Технология проектов как способ мотивации профессиональной деятельности обучающихся.

Гришунина Евгения Петровна

Статья посвящена проблеме обучения иностранному языку в профессиональной  деятельности  обучающихся. Приведены основные виды деятельности для повышения мотивации к обучению английского языка и профессиональной подготовке. В статье подчеркивается, что использование метода проектов на занятиях по иностранному языку создает условия для формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков, укрепляет межпредметные связи, совершенствует навыки подготовленной и спонтанной речи в различных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектов как способ мотивации профессиональной деятельности обучающихся.

Гришунина Е.П. преподаватель английского языка

Сибирский университет потребительской кооперации г.Новосибирск

Project method as a way ( teaching technique) to motivate students’ professional activity.

Grishunina E.P.

SIBERIAN UNIVERSITY

OF CONSUMER COOPERATION Novosibirsk, Russia

Аннотация: Статья посвящена проблеме обучения иностранному языку в профессиональной  деятельности  обучающихся. Приведены основные виды деятельности для повышения мотивации к обучению английского языка и профессиональной подготовке. В статье подчеркивается, что использование метода проектов на занятиях по иностранному языку создает условия для формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков, укрепляет межпредметные связи, совершенствует навыки подготовленной и спонтанной речи в различных ситуациях.

Abstract: The article is devoted to the problem in the teaching of English in professional activity. Key activities are given to promote students’ intrinsic motivation to learn English and professional training.

In this article is pointed out the importance of using Project method at the lessons and creates conditions to encourage the motivational emergence to learn foreign languages, strengthens cross-curricular links, trains well-prepared and spontaneous skills of speech in various conditions.

Основная задача педагога в обучении английскому языку в профессиональной сфере, заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся и мотивации к последующей профессиональной деятельности. При этом не стоит забывать о развитии навыков владения определенными языковыми средствами.

В практическом значении изучение иностранного языка является его использование для повышения эффективности обучения в различных областях науки, техники, общественной жизни. В настоящее время,  иностранный язык необходим обучающемуся исключительно в коммуникативных целях, для использования в разных сферах жизни общества и профессиональной деятельности [Тер-Минасова, 2008]. Задача преподавателя совмещать различные методы обучения, что бы помочь студентам повысить эффективность овладения иностранным языком во время занятий. Коммуникативная компетенция является важной составляющей современного подхода обучению иностранным языкам. [Пассов, 2003].

Проектная технология является исследовательским занятием, в котором преподаватель предлагает решить действительно интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы с учетом особенностей изучаемой профессии, и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Стремление выполнять задачи, требующие воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большого интереса к предметам. Важная роль в этой деятельности принадлежит самостоятельной работе студентов.

Метод проектов, как способ реализации коммуникативного обучения иностранному языку, представляет собой различные виды деятельности в области образования и воспитания характера самого обучающегося, и должен быть реализован в виде свободного выбора, внутренне мотивированной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами.

Согласно классификации доктора Вильяма Киллпатрика, метод проектов разделяется на 4 типа:

  1. Конструктивный. Когда ученики должны создать некоторые вещи, связанные с общественной жизнью: например, диаграммы, модели, карты и т.д.
  2. Профессиональный. Эти проекты обычно выделяются в эстетических областях жизни. например, в музыке, рисунке.
  3. Решение проблем. Эти проекты созданы, чтобы решить проблемы, связанные с какой-либо жизненной ситуацией или связанные с каким-либо предметом, например, как послать электронное письмо или письмо.
  4. Коллективная работа. Команде студентов поручена работа, которая будет выполнена коллективно или небольшими группами.[ Knoll, Michael, 1995]

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (в реальной жизни). Преподаватель, в таком случае выполняет пассивную роль - подсказывая   и направляя мысль обучающихся для самостоятельного поиска информации. В результате обучающиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Обучающиеся приобретают навыки критического мышления, или рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи). [Полат Е.С., 2000]    

В проектной методике предполагается выступление обучающегося,  и выполнение ряда действий связанных с ним, как то понимание целей деятельности, принятие учебной задачи, давая личную оценку как своей деятельности,  так и остальных выступающих, представления иных интересов выполнения этой задачи и различные формы учебной деятельности.

