • Обратное действие: определить слово по данному толкованию.
  • Дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков.
  • Распределить слова по тематическим группам.
  • Определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова.
  • Подобрать синонимы к данным словам.
  • Найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении.
  • Дать толкование значений фразеологизмов через подбор слов-синонимов.
  • Отгадать фразеологизмы по рисункам, различая их буквальное и целостное (образное) значения.
  • Обратное действие: нарисовать рисунок по фразеологизмам.
  • Составить с приведенным словом словосочетание или предложение.
  • Дать толкование слова с помощью рисунка.
  • Дать толкование слова разными способами.

Так же, привели примеры упражнений, которых в учебниках разных авторов оказалось разное количество. Учебником, в котором большее количество упражнений   направлено на работу со словарем, является учебник по русскому языку 5 и 6 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.

  1. Еще одним способом работы со словом для формирования и развития языковой догадки мы выделили работу с контекстом. Так как  упражнений для работы с контекстом в учебниках очень мало, перед нами возникла  необходимость в подборе языкового материала, который послужит средством по развитию языковой догадки. Таким эффективным языковым материалом мы предлагаем лингвистические сказки Людмилы Петрушевской.

Например: Задание к тексту:

 Переведите сказку. Какие слова при переводе вызвали у вас трудности? Назовите их.

Эти слова нужно выписать на доске и всем вместе попробовать перевести их, используя догадку.

Например, Сяпала Калуша по напушке и увазила Ляпупу, и бирит.

 Ляпупа – возникает ассоциация  по первой букве с лягушкой.

 О чем или о ком эта сказка? Назовите главных героев. Кто они? Как вы это поняли, по каким признакам?

  1. Так же мы считаем работу с  паронимами продуктивным лексическим пластом для развития языковой догадки. Более того, в настоящее время у школьников часто возникают проблемы с употреблением паронимов в контексте.

Так как в 5-6 классах в рамках раздела «Лексикология» паронимы не изучаются, мы предлагаем познакомить учащихся с данным лексическим пластом.

Более того, учителями разработан специальный словарик паронимов, слова из которого встречаются в тестовых заданиях ЕГЭ (Прил. VI). Из данных паронимов  можно выбрать те, с которыми возможно работать в 5 классе.

  Приведем пример:

Песочный – песчаный, соседний – соседский, сытный – сытый, обидный – обидчивый, отряхнуть – стряхнуть, адресат – адресант, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный, каменистый – каменный и т.п.

  1. Комплексом решений, направленным на развитее языковой догадки  при изучении паронимов, мы выявили:

  • работа с упражнениями по восстановлению слова, где на карточках написаны только лексическое значение слова, а ученик должен написать само слово;

Например: бедный – бедственный  

  1. Несчастный, возбуждающий сострадание, жалость.
  2. Исполненный бедствий, лишений.

  • обратное действие: даются слова, ученику необходимо дать лексическое значение;
  • работа с упражнениями по восстановлению контекста: дается значение слова, ученик должен восстановить контекст.

Например: поглотить – проглотить 

Действие … его целиком.

Он вмиг … содержимое тарелки.

  • Работа на исправление ошибок в предложениях.

  1.  Таким образом, работа с паронимами дает возможность закрепить механизм семантизации слова на основе контекста. Работа с паронимами направлена не только на развитие языковой догадки и навыка самостоятельной семантизации слов, но и на обогащение словарного запаса учащихся, точность и грамотность употребления слов за счет раскрытия их значений, на обучение грамотному письму, на развитие языковой культуры школьника.

  1.  В итоге, мы видим, что развитие языковой догадки является важным моментом при работе со словом. С ее помощью ученик, столкнувшись с незнакомым ему словом, может через ряд опор (контекст, этимология слова, семантика, ассоциации  и т.д.) выйти на лексическое значение данного слова  и, в итоге, к его правильному употреблению и  написанию.

  1.  В написании данного исследования  нами было проанализировано 44 упражнения.

На этом у меня все, спасибо за внимание.

Рецензия на исследовательскую работу  К.В.Раструбы

«Развитие языковой догадки на базе словарной работы в 5-6 классах общеобразовательной школы»

           Насколько мы поняли, прочитав работу, в ней сделана попытка изучить методику формирования языковой догадки в процессе работы над словом как носителем лексического значения, с одной стороны, и в процессе словарно-орфографической работы, с другой.

Достижениями исследования, на наш взгляд, являются

  1. развернутый обзор методов работы со словом, практикуемых в современной школе (с.39-41);
  2. описана работа со словом на базе контекста и  работа с паронимами (с.44-56).

Упражнения, приведенные в работе, эффективны, так как активизируют учебную деятельность учащихся.

К недостаткам работы могут быть отнесены

  • проблемы с терминологией: автор не различает понятия «словарная работа» и «словарно-орфографическая работа»; во введении формулировки цели, задач, объекта и предмета исследования ориентируют читателя на словарную работу, т.е. на работу по обогащению словаря учащихся, в гипотезе же говорится об обучении правильному и точному письму, не разъясняя, что имеется в виду под «письмом»: связная письменная речь или словарно-орфографическая работа, контекст рассуждений не позволяет сделать однозначный вывод;  в формулировке цели работы упоминается языковое развитие учащихся, определение же этого термина не приводится;
  • анализ методики работы со словом в школе ограничен обзором опыта учителей, совершенно не отражена теоретическая методика работы со словом (Л.А.Скороход, М.Т.Баранов, Е.А.Быстрова и др.), нет и анализа школьных учебников;
  • при упоминании ученых кроме фамилий нужно указывать начальную букву хотя бы имени (см., например, с.37-38).

Вопросы, возникшие в ходе чтения работы:

  1. Каким образом развитие языковой догадки связано с мнемоникой?
  2. Почему подбор языкового материала для работы на уроке отнесен к методам исследования (с. 5)?
  3. В заключении говорится, что был проведен анализ лингвометодической литературы (с. 57). Что понимается под лингвометодической литературой и в какой части работы изложены результаты ее анализа

  Рецензент: кпн, доцент кафедры общего и русского языкознания

 Л.М.Манакова