О влиянии американской действительности на становление писателя 20в. Э.Айронса

Алимова Зарема Ремзиевна

В статье говорится о влиянии экономики и политики США на становление писателя Эдварда Айронса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алимова З.Р.

О влиянии американской действительности на становление писателя XX века Э.Айронса.

Национальные проблемы США оказали влияние на формирование многих деятелей литературы и искусства. Создавшаяся в США в 40-е и 50-е годы обстановка не позволила американскому литературоведению развиваться должным образом, и потому вопрос о формировании ряда писателей Америки XX в. оказывается достаточно сложным.

Рассмотрим этот процесс на примере становления писателя XX века – Эдварда Айронса.

Э.Айронс родился в 1916 г. в Филадельфии в штате Пенсильвания, США). Пенсильвания (один из представителей в группе Средне-Атлантических штатов) располагала крупнейшими морскими портами (Филадельфия, Маркус-Хук). Известен был и речной порт – Питтсбург. Именно там прошли детские годы автора.

После 1918 года жизнь в Америке сильно ускорилась, спешка и гонка определяли место человека в обществе. И все величие этой страны было основано на насилии. В такой обстановке человек выдыхался как физически, так и морально, и потому жизнь среднего американца стала бессмысленной. Тяжелые условия жизни, безработица, постоянное отсутствие денег, беспокойные мысли о будущем доводили людей впечатлительных до самоубийства.

А корпорации олигархов становились еще крупнее и мощнее. Используя различные методы обогащения, они завоевывали свое место в великой Америке.

Наряду с денежными магнатами стремились приобрести власть и представители религии, которым удалось не только завладеть прессой, но и заставить ее служить себе. Корпорации и правительство готовы были пойти на обман, чтобы расправиться с любым проявлением политической мысли. Так, например, изданный в связи с военным положением национальный закон о шпионаже, карающий также за призыв к мятежу, снова извлекли, чтобы не распространялись по почте различные коммунистические издания.

В американском бизнесе применялся метод тайных сговоров, благодаря которому в стране процветало мошенничество в разных формах. Крупные корпорации съедали мелкие. Деятели железнодорожных компаний и финансовые патриархи заправляли деловой жизнью страны, следуя лозунгу: «Кто силен, тот и прав, а на закон наплевать!» [4, 213].

Для США 1920-е годы, по определению Френсиса Скотта Фицджеральда, - «эпоха джаза». Это был период временной экономической стабилизации. Именно тогда рекламировались идеи безграничного накопления, и каждый человек в Америке верил во всесильную идею успеха. По словам В.Л. Паррингтона, «когда открывается безграничный простор для экономической инициативы, надежды и ожидания побуждают даже самых скучных прозаиков строить воздушные замки утопии». [6, 8]

Все это не могло не отразиться на образовании в стране. В таких условиях сложно было простому американцу сохранить свое достоинство и, самое главное, – жизнь.

Взрослые рассказывали на ночь детям о великих сражениях, о героях войны, отмечая мужество и героизм солдат. Многие ребята, в том числе и Эдвард Айронс, мечтали о службе в морской пехоте. Для этого они усиленно занимались утренней зарядкой, регулярно сдавали нормы по физической подготовке. Даже дети понимали, что именно им, молодым, предстоит защищать великую Америку от внешних врагов.

Э.Айронс в то время знакомится с произведениями Джека Лондона, который по праву стоит в одном ряду с таким писателем, как Хемингуэй. Лондон относился к категории людей, которых в Америке называют «self made man» − «человек, сделавший себя».

Эдвард Айронс, обладая вольнолюбивым характером, постигает жизнь во всех ее проявлениях. Так формировался твердый мужской характер Айронса. Здесь же проявилась любовь молодого писателя к морю. Он, как Дж.Лондон, плавает на шхуне, познает матросскую долю. А это труд жестокий.

Он стал писателем, пройдя, как и многие его коллеги-соотечественники, «американский» путь, отдав целое десятилетие журналистско-репортерской работе. Его репортажи были разнообразны по тематике. Наблюдал он, как пресса выполняет заказы всесильных магнатов, и убеждался в том, что в жизни много зла и несправедливости. Особое негодование вызывал у него контраст богатства и нищеты, и он решил заняться самообразованием, вникая в творческие лаборатории разных писателей.

