Статья по домашнему чтению

Рудакова Юлия Ильгизовна

Статья по домашнему чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_domashnemu_chteniyu.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рудакова Юлия

Домашнее чтение как аспект обучения иностранному языку на младших курсах вуза

Чтение является одним из самых главных и важных видов коммуникативно-познавательной деятельности. Целью данной деятельности является процесс извлечения необходимой информации из письменно представленного фиксированного текста. Функции чтения разнообразны: во-первых, чтение является средством познания языка и культуры одновременно, служит помощником в практическом освоении иностранных языков, а также является средством самообразования и средством информационной и образовательной деятельности. Чтение предоставляет возможность всесторонне развиваться, а также дает возможность воспитания с помощью иностранного языка. Являясь одним из самых важных видов речевой деятельности, чтение служит средством формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. По мнению автора книги о развитии навыков чтения F.Grellet,  «Чтение – это понимание написанного текста с извлечением необходимой информации из него настолько аккуратно, насколько это возможно» [Grellet, 1999: 387].

Читая литературу на изучаемом языке, студенты, даже не думая об этом, развивают свою устную речь, в процессе чтения обогащается словарный запас, ранее изученная лексика, встречается в контексте, что способствует ее актуализации, во время чтения аутентичной литературы развивается аналитическое мышление. С помощью книг мы имеем возможность ближе  ознакомиться с культурой и литературой страны изучаемого языка. Домашнее чтение – необходимое условие, которое поможет овладеть иностранным языком, поэтому в учебном процессе ему должно быть отведено одно из главных ролей. Язык произведений литературы, который соответствует всем нормам и правилам, является необходимым примером в процессе изучения иностранного языка, и его роль особенно велика, так как язык изучается за пределами вторичной языковой общности [Фоломкина, 2010].

В настоящее время существует много разных видов чтения. В основу каждой из  них кладутся разные принципы. Сейчас в отечественной методике преподавания иностранных языков существует четыре основных вида чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее. Обучения всем этим видам происходит в процессе обучения иностранному языку [Зимняя, 2001].

Получить ответы на общие вопросы мы можем, используя просмотровое чтение, данный вид чтения формирует наше представление о теме текста и проблемах, которые обсуждаются в тексте. Это беглое, выборочное чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями.

При ознакомительном чтении  студент фокусирует все свое внимание на литературное произведение, но происходит это без точной цели на извлечение конкретной информации.

Точное понимание прочитанного текста, критическое осмысление проблем, поднятых в произведении, обеспечивает изучающее чтение. Данный вид чтения предполагает целенаправленный анализ  информации, содержащейся в тексте.  Это вдумчивое и неспешное чтение, при котором  опора на языковые и логические связи текста уместна. В его задачу входит формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Информация, содержащаяся в тексте, является объектом «изучения» при этом виде чтения, но не языковой материал.

Поисковое чтение ориентировано на чтение литературы по специальности, а также на чтение газет. Его цель - быстрое нахождение в тексте и в массиве текстов вполне определённых данных.

Домашнее чтение общепринято является обязательным  для всех обучающихся, и преследует цель, направленную на извлечение полной, дополнительной информации, по отношению к учебнику.

Если говорить о назначение домашнего чтения в учебном процессе, то нельзя не упомянуть то, что данный вид деятельности нацелен на получение информации на иностранном языке. С помощью домашнего чтения студенты обретают возможность расширить свой лексический запас, развить логическое мышление, а также во время чтения происходит совершенствование навыков устной речи. Рассматривая домашнее чтение, как один из аспектов языковой подготовки студентов, необходимо помнить, что оно может способствовать мотивации студентов высказывать свое собственное мнение о прочитанном произведении, а также сформулировать различные виды коммуникативной компетенции.

