САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ

Мария Александровна Перловская

 

     Самостоятельная работа учащихся при овладении иностранным языком становится на современном этапе развития образования неотъемлемым компонентом учебного процесса.  Связано это с тем, что в настоящее время в неязыковых вузах половина времени отводится на самостоятельную работу студентов. Присоединение России к Болонскому процессу и переход к инновационным образовательным техноло­гиям - все это ориентирует на развитие способности обучающихся к самообразованию, самостоятельная работа  приобретает особое значение.

В данной статье рассматриваются принципы организации СРС, виды самостоятельной работы и требования к выполнению самостоятельной работы при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ

Перловская М.А., пр. каф. ТиМПО

Кузбасский государственный технический университет

имени Т.Ф. Горбачева

Г. Кемерово

Образование является основополагающим компонентом в системе любого современного государства. Это сложный и многогранный процесс, который постоянно претерпевает изменения различного рода.  

Научно-технический прогресс в начале ХХI века значительно отразился на системе образования, и связано это в первую очередь с ее гуманизацией.   На смену физическим способностям человека,  на первый план вышли такие качества человека  как интеллектуальность, самостоятельность в принятии решений, ответственность.

Модернизация образования в России, вхождение в 2003 году Российской Федерации в Болонский процесс, предполагает оптимизацию учебного процесса в системе высшего профессионального образования. Новые законы об образовании и пути их реализация влекут за собой введение уровневой системы высшего образования, внедрение новых федеральных государственных стандартов, применение инновационных образовательных технологий, как следствие – реорганизацию всего  учебного процесса, обеспечивающего сокращение аудиторных часов и увеличение доли самостоятельной работы до половины учебного времени.

В связи с этим основной задачей российских вузов является - подготовка компетентного специалиста, а основной задачей преподавания – не изложение готовых знаний, а организация активной самостоятельной деятельности студентов. Студент, тем самым, из привычного объекта образовательного процесса превращается  в субъект деятельности.

Подготовка дипломированного специалиста не представляется сегодня возможной, в том числе и без языковой подготовки. Престижность изучения иностранных языков в настоящее время можно объяснить интенсивным развитием международного сотрудничества России  с другими странами, что влечет за собой смену  требований, предъявляемых к выпускнику, а именно практическое владение иностранным языком в профессиональной деятельности.

Самостоятельную работу можно определить, как  самостоятельную деятельность обучающихся, которая организована преподавателем, но не требует его непосредственного участия, может быть управляемой преподавателем при помощи специальных учебных материалов; предусмотрена рабочей программой, учебным пособием или самим преподавателем в ходе курса обучения.

Общедидактические принципы  представляют собой основу  процесса организации самостоятельной работы. Принцип научности, бесспорно, является главенствующим, подразумевает необходимость ознакомления обучающегося с новейшими научными достижениями (подразумеваются навыки работы с разнообразными документами, словарями, справочной литературой,  средствами ИКТ). Принцип  доступности тесно связан с принципом научности,  так как любой научный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям обучающихся. Реализации этого принципа предполагает анализ и подборку учебного материала с учетом реальных возможностей обучающихся. Принцип системности и систематичности подразумевает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Принцип сознательности и активности способствует более эффективному усвоению языка. Его значимость заключается в том, что обучающиеся как субъект деятельности, активизируется и прибегает к самостоятельности в процессе добывания знаний, при этом осознает свою  личную значимость при овладении приемами работы.

К общеметодическим принципам организации самостоятельной работы следует отнести: принцип профессиональной направленности (предусматривает обучение, при  котором сочетается  развитие личностных качеств, знание культуры страны изучаемого языка, а так же приобретение специальных профессиональных и лингвистических знаний, затем их применение в дальнейшей профессиональной деятельности);  принцип, направленный на развитие автономии обучающегося в учебной деятельности по овладению языком, который изучается на данный момент (преподаватель выполняет роль помощника, обучающийся проявляет больше самостоятельной активности); принцип коммуникативной направленности (определяет подбор ситуаций, которые помогают развивать коммуникативные умения обучающихся).

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа являются основными формам самостоятельной работы  в практике преподавания языка, подразумевают тесную связь между собой и должны непрерывно друг друга дополнять. Стоит отметить, что первичные знания необходимые для самостоятельной работы студенты приобретают на аудиторных занятиях, а ее успех и эффективность будут зависеть  от организации и реализации данного вида деятельности на протяжении всего периода обучения.

Самостоятельная работа студентов представляет особый вид деятельности, в основе успеха которой, лежит  соблюдение следующих условий [6]: мотивированность учебного процесса, конкретная постановка цели и задач, алгоритма выполнения заданий, определения преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков, определения видов консультационной помощи, критериев оценки, видов и форм контроля.