Затем Айронс пошел подрабатывать, чтобы иметь свои деньги и помогать родителям. Но вокруг только и твердили об Америке как о стране неограниченных возможностей.  В школах учили только салютовать американскому флагу, призывая тем самым к патриотизму. За детьми даже шпионили, проверяя их моральную устойчивость и нравственность, и силой навязывали определенные воззрения и даже способы развлекаться.

Появление дешевых, доступных продуктов культуры, созданных для всех средствами массовой информации, вызвало коренные изменения в сфере нравственного и эстетического сознания американцев. Журналы, газеты, кинематограф использовали прием так называемого счастливого конца – «хэппи энд». И дети, которые ходили в кино с родителями, уже не спрашивали, умрет ли главный герой или поженятся ли герои. Они знали, что фильм всегда заканчивается хорошо.

Следует также отметить, что созданные Голливудом в 20-х и 30-х годах развлекательные фильмы, а также фильмы-сказки, пропагандировали идею «равных возможностей» для каждого разбогатеть. Именно они, показывая в финале яркий поцелуй во весь экран, возвещали о счастливом будущем, представляя модель «американской мечты». И даже в период биржевой лихорадки 1929 года и в годы «великой депрессии» (1930), показывая в кинотеатрах любовные истории, «фабрика грёз» уводила сознание народных масс от действительности в лучший, вымышленный мир, не имеющий ничего общего с реальностью, тем самым оказывая огромное влияние на общественное сознание людей.

Вскоре Э.Айронс поступает в Колумбийский университет (официальное название Колумбийский университет города Нью-Йорка). Основанный еще в 1754 г. как Королевский колледж уже с 1758 г. он начал присваивать учёные степени.

В первой половине XX века Колумбийскому университету особенно были близки идеи патриотизма. В его стенах образовывались различные молодежные группы и группировки, которые призывали к свободе, независимости, устремляли взгляды в будущее, полное новизны. Именно таким было состояние американского общества после принятия Декларации о независимости. При университете образовалось бит-поколение (англ. The Beat Generation), основатели которого - Люсьен КаррАллен ГинзбергДжек КеруакУильям Берроуз - посещали его местность и округу в 1940-е года. Либеральный стиль жизни, который пропагандировали своим искусством члены бит-поколения, пришёлся по душе многим молодым американцам, которые стали активно популяризировать его. Так представители бит-поколения оказывали большое влияние на культурное сознание своих современников.

В настоящее время по объему научно-исследовательской деятельности Колумбийский университет входит в число ведущих 20 вузов США (занимает 2-е место после Гарварда) [7, 397].

Ради литературного творчества Эдвард Айронс бросил учебу в Колумбийском университете. В 1930-х годах Э.Айронс также, как и другие студенты, читал произведения известного американского романиста Синклера Льюиса. Многое вызывало недоумение: глубокая противоречивость взглядов писателя, его бесконечные метания. Главное, что отметил Эдвард Айронс, - это искреннее желание Льюиса дать картину истинной жизни американцев, в которой есть ненависть. Айронсу казалось, что об этом он может написать лучше. Чуткий к реальной жизни, он не мог оставаться безучастным к событиям, происходящим в стране. Э. Айронс писал усердно, много, хотя и не нашел свою «пристань». Однако уже тогда он мог сочинять малооригинальные вещи в духе времени. Большей частью он писал о родном штате, о том, что ему было дорого.  А герои его рассказов - рыбаки, рабочие, солдаты и др. – не только наблюдали, но и переживали каждый пласт времени. Эта категория литературоведения - категория времени - связана непосредственно с природой художественного творчества и естественным желанием автора запечатлеть мгновенье.

После мировой войны Э.Айронс вернулся к занятиям в университете. Следует отметить, что именно этот период оказался важным в становлении Айронса-рассказчика. Упорно работая над повествовательной тканью своих произведений, вживаясь в сложную структуру текста, он постепенно постигал содержание и смысл характеров своих героев. Айронс определил для себя главное – простая манера письма. Более определенными, по его мнению, должны быть характеристики персонажей. Итак, по слогу и структуре его ранние произведения (рассказы) можно назвать экспериментальными, хотя и глубоко жизненными.

