Война в творчестве Гюнтера Грасса

Чуранов Илья Юрьевич

В данной статье анализируется творчество Г.Грасса в контексте Второй мировой войны, раскрывается образ солдата вермахта. В ходе исследования выявляются основные черты грассовских персонажей, определяется отношение автора к своим героям и к войне. В качестве материала исследования взят роман Г.Грасса «Луковица памяти» (2006).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_v_tvorchestve_g.grassa.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Чуранов И.Ю.

Война в творчестве Гюнтера Грасса (на примере романа «Луковица памяти»)

Аннотация

В данной статье анализируется творчество Г.Грасса в контексте Второй мировой войны, раскрывается образ солдата вермахта. В ходе исследования выявляются основные черты грассовских персонажей, определяется отношение автора к своим героям и к войне. В качестве материала исследования взят роман Г.Грасса «Луковица памяти» (2006).

Ключевые слова: вторая мировая война, автобиография, постмодернизм, образ солдата..

В традиционной школьной программе под редакцией В.Я.Коровина в 9 классе по теме Великой Отечественной войны рассматриваются следующие произведения: А.А. Ахматова «Ветер войны» (Клятва), М.А. Шолохов «Судьба человека», А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом».

В 11 классе данной программы авторы предлагают для изучения следующие произведения: Л.М. Леонов «Русский лес», А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» и «По праву памяти», даются понятия военной прозы: очерк, рассказ, повесть, военной поэзии и драматургии.

Из зарубежной литературы вниманию школьников предлагаются следующие авторы: Т.С. Элиот, Э.М.Ремарк, Э.М.Хемингуэй.

Мы предлагаем расширить данный перечень и включить в школьный курс литературы в старших классах роман Гюнтера Грасса «Луковица памяти» (2006). Для изучения учащимся предлагается три главы из романа: «Его звали Нельзя-нам-этого», «Как я страху учился» и «С гостями за столом». В них непосредственно описывается подготовка к войне, сама война и послевоенная лагерная жизнь. При анализе произведения необходимо обратить внимание на образ немецкого солдата, его отношение к войне, а также изображение русских в этом романе.

Гюнтер Вильгельм Грасс — немецкий писатель, скульптор, художник и график. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года. У себя на родине Г. Грасс был признан классиком задолго до получения им Нобелевской премии.

Г.Грасс был непосредственным участником Второй мировой войны, воевал в танковой части СС. Пережитые события послужили стимулом к осмыслению опыта нацизма, что нашло отражение практически во всех его произведениях.

Глава «Его звали Нельзя-нам-этого» повествует о службе Г.Грасса во вспомогательных частях ПВО. Из глав мы узнаем, что это была обязательная для будущих солдат вермахта трудовая повинность. И хотя эта служба не добровольная, автор с охотой стремится сюда, чтобы спастись от домашней рутины, «социальной западни», а также «проявить бесстрашие перед лицом опасности, топить один неприятельский корабль за другим, подбивать танки или летать в новейших «мессершмиттах», сбивая вражеские бомбардировщики» [1].

На наш взгляд, Г.Грасс схож с бёллевским персонажем из рассказа «Путник, придёшь когда в Спа…» (1950), который также мечтает о подвиге и славе. Ради этого главный герой готов убивать, что соответствует милитаристскому воспитанию гитлерюгенда, которое Г.Грасс впитал с молодых ногтей.

В учебке Г.Грасс вместе со сверстниками познаёт азы военной науки. За полгода зенитная батарея ˂…˃ стала нашим домом», - признаётся автор. Помимо немцев здесь служили также украинские добровольцы, которым «надлежало обслуживать зенитчиков». Речь идёт о бандеровцах, перешедших на сторону вермахта и сражавшихся против своего же народа.

По завершении шестимесячной подготовительной службы зенитчиков призвали к присяге. Перед этим солдатам сообщили о неудачном покушении на Вождя. Г.Грасс вспоминает: «Нас охватил трепет. Нас бросило в жар нечто вроде религиозного порыва». Далее «прозвучали оба гимна. Мы трижды выкрикнули: «Зиг Хайль!» [1]. В нас пылал гнев, или, скорее, нас жгла бессильная ярость по отношению к безымянным предателям». Мы видим, как фанатично предан главный герой фюреру. Именно такие фанатики шли потом на Восток, на оккупированные земли, истребляя и уничтожая мирное население.

