Обобщение своего педагогического опыта по тема: «Мотивация познавательной активности у школьников на уроках русского языка посредством элементов игровых технологий»

Дмитриевских Юлия Викторовна

Работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx1008.59 КБ

Предварительный просмотр:

           

Тема: «Мотивация познавательной активности у школьников на уроках русского языка

              посредством элементов игровых технологий»

Автор: Дмитриевских  Юлия  Викторовна

учитель  русского  языка  и

литературы.

2016

Содержание:

      Вводная  часть:

  1. Актуальность  темы.
  2. Цели  и  задачи.

 

Теоретическая часть:

  1.  Роль интереса в мотивации изучения предмета.
  2. Педагогические игры.
  3.  Теоретическое обоснование опыта.

Практическая часть (основная):

  1. Применение игровых технологий на уроках русского языка.
  2. Характеристика педагогических единств и их реализаций.

Заключение

  1. Перспективы деятельности.

     Литература

     Приложение

Вводная часть

      Целью Новых подходов в обучении является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

     Современные школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к русскому языку, к родному языку. Наши СМИ не улучшают речь и грамотность учащихся. Речь политических деятелей страны не является образцом для подражания.  Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются.

    В школе, где я работаю, русский язык для некоторых является не родным. Его изучение дается нелегко, учащиеся испытывают трудности, как следствие, учеба становится неинтересной, нет успеха.  Возникает проблема выбора методов обучения, позволяющих  активизировать познавательный интерес к изучению русского языка с помощью внедрения эффективных  технологий и, как следствие, повышение качества знаний учащихся. И совсем иное дело - преподавание русского языка как родного. Известно, уже в 5-6 лет родным языком дети практически владеют. Поэтому в его преподавании, по сути, речь идет уже не о формировании, а о совершенствовании языковой компетенции. Эти задачи традиционно решаются в школе: вводятся новые пласты лексики, пополняется фразеологический запас, обогащается грамматический строй речи учащихся и т.д  

      Проявление речевой коммуникации детей активнее в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно - чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря.

     Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки. Главной целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является: приобретение конкретных практических навыков.

     Поиск  решения проблемы привел к необходимости создания собственного по теме:   «Элементы игровых технологий на уроках русского языка как средство развития  познавательной активности у школьников».  

     Ведущей целью моей деятельности является разработка нетрадиционных уроков, интенсификация методов, поиск новых форм обучения, способствующих привитию любви к русскому языку, сделать преподавание языка интересным,  успешным и качественным.

     Нетрадиционные уроки в школе стали занимать значительное место. Я  считаю, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла в одном уроке. Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются  в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. Практикую бинарные уроки, но заготовки  и разработки беру готовые, адаптирую их под своих учеников и провожу одна. Планирую применение бинарных уроков в соответствии требований к таковым.

Но на практике мы можем наблюдать следующие противоречия:

- редко используются нетрадиционные формы закрепления материала на уроках русского языка учителями;

- несоблюдение методики проведения нетрадиционных форм, способствующих закреплению знаний.

- в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

     Данные противоречия помогли сформулировать проблему  моей методической темы: «Элементы игровых технологий на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Решение данной проблемы является целью моей работы.

Объект – процесс изучения и закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Предмет – особенности и условия применения элементов игровых технологий как формы изучения и  закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Гипотеза – применение элементов игровых технологий как формы изучения и  закрепления изученного материала на уроках русского языка формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.

Задачи:

1. Изучить состояние особенностей элементов игровых технологий как одной из форм  изучения и закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм изучения и закрепления изученного материла на уроках русского языка.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в основной школе.

    В работе опираюсь на исследования многих лингвистов, учитываю психологическую сторону проблемы. Изучила историю данного вопроса. Рассматриваю и анализирую методы и приемы, используемые для активизации интереса к изучению русского языка на различных этапах обучения, и применяю их на практике.

    Русский язык, как школьный предмет в основной школе изучается в трёх аспектах: теория языка; орфографические и пунктуационные правила; развитие речевой культуры. Традиционно приоритетным  в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета.

     Всё больше внимания уделяется развитию грамотной связной речи, но это не является основой обучения.

     Исследования психологов показывают, что  увеличился процент детей с недостаточно развитым логико-понятийным аппаратом, но хорошо развитым образным мышлением. Необходимо разработать специальные методики преподавания, которые будут эффективны в работе и с такими учащимися. Данный подход будет способствовать развитию и формированию языкового чутья и естественной грамотности. В связи с тем, что абсолютная грамотность большинству людей не нужна (за исключением корректоров, редакторов и т.д.), оптимально, чтобы выпускник обладал «естественной» грамотностью, то есть умел бы грамотно записывать свои собственные тексты.

Теоретическая часть

    Опираясь на данные дидактических исследований ведущих специалистов: Б.П.Никитина, Д. Дьюи, Д.Б. Эльконина, С.А. Шмакова считаю, что важнейшим компонентом профессионального мастерства должно стать знание проблемы развития личности ученика через возникновение интереса, причём источником интереса является игра.