В 1933 году, будучи студентом, он выиграл конкурс рассказов, а впоследствии получил степень по древней истории и литературе. 

В 1934 году напечатал свой первый рассказ, а уже через год - первый роман. Всего он написал около 200 журнальных историй и новелл. Рассказы и триллеры, написанные Э. Айронсом, пронизаны любовью к человеку, но многие из его героев – проиграли по причине малодушия, потому что реальная действительность оказалась сильнее их.

Следует отметить, что в американской журналистике уже с начала XX в. все более процветал таблоид - вид дешевой прессы, возникший в 1919 году. Люди обсуждали прочитанное с друзьями, знакомыми сразу после прочтения. И потому газеты становились все более массовыми. Один из первых журналов - еженедельник «Тайм» -  подавал информацию четко, кратко. Он стал образцом для других появившихся позже еженедельных изданий. Журнал «Лайф», наоборот, только привлекал, развлекал и забавлял читателей. Журнал показывал читателю историю Америки в действии – гангстеров и премьер-министров, актеров и президентов. Газетная пресса полностью преуспела, т.к. приспособилась к ритму американской жизни, когда половина американцев может посвятить чтению газеты не более 15 минут в день (по анкетированию 1930 г. в Чикаго). Большинство крупных газет к началу 1930 –ых годов принадлежали «трестам».

Американская журналистика 30-ых годов - эпоха «грозовых», «красных» - действительно была авангардом отрасли. Сами журналисты утверждали, что они занимаются настоящим искусством.

В 1930 году ведущими организациями американской журналистики были «Американская газетная гильдия» (1933), «Ассоциация американских газетных издателей» (1937), «Американское общество газетных издателей» (1938) и «Американское общество газетных редакторов» (1934). В предвоенное десятилетие они приняли «этические правила» и «моральные кодексы» журналистов, которые провозгласили беспристрастность в выборе информации, правдивость и точность.  

В 1935 году по статье «...И внезапная смерть», вышедшей в газете «Ридерз дайджест» и имевшей огромный успех, был снят короткометражный фильм. Надо отметить, что с 1937 года эта газета бесплатно распространялась в тюрьмах и в лечебницах для душевнобольных, а позже (с 1941г.) продавался по льготной цене для военнослужащих американской армии.

В 1938 году Эдвард Айронс «опубликовал «Смерть в Маяке», первую из примерно тридцати туманных загадок и триллеров, написанных под псевдонимом Эдвард Роннс» [8].

В рассказе «Смерть в Маяке» автор достигает «эффекта присутствия» за счет необычного сюжета, атмосферы нарастающего ужаса, который передается читателю. Символика и загадочные метафоры – художественные достоинства рассказа Э.Айронса, который продолжает после Эдгара По тему гибели личности в мире хаоса.

Американская журналистика, осваивая новые технические средства, внедряя новые формы и методы журналистского труда и организации производства, продолжала развиваться. И, следовательно, ее развитие не могло не отразиться на взглядах молодого писателя Эдварда Айронса.

В 1941 году Эдвард Айронс пошел служить в армию, т.к. участие в войне, по его мнению, - высший нравственный долг. Это было сразу после событий на Перл-Харбор, которое потрясло всех американцев. Именно там базировались главные силы Тихоокеанского флота США. Нападением 7 декабря 1941 г. на Перл-Харбор Япония развязала войну на Тихом океане, причинив огромный урон флоту США, и где было «убито и ранено 3400 человек» [2, 311]

Издатель американской газеты при отсутствии цензуры считал возможным критиковать и комментировать любое действие властей и даже обсуждать политику правительства на разных уровнях. В условиях войны эта его прерогатива осуществлялась довольно свободно. И потому после событий на Перл-Харбор 7 декабря 1941г. американские газеты обсуждали вопрос о недостаточной согласованности и взаимодействии между армией и военно-морскими силами США.  

Эдвард Айронс в это время служил в Береговой охране США - специфической военной службе, предназначенной для обеспечения плавания в территориальных водах, оказания помощи судам (самолетам), терпящим бедствие. Состав сил береговой охраны был разноплановым: патрульные корабли и катера, ледоколы и буксиры, самолеты и вертолеты, радиотехнические и зрительные посты наблюдения. В военное время Береговая охрана, являясь резервом ВМС США, привлекалась «для прикрытия прибрежных морских коммуникаций и побережья, участия в обороне акваторий баз, портов и якорных стоянок, выполнения других задач» [2, 44].