В результате проектной деятельности, обучающийся учится самостоятельно распределять учебные действия во времени, осуществлять самоконтроль в процессе выполнения.

В процессе обучении иностранному языку в  средних профессиональных учебных заведениях на первый план выступает проблема понимания значимости предмета в сфере профессиональной деятельности обучающихся. Формируя связи профессия-язык педагогу приходиться опирать не только на требования ФГОС но и на собственный опыт и знания в специализации учебного заведения.

Поэтому наиболее интересной является проектная работа, где обучающиеся могут реализовать свои способности применительно к области знаний  получаемой профессии.      

Этапы проведения проектных работ:

Первый этап- подготовительный.

Предложение темы исследования.

Второй этап- организация работы.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы - это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Третий этап- завершающий ( этап презентации) .

Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

Четвертый этап- практическое использование результатов проекта

( в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)

Примером данного вида самостоятельной работы может служить  проекты в форме интерактивной игры студентов на тему «Запрет курения в общественных местах», специальность «Право и организация социального обеспечения». Игра - дискуссия, как проект, всегда является одной из самых увлекательных способов обучения, напрямую сопряжена с методом проектов, развивает коммуникативные навыки, является видом самостоятельной деятельности обучающихся, помогает вести диалог согласно заданной теме и по определенным правилам, что позволяет каждому участнику высказать свое мнение и  объективно проводить самооценку владения  иностранным языком.  Эта тема наиболее интересна и близка студентам старших курсов, так как они уже:

  • имеют опыт создания творческих проектов по специальности
  • имеют достаточные знания в получаемой профессии
  • имеют достаточные умения и навыки дискуссии на изучаемом языке

На первом этапе обучающиеся определили наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Тема игры была выбрана опираясь на Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и актуальность данной проблемы в современном обществе.

На втором этапе распределились на группы,  согласовали материал, выбрали ответственных лиц в каждой группе. Определили форму презентации проекта.

Согласно третьему этапу была проведена игра – дискуссия на заданную тему.

Результатом этого проекта явились целый ряд решений этой проблемы в рамках образовательного учреждения. У студентов возникло осознанное понимание социальной ответственности и актуальности проблемы в современном мире. Повысилась мотивация к обучению.

Готовясь к проекту,  студенты изучили проблему  досконально, опираясь на аутентичные английские тексты, узнали  рынок производства табака, маркетинговые исследования, медицинские статьи. Применили на практике навыки письма на языке, говорения, чтения. Активно использовали информационные технологии, изучая иноязычные сайты. Применили свои творческие способности на этапе презентации проекта.

Такой вид работы активизирует когнитивную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к иноязычной, профессиональной литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка. Таким образом, происходит процесс запоминания активного словаря. В то же время формирование словаря обучающегося приводит к так называемому пассивному запасу лексики. Немаловажным фактом являются межпредметные связи, которые прослеживаются в процессе подготовки проекта.

Таким образом, профессионально-ориентированные виды деятельности на уроках иностранного языка являются основой мотивации к получению профессии, её популяризации, и более глубокому изучению предлагаемого материала вне аудитории. В этом ключе, проектная методика является эффективным и продуктивным способом исследования.  Использование проектов на уроках иностранного языка повышает навыки учащихся в говорении, обеспечивает создание коммуникативной, информационной и эстетической мотивации. Повышается эффективность творческой работы, которая способствует развитию навыков общения на языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Используемая литература:

  1. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 39–41.
  2. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель. — 2001. — №1. — С. 13–15.
  3. Казакова, Е.В. Речевые коммуникативные упражнения на уроках иностранного языка в среднем звене. http://www.openclass.ru/lessons/81294
  4. Пассов 2003  Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — м.: Аркти, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).
  5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр. яз. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  6. Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. — Воронеж, 1980.
  7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  8. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. — 1991. — №2. — С. 3–10.
  9. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  11. ​ Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  12.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
  13.  Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 41–46
  14. Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. – 3-е издание. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 352 с.; ил. - (Классический университетский учебник).
  15. Knoll, Michael. "The Project Method: Its Origin and International Influence." In Progressive Education across the Continents. A Handbook, ed. Volker Lenhart and Hermann Röhrs. New York: Lang. 1995