     Считаю, что ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Элементы игровые технологии я использую в основном в 5, 6, 7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей  сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а  наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа по русскому языку предусматривает большее количество часов в неделю, чем отводится на другие дисциплины.  Считаю необходимым делать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами,  дети увлекаются, и тем самым создаётся почва для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно не только в 5, 6, 7 -ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда работа детей пойдёт с азартом.  

     Развитие интереса к занятиям по русскому языку – процесс сложный и длинный. Нетрадиционные задания по русскому языку становятся средством формирования положительной мотивации изучения предмета, создание проблемных ситуаций, активизации мыслительной деятельности учащихся.

     Интерес является естественной формой труда ребёнка, присущей ему, это характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. С.Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно С.Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

« Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания» В.А. Крутецкий.

     Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организаций педагогической среды, то есть педагогической технологии. Игровые и технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

    Использование таких технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку, признаками которого являются:

  • направленность на формирование личности самого ученика;
  • сотрудничество между учителем и учащимся, большое внимание к мотивации деятельности школьников;
  • нетрадиционные методы и формы обучения, которые наряду с содержанием образования играют важную роль в воспитании и развитии учащихся.

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно  обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются активизацией познавательного интереса в обучении.

     По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие  и  обучающие;

2)познавательные, воспитательные, развивающие;

3)репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные  и  другие.

Теоретическое обоснование игровой технологии:

                                                             Проспект игры:

  1. Название игры.
  2. Цель: в процессе изучения русского языка школьники должны понять, что в    основе их успеха лежит повышение качества обучения русского языка. Игра   проводится для того, чтобы познакомить участников с процессом…
  3. Задачи: освоение..., развитие…
  4. Назначение: до изучения темы, после изучения темы и т. д.
  5. Количество участников.
  6. Регламент игры: участники, время, результат; планируемый результат.
  7. Упрощения  (допустимы).

                                             Описание игровой обстановки:

1)Формы взаимодействия игроков.

2)Действие игроков (самостоятельные решения).

3)Игровой цикл.

4)Катализаторы: эмоциональное напряжение создается с помощью …

                                        Проведение игры:

  1. Вводный этап.
  2. Собственно игра.
  3. Итоги игры: игра может быть прекращена в любое время. Выполнение этой игры способствует …

Итак, приступая к конструированию игровой модели в теоретическом и практическом аспектах, исхожу из следующих концептуальных положений:

- игра - один из основных видов деятельности ребенка, которая не всегда  оправданно вытеснена трудом и учением;

-  игра как педагогический феномен характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество. Развивающие, воспитывающие и обучающие ресурсы игры настолько огромны, что на фоне этих возможностей можно сказать, что игра мало используемое в современной учебной практике средство;

- в игре активно реализуется потребность учащихся в самоутверждении и самореализации.

      Большинству игр присущи четыре главные черты  (по С.А. Шмакову):

  •  свободная развивающая деятельность;
  •  творческий очень активный характер деятельности;
  •  эмоциональная приподнятость деятельности;  
  •  наличие прямых или косвенных правил.         

Из всей классификации педагогических игр отдаю свое предпочтения следующим:

  1. По области деятельности - интеллектуальным.
  2. По характеру педагогического процесса – обучающим, контролирующим, обобщающим, познавательным, развивающим, репродуктивным, творческим.
  3. По игровой методике - предметным, деловым.
  4. По предметной области - литературным, театральным.
  5. По игровой среде - без предметов, с предметами, комнатным.

Используя игровые технологии, анализирую возникновение интереса в процессе  обучения.

     Что же понимается под интересом?

Как известно, интерес - это целеустремлённая направленность человека на тот или иной предмет, вид  деятельности. М. Т. Баранов сформулировал свое определение интереса:

 "Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроках».

 Очень точно и выразительно об интересе сказал Л.А. Гордон: «Интерес, будучи весьма важным мотивом человеческой деятельности, выражая осознанную направленность человеческой деятельности, человеческой личности, положительно влияет на все психологические процессы и функции, активизирует человеческие способности ».

    Устойчивый интерес, побуждая к действию, играет существенную роль в жизни человека, характеризует собой одну из важнейших сторон его личности, тесно связанную с мировоззрением и жизненным самоопределением. Если учитель целенаправленно работает над тем, как пробудить у школьников интерес к изучению русского языка, то успешнее учит, ему интересна своя работа.

     Важна и очевидна связь интереса и внимания. Внимание, связанное с интересом, обычно бывает длительным и глубоким. Огромное влияние оказывает интерес на память: интересное всегда запоминается легко, быстро и прочно. Интерес влияет на активность учеников. Думаю,  становится понятно, почему в работе я делаю акцент на психологические основы возникновения интереса. Среди различных видов работы на уроке именно игровая деятельность помогает активизировать познавательный интерес у школьника.

   Если  урок  идет  интересно – это значит, что учению сопутствуют чувства

приподнятости, удивления, иногда даже изумления. Урок должен проходить живо и интересно.

   Игровая деятельность повышает уровень самостоятельности учеников в процессе овладения знаниями. Игровая методика особенно хорошо «работает» на слабых учеников, т.к. система форм деятельности предполагает  для них механизм защиты, а для сильных учащихся игровая методика усложняется. На уроках русского языка игра способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию. Урок становится  интереснее, учащиеся чувствуют радость успеха.

