методическая разработка по дисциплине: Русский язык. Тема: Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение

Габова Елена Юрьевна

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.

Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки знаков препинания в нем  позволят в дальнейшем соблюдать нормы лексического произношения, 

развивать пунктуационную зоркость обучающихся.

В методической разработке упражнения подобраны  таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные  знания о сложноподчиненном предложении.

К методической разработке прилагается  дидактический материал разного уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnoe_predlozhenie._slozhnopodchinennoe_predlozhenie.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал

ГБПОУ  «Миасский медицинский колледж»

                                                                                                                                                                                                 

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

 по ОДБ 01. Русский язык

Специальность  Сестринское дело

Тема: «Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение».

.

2018 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК ОД дисциплин

Протокол №__от «___»___2018

Председ. ЦМК_______________

                         Сорокина С.А.

Утверждено

Зам. директора по УВР

_____________/Е.Н. Борисова/

«____»________2018 г.

Автор:    Габова Е. Ю. преподаватель русского языка и литературы

                 1 категории

Рецензент:     Сафиулина В.В. преподаватель русского языка и

                         литературы высшей категории

   

Методическое пояснение

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.    На усвоение данной темы отведено 2 часа согласно КТП.

Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки знаков препинания в нем  позволят в дальнейшем соблюдать нормы лексического произношения, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.

В методической разработке упражнения подобраны  таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные  знания о сложноподчиненном предложении.

К методической разработке прилагается  дидактический материал разного уровня сложности.

Цель занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации

Учебная (дидактическая) цель:

1- уровень усвоения

- сообщение актуальности темы

- продолжение формирования понятия сложноподчиненного предложения,  его роли в  тексте

2- уровень усвоения

-повторение темы «Синтаксис»

-повторение и закрепление правил постановки знаков препинания в сложном предложении.

-повторение НЕ с глаголами

Развивающая цель:

-продолжение формирования умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык

-продолжение формирования умения использовать сложное предложение  в речи

-развитие умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы

Воспитательная цель:  

-способствование воспитанию внимательности, аккуратности в своей работе

-способствование формированию положительного отношения к изучению русского языка

-стремление воспитать орфографическую и пунктуационную  зоркость

Методическая цель урока: формирование общих компетенций через развитие грамотности на занятиях русского языка

 Тип занятия:  теоретическое занятие   

  Место проведения: кабинет № 415

  Количество часов: 2 часа

Методы (М), методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации.

1 уровень-объяснительно-иллюстративный

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация таблиц, записей на доске

2,3 уровень- репродуктивный

Фронтальный опрос, практические задания и упражнения

3 уровень-частично-поисковый

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

школьный курс русского языка

-

Сложноподчиненное предложение

Сопутствующие

ОДБ 02 Литература

ОДБ 03 Английский язык

-

все темы

«Вводно-коррективный курс»

«Сложное предложение»

Последующие

ОП 05 Гигиена и экология человека

-

«Профессиональные вредности»,    «Здоровый образ жизни»

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

-

«Правила орфографического написания»

Последующие

-

«Правила постановки знаков препинания в сложном предложении»

«Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами»

         

 Требования к подготовке обучающихся

Обучающийся должен знать:

-о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий «речевая ситуация», «литературный язык», «языковая

норма», «культура речи»;

-основные единицы и уровни языка, их признаки

Обучающийся должен уметь:

-выполнять упражнения по орфоэпии, лексике, грамматике, орфографии и

пунктуации согласно нормам современного русского литературного языка;

-строить свою речь в соответствии с нормами речевого поведения

Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый  интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя;

- Карточки, раздаточный материал.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Продолжить   работу над созданием словаря медицинских терминов

1

занести в тетрадь 10 терминов на тему «Медицинские манипуляции»

уметь ориентироваться в речевой ситуации, связанной с профессиональной деятельностью

Литература

Основная:

  1.  Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова.-Изд.11-е.-Ростов н/Д:Феникс, 2015.-380 (1) с.-(среднее профессиональное образование).
  2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов 2-е изд., стер..:Высш. Школа, 2012г.

Дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д.:Феникс, 2014г.
  2. Греков В.Ф. Русский язык 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд.-М.:просвещение,2011.
  3. Медицинский портал. Великие врачи.httr//www.medik-portal.ru/velikievrachi

Структура занятия 90 мин

Организационный момент:      2 мин

Цели и план занятия:                3 мин

Проверка знаний                      15 мин

Изложение нового материала  35 мин

Закрепление материала            25 мин

Итоги. Задание на дом             10 мин

Хронологическая карта занятия 90 минут

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация ОК

Приложение

Действия преподавателя

Действия обучающихся

  1. Организационный  момент

2 мин.

Взаимное приветствие преподавателя  и студентов. Проверка подготовленности студентов к уроку; Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие учебных принадлежностей.

Организация внимания и внутренней готовности.