Флот и авиация привлекались к патрулированию в полосе водной акватории у побережья, поиска и борьбы с подводными лодками, защиты прибрежных морских коммуникаций и прикрытия побережья. Не раз Эдвард Айронс вместе с другими солдатами ВМС США на патрульном катере, оснащенном соответствующим оборудованием, контролировал не только состояние водной среды в прибрежных водах, но и участвовал в различных операциях. Демобилизовался он в 1945 году в звании главного старшины (Chief Petty Officer).

В 40-е годы многие американские писатели не были популярны. На смену «бурному десятилетию» пришел мрачный период в литературной и духовной жизни США.

В истории культуры США «тихие» 50-е годы американская публицистика окрестила десятилетием «молчаливого» поколения. Важнейшим каналом массовой информации и пропаганды США в эти годы была не периодическая печать, а радиовещание. Существовала гигантская, охватывающая всю страну система радиоточек. В Америке в 1942 году насчитывалось более 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82,8% всего населения страны.

Как и СМИ США, радиовещание ставило перед собой цель утвердить, «три кита американской мечты»: «веру в то, что материальное изобилие суждено здесь всем без исключения; убеждение, что лишь в Америке человек становится свободным от сословных, социальных, идеологических, образовательных и прочих ограничений; уверенность в том, что в Америке права на счастье предоставлены всем, а шансы добиться счастья абсолютно для всех равны» [5, 171].

Э.Айронс стал писателем, пройдя, как и многие его соотечественники, «американский» путь, и отдал более десяти лет журналистской и репортерской работе. Описание быта простых людей, суд над преступником, жизнь увеселительных заведений, тяжелый труд рыбаков… Из его поля зрения не выходит и то, как пресса выполняет заказы всесильных магнатов. Он еще раз убеждается в том, что в жизни много несправедливости. Итак, «газетные дни» стали для Эдварда Айронса литературной школой и поиском самого себя.

Эдварда Айронса-писателя сформировала война и, соответственно, основная тема его творчества – антивоенная. Считая войну трагедией, он в своих произведениях показал ее истинную сущность, раскрывая при этом такие понятия, как патриотизм, честь, верность, преданность и долг. Именно так Эдвард Айронс стал профессиональным писателем и вошел в историю литературы под именем Edward S. Aarons / Эдвард Айронс. Итак, можно сделать вывод о том, что на взгляды американского писателя Эдварда Айронса не могли не повлиять экономика и политические условия страны.

Для анализа идейно-эстетических взглядов автора и, соответственно, его героя, важно понимание творческого метода писателя. По утверждению литературоведа А.С. Бушмина, «творческий метод писателя в целом и отдельные элементы его литературно-художественной системы могут быть и должны быть объяснены … как закономерное следствие особенностей объекта изображения и творческой индивидуальности писателя. Только исходя из этого, только выявив внутренний генезис и идейно-эстетическую мотивировку образной системы, и можно объяснить, почему в арсенал писателя вошли те или другие элементы литературно-художественной традиции». [1, 173].

Диапазон творчества Э.Айронса очень широк. Осознав трагизм войны, он изменяет свою жизнь. Даже в его ранних публицистических произведениях выделяются темы, в которых уже переплетаются такие понятия, как свобода и зависимость, верность и предательство; через них он показывает свое отношение к войне. Главным героем всех романов Э.Айронса является, безусловно, американец, даже если он не в Америке, а в других странах (Сэм Даррел - главный герой «Заданий» - живет в США, но то он едет в Китай, то отправляется в Россию, то появляется в Нидерландах). Здесь выявилось стремление автора выделить черты времени, которые были характерны для всего Запада. Считаем, что писатель Эдвард Айронс тем самым создал свой оригинальный стиль, соответствующий истории страны.                                                                          

Писателю известен исход событий, а читатель на протяжении всего произведения остается в неведении. Идейно-художественное напряжение в определенных частях текстах, во многих диалогах героев подчеркивает сложность и трагизм того времени, а в голосе автора чувствуется некое разочарование. Автор отмечает у противника жестокость и бесчеловечность, т.е. все то, что мешает достижению заветной цели любого американца. Но не всегда будущее в романах Э.Айронса представляется ясным.