Изучить лингвокультурологические особенности страны изучаемого языка, окунуться в атмосферу жизни народа, и наряду с этим ознакомиться с лексическими и грамматическими особенностями иностранного языка студенты могут во время дисциплины «домашнее чтение». Домашнее чтение – это неотъемлемая и незаменимая часть языковой подготовки студентов. Аспект «домашнее чтение» несет образовательную, развивающую и обучающую функции. Обеспечивая развитие общеобразовательной культуры личности, образовательная функция также вносит большой вклад в повышение уровня гуманитарного образования. Развивающая функция обеспечивает формирование творческого мышления, самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру. Обучающая функция домашнего чтения заключается в развитии коммуникативных умений чтения как одного из видов речевой деятельности. Данная функция предполагает умение изложить суть прочитанного текста, свое видение проблемы в соответствии со своими личностными, эмоциональными и интеллектуальными особенностями.

 Понятие «Домашнее чтение»  содержит в себе большой диапазон понятие, это не просто вид чтения, так как здесь реализуются разные виды чтения, выделяемые зарубежными и отечественными  методистами. [Селиванова, 2004]

         Домашнее чтение порой недооценивают, как сами педагоги, так и учащиеся,  хотя оно является одним из важных аспектов языковой дисциплины. Такому отношению способствуют объективные причины: предложенные тексты не всегда интересны студентам, и не находят никакого отклика. Традиционный подход к данной дисциплине долгое время строился по одной схеме: «прочитали текст – заучили слова – выполнили ряд упражнений – рассказали о прочитанном». В настоящее время необходимо применить творческий подход к данному аспекту. Если преподаватель готов на это, готов подойти ответственно и творчески к подбору текстового материала и составлению заданий и упражнений, и как результат, процесс обучения станет эффективнее. Интересные, нестандартные задания вызовут интерес у студента.

Методы работы с иноязычной художественной литературой в вузе отличаются от методов преподавания данной дисциплины в старших классах средней общеобразовательной школы. Различия найдутся как в содержательном, так и в методическом планах. Аутентичность текста, содержательная и стилистическая сложность читаемого текста, разнообразие форм и приемов работы, важная роль коммуникативных упражнений – это все методическая составляющая работы с художественным текстом в вузе. Домашнее чтение вносит свою эффективность в процесс формирования коммуникативной иноязычной компетенции, а также, оно способно решить в процессе обучения задачи, требующие специального содержательного учебного контекста.

Работа по дисциплине «Домашнее чтение» происходит в три этапа: вводный, основной и заключительный. На вводном этапе студенты получают общую  информацию о книге: об эпохе и описываемых событиях, об авторе, его задумке. Это способствует повышению интереса студентов к произведению. Во время основного этапа необходимо осуществить контроль понимания прочитанного текста, а также на данном этапе происходит обучение высказыванию и говорению с использованием материала, содержащегося в тексте. Задания, выполняемые на этапе, должны быть нацелены на закрепление и отработку языкового материала произведения, что способствует актуализации изученной лексики, а также обеспечивать контроль. Задачей преподавателя является выбрать именно такой материал, который бы был значимый и с точки зрения языкового материала, и с точки зрения содержания. Работа, проводимая на заключительном этапе, должна иметь творческий характер. Здесь студенты выражают свои собственные мысли о прочитанном, анализируют поступки героев произведения, дают критическую оценку.

Таким образом, домашнее чтение как учебный аспект является одним из необходимых дисциплин в вузе для студентов, изучающий иностранный язык. Домашнее чтение знакомит с произведениями мировой классической литературы, способствует духовному развитию личности, расширяет кругозор, дает стимул познавательной деятельности, закладывает основы для последующей профессиональной деятельности, способствует развитию навыков самостоятельной работы, наряду с этим  обучает иностранному языку, обогащает словарный запас студентов. Важность домашнего чтения сложно переоценить, так как оно имеет различные цели, по достижению которых, результат работы является положительным.

Список литературы

1. Борисова С.В. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников //Вестник МГИМО Университета. 2013    № 5. С. 11-13.

2. Бычкова Н А. Организация уроков домашнего чтения на старшем этапе обучения // ИЯШ. 2003. № 6. С.4-5.

3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. — М. : Моск. психол.-соц. ин- т, 2001. — 343 с

4. Селиванова, Н. А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе/Н. А. Селиванова // ИЯШ -2004. - №4 С. 21-26

5. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Методика и психология обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. Леонтьев А. А. - М.: НИУ ВШЭ, 2010. - 483 с.

6. Grellet, F. Developing Reading Skill – Cambridge University Press, 1999. – 234c.