    Рассматривая игровую функцию языка, я делаю вывод, что игра на уроке предполагает выбор соответствующих методов обучения:

     - эвристический;

     - исследовательский;

     - слово учителя.

    Игровая деятельность может занять весь урок или его часть (введение, объяснение,  закрепление,  какое-то  упражнение,  контроль).

    Игра – свобода личности в воображении. Если перед выполнением задания  объявить ученикам, что это игра или сказать – занимательное задание, то у них в один момент появляется  интерес,  т.о.  им  дается установка  на выполнение задания.

        Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом, а в этом помогают именно ИГРЫ и игровые ситуации.

      Практическая часть

     В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

  1. Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
  2. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  3. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  4. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников,
  5. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работы всех учащихся.  

     Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

  • Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • Доступность для учащихся данного вопроса;
  • Умеренность в использовании игр на уроках.

  Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

  1. Ролевые игры на уроке (инсценирование);
  2. Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок КВН);
  3. Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  4. Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  5. Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, вечера, олимпиады и т.д.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.

     Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка  является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностного ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка.  Игра даёт выход творческой энергии и фантазии ребёнка.

           

            Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Поэтому на каждом уроке нахожу возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Правильно ли мы говорим?», «Конкурс дикторов», «Скороговорки».

Лексико-фразеологические игры: «Что бы это значило?»; «Угадай-ка»; «Вспомни пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный».

Лингвистические «Угадайки»

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Справочное бюро»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница» (повторение спряжения); «Ремонт»; «Лови ошибку» (повторение вида); «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву» и другие.

«В городе чистых слов».

  • Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный  подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание.

Наиболее типичны следующие:

а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос;

 б) сочинение на лингвистическую тему.

  • Кроссворды, ребусы.

Кроссворд предлагаю в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

Незаменимы кроссворды и другие головоломки в тех случаях, когда ученикам нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как: «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»; чайнворды «Местоимение», «Имя существительное».

  • Викторины.

Известно, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем. Этой цели наряду с другими игровыми формами организации учебного процесса как нельзя лучше соответствуют викторины.

   

Для современного урока презентация темы, понятия - традиция, обязательное требование в современном образовательном процессе. И всё же, нотки удивления, повышение интереса к уроку, предмету активизируется с помощью компьютерных технологий.

Новую тему «Деепричастие» в 7 классе представила в виде презентаций, на слайдах в движении были различные предметы, ученики называли их действия, изменения по временам, видам, наклонениям, родам, затем от них пытались образовывать деепричастия, только после этого сформулировали определение новой части речи «Деепричастие».

    Продолжая в 7 классе знакомство и изучение новых частей речи «причастие» и «деепричастие» наглядно на доске представила систему самостоятельных частей речи и систему служебных частей речи в виде солнечной системы, а на партах перед учениками лежали энциклопедии с изображением солнечной системы. На классном часе мои семиклассники уже рассматривали фотографии и рисунки солнечной системы: планеты, естественный спутник, траекторию движения планет. В центре системы самостоятельных частей речи поместила именно эту надпись и вокруг, в зависимости от частоты употребления в речи, разместила кружочки с надписями этих частей речи. У планеты «Глагол» - два спутника «причастие» и «деепричастие». Обращение к данной схеме помогает

зрительно запомнить названия частей речи, специфику образования новых частей речи «причастие» и «деепричастие».

 Привлечение яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартного объяснения темы,  заданий (вызывающих интерес самими формами работы), позволило оживить урок, создать атмосферу положительных эмоций, удивления.C:\Documents and Settings\Зам.директора по БЖ\Рабочий стол\Сканирование.jpg

     В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными. Считаю, что для 5, 6 классов наиболее популярными и доступными являются уроки-сказки, уроки-путешествия. В них включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки – верные спутники детей. Они учат детей добру, общению, учат радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев.

     

Подготовительный этап – это момент, когда можно задать темп и настроение урока, этапа урока. На мой взгляд, интересная психологическая игра, которая помогает эффективно разделить класс на группы. Вызываю к доске двух учеников (по желанию), предлагаю каждому из них вызвать к себе еще по одному. Каждый следующий выбирает еще одного, т.о. делится весь класс. Ученики активны, довольны: они сами сформировали группу. Итак, группы сформированы. Каждая группа выбирает капитана (командира, лидера).

Задание: Выбрать название, девиз, они должны соответствовать изучаемой теме. Иногда предлагаю заготовки, остаётся дополнить рифму.

Задание: Сочините представление группы так, чтобы все слова в нем начинались с одной буквы.

Букву называет учитель или выбирает группа “ Утро. Урок. Уже учимся узнавать учебный урок …» никто не остается в стороне.

Лингвистическая сказка на уроках русского языка.

      Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы, учителя, часто придерживаемся формального подхода к изучению языка. Делаю эти понятия «живыми» для учащихся  не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке: используя принцип занимательности и применяя на уроках разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

      Особое внимание уделяю лингвистической сказке, её элементам. В силу психолого-физиологических особенностей дети 10 – 12 лет очень подвижны, не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. Элемент занимательности здесь приобретает большое значение.