Процесс организации самостоятельной работы, подразумевает соблюдение определенных требований, способных гарантировать ее эффективность [3]: регулярность, системность, тщательный контроль со стороны преподавателя, связь с основным учебным материалом.

Цель самостоятельной  работы - научить студента самостоятельно работать, привить основы самоорганизации и умения непрерывного самообразования.

Неязыковые вузы своей основной целью при обучении иностранному языку считают формирование навыка устной речи и навыка работы с профессионально-ориентированными источниками на изучаемом языке [5].

Главным отличием  иностранного языка от других предметов является то,  что объектом усвоения являются различные виды деятельности - чтение, говорение, слушание, письмо, единицей которых выступает действие [2]. Готовность обучающихся выполнять эти действия, так же является важным компонентом успешного выполнения самостоятельной работы.

 Мотивация играет важнейшую роль в процессе организации самостоятельной работы. С одной стороны это  - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности (требования системы непрерывного образования); с другой стороны - заинтересованности в достижении результата самим обучающимся. Студент должен осознавать цель каждого задания, опираться на свои знания, опыт в изучении дисциплины, а так же уметь пользоваться различными средствами.

Преподаватель в свою очередь, должен уметь правильно организовать самостоятельную работу над языком, как во время занятия, так и во внеурочное время. Определение и осознание целей, четкая постановка задач преподавателем становится необходимым условием для правильного построения самостоятельной работы.

Сотрудничество – новая форма взаимодействия между преподавателем и студентом. При планировании самостоятельной работы преподаватель выполняет вспомогательную роль, приходит на помощь только по просьбе обучаемого, не навязывает своего мнения.

Основная функция преподавателя – помощь студентам в развитии их навыков самостоятельности и овладении языком в целом. Для ее реализации преподаватель должен руководствоваться следующими задачами: изучение студенческого коллектива, индивидуальных особенностей обучающихся; определения порядка всех возможных действий обучаемых с учебным материалом и установление последовательности выполнения этих действий для достижения цели; обучение работе с техническими средствами обучения.

В организации самостоятельной работы немаловажную роль играет методическое обеспечение учащихся необходимыми учебниками и пособиями, основанными на рационально отобранном материале, а также знание самим студентом средств обучения,  умение пользоваться ими.

Методические разработки с указанием источников литературы, методические указания к выполнению практических заданий, а так же к индивидуальным заданиям обеспечивают наиболее высокую эффективность при выполнении самостоятельной работы, при этом выполняют и роль руководства над ней [1]; а также должны способствовать непрерывному развитию познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка.

Таким образом, успех выполнения самостоятельной работы зависит от правильности  ее организации и выполнения всех требований, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя.  

Повышение  уровня эффективности организации самостоятельной работы играет важную роль в процессе обучения иностранному языку, так как сегодня востребованы самостоятельные, инициативные специалисты, обладающие компетентностью в своей предметной области, способные к самосовершенствованию своей личности и самообразовательной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. пед. учеб. заведений. –   М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
  2. Гусарова А.Я. Особенности организации самостоятельной деятельности при обучении иностранному языку. Опыт организации  самостоятельной работы студентов. — Тюмень: Изд-во “Вектор Бук” , 1996. - 114с.
  3. Давыдова Л.В., Зорина Л.И. Формы СРС по иностранному языку на экономическом факультете. Самостоятельная работа студентов как важнейшая часть учебного процесса. – Уфа. Башкирский государственный аграрный институт, 1994. - 174с.
  4. Ломохова С.А. самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе / С.А. Ломохова – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-po-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze/viewer
  5. Можеевская А.Е., Жиргалова Я.А. Самостоятельная работа по иностранному языку студентов неязыковых вузов / А.Е. Можеевская, Я.А. Жиргалова – Режим доступа: https://dspace.susu.ru/bitstream/handle/0001.74/1422/17.pdf
  6. Педагогика и психология высшей школы . Серия «Учебники, учебные пособия» / С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 — 544с.
  7. Пидкасистый П.И., Зазвагинский В.И., Л.И Маленкова. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576с.
  8. Потехина Е.С. Организация самостоятельной работы студентов неязыковых вузов  при изучении иностранного  языка / Е.С. Потехина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-neyazykovyh-vuzov-pri-izuchenii-inostrannogo-yazyka/viewer
  9. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина В.А. – 4-е стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 575с.
  10. Фаритов Т.А Методическое обеспечение самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов как важнейшая часть учебного процесса. – Уфа: Башкирский государственный аграрный институт, 1994. - 174с.
  11. Шингарева М.В Организация самостоятельной работы студентов ВУЗа в условиях реализации ФГОС ВПО / М.В. Шингарева – режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-vuza-v-usloviyah-realizatsii-fgos-vpo/viewer