Глава «Как я страху учился» повествует о службе Г.Грасса в танковой части СС. Узнав о роде войск, автор не испытал испуг. Он считал «войска СС эдакими элитными подразделениями, которые бросают на наиболее опасные участки фронта». Интересно, что после проигранной войны автор предпочитал умалчивать о своей принадлежности к СС «из растущего стыда». И это неудивительно, так как именно в ведении СС находились концентрационные лагеря и лагеря смерти, в которых погибли миллионы людей. СС были основным организатором террора и уничтожения людей по расовым признакам, политическим убеждениям и государственной принадлежности как в Германии, так и в оккупированных ею странах. СС причастны к множеству военных преступлений и преступлений против человечества. Нюрнбергский трибунал признал всех лиц, которые были официально приняты в члены СС, преступниками.  Лишь под конец жизни в мемуарном романе «Луковица памяти» (2006) Г.Грасс признает себя «частью системы, спланировавшей, организовавшей, осуществившей уничтожение миллионов людей» [1].

Будущие танкисты изучали еженедельные сводки с фронта. В одной из них говорилось о «вторжении русских в Восточную Пруссию». За этим последовали обвинения в «изнасилованиях и убийствах немецких женщин» [1].

Подобные заявления не идут ни в какой сравнение с преступлениями вермахта на советской территории. Очевидец тех лет, фронтовик А.Сурков запечатлел в своём стихотворении кровавое дело нацистских убийц:

Девочку в канаве, на снегу,
Я забыть до смерти не могу.
Этот чистый лоб и ясный взгляд
Жгучим гневом душу пепелят.

Перекошенный страданьем рот
Мне велит скорей итти вперед,
Позабыть про отдых, сна не знать.
Палача кровавого догнать,
Пулей разнести висок и бровь
За ее святую кровь.

[2]

По окончании обучения танкисты попадают на фронт. Здесь автор видит первых мертвецов – своих сверстников, висящих на придорожных деревьях. На каждом из них табличка «Трус, подрывающий боеспособность вооружённых сил» [1]. Это жертвы военно-полевого суда, обвинённые в саботаже.

Первое столкновение с русскими заканчивается гибелью немецкого отряда. Предваряя сражение, писатель живописует картины природы: «Пригревает солнышко. Птичий щебет ˂…˃Кто-то, вряд ли старше меня, играет на губной гармошке». Внезапно на военных обрушивается «сталинский орган». Солдаты «примеряют клиренс», то есть прячутся под танки. «Орган играет минуты три, целую вечность. От страха мочусь в штаны» - вспоминает автор. Подводя итог бою, Г.Грасс признаётся: «уже по ходу первого урока я с лихвой научился страху» [1

Главный герой видит, что реальность не похожа на кадры из пропагандистского киножурнала: офицер СС смешон и уже не похож на героя с картинки ˂…˃ он навсегда развенчал идеал героя, насаждавшийся со школьных времён» [1].

Остатки вермахта продолжают сражаться, однако больше боятся «цепных псов» жандармерии.

Отступая, Г.Грасс встречает старшего ефрейтора, с которым он пробирается к остаткам немецких частей. В дороге они попадают под артобстрел советских войск. «Тридцатьчетвёрки» - восклицают немцы. Получив ранение, главный герой поступает в военный госпиталь, где и узнаёт об окончании войны.

Действие главы «С гостями за столом» разворачивается в лагере для  военнопленных. Автор признаётся, что смерть Вождя не сильно его задела: «Его уход был воспринят как вполне ожидаемое событие». Смерть фюрера «терялась в огромной массе отдельных смертей» [1] . Более того, вспоминая крах Третьего рейха, Г.Грасс пишет: «чувствовалось облегчение, что больше не надо бояться полевой жандармерии» [1] .

Единственное, что терзает сейчас главного героя – это чувство голода. Однако, несмотря на скудное питание «никто из десяти тысяч военнопленных не умер от голода», что не идёт ни в какое сравнение с поставленным на поток геноциде советских солдат в нацистских концлагерях.