     «Оживление» теоретических, абстрактных правил учебника преподношу через конкретные, а часто даже через визуальные образы героев лингвистических сказок. При этом интерес учащихся на уроках русского языка заметно возрастает. Считаю, что грамматические (лингвистические) сказки, являясь «проводником» между учеником и учебником, помогают формированию у детей абстрактного типа мышления. Организую работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника.
        Сказки на уроках русского языка использую как средство, помогающее организовать объяснения нового материала и воспроизведение усвоенного ранее, и как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы). Например, в 5 классе, когда изучается тема «Способы образования слов»  использую лингвистическую сказку.

Фрагмент:

    Тема урока непростая, чтобы было легче ее усвоить, я  позвала в гости сказку.

 Будет сказка занимательна,

Слушайте, ее внимательно.

Кто уши хорошо раскроет,

Много-много всего усвоит.

А кто невзначай уснет,

То ни с чем уйдет.

Сказывают, было это давно. В удивительной стране «Морфемика» жили маленькие морфемы. Они были разными, у каждой был свой характер. Даже в давние времена они были очень талантливы. Каждая морфема выбирала себе любимую роль. Всего ролей  четыре (прошу детей назвать эти роли и их графическое изображение – на доске). Одна роль считалась главной. Её разрешалось исполнять только тем морфемам, которые могли передать главный смысл слова. Есть слова, в которых не нужны исполнители других ролей, а нужен лишь Корень - и всё!

- Вы знаете такие  слова? Назовите их (мам, рожь, дочь).

   Следующую роль исполняли Приставки. У приставок характер решительный. Они многое могут изменить.

Слово «ПЕТЬ» устало,

Но приставки подбежали

И всю усталость с него сняли.

Раз, два – а вот и новые слова!

(Записываю на доске приставки   на-,  за-, с-, пере-). Записываем полученные слова.

   Живут на свете и другие удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное – суффиксы. Иногда она звенят, как колокольчики:

-оньк-, -еньк-, -знь-.Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-. Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-. А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

   Приставки и Суффиксы дружили и  не ссорились. Но однажды они поспорили: кто из них важнее. Долго спорили, чуть не подрались! Спасибо Корень вмешался и встал между ними. Корень такой обстоятельный, рассудительный, говорит медленно, низким голосом: «Что это вы тут расшумелись. Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без Корня, сказать». Приставки и Суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, но ничего у них не получилось. С тех пор Корень решил: «За то, что вы раздор учинили, будете стоять по разные стороны. Вы, Приставки, слева, а вы, Суффиксы, справа. И станете вы мне вовеки веков помогать: слова новые образовывать. А чтобы вам в словах было уютней, я подарю вам по теремку. А чтобы вас никто не путал, крыши у теремков будут разные. У Приставок ¬ , а у Суффиксов ^. А себе я выберу крышу, похожую на месяц в небе .

   Четвертая роль была у скромного окончания. Окошечко в его домике  бывает пустым, то разные буквы в нем появляются. У некоторых слов совсем нет окончания.

   В удивительной стране Морфемика на планете Русский язык живут такие морфемки.

    А ведь приставки и суффиксы познакомили нас с основными способами образования слов в русском языке. В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различают приставочный и суффиксальный способ словообразования. Но основных способов словообразования три. О каком же не рассказали нам приставки и суффиксы? Почему?

   Ту часть слова, к которой присоединяется приставка или суффикс, или те части слова, которые складываются, мы будем обозначать

(образец на доске)

Закрепление:

    Вернемся в сказку. Однажды Корень дал своим помощникам Приставкам и Суффиксам 3 ответственных задания. Но Приставки и Суффиксы снова поссорились и не смогли задание выполнить. Давайте им поможем:

 - Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом:

 Бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко,-

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу.

- Задание  (одновременно на доске): образуйте глаголы-антонимы по данным схемам. Какое значение вносит приставка в слово?

       ¬       +

При-                                 за-                                 в(во)-

У-                                      от-                                  вы-

- Задание: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача

образуйте новые по схеме

                                ^

              +       +   -НИК-

Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?

- Задание: покажите графически образование слов: пароход, секундомер, самовар.

- Какой вы представляете себе страну «Морфемику»? Для описания этой страны используйте данные слова, предварительно определив, как они образованы: травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.

  Выполняя морфологический разбор глаголов –ть- называем «тётя Мотя». Для того, чтобы дети не забывали, чем является –т- в слове, рассказала им историю о том, что тётя Мотя не любит находиться в домике одна, если после неё в слове пишется «ь», это значит, что он у неё в гостях: «ть» - окончание, если «ь» нет, вышел погулять, то тётя Мотя тут же к себе в домик берёт кого-нибудь, например букву «и» - окончание –ит-.

     В глаголах прошедшего времени живёт очень важный господин «л», у него крышечка суффикса, он всегда один, никогда и ни кого к себе в домик не пускает.

     Изучая тему «Глагол» и «Склонение имён существительных» использую главу «Мягкий знак» из книги «Карманная школа» Ф. Кривина:

«Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых не добьёшься ни звука.

  А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

   Другим буквам, которым приходится  близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

   Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что мягкий знак буквально теряет самообладание. Но ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголе второго лица или в существительном третьего склонения.

   Когда это кончится – трудно сказать. У мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам Грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой запятой до самаго Твёрдого Знака».