Создает деловую,  дружескую атмосферу общения.

Приветствуют преподавателя. Староста называет фамилии отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту.

Установка на работу

Словесные

   ОК 12

  1. Цели и план занятия

3 мин.

Сообщает цели, ход занятия.

Мотивация: см. этап 3.

Слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Организация обратной связи, настрой на работу на занятии.

Словесные: беседа

ОК 1,

ОК 6

  1. Проверка знаний обучающихся

15 мин.

Пунктуационный диктант Цель:

 проверка знаний по теме «Предложение». В процессе проверки  преподаватель выставляет  оценки и делает вывод - как усвоен материал прошлого урока.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя  

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать.

Способствование развитию мышления.

Письменная работа.

ОК 2

ОК1

ОК 10

Приложение 1

Приложение 4

  1. Изложение нового материала- 35 мин.

Знакомство с новым материалом проводится с помощью изучения раздаточного материала по теме Преподаватель реализует принцип обратной связи с обучающимися, актуализирует их знания, полученные ранее Раскрывает некоторые вопросы темы, с использованием рассуждений обучающихся.

Проводит синтаксический эксперимент

Отвечают на проблемные вопросы преподавателя,  выполняют упражнения письменно, читают информацию, делают выводы.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: лекция с элементами беседы.

ОК 1;

ОК 2;

ОК6

ОК 12.

Приложение

2,3,5,6

  1. Закрепление.

-25 мин

Задает вопросы на закрепление материала

Организует групповую работу студентов по анализу изученного.

Отвечают на поставленные вопросы, отдельные обучающиеся работают у доски.

Выполняют упражнения  с комментариями

Проверка усвоения материала

Беседа.

ОК 2

ОК 10

Приложение

8,9,7

  1. Домашнее задание.

Рефлексия

10 мин.

Преподаватель возвращается к теме урока  и целевой установке.

Совместно со студентами проверяет, все ли поставленные цели достигнуты.

Оценивает работу студентов на уроке, выделив наиболее активных.  Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Дает под запись домашнее задание – стр. 331,зад. 197 по учебнику Л. А. Введенской.

Преподаватель благодарит группу за урок.

Дают разъяснения поставленным в начале урока целям.

Делают самоанализ изучения темы.

ОК10      ОК12

Приложение 1

Пунктуационный диктант

Запишите предложения, поставьте в нем недостающие знаки препинания, объясните.

Костер горел ярко и безликие тени дрожали вокруг него изумленно наблюдая веселую игру огня. (М. Горький)

То ли заря легла на ели то ли взлетели снегири.(Озеров)

Еще земли печален вид а воздух уж весною дышит.

Самопроверка

К какому типу принадлежат эти предложения? Докажите.

Приложение 2

Опорный конспект « Члены предложения»

Члены предложения. Что обозначает. Вопросы.

Подлежащее . Предмет. Кто? Что?

Сказуемое. Действие предмета. Что делает? Каково он? Что он? Кто он?

Дополнение. Предмет. Вопросы косвенных падежей.

Определение. Признаки предмета. Какой? Чей?

Обстоятельство. Место временя, способ действия, условие, причину, сравнение, следствие.

Опорный конспект «Виды придаточных предложений по значению»

Виды придаточных. Вопросы. Союзы. Союзные слова.

Определительные. Какой?  Какой, который, где, что, куда.

Изъяснительные. Косвенных падежей. Что, чтобы, как, будто, ли. Кто, что, где, чей, когда.

Обстоятельственные. Образ действия. Как? Каким образом? Что, как, словно, точно, будто. Как, насколько, сколько.

 

Места. Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда.

Времени. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Условия. При каком условии? Если, когда, раз, как скоро.

Причины. Почему? Отчего, Из-за чего? По какой причине? Потому что, оттого что, из-за того что, ибо, так как.

Цели. Зачем? Для чего? С какой целью? Чтобы, для того чтобы.

Сравнения. Как7 Как, будто, словно, чем, точно.

Уступки. Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя, пусть, несмотря на то что.

Следствия. Что из этого следует? Так что.

Приложение 3

Текст + тест

Прочитайте текст и выполните задания.

С.Есенин.

О себе.

(1) Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, рязанского уезда, Кузьминской волости, с селе Константинове.

(2) С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей…(3) Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. (4) Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь и сразу пустили голоп. (5) Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. (6) Потом меня учили плавать. (7) Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду… (8) После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. (9) Очень хорошо лазил по деревьям. (10) Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном… (11) По субботам меня мыли и гарным маслом гофрили голову, потому что ни одни гребень не брал кудрявые волос.

(12)Так протекало мое детство. (13) Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя… (14) К  счастью этого не случилось.

(15) Стихи я начал писать панно, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. (16) Восемнадцать лет я был удивлен, что стихи мои печатают, и поехал в Петербург.  (17)  Первый , кого я увидел, был Блок… (18) Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.