Писателя привлекает герой-одиночка. Это не правдоискатель, а патриот, глубоко преданный своей стране, своему делу, герой с четкими жизненными принципами. Мы считаем, что в характере героя есть черты, соответствующие идеалу Э.Айронса, - честность, мужественность, целеустремленность, а также готовность пожертвовать своей жизнью ради общего дела, ради любимой страны. И можно предположить, что главный герой романов этого писателя – идеал Э.Айронса и выразитель его идей: представлений о Родине, о врагах, об идеальном в этой жизни и т.п. Другие герои писателя не обладают комплексом перечисленных черт. Наличие героя-резонера, наделение его лучшими чертами характера – своеобразный шаг в творческом развитии самого писателя Эдварда Айронса, о чем и будет отмечено ниже при анализе художественных текстов выделенного нами автора.

Эстетика писателя Э.Айронса выражена в его романах. Однако автор не излагает свои принципы в одном произведении. Эстетические взгляды, как и все творчество писателя, не могут оставаться неизменными. Под влиянием исторических событий автор все более убеждается в необходимости служения искусства человеку. Сочетание эстетических и социальных категорий – одна из черт эстетики Эдварда Айронса.

Лучшие его произведения написаны под влиянием эстетики реализма. Для того чтобы прийти к идеологическим и эстетическим принципам любого художественного направления, необходимо глубоко понять и осмыслить всю специфику этого метода. Центральный герой никогда не колеблется, что еще раз подтверждает значимость героя, твердость духа и ясность ума.

Большую роль в романах Э.Айронса играет документальность: именно на ней лежит идеологическая нагрузка. Трудно с полной уверенностью дать оценку авторской точке зрения, так как, к сожалению, нет соответствующих документов о динамике чувств писателя во время войны. Но тот факт, что сам автор принимал участие в войне вместе с другими солдатами ВМС США, уже говорит о многом. Читатель, осмысливая любой художественный текст Э.Айронса, помнит об этом факте, а это, безусловно, влияет на его (читателя) восприятие романа.

Главным для американского писателя Э.Айронса (основной критерий его творчества - правдивость) является проникновение в суть предмета, понимание фактов и действий, которые вызывают те или иные чувства. В одном из последних интервью газете «Таймс» он не раз повторял, что создает правду, какой бы она ни была.

Самое сложное в определении эстетических устремлений писателя Э.Айронса - выявление в его произведениях соотношения исторических фактов с авторским вымыслом. И сегодня это фактически невозможно точно определить, т.к. не все романы писателя известны нашему читателю. Произведения Э.Айронса переведены на 17 языков мира; на русский язык - частично.

Стилистическая система (единство объективного и субъективного) связана с психологией автора, его вкусами, а они, естественно, не могут быть постоянными. Следовательно, и стиль писателя способен совершенствоваться, изменяться, приобретая новые и исключая старые, ненужные элементы. Обращаясь к характеристике эстетических взглядов Э.Айронса, важно выявить связь, а также соотношение в художественных произведениях исторических фактов с авторским вымыслом. Если писатель в своих текстах приводит большое количество художественных деталей, то можно говорить о том, что автор предпочитает литературу фактов. И если мы зададимся вопросом, был ли прототип у Сэма Даррела, то с уверенностью можно сказать, что Айронс не служил в разведывательном аппарате страны и не был шпионом. В образе главного героя серии «Заданий» чувствуется лишь близость героя с самим писателем, с его мировоззрением.  

Авторская позиция по отношению к главному герою – одна из центральных проблем для исследователей, изучающих творчество любого писателя. Главный герой Э.Айронса близок автору по складу ума, но свои мысли писатель выражает через всю систему персонажей. Принципиальные стремления автора раскрываются при этом полнее. В процессе создания образов других действующих лиц автор пользуется самыми разнообразными художественными приемами, о которых будет сказано ниже.