Лингвистические сказки, игровая деятельность порождают эмоциональную приподнятость, дух соперничества,  состязательности,  конкуренции.

   Из опыта работы знаю, что тема в 7 классе « Страдательное причастие» усваивается деть с трудом. Более доступно выдать и донести материал помогает рассказ Страдательного Причастия о себе:

«Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно Причастие прошедшего времени и все у него в прошлом. А ведь было время…

Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое оно рассказывает Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.

— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!

Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.

— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говори те, не говорите…

Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Причастие продолжает:

— И главное, никакого просвета, никаких надежд…

Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?»

После таких «душевных излияний» ученики прочно помня, что нет у Страдательного причастия главного – будущего.

    На уроках повторения, целью которых является преодоление забывания усвоенного материала, углубление сведений о ранее изученном, практикую грамматические викторины – это один из видов языковых игр. Так, в академическом словаре современного русского языка викторине даётся такое определение: «Викторина – это игра в ответы на вопросы из разных областей знаний». В зависимости от формы проведения,  викторины могут быть устными и письменными; в зависимости от предлагаемого материала -  провожу тематические и не тематические (вопросы, связанные с различными темами) викторины, при проведении устной викторины победитель её определяется по сумме набранных баллов, награждается отличной оценкой, призом. Например:

                                                  Не тематическая викторина:        

  1. какие прилагательные можно образовать от числительного два и существительных: глава, знак, лицо, нога, слог, смысл, ствол, стих, ведро, год, лето, месяц, мотор, неделя, акт, цвет, час, этаж?
  2. что нужно сделать с краткими прилагательными, чтобы они превратились в существительные: звонок, мелок?
  3. название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного?
  4. с какой частью речи совпадают глаголы: выть, лаять, покрыть, попугать, поцеловать, строить, если образовать от них повелительное наклонение единственного числа?
  5. подобрать синонимы к глаголам: бояться, бранить, закрывать, плакать, приглашать, найти, покупать, медлить, спасти.
  6. что значит опростоволоситься?
  7. какое местоимение не имеет им.п.? и т.д.

      Учащимся нравится такой вид работы. Здесь даже «слабые» ученики чувствуют себя более уверенно и дают верные ответы.

       На уроках русского языка нет возможности совершенствовать учащихся физически, но вместо этого  я активно пропагандирую здоровый образ жизни, активно используя здоровье сберегающие технологии: помимо физминуток провожу минутки здоровья из рубрики «Азбука здоровья». Цель минуток здоровья – снятие напряжения, усталости, а также основы грамотной заботы о своём здоровье, предупреждение вредных привычек; непосредственно происходит обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на данном материале. Рубрика «Азбука здоровья» состоит из нескольких страниц: медицинской, психологической, рационального питания, спортивно-оздоровительной, «Волосы - зеркало здоровья.»                                                                                

            В процессе апробирования «Азбука здоровья» я пришла к выводу, что уроки  с

      использованием данной рубрики  повышают интерес к предмету, помогают учителю

      установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать

      индивидуальные особенности  и способности учащихся для повышения

      результативности обучения. Например:

Медицинская страница.

 

Ларчик мудрых мыслей: «Здоровье не купишь», «Болен – лечись, а здоров - берегись», «Зрение дороже денег, острее сабли », «Чистота – золог здоровья».

  • Составьте смысловые цепочки по образцу: зубы – карие с- стоматолог.

Желудок, терапевт, горло, сердце, гастрит, инфаркт, лор, ангина, кардиолог.

  • Словарный диктант «Домашняя аптечка»: анальгин, корвалол, но – шпа, уголь активированный, валидол, йод, спазган, гематоген, мезим – форте, фестал, цитрамон, стрептоцид, Мукалтин, бальзам «Золотая звезда».
  • Выполните пунктуационный и синтаксический разбор предложения.

Повар случайно прикоснулся  к горячей плите и сильно ожёг пальцы.

- Расскажите о первой помощи при ожогах.

См. приложение 2.

 

           Игровые моменты возникают  практически на каждом этапе урока: во время

      лексической работы, разного вида разборов, при объяснении и нахождении

      орфограмм, при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала,

      при закреплении новых сведений, при повторении, во время обобщения и

      систематизации знаний.

     Итак, на уроках русского языка во время проверки домашнего задания довольно часто провожу «игру в прятки» - «Мы идем искать!» Эта игра носит  как тренировочный,  так  и   обобщающий, и развивающий характеры.  В зависимости от раздела, который изучаем, повторяем или закрепляем на данный момент, «прятаться» могут: части речи, члены предложений, вводные слова, обособленные конструкции и т.д. Отсюда следует вывод: необходимо, чтобы в нужный момент прозвучали слова учителя: «Поиграем!», «Мы идем искать!». Ученики с интересом, активно выполняют такую работу. Каждый стремится завершить быстрее остальных. Учащиеся не только находят, но и объясняют, доказывают, что нашли «нужное».

Примерный проспект для «игры в прятки»:

Название:    « Найди глаголы по приметам: приставка, корень, суффикс, окончание,

                      суффикс».

 Цель:          повторение некоторых сведений о глаголе, порядок      

                     словообразовательного   разбора.          

