Анализ художественного текста Л.Н. Толстого «После бала».

Бокша Марина Вячеславовна

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boksha_m.v._analiz_hudozh._teksta.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ художественного текста

Л.Н. Толстого «После бала».

История создания.


Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться.

Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал её в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа.

Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека.

Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах?


Род, жанр, творческий метод.


«После бала» - прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования
находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объему. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы 19 века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.

Рассказ «После бала», как и всё творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.


Тематика.


Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека - общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», – рассказывает герой).

В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.


Идея.


Идея рассказа раскрывается с помощью определённой системы образов и композиции. Основные герой - Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблён рассказчик, - через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич.

Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».

Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
В рассказе JI. H. Толстого всё контрастно, всё показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же - злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

 Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.


Характер конфликта.


Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой - в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчёркивала его аристократическую сущность и вызывала ещё больше восхищения. Отец Вареньки был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты.

Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком.

Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и её отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится всё его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. «Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле», - вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.


Основные герои.


Основные герои рассказа – юноша Иван Васильевич, влюблённый в Вареньку, и отец девушки - полковник Пётр Владиславович.
Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича.

Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.


Сюжет и композиция.


Сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убеждённый, что среда не влияет на образ мыслей человека, а всё дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью.

Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.


Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Вареньки он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец девушки, красивый, статный полковник. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему, ни малейшей поблажки.

Один из солдат «мажет». Полковник бьёт его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пёструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается.

Заметив Ивана Васильевича, полковник делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.
Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает разумно. Однако он не может понять причин, которые заставляли отца Вареньки жестоко бить человека, а, не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идёт на убыль…

Так один случай переменил его жизнь и взгляды.
Весь рассказ - это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа чёткая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.
«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек - Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого - Варенька, её отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдёт речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придаёт событиям особую реалистичность.


Художественное своеобразие.


Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «всё свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.


Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (цветопись). Связано это с тем, белый цвет - олицетворение чистоты, света, радости. Толстой с помощью этого слова подчёркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние рассказчика.

О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.


В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка:
«…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. … это была… жёесткая, нехорошая музыка».


Значение произведения.


Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.