(19) В эти же годы я поступил в университет Шанявского, где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню.

(20) В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. (21) В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину…

Определите тему и основную мысль текста.

Определите стиль и тип речи текста.

 Выпишите номера СПП, определите их вид.

№ 2-определительное

№5-изъяснительное

№11-причины

№13-времени

№16-изъяснительное

№17-определительное

№18-времени и причины

№19-определительное

Укажите номера тех СПП, в которых место придаточного нельзя изменить. (2,5,11,16,17,19)

Укажите номера тех СПП, придаточная часть которых присоединяется к главной при помощи союзных слов. (2,17,19)

 

Приложение 4

Фронтальный опрос (Понятие о сложноподчинённых предложениях)
               -  В каком разделе языкознания изучается предложение?

               -  На какие группы делятся все предложения?

               -  В чём отличие простого предложения от сложного?

               -  Какие виды сложных предложений?

               -  В чём отличие союзных предложений от бессоюзных?

               -  Какие средства связи между частями предложения?

Приложение 5

Синтаксический эксперимент.

-Попробуйте провести эксперимент: как стихотворение звучало бы без придаточных предложений места? Прочитайте.

                                            (…везде припоминаю

                                                    Мои душистые леса.

                                              ....так нежно снятся сердцу

                                                  Мои родные васильки

- - Что изменилось?

                   (Без придаточных предложений места главная мысль стихотворения не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно).

- - Конструкция предложения здесь играет важную роль: придаточное место внесено в начало, что усиливает звучание главного предложения. Попробуем поменять местами главное и придаточное.

Прочитайте. Что изменилось?

                        (Эмоциональное напряжение пропадает. Усилительная частица НИ создаёт оттенок обобщения: где бы ни… - -значит, везде поэт вспоминает Родину, значит, нет такого места на земле, которое могло бы его заставить забыть о ней).

Приложение 6

                        Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

                        И дым Отечества нам сладок и приятен.

А.С. Грибоедов

Когда ты находишься в другой стране или в другой местности долгое время, то начинаешь скучать по родным просторам, по знакомым улицам, по дому. И ты понимаешь, как всё это тебе дорого. Ведь никакие красивые города мира или экзотические страны не заменят твоей родины. А когда вспоминаешь родные просторы, невольно грустишь по этим местам. И сразу хочется вернуться обратно. А когда возвращаешься домой, понимаешь, как же хорошо дома. Как радостно увидеть знакомые места, пройтись по своей улице, подышать родным воздухом и полюбоваться красотами природы. Здесь всё такое привычное, уютное, родное, милое душе.

Приложение 7

   - - Прочитайте текст. Письменно выполните предложенные задания.

1 текст (разговорный стиль)

 

     На лугу кто(то) надрывно кричал буд(то) ра_дирали на части туго натянутую материю.

- Кто это? – спросил я.

- Коростель, его ещё дергач_м зовут, - ответил Пётр Иванович…

- А какой же он с виду? – спросил я.

- Да так, рыженький, бе_хвостый. Ноги дли_ые. На ц_пленка похож(?) когда тот из пуха в перо выход_т…

(Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Задания:

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните орфограммы.

2)Что из себя представляет текст?

                             (диалог)

3) Определите тип и стиль речи

                   (описание предмета (птицы)

                    Стиль – разговорный)

4) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

                   (эпитеты – рыженький, белохвостый

                    Сравнение – на цыплёнка похож

                    Метафора – из пуха в перо выходит)

 5) Найдите СПП, подчеркните грамматические основы , определите вид придаточного, постройте схемы.

                    (На лугу кто-то кричал, будто  раздирали на части туго натянутую материю. СПП с придаточным сравнением. [     ] , (     ).

                     На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит…

СПП с придаточным времени. [     ] , (     ) .

(всего на уроке используется 5 текстов разных стилей)

Приложение 8

Установите соответствие

Придаточное поясняет имя существительное или местоимение главной части. (Б)

Придаточное поясняет сказуемое главной части. (Г)

Придаточное обозначает место, время, цель, причину, образ действия, условие и т.д. (А)

К придаточному нельзя поставить вопрос. (В)

Придаточное присоединяется к главной части только при помощи союзных слов. (Б)

Передаётся косвенная речь. (Г)

Придаточное содержит дополнительное, добавочное сообщение по содержанию главной части. (В)

Придаточное всегда стоит после определяемого слова. (Б)

Без этих придаточных предложения были бы неполными. (Г)

                        А) Придаточное обстоятельственное

                        Б) Придаточное определительное

                        В) Придаточное присоединительное

                        Г) Придаточное изъяснительное

Приложение 9

Проведение блиц – опроса.

Дайте определение  предложению.

Что такое простое предложение?

Что называется сложным предложением?

Назовите типы сложных предложений?

Дайте характеристику каждому типу сложного предложения.

В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?

Каждый ответ подтвердить примером.