Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

Герейбеков Салим Ильясович

Как по-вашему, почему эти приставки самые трудные? 

Во-первых, правописание этих приставок регулируется не одним или двумя правилами, а несколькими. Во-вторых, существует много слов, которые не умещаются ни в одно из этих правил. И в-третьих, самое главное - все эти правила основаны на точном понимании смысла, а иногда и переносного смысла этих слов, а вы не всегда вдумываетесь в этот смысл. Кроме того, есть слова, в которых сочетания букв при и пре вовсе не являются русскими приставками, и путать их с приставками нежелательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_sluchai_napisaniya_pristavok_pre-_i_pri-.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок ПРЕ- , ПРИ- Составитель: Герейбеков Салим Ильясович , Преподаватель I квалификационной категории МБОУ « Лицей №51» г. Махачкала.

Слайд 2

1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 1. Озаглавьте текст.

Слайд 3

1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненастная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разноцветный наряд, лес неузнаваемо изменился. А 2. Какое изобразительно-выразительное средство ис - пользует автор в 1 предложении, рисуя осень («пришла …осень»)? а) олицетворение; б) сравнение;в ) эпитет.

Слайд 4

1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 3. Найдите в 3 предложении слово, образованное суффиксальным способом.

Слайд 5

1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 4. Найдите в 4 предложении слово, соответствующее схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание.

Слайд 6

1) После жаркого лета пришла золотая осень. 2) Погода стояла ненаст-ная. 3)Уже не пригревало тёплое солнышко, не подмигивало всем вокруг. 4)Уже не щебетали весело птицы. 5) Надев разно-цветный наряд, лес не-узнаваемо изменился. А 5. В каком слове 3 предложения приставка имеет значение «неполнота действия»?

Слайд 7

Вспомним алгоритм действий Придумать Прикончить приручить «Завершенность действия» Приберечь Припрятать Присвоить «Действие в собственных Интересах»

Слайд 8

Разминка. Мини-тест. Эта приставка имеет значение «очень». Эта приставка пишется в словах «пр..близиться», «пр..шить». Эта приставка имеет значение неполноты действия. Эта приставка имеет значение «пере-». Эта приставка пишется в словах «пр..красная», «пр..мудрая». ПРЕ, ПРИ, ПРИ, ПРЕ, ПРЕ

Слайд 9

Повторение. Запишите слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, действуя по правилу. Выделите орфограмму. Пр… бавить число; пр… восходный вечер, пр… ближенный человек; пр… образить внешность; пр…окский город; мера пр…сечения; пр…тронуться к руке; пр…светлый образ. Для тех, кто работает вперёд, ещё: Пр…летят по весне; чуть-чуть пр…крыть; пр…огромные тучи; пр…забавные птич?ки ; в пр… брежных зар … слях ; в пр… дорожн .. ю канаву.

Слайд 10

Проблема ПР Е ДАТЬ ПР И ДАТЬ Какое из слов написано верно? П о д с к а з к а: подумайте, к какому глаголу можно добавить сущ. форму , а к какому – друга ?

Слайд 11

Тема: « Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ- » ПР Е БЫВАТЬ или ПР И БЫВАТЬ ?

Слайд 12

« Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ- » ПР Е ТВОРИТЬ или ПР И ТВОРИТЬ ?

Слайд 13

« Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ- » ПР Е СТУПИТЬ или ПР И СТУПИТЬ ?

Слайд 14

« Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ- » ПР Е КЛОНИТЬ или ПР И КЛОНИТЬ ?

Слайд 15

« Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ- » ПР Е ЗИРАТЬ или ПР И ЗИРАТЬ ?

Слайд 16

« Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ- ». Восстановите соответствие. Запишите слова в словарик. Пр е следовать – Пр е льщать – Пр е подаватель - Пр е кращать – очень льстиво привлекать дословно « пере ходить из следа в след» пере ставать что-либо делать тот, кто пере дает свои знания

Слайд 17

Первичное закрепление Уровень А. Запишите в 1 столбик слова, в которых пишется приставка пре -, а во 2 – при-. Графически выделите орфограмму. 1. Пр…встать с места. 2. Пр…неприятный разговор.3. Пр… кратить ссориться. 4.Пр..ехать к бабушке. 5. Пр..- ступление и наказание. 6. Пр…забавный ребенок. 7. Пр…остановить движение. 8. Пр… морский парк.

Слайд 18

Вторичное закрепление Уровень Б. Замените обороты словами с приставками пре - и при-, графически выделите орфограмму. Очень неприятный; находящийся возле школы; очень интересный; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; нарушить закон; немного открыть; добежать до конечного пункта; находящийся у дороги.

Слайд 19

Шарады ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 20

Начало деревом зовётся, Конец – читатели мои. Здесь, в книге, целое найдётся, И в каждой строчке есть они. БУК ВЫ

Слайд 21

Первый слог – последняя буква в алфавите, Второй слог – детская болезнь, А в целом – то, что выбрасывают, Когда он нужен, и поднимают, когда не нужен. Я КОРЬ

Слайд 22

Первое – нота, второе – тоже, Целое на горох похоже. ФА СОЛЬ

Слайд 23

Слог первый – восклицание, Второй – достоин порицания, А целое – на севере бывает И жителей тех мест и греет, и питает. ОЛЕНЬ

Слайд 24

Подведём итоги. 1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»: 1) преобразить; 2) прибрежный; 3) преступник; 4) прикрывать. Ответ: 4) прикрывать

Слайд 25

Подведём итоги. 2. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) прислушивался; 2) пререкаться; 3) присесть; 4) прилетевший. Ответ: 4) прилетевший

Слайд 26

Подведём итоги. 3. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «высшая степень качества, = очень»? 1) прилететь; 2) притопывая; 3) премиленький; 4) пререкаться. Ответ: 3) премиленький

Слайд 27

Подведём итоги. 4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «пере-»? 1) прерывать; 2) преспокойно; 3) преинтересный; 4) преобразить. Ответ : 1) прерывать

Слайд 28

Подведём итоги. 5. В каком слове правописание приставки определяется её значением –«близость»? 1) приглушённо; 2) прибрежный; 3) прицепиться; 4) прислушаться. Ответ: 2) прибрежный

Слайд 29

Домашнее задание Постараться запомнить трудные слова. Выполнить упр.

Слайд 30

Желаю удачи!