В лагере ходят слухи о новой войне с «Иванами» совместно с американцами. Автор не хочет этого. Он описывает себя «повзрослевшим циником, который насмотрелся на изуродованные трупы и повешенных солдат» [1]. Проиграв войну, Г.Грасс лишился всякой веры, «будь то вера в Бога или Вождя».

В американском концлагере Г.Грассу показывают «чёрно-белые фотографии из концлагерей Берген-Бельзен˂…˃ горы трупов, печи крематориев» [1]. Бывший танкист СС видит «голодных, истощённых, превратившихся в ходячие скелеты людей из другого мира». Пленные не верят снимкам, заявляя: «Немцы на такое не способны ˂…˃ Всё это пропаганда» [1].

Лишь спустя год, когда бывший лидер гитлерюгенда признается в «спланированном и реализованном массовом истреблении евреев», главный герой в полной мере осознает весь ужас прошедшей войны и масштаб трагедии.

Однако подобное неведение вызывает недоумение, так как Г.Грасс всё знал о концлагере Штутхоф, куда отправили его сослуживца Нельзя-нам-этого. По радио регулярно выступали Гитлер, Гиммлер, Геббельс и другие высокопоставленные нацисты с речами о превосходстве арийской расы. С трибун напрямую говорилось о безоговорочном уничтожении «неполноценных» народов. Сам Г.Грасс «был любопытным зрителем» еврейских погромов, по его же собственным воспоминаниям.

Историк С.Соловьев так характеризует состояние простых немцев: «Один из выживших узников нацистских лагерей сказал: «Немцы знали достаточно, чтобы не хотеть знать больше» [4].

Интересно изображение русских в этом романе. Анализирую образ советского солдата, И.А. Бондарь констатирует: «Русские солдаты в восприятии создателя «Луковицы памяти» — пьяницы, расстреливавшие без суда и следствия каждого, кто носил знаки различия войск СС, насиловавшие женщин, грабившие стариков. Разрушенные в результате бомбежек города, страдания мирного населения дают основание писателю утверждать, что «мир — оборотная сторона войны — выявил преступления, которые задним числом заставили считать преступников жертвами» [3]

Однако необходимо чётко разъяснить: фашисты – не «жертвы режима», а  сознательные воины, убийцы. Они идут на Восток ради грабежа и насилия, убеждённые в своей правоте.

Большой вопрос вызывает достоверность описываемых автором событий. Например, Г.Грасс говорит, что не знал заранее о своём направлении в СС. Однако в немецких СМИ появился ряд интервью как с историками, так и с ровесниками писателя, опровергающими воспоминания автора.

Тем самым «Г.Грасс в описании своей непродолжительной службы в войсках СС, претендуя на объективность, на самом деле, излагает лишь свою, во многом удобную для него, точку зрения на события последних лет войны» [3].

Г.Грасс продолжает традиции постмодерна, заключающиеся в растворении автора в тексте, в невозможности выявить писательский комментарий к происходящему.

В завершении мы можем сказать, что творчество Г.Грасса неоднозначно. Перед читателями раскрывается дуга характера главного героя. Романтико-героическое восприятие войны сменяется у писателя отвращением и неизгладимым ужасом от увиденного на фронте. Однако автор допускает смешение акцентов в романе, изображая нацистов жертвами «мстящих иванов». Помимо этого, сам Г.Грасс неоднократно переиначивает факты в угоду собственным интересам. Всё это необходимо донести до учащихся старших классов. Данная работа несёт воспитательно-патриотический характер и направлена на недопущения пересмотра итогов Великой Отечественной войны  

Литература

  1. Грасс Гюнтер.Луковица памяти - royallib.ru, 2006
  2. Сурков Алексей. Строки гнева ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ 30 марта 1943 года, "Красная звезда", СССР
  3. Бондарь И.А. «Луковица памяти» Гюнтера Грасса как эго-текст»//Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2013. - №1 Январь-февраль.- С.116-124
  4. эл.ресурс: https://thequestion.ru/questions/43863/chto-dumali-obychnye-nemcy-chi-doma-byli-ryadom-s-konclageryami. [Дата обращения: 20.02.2018]