"Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка"

Разница культур между народами ощущалась уже в глубокой древности. Интерес  вызывали вопросы - в чем эти отличия, откуда они проистекают, где их расхождения необратимы либо, напротив, где разные национальные культуры сходятся в результате коммуникации. Возможности и результаты культурной и межкультурной коммуникации связаны с характером культур, образующих национальный культурный мир, или, иначе говоря,  национальную концептосферу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubareva_statya_kontsepty_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепты щедрость/скупость как основополагающие характеристики членов человеческого сообщества

             

      Нажить много денег – искусство, умело расходовать их – мудрость. Аристотель

Разница культур между народами ощущалась уже в глубокой древности. Интерес  вызывали   вопросы - в чем эти отличия, откуда они проистекают, где их расхождения необратимы либо, напротив, где разные национальные культуры сходятся в результате коммуникации. Возможности и результаты культурной и межкультурной коммуникации связаны с характером культур, образующих национальный культурный мир, или, иначе говоря,  национальную концептосферу.

 Члены человеческого сообщества в ходе своего исторического развития выработали множество концептов. Термин „концепт“ в лингвистике старый, но в то же время приобрел новые оттенки. Еще недавно он воспринимался как абсолютно эквивалентный термину „понятие“. В последние годы наметилось существенное размежевание этих терминов. Термин „концепт“ определяется лингвистами по-разному:

„Концепт - есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода“.[1] [С.А.Аскольдов. 1997].

„…алгебраическое выражение значения, которым носители языка оперируют в  устной и письменной речи, ибо охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его (в зависимости от своего образования, личного опыта, принадлежности к определенной среде, профессии )“[2] [Д.С.Лихачев. М.,1983].

Иной подход к определению концепта предлагает Н.Д.Арутюнова. Концепт трактуется ею как понятие практической философии, являющейся результатом взаимодействия факторов, таких как национальная традиция, фольклор, религия, идеология, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей.[3][Н.Д. Арутюнова. 1999].

„..сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего человек рядовой, обычный человек, не „творец культурных ценностей“ сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее“ [4].[Ю.С.Степанов. М.,1997.]

Важное место в структурной части картины мира играют ключевые концепты культуры – это обусловленные культурой ядерные (базовые) единицы, обладающие экзистенциальной[5] значимостью как для отдельной языковой личности, так и для лингвокультурного сообщества в целом.

Концепты возникают в сознании человека не только как намеки на возможные значения, но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом – поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический.

Из множества определений данная статья будет строиться, приняв определение Н.Д. Арутюновой. Представляется, что следует разграничить понятия „стереотип культуры” и „концепт культуры”: стереотип культуры содержит в себе субъективную оценку, а концепт культуры выражает объективное отношение к действительности.

Для многих культур человеческого сообщества  одними из ключевых концептов являются „щедрость “ и „скупость“.

Многие считают, что человек при первобытнообщинном строе жил в довольстве и достатке, без забот и печалей. Древние греки представляли жизнь людей этого периода как идеальную, противопоставляя её современной им жизни. Ниже приведен отрывок из поэмы “Труды и дни” знаменитого древнегреческого поэта Гесиода, жившего примерно в VIII-VII вв. до н.э.

Труды и дни

Создали прежде всего поколенье людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был ещё Крон-промыслитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чём неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось трудились, спокойно сбирая богатства, -

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.

(перевод В.Вересаева).[6]

«…Дело в том, что они не знали достатка. При присваивающем хозяйстве они могли рассчитывать только на то, что давала природа и их собственная ловкость, выносливость, которые далеко не всегда приносили успех. Например, пробегав несколько дней в погоне за каким-нибудь животным, человек мог вернуться ни с чем.»6 [Королькова Е., Семина Л., Суворова Н.1990].

  Отношение к деньгам или материальным ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение можно рассматривать в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности.  Именно отношение человека к  материальным  ценностям, в том числе и к деньгам, определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: "Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно."

В словарях Ожегова и Ушакова дается следующее толкование словам «щедрость» и «скупость»:

Щедрость –  оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кем-н. Научная щ, (стремление передать другим свои мысли, идеи).[7] [Ожегов С.И. 2008].

Скупость –   чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, издержкам, расходованию.[8] [Д. Н. Ушаков. 2007].

