ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муртазина Альфия Фатиховна

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муртазина А.Ф.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наряду с правовым и экономическим сознанием, резко возрастает национальное самосознание народов, что обусловливает необходимость усиления внимания школы к освоению ее выпускниками национальной культуры и других культур, формирования ценностного отношения к ним и только система образования способна обеспечить социализацию подрастающего поколения, тем самым, обеспечить гражданский мир, социальную стабильность т.е. обеспечить будущее нашего государства. Вот почему в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов положены принципы поликультурного образования.

Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре.

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед российской школой, является проблема воспитания у школьников такого важного интегративного качества личности как толерантность. Толерантность, понимая в самом обобщенном виде, как «искусство жить с другими людьми» (А. Г. Асмолов), выражается в способности человека принимать и уважать культурные различия, в готовности вести конструктивный диалог с окружающими, в умении договориться по спорным вопросам.

Поликультурное образование на основе ценностей общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры обеспечивает единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам. Вот почему проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание отечественных педагогов. Проведенные в последние годы конференции и семинары по указанной проблеме свидетельствуют не только о растущем к ней интересе специалистов, но и дискуссионности многих ее аспектов.

Нестабильность окружающего мира, международные конфликты, терроризм и экологические угрозы порождают сдвиг в настроениях людей и стимулируют неподдельный интерес к своим традициям, корням. Поддержку, защиту и уверенность в себе человек ищет в вечных ценностях своих предков. Такая потребность проявляется в разных формах: от возрождения старинных обычаев и обрядов, фольклоризации культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать и восстановить свою национальную государственность.

По мнению С. И. Гессена, «подлинное образование заключается не в передаче новому поколению готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».

Нойков Пётр Михайлов перечислил основные причины, обуславливающие соединение универсальных идеалов с этническими особенностями — это необходимость воспитывать у молодых людей чувство принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, педагогическое воздействие на образ мышления этноса, максимально использовать накопленный этнокультурный опыт, не допустить ощущения отвергнутое в собственной стране, вырабатывать «свое отношение к восприятию чужого». Решить такие проблемы нельзя без понимания простых истин: «На свете нет малых народов, величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго); «Как важно, чтобы твоя любовь к Родине никогда и ничем не оскорбляла другую нацию. В этом и есть то главное, что отличает подлинного патриота от мнимого» (К. М. Симонов).

Поликультурное воспитание в таком контексте — это процесс, направленный на подготовку современных россиян в многонациональном пространстве, который способствует приобщению к родным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей других этносов, их истории на основе межкультурного диалога. В нашей стране задачей поликультурной педагогики является воспитание россиянина- гражданина, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, способностью жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, социальных групп. В силу этого поликультурное воспитание — неотъемлемая часть гражданского воспитания, поскольку они работают на общие цели.

Современный учитель не в силах решать проблемы политического, экономического плана, этнические конфликты, но он может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета учащихся, формируя уважение к культурному многообразию. Он в силах помочь учащимся осознать и оценить их собственную культуру, принять иную культуру своих одноклассников, их родителей. Важно при этом научить видеть мирные пути решения проблем в российском обществе, тщательно анализировать перспективы и меры, направленные на погашение конфликтов, обусловленных культурными и этническими различиями.

В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития России и мира. Это позволит более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и, в конечном счете, способствовать расширению социальной мобильности личности.

Вместе с тем необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной, в первую очередь поп-культуры, которая насаждает бездуховность, цинизм, жестокость, меркантилизм.

Сейчас в лингвистике также широко применяется понятие «национальная картина мира». Например, татарская национальная картина мира формируется под воздействием веками сложившихся обычаев, обрядов и традиций, а также географического местоположения, ярко характеризующего образ жизни народа. Наш долг, как носителей языка, сохранить чувства любви, гордости и уважения к своим родным, сберечь традиции и культуру для последующих поколений, нести ответственность перед родом за сохранение родовой памяти. Национальная картина мира не может формироваться без языка. Язык – орудие познания. Он фиксирует его результаты, отражает специфические национальные особенности видения мира.

Лингвокультурологический аспект содержания обучения татарскому языку должен включать речевой этикет, татарские слова-реалии, национально-культурные компоненты языковых единиц. Слова-реалии охватывают национально-культурный пласт татарской лексики, т.е. это слова, словосочетания, называющие реальные объекты жизни, быта татарского народа; это слова и выражения, содержащие национально-культурный компонент и обозначающие предметы и явления татарского быта (алъяпкыч, калфак, беләзек, сандык, муенса), образцы татарского фольклора («Yги кыз», «Камыр батыр», «Шурәле»), религиозные понятия (сүрә, намаз, Корьән), праздники («Сабантуй», «Нәүрүз»).

Мы, учителя татарского языка и литературы, сами формируем учебно – методический комплекс на базе кабинета татарского языка.

1. Кабинет татарского языка, оформленный в национальном стиле, оснащенный современным оборудованием. Здесь накоплено значительное количество мультимедийных материалов, главным образом созданных в школе.

2.  Школьный этнографический музей тесно связан с учебной и внеклассной работой. Здесь проводятся не только экскурсии, но и уроки татарского языка, встречи, выставки.

 3. Три года веду кружок детского сценического искусства «Афәрин”. В основном инсценируются образцы татарского фольклора («Yги кыз», «Өч кыз», «Шурәле»), а также произведения классиков татарской литературы.

4.  Целью проекта «Моя родословная» является привлечение школьников к изучению родословной своей семьи, возрождение уважения к институту семьи.

5. Очередной пункт учебно-методического комплекса, направленный на решение полилингвальных и поликультурных проблем сегодняшнего дня, - традиционные национальные праздники. В школе ежегодно проводим Сабантуй, Нәүрүз, День Национальной кулинарии.

Проблема воспитания толерантной личности была актуальной всегда в нашей республике. И тот факт, что мы живем дружно, уважаем язык, культуру, традиции, обычаи, разных народов, говорит о том, что наше правительство занимает правильную позицию в этом направлении.

Литература

1. Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании / Россия и Запад: диалог культур. Материалы 4-й Международной конференции. М.: МГУ, 1998. С. 112-119.

2. Ботнарь,В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993

3. Габдулхаков В.Ф.,Хисамова В. Лингводидактика поликультурного образования. / Методическое пособие. “Национальный книжный центр” М., 2012

4. Дунин – Васович, М. Воспитание дошкольников в духе ми-ра//Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы межнационального семинара/Под ред. Л.А. Парамоновой; Сост.Т.А.Румер, Л.И.

5. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. Т. II. С. 237.

6. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/под ред.В.Н. Вершинина - Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

7. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. Т. II. С. 237.

8. Харисов Ф.Ф. Основы методики обучения татарскому языку как неродному / Под ред. проф. Л.З. Шакировой. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2001. –431с.