Исследовательская работа на тему «Мотив укрытия в пещере уральской несказочной прозе».

Комшилова Анна Александровна

Исследовательская работу на тему «Мотив укрытия в пещере уральской несказочной прозе».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комшилова Анна Александровна

МБОУ СОШ№4 (дошкольные группы)

Исследовательская работа на тему «Мотив укрытия в пещере уральской несказочной прозе».

Выбранная тема – «мотив укрытия в пещере Уральской несказочной прозе» раскрывает один из больших пластов уральского фольклора и знакомит нас с немаловажной его частью. Стоит учесть, что в нашей горной местности чаще всего естественным укрытием является пещера, т.к. они встречаются очень часто и активно фигурируют в сознании людей. Поэтому мы считаем нужным выделить в рамках нашей темы мотив укрытия в пещере.

Актуальность темы обусловлена недостаточным изучением мотива укрытия в пещере и возрастанием интереса к данной теме в последнее время. Посредством сопоставления и анализа текстов несказочной прозы Южного Урала (легенды, предания, былички), мы можем увидеть хронологию развития фольклорных образов и их переходные формы, определить причины трансформации фольклорных образов, а также провести сравнение образов между собой.

С течением времени многие мотивы легенд и преданий бесследно исчезают из памяти хранителей фольклора, так как видоизменяются методы передачи и хранения информации. В последнее время ослабляется функция передачи фольклора «из уст в уста», как это было несколько столетий назад. Это связано с развитием и увеличением влияния новых технологий в быту граждан. Подавляющее большинство людей предпочитает использовать для поиска нужной информации современные технологии, такие как Интернет и электронные базы данных.

В связи с этим возрастает значимость изучения фольклора, так как устное народное творчество подстраивается под изменяющиеся реалии и теряет важные мотивы, сюжеты, образы.

Фольклор выполняет следующие функции:

  1. Познавательная.
  2. Воспитательная.
  3. Историческая.

Как мы видим, эти функции очень близки к целям, которые мы преследуем при обучении детей в школе, а именно – воспитать их, дать им новые знания об окружающем их мире и об истории. Поэтому не менее важно включать фольклор в школьную программу и изучать его на уроках литературы.

        Цель исследования – проанализировать мотив укрытия в пещере в уральской несказочной прозе и интерпретировать тексты легенд и преданий.

        В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучение произведений уральской несказочной прозы;
  2. Анализ легенд и преданий уральской несказочной прозы;
  3. Выявление образов несказочной прозы; связ с укрытием
  4. Сопоставление образов и изучение вариантов их развития;
  5. Разработка методических рекомендаций по изучению несказочной прозы Южного Урала в средней школе.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, приложений и методической части.

В различное время изучением мотива укрытия занимались следующие учёные: Сергей Николаевич Азбелев, Эрна Васильевна Померанцева, Владимир Прокопьевич Аникин, Владимир Яковлевич Пропп. Непосредственно на Урале работу с фольклором проводили Вера Петровна Кругляшова, Александр Иванович Лазарев, Иван Яковлевич Стяжкин, Валентин Владимирович Блажес, Игорь Анатольевич Голованов.

Мотив укрытия в пещере в этих работах изучался фрагментарно, он был частью большого исследования, поэтому мы решили отдельно выделить мотив укрытия в пещере в нашей теме.

В ходе изучения мотива укрытия в пещере, в данной работе был проведён анализ легенд и преданий уральской несказочной прозы.

Мы использовали опубликованные и неопубликованные материалы для своего анализа. Опубликованные материалы представляют собой тексты из сборника Кругляшовой, а так же из фольклорного архива университета. Неопубликованные материалы были собраны нами в ходе изучения темы выпускной квалификационной работы.

Проанализированы были следующие легенды: о Кунгурской, Игнатьевской, Сугомакской, Полюдовой пещерах, о Эве, о богатыре в пещере и о захороненных кладах. Некоторые легенды и предания были записаны в двух и более версиях, так как разные люди рассказывали их по-разному.

В целом проанализировав произведения уральской несказочной прозы, мы разделили мотив укрытия в пещере на следующие субмотивы:

1.        Мотив укрытия в пещере разбойников (богатырей);

2.        Мотив укрытия в пещере святых (старцев);

3.        Мотив укрытия в пещере кладов (сокровищ).