  Задача:        зрительно выполнить морфологический разбор каждого глагола и                                                            

                      найти   тот,  который  подходит  для  данной  схемы.

               

 Собираться в лес, прекратить разговоры, располагаться в горах, разложить                                     вещи, расстилаться по лугу, превратиться в чудовище, далекий горизонт, прилечь отдохнуть, зрелые семена, прислушаться к шороху.

         

   Не все учащиеся активно вступают в работу, «слабым» ученикам, случается, дополнительно объясняю задания, оказываю помощь. Поэтому в требованиях к играм придерживаюсь дифференцированного подхода, а когда все учащиеся включены в работу, тогда и дисциплина на уроке на должном уровне. Как  правило, при такой организации учебной деятельности, учащиеся заинтересованы в качественном  выполнении  работы.

          Например. Пятиклассники изучили тему «Непроизносимые согласные». Проверку домашнего задания на уроке я построила следующим образом: предложила: «Поиграем!» Не стала спрашивать правило и упражнения, заинтересовала их играми:

       

                Игра:    «Начинающий поэт»

           Задание:    Подберите слова с непроизносимыми согласными. Условие:    

                              подобранные вами слова,  должны  рифмоваться   с  данными.                                                                                                                                            

           Например: честный - местный, грустно - устно и т.п.

         

           Время, данное на выполнения работы, ограничено.  Необходимо  подобрать  

           Как можно больше слов.  В каждом слове выделить орфограмму:

           непроизносимая согласная.                     

     

Игра:        «Кто больше сочинит?»  

Задание:     найти рифму к данным словам.

Например: огурец – молодец, очки – значки, молодец – удалец.

     Игры, подобные этим, позволяют за ограниченный период времени выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков по данной теме, развивать речь учащихся. Такую игру провожу при повторении знаний орфограмм русского языка.

     Методами стимулирования и мотивации являются познавательные  игры,  создающие  эмоционально-нравственные  ситуации например: Изучая раздел «Морфология» предлагаю ученикам «Эстафету восторга» к теме «Глаголы и их роль в нашей речи». Озвучиваю задание: используя данные глаголы, обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Ставлю условие: выполнив задания, участники передают карточки сидящим сзади (если в классе более двух человек). Побеждает тот, кто быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;

- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие речи учащихся;

- развитие чувства коллективизма у учащихся;

- воспитание у учащихся чувства языка.

   В седьмом классе на уроке русского языка по теме «Смысловые группы наречий» перед объяснением нового материала предложила классу игру –ассоциацию.         

           Название игры: «Ассоциация»

          Рапорт игры:    напротив каждого слова напишите три-четыре наречия,                                                                                          

                                       не рнапртиваздумывая:

          Время  ограничено.                          

                                                   

                 Погода:                пасмурно,… 

                 Пирожное:          вкусно,…                                         

                 Настроение:       весело,…                 

                 Прыжок:             отважно,…

     Затем  к  каждой  строчке  записали   вопросы,  дали  общие  формулировки , например: где?- место действия; как?- образ  действия.  Дополнительно к обучающей  функции  эта  игра  носит  и  психологический  характер:  она позволила  увидеть  настроение  каждого  ученика. Подобрали  слова  без затруднений,  но  записали  их  с  ошибками, после  чего  последовало повторение  некоторые  орфограммы. На данном  уроке  материал  был усвоен.  Но  в  дальнейшем  мы  будем  неоднократно к  нему  обращаться,  с  целью  укрепления  знаний.

    Широкое  применение  в  моей  практике  игра  находит  на  этапе  закрепления   новой темы.

    Например. На  уроке  русского  языка  в  пятом  классе  по  теме «Согласные  звуки»  на  этапе  закрепления  во  время  физ. минутки  мы  играем  в  игру  «Весёлые  насекомые»:   

 

     Цель:        закрепление  знаний  об  образовании  согласных  звуков;

                       развитие  умения  различать  согласные  и  гласные  звуки.

     Задача:      правильно  произносить  согласные  звуки – ртосмыкатели

                                                      Ход  игры:

Встали,  вышли  из-за  парт. Вдох  свободный. На  выдохе  произносим  звук «з-з-з».  Представим,  что  пчёлка  села  на  нос,  руку, ногу.  Не  спугните  её.

- Какие  части  лица  были  задействованы  в  образовании  этого  звука? Как?

( Аналогичное  упражнение  выполняем  со  звуком  «ж»; «с»; «ш»; «в»; «н»  и  т. д.). Звуки  учащиеся  выбирают  сами.

Для себя делаю вывод: такого  рода  игровая  психогимнастика  позволяет  освободить  учащихся  от  перенапряжения.  Активность  и  интерес в  процессе  урока  способствуют  лучшему  усвоению  знаний.

    Игры и игровые элементы применяю при изучении различных тем. Так, для  того,  чтобы  учащиеся  прочно  усвоили  синонимы  и  антонимы,  на  этапе  закрепления  применяю  игру «Кто  быстрее»:

            Задание:      каждому  нужно  как  можно  быстрее  подобрать и  записать  

                                   сначала синоним, а затем антоним к данному слову.       

           Например:     мощный – сильный – слабый,

                                   друг – товарищ – враг  и  т. д.