Ф. де Ларошфуко отмечает: „ Непомерная скупость почти всегда ошибается в своих расчетах: она чаще, чем все другие страсти, уходит от цели, к которой стремится, и оказывается во власти настоящего в ущерб будущему“

 [Ф.де Ларошфуко. 1993].[9] 

Над темой скупости и щедрости членов человеческого сообщества задумывались многие философы. Великий древнегреческий философ Аристотель писал  в своей книге «Никомахова этика» :

«…Мотовство и скупость – две крайности, добродетель – середина. Чем пользуются, можно пользоваться и хорошо и плохо, а богатство относится к используемым вещам, и лучше всех пользуется всякой вещью тот, кто обладает соответствующей добродетелью. Значит, и богатством воспользуется лучше тот, чья добродетель – в отношении к имуществу. А таков щедрый.

Пользование – это, по-видимому, трата и даяние имущества, а приобретение и сбережение – это, скорее, владение. Поэтому щедрому более свойственно давать тому, кому следует, нежели получать от того, от кого следует, и не получать от кого не следует. В самом деле свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более чем в том, чтобы не совершать постыдных». [10][Аристотель. 2002].

Аристотель также отмечал:  «О щедрости говорят, учитывая состояние, ибо на щедрость указывает не количество отдаваемого, а душевный склад даятеля, а он уже соразмеряется с состоянием. Ничто поэтому не мешает, чтобы более щедрым оказался тот, кто дает меньше, если он дает из меньшего состояния. Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше. Дело в том, что не принимать себя в расчет – свойство щедрого человека».10

О скупости Аристотель говорил: «Оказавшись без воспитателя, мот опускается до распущенности, а если обратить на него внимание, может достичь середины и должного. Что же до скупости, то она неизлечима; и она теснее срослась с природой человека, чем мотовство. Большинство ведь, скорее, стяжатели, чем раздаватели. Кроме того, скупость распространенней и имеет много разновидностей, так как насчитывается много способов быть скупым».10

 Научно доказано, что ни один человек не появляется на свет скупым или щедрым, хотя каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова "Мое! Не дам! А мне!"  являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. В процессе взросления чувство детской собственности сменяется адекватным отношением к вещам, людям и материальным ценностям.

В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.

       

      ...Но юноша в них (деньгах = Г.З.)

      Ищет слуг проворных

      И не жалея шлёт туда, сюда...

                           А.Пушкин "Скупой рыцарь"[11]

Не без основания считается, что скупость свойственна в основном пожилым людям. Известная немецкая пословица гласит: "Letztes Hemd hat keine Tasche" (последняя  рубашка не имеет карманов, т.е. на тот свет ничего не заберешь). Однако  именно в старости человека подстерегает скупость, на что, как отмечают психологи и писатели, тоже есть  определенные основания. "Старый человек, он любит заработать, скопить и вообще при виде денег у него руки дрожат и ноги  подгибаются. Если речь идет о деньгах, то это конченое дело. Тут никакие советы не помогут»  – писал Михаил Зощенко в рассказе  "Про няню, или прибавочная стоимость этой профессии". [М. Зощенко.1999].[12] Следует отметить, что большое количество знаменитых литературных персонажей, символизирующих скупость, являются  лицами мужского пола.  Шейлок в "Венецианском купце" Шекспира, Гобсек в "Человеческой комедии" Бальзака, Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин в "Мёртвых душах" Гоголя. Исключением является "крохоборствующая" Коробочка в тех же "Мертвых душах".

      Издавна известно, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам.

Многие психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает так называемое ослепление страстью. В научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу,  выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо  кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и  начинает рваться к мясу через прутья передней стенки [13].

Можно с уверенностью предположить, что подобные чувства и эмоции испытывает скупой человек при возможности наживы. В известной сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Бурратино» Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:

       

      ...На жадину не нужен нож:

      Ему покажешь медный грош –

      И делай с ним что хошь...[14] 

      Как правило, не бедность является причиной скупости. По словам Оноре де Бальзака  «скупость начинается там, где кончается бедность»[15]. А знаменитый философ Сенека сказал: "Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего"14. А.И.Герцен писал: "Скупость бесконечна и... после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый."14  Но еще за 2000 лет до Герцена  латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается.

Вопрос скупости и щедрости также нашел свое отражение в одном из древнейших памятников народной культуры – фольклоре. В любом языке мира существуют множество пословиц и поговорок о данных человеческих качествах, что подтверждает существование скупости и щедрости в повседневной жизни любого народа на протяжении веков.