Повествование в произведениях Айронса ведется не от первого лица, но личность его (писателя) все время ощущается, пусть даже в подтексте романов.  Точка зрения автора, его убеждения могут быть выявлены только в результате анализа структуры всего романа в целом; характеристика одного, пусть даже и центрального героя, не сможет дать полной картины. Автор ощущает историческую неизбежность, понимает важность борьбы против любого врага. Герой всегда борется за правое дело. Итак, автор оценивает события дальновиднее, чем его герой, ведь Айронс подходит к ним как человек, готовый нести ответственность перед будущим всего человечества.Так Э.Айронс пришел к важному пониманию определяющего значения непосредственной реальной жизни. 

Стиль Айронса-писателя обусловлен не только сложностью времени, но и нравственными потрясениями, которые война принесла людям. Для полной характеристики творчества Э.Айронса следует выделить из эстетической системы автора определяющие доминанты.

Важнейшая составная стиля Айронса - авторский аналитический комментарий, раскрывающий перед читателем психологическое состояние образа в каждом фрагменте и определяющий мотивы его поступков. И хотя в текстах этого писателя больше действий, вкрапления комментариев всегда чувствуется.

Следует отметить, что проза Айронса точна, лаконична: произведения небольшие по объему.

Писатель использует различные приемы художественного отображения: смена ритмов, перебивки диалогов – все они направлены на ассоциативность мышления. Ассоциации в свою очередь заставляют читателя невольно «подставлять» себя на место персонажа, вызывая при этом «эффект присутствия».

Авторская манера Айронса проявляется и в описании героя (или героев). Одних автор описывает в полный рост, других – неброскими деталями или даже одной подробностью. Именно вторых трудно отыскать в толпе. Писатель часто настолько поглощен душевным состоянием персонажа, что начинает «сливаться» с ним.

При описании предметов автор исходит из него самого, т.е. показывает его изнутри. Причина кроется снова в войне, когда ко многим понятиям появилось недоверие. Айронс больше показывает, чем описывает.

В отдельных сценах или даже в отдельном диалоге прослеживается частный синтез, что свидетельствует о сложном внутреннем содержании. Общий синтез проявляется в сюжетно-композиционных особенностях произведения. Например, в романе Э. Айронса «Бегство в ад» композиция имеет содержательное значение, что способствует созданию эмоционального эффекта.  

В поздних романах стиль Эдварда Айронса совершенствуется, приобретая новые черты, сохраняя при этом уже известные читателю основные особенности.

Нельзя творчество Э.Айронса рассматривать изолированно от литературного процесса. Считаем необходимым определить место американского писателя, автора шпионских романов – Эдварда Айронса в мировой литературе. Для этого нами проведено исследование, в котором будет отмечено, чем романы Э.Айронса отличаются от произведений других писателей США, разрабатывавших ту же тематику.

Таким образом, на формирование личности и становление писателя XX в. Эдварда Айронса повлияли национальные проблемы США, ее экономика и политика, а разработанная им стилистическая система оригинальна, разнообразна и, главное, –соответствует стилю эпохи.

Использованная литература

  1. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. - Л.; Наука, 1969, с. 173.
  2. Военно-морской словарь/ Гл. ред. Чернавин. – М.: Воениздат, 1989. – 511 с., 20 л. илл.
  3. Даллес А. Искусство разведки: Пер. с англ. с сокращениями. – М.: Междунар. отношения – МП «Улисс», 1992. – 288 с.
  4. Драйзер Т.   М.: Издательство «Правда», собрание сочинений в двенадцати томах, т.12, 1986. – 447 с.
  5. Зверев А.М. «Американская трагедия» и «американская мечта» (К проблеме национального идейно-художественного своеобразия литературы США) // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. – М.: Наука, 1978. – С. 134-208.
  6. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1962, т. 2, с. 8.
  7. Современные Соединенные Штаты Америки: Энцикл. справочник. - М.: Политиздат, 1988. – 542 с.: карт. Эстетика с. 183
  8. Эдвард С. Ааронс и серия Сэм Дюрелл / Присвоение шпионских романов Золотая медаль, Коронет, Герберт Дженкинс, 1950-е / 60-е / 70-е годы.
  9. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. New Jersey, 1988. P. 402.
  10. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. New Jersey, 1988. P. 402.