    Подобранная и правильно спроектированная игра, предложенная  и  проведённая  вовремя, является органичной частью урока, в которой  задействован  каждый  ученик, а главное – царит  атмосфера  доброжелательности. Тонкий  юмористический  окрас  и  достижение  успеха  придают  учащимся  уверенность.

   Игровые  педагогические  технологии  включают  обширную  группу  методов  и  приёмов  организации  педагогического  процесса в  форме  различных  педагогических  игр.  Поэтому  подбирая  игровой  материал  для  своих  уроков,  учитываю  способности  учеников,  их  психологические  особенности.  Нахожу  применение  педагогическим  играм  на  всех  этапах  изучения  учебного  материала. Т.о.  этап повторения  предоставляет огромную возможность  для выбора способов и методов работы. Так, повторяя тему «Разряды прилагательных», использую игру «Покажи слово». Эта игра предусматривает интеллектуальную и подвижную деятельности. Проводится в середине урока.

      Проспект игры:

        Название:        «Покажи слово»

       

Цель игры:     проверка  качества  усвоенных знаний,  небольшая  физическая                                                                                            нагрузка         для  расслабления мышц.

Задание:          покажите мимикой, жестами словосочетания и определите разряды  прилагательных, обоснуйте  свой ответ.

                        Заячий характер, гусиная походка, волчий аппетит, лисья

                           хитрость, лисья шуба.  

                                                                                                                                                                                   После изучения раздела «Односоставные предложения» всегда провожу урок обобщения и систематизации знаний. Чтобы охватить все виды односоставных предложений, использую как целостную игру, так и игровые элементы. Приведу пример  одного из игровых  элементов.  

          Каждому учащемуся     1) Расскажи о погоде безличными предложениями.                                                      

           дается задание:              2) Расскажи о состоянии человека безличными                                                  

                                                        предложениями.

                                                    3) Приведи примеры неопределенно-личных                                                          

                                                         предложений (пословицы).                                                                                

                                                    4)  Расскажи о фильме обобщенно-личными                                                          

                                                         предложениями.                                                                                                                                          

   Игра «Смешные диалоги». Предусмотрена парная работа. Каждая пара должна составить смешной диалог, используя только неполные предложения, и зачитать по ролям. За основу можно взять разговор сказочных героев, героев фильмов и т. д.  Игра носит творческий и интеллектуальный характер. Она позволяет отслеживать: все ли усвоили материал, качество знаний по данной теме. Юмористические нотки, вызывающие  дружный смех и доброжелательные улыбки, не отвлекает учащихся от работы.

    Игра помогает изучать новое, закреплять и повторять пройденное, обобщать и систематизировать ЗУН. Практикую применение игры и на этапе контроля, за качеством полученных знаний.

    Так, после изучения темы «Сложные предложения» в 5классе, учащимся было предложено задание, которое послужило контролем за качеством,  полученных ЗУН по данной теме. Контрольное задание представлено  в виде игры «Кто больше придумает»:

 Цель игры:          развитие воображения, речи, контроль за прочность  

                               полученных, знаний  через использование игровой мотивации.                            

                             

   Описание игры: для каждого  учащегося на ИД сюжетная картинка.

    Задание:               составить сложное предложение по данной картинке.    

     

     Наблюдаю за выполнением задания. Время ограничено. По окончанию                                                                                    работы самую удачную предлагаю зачитать.      

Вывод. Самостоятельное составление сложных предложений трудоемкая умственная работа. Опора на картинки помогает развивать речь, подбирать нужные слова особенно тем учащимся, чей словарный запас беден. Кроме того, мотив соревнования способствует включению в работу тех учащихся, у которых собственно учебные, познавательные мотивы слабы или еще не сформировались. Такого рода контроль позволяет мне объективно оценивать знания учащихся.

    Неизменный интерес у ребят вызывают «минутки отдыха», релаксации, их тематика «Почему мы так говорим?» На  таких «минутках рассказываю о возникновения письма, о создании книг, об истории возникновения отдельных слов: цветов,  предметов одежды, дней недели, месяцев и т.д.

      Слова, как и люди имеют свою историю, свою «судьбу», они могут иметь родственников, богатую родословную и, напротив, быть круглыми «сиротами». Например:

                                                 «Почему мы так говорим?»

Слово учителя:

- Сегодня мы узнаем, как некоторые имена собственные со временем стали нарицательными.

Бойкот – в 1880 году жил граф Эри. У него служил управляющий , который запретил крестьянам пасти скот, рубить дрова, бесплатно собирать ягоды, грибы, цветы, ловить рыбу, пользоваться дорогой. Все сбежали от него. Пришло время собирать урожай, но никто не шёл к нему ни за какие деньги. Отказывали немым молчанием. Слуги сбежали, булочники не продавали хлеб, мясники – мясо, на поезд не брали его скот для перевозки. Управляющий оказался в полной изоляции, Чарлз Бойкот – его имя. Крылатым словом бойкот с тех пор стали называть коллективный отказ - поддерживать с кем–либо какие - то отношения.

                               История возникновения понятия и слова «хулиган»

Это слово английское. В 18 веке под Лондоном Хулиген содержал гостиницу. Всю округу терроризировал как он, так и его семейство. Они были буянами и драчунами. И уже в 19 веке англичане стали называть хулиганами уличных озорников. В 20 веке у нас стало употребляться это слово.