В качестве примера ниже приводится несколько русских и немецких пословиц и поговорок о щедрости и скупости:

Двух зайцев гонять, ни одного не поймать. Кто держится за два руля, того вода унесет.

Wer alles tun will, tut nichts recht.

Денег вволю, а еще б поболе. Много, много, а еще бы столько. Сколько собаке не хватать, а сытой не бывать.

Завистливый по чужому счастью сохнет. Завистливое око видит широко. Берут завидки на чужие пожитки.

Wer neidet, der leidet.

Много желать – добра не видать. За большим погонишься – малое потеряешь.

Wer zuviel fasst, lässt viel fallen. Zuviel zerreißt den Sack.

Скряге деньги что собаке сено: и сам не ест и другим не дает. Жадный сам себе покою не дает.

Er liegt auf seinem Geld wie der Hund auf dem Heu.

Брюхо сыто, да глаза голодны. Сам-то наелся, да глаза не сыты. Душа не принимает, а глаза все больше просят. Сытых глаз на свете нет.

Man füllt leichter den Bauch als die Augen.Die Augen kann niemand

füllen.

Много нагребешь – домой не принесешь. Много хватать – свое потерять. Погнался за ломтем, да без крохи остался. Съел волк кобылу, да дровнями подавился. Лишнего пожелаешь – свое потеряешь.

Zu voll schläft faul.

Убогий во многом нуждается, а скупой во всем. Убогого одна нужда гнетет, скупого две (убожество и скупость).

Der Geizhals hat den Knopf auf dem Beutel. Der Geizige ist allwegarm.

      Многие исследователи, которые изучали данные человеческие качества, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. « Бережливость – это разумное, расчетливое отношение не  только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью»[16]. Можно сказать, что бережливость – любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без  чего нельзя обойтись. Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: "Er dreht jeden Pfennig dreimal um" (он трижды повертит в руках каждый пфенниг, прежде чем потратит). Подавляющее большинство людей отличаются  бережливостью, т.е. живут в соответствии со своими, достаточно скромными доходами. И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ  «богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться»[17].

Список использованной литературы

Аристотель. Этика. АСТ, 2002 г.

Арутюнова Н.Д.  Язык и мир человека. М., 1999

Аскольдов С.А. Концепт и слово. М., 1997.

Библия. Российское Библейское Общество, 2007 г.

Душенко К. Большая книга афоризмов. : Эксмо-Пресс, 2007

Зощенко М. Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Голубая книга. Мишель Синягин. Возмездие. Черный принц. Из серии  М. Зощенко. Собрание сочинений в 2 томах .Вече, БЕТА - Сервис, 1999 г. с 38-42

Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Звезда. - 1990. — № 3-4. - С. 25-30.

Ф. де Ларошфуко. Мемуары и максимы. Наука. 1993г.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1983. Т.52, №1М.,1983.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008

Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977—1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. — 1978. — С. 286—305.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Ю.С. Степанов.  Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино. -Изд. "Унiверсiеэцкае", Минск, 1998 г. OCR Палек, 1998 г.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Альта-Принт, 2007 г.


[1] С.А.Аскольдов. Концепт и слово. М., 1997.

[2] Д.С.Лихачев. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1983. Т.52, №1М.,1983.

[3] Н.Д. Арутюнова Язык и мир человека. М., 1999

[4] Ю.С. Степанов  Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

[5] Экзистенциальный - относящийся к чувству экзистенции (существования).

[6] Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Звезда. - 1990. — № 3-4. - С. 25-30.

[7] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2008.

[8] Д. Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. Альта-Принт, 2007 г.

[9] Ф. де Ларошфуко. Мемуары и максимы. Наука. 1993г.

[10] Аристотель. Этика. АСТ, 2002 г.

[11] Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977—1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. — 1978. — С. 286—305.

[12] М. Зощенко. Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Голубая книга. Мишель Синягин. Возмездие. Черный принц. Из серии  М. Зощенко. Собрание сочинений в 2 томах .Вече, БЕТА - Сервис, 1999 г. с 38-42

[13] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

[14] А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино. -Изд. "Унiверсiеэцкае", Минск, 1998 г. OCR Палек, 1998 г.

[15] К. Душенко. Большая книга афоризмов. : Эксмо-Пресс, 2007

[16] Библия. Российское Библейское Общество, 2007 г.

[17] К. Душенко. Большая книга афоризмов. : Эксмо-Пресс, 2007