В качестве примера будет приведен анализ цикла преданий об Игнатьевской пещере. Данный цикл приведен в Приложении 1 данной выпускной квалификационной работе на страницах 75-76.

Несмотря на разнообразие версий о личности старца Игнатия, мотив укрытия в пещере во всех вариантах легенды имеет под собой одно основание. В данной легенде образ пещеры выступает в роли места затворничества. Различие вариантов легенды заключается в оценке личности старца. По одной версии, это молодой юноша, ведущий образ жизни затворника из-за несостоявшейся любви и убийства. По другой версии, старец Игнатий это укрывающийся от преследования царь Александр I. Стоит отметить, что эта версия легенды с течением временем неоднократно менялась. В разные времена старец Игнатий ассоциировался с Александром I, Николаем I, а также с одним из братьев царя. Третья версия гласит, что старец Игнатий это старообрядец, укрывающийся от властей. Однако во всех случаях вынужденное заточение в пещере со временем перетекает в добровольное, связывается с религиозными мотивами. Игнатий остается в пещере уже не из страха, а ради молитв, помощи людям и подобной деятельности.

В легендах об укрывающихся в пещерах старцах, образ пещеры, как правило, всегда выступает местом добровольного заточения. Зачастую, пещера символизирует отказ от прежней, мирской жизни. Затворник порывает связь с внешним миром, он почти ни с кем не общается, не интересуется жизнью вне пещеры. Пещера для затворника выступает не в качестве жилища, хотя он и проживает всё время внутри пещеры, а в качестве целого мира, так как он осознанно огораживает себя от окружающей среды до конца жизни. В этом и заключается уникальность легенд и преданий данного типа, так как это единственные мотивы, в которых пещера выступает в качестве модуля «пещера – мир».

Подобную схему пещера-мир мы можем наблюдать также в  преданиях о Кунгурской пещере, где девушка поневоле живет в ней без права выхода, и пещера становится целым миром, в предании о Эве, призраке, который бродит среди закоулков пещеры долгие годы и столетия и знает их наперечет.

Для легенд о кладах характерно другое восприятие. В них пещера становится не миром, а хранилищем. Нередко встречается образ защитника этого клада: либо животное (змеи, совы), либо старик, богатырь.

Интересен образ девушки во всех преданиях; у него, в отличие от образа старца, нет фиксированной роли. Например, девушка в преданиях о Кунгурской пещере несет через заточение наказание за свою гордыню, в преданиях о старце Игнатии и Суготане девушка – жертва, вынужденная терпеть жизнь с нелюбимым человеком. В ряде преданий она фигурирует как невеста или возлюбленная героя, нередко при этом упоминается вскользь. В предании о Эве она опять же выполняет совершенно особую роль: занимает место потустороннего духа-хранителя, обитающего в пещере. Стоит отметить, что в этом тексте ее образ связывается с ролью матери.

В нашей работе мы обосновали актуальность изучения мотива укрытия в пещере в уральской несказочной прозе, выявили проблему уменьшения влияния роли народной памяти, подтвердили гипотезу исследования. Подводя итоги исследования выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что цель достигнута и поставленные задачи решены.

 

Библиографический список

  1. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. – Т. 10. – М.; Л., 1966. – с. 176-195
  2. Ахметшин Б.Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала. Уфа, 1996.
  3. Бирюков В.П. 1812 год в фольклоре // Во славу Отчизны. – Челябинск, 1943. – с.76-81
  4. Бирюков В.П. Фольклор Урала. Вып.1. Исторические сказы и песни. – Челябинск, 1949. – 95с.
  5. Блинова Е.М. Тайные сказы рабочих Урала. – М.: Сов. писатель, 1941. – 171с.
  6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. –Л.: Гослитиздат, 1940. -364 с.
  7. Голованов И.А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX-XXI вв.) [Текст]: монография/И.А. Голованов. – Челябинск: Энциклопедия, 2009. – 251 с
  8. Голованов И.А. Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала (XX век). дис. … канд. филол. наук // И.А. Голованов. – Челябинск, 1998. – с. 182
  9. Голованов И.А. Проблема жанровой дифференциации несказочной прозы: коммуникативный аспект / И.А. Голованов // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Вып. 27. – 2008. - №36 (137).
  10. Зиновьев В. П. Быличка как жанр фольклора и её современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. — Новосибирск, 1987.