 

    Постепенно мы познакомимся с историей таких слов, как: макинтош, галифе, френч  ит.д.

     При подборе слов, для знакомства,  выбираю, связанные тематически или по какому – то другому признаку, советую учащимся обращаться к толковому словарю и  к другим источникам информации, повествующим  о происхождении и жизни слов, тем самым делаю попытку решить не только учебные, но и воспитательные задачи.

            На уроках русского языка включаю элементы театрализованных действий, так, разговор о фразеологизмах русского происхождения выстраиваю следующим образом:

 Слово учителя: всем нам не раз приходилось слышать в речи окружающих фразы, которые хорошо знакомы и правильно понимаются нами, но значение каждого слова фразы вроде бы не имеет отношения к сказанному.

Например: заморить червячка – всем понятно, что морить червячка никто не собирается, а просто хочется немного поесть, утолить голод; бить баклуши, валять дурака и т.д. Это фразеологизмы. Правильное употребление фразеологизмов придаёт речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность.

Сравним: душа уходит в пятки или испытывать очень сильный страх, заварить кашу или затеять очень хлопотное дело.

     Для лучшего запоминания и усвоения фразеологизмов, использую игру «Парад       фразеологизмов», например:

Игра: «Парад фразеологизмов»

Каждому ученику даётся листочек с фразеологизмами. Нужно представить немые застывшие фигуры, остальные угадывают, что за фразеологизм  представлен. Все фразеологизмы имеют  историю происхождения.

     На своих уроках использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом и изображениями;

- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;  

- демонстрация презентации;

- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Как и любое техническое средство, интерактивную доску использую 20 минут.  

     Рубрики «Шутке - минутка», «Заглянем мы как Пушкин в старь в этимологический словарь», «Азбука здоровья», «Игра», «Это интересно!»  являются моими спутниками почти на всех уроках, они выступают в качестве релаксантов или напротив, помогают взволновать класс в нужный момент. Зачастую смена видов заданий, типов упражнений также является контролёром усталости  учащихся в течение урока.

 

Игра «Корректор». Практически на любом уроке, за исключением контрольных работ, можно использовать эту игру. На уроке по теме «Повелительное наклонение» раздаю каждому ученику карточки с вредными советами. Задание: прочитать, исправить ошибки, указать глаголы в повелительном наклонении.

 C:\Users\Юлия\Desktop\стих.jpgC:\Users\Юлия\Desktop\стих.jpg

   

 

Заключение

    Использование на уроках русского языка игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости,  помогает мне снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

В то же время игра помогает учителю оценить, как усвоена тема, каковы возможности учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать педагогическую поддержку.

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Детям должны нравиться и уроки русского языка, и формы их проведения.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными. Считаю, что для учащихся 5, 6, 7 классов наиболее популярными и доступными являются уроки-сказки, уроки-путешествия.

На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют знания по русскому языку.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости.

           Изученный, в процессе игровой деятельности, материал забывается учащимися в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это, объясняется тем, что в игре органически сочетаются занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию  которой   в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

          Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок, подросток является автором и исполнителем и практически всегда творцом, испытывающим чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации.

    В одной из статей прочитала, что в современном образовании возникла потребность решения сверхзадачи: создать игровую образовательную систему, в которую войдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары, игрокниги, популяризующие школьные науки. Игровая образовательная система - это игроклассы, игроуроки, игровые городки в школьных дворах, игротеки на правах библиотек, игровая "наглядность" школьных кабинетов и коридоров

    Для решения поставленной проблемы нужно ещё очень много работать, думаю, что данная проблема является актуальной для многих учителей русского языка.

     Итогом моей работы и практическим результатом обращения к элементам игровых технологий стали: деятельная активность всех участников учебного процесса. Игровая модель продолжает развиваться и обретает новые содержательные формы и цели.

Литература

 

  1. «Сборник словесных игр по русскому языку» Л.И. Пирогова. Москва, «Школьная пресса» 2003г.
  2. «Подсказки на каждый день» Т.Ю. Угроватова. Москва, «Владос» 1995г.
  3. «Поурочные планы. Русский язык» 1 и 2 полугодия по учебнику Т..А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
  4. «Русский язык в задачах и играх» 5 класс. Москва, Н. Соловьёва. Материк Альфа, 2000г.
  5. Библиотека учителя, организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя,  И.Д. Чаплыгина, Н.А.Герасименко, Н.Г.Ильинская и др. Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.
  6. «Организация внеклассной работы» И.Д. Чаплыгина, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.
  7. «Пути развития у школьников 5 – 8 классов интереса к урокам русского языка». – М., 1965. Баранов М.Б.
  8. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе». – М., 1979. Щукина Г.И.
  9. «Внеклассная работа по русскому языку». – М., 1980. Панов Б.Т.
  10. «Играем на уроках русского языка». – М., 1989. Баев П.М.
  11. «Рассказы о русской фразеологии». – М., 1988. Гвоздарёв Ю.А.
  12. «Роль игры в обучении русскому языку» // Русский язык в школе, Бирюкова. 1966. - № 2.