Методическое обоснование урока

Саая Алдын-Чечек Томур-ооловна

Научно – методическое обоснование урока по английскому языку в 6«а» классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_obos.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт филологии и массовых коммуникаций

Кафедра английского языка и лингводидактики

Научно – методическое обоснование урока по английскому языку в 6«а» классе

Лингвистической гимназии №3 г. Улан – Удэ

Тема: «Endangered species»

Выполнила: Саая А-Ч. Т.. гр. 18241

Проверила: Федотова Наталья Александровна

Улан-Удэ

2018

УМК «Starlight 6» Student's Book (Баранова, Дули) 6 класс

Module 5e

Тема урока: Endangered species

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Практические

Основная задача: развитие умения частично-подготовленной развернутой монологической речи до уровня СФЕ по теме «Endangered species» на основе текста для чтения

Сопутствующая задача: развивать умение чтения с полным пониманием текста; введение и отработка новой лексики по теме животные.

Образовательные: систематизировать знания учащихся об исчезающих видах животных.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления.

Воспитательные: воспитание чувства взаимопомощи и поддержки через работу в парах, воспитание любви к животным и к окружающей среде.

Оснащение урока: доска, аудиозапись, student`s book, workbook, проектор, презентация.

Ход урока:

I. Вводный этап (7 мин.)

1.1. Организационный момент

Т: Hello, boys and girls!

S: Hello, teacher!

T: Sit down, please. I`m very glad to see you!

S: ученики отвечают

T: How are you?

S: (ученики отвечают и задают тот же вопрос у учителя)

Т: I`m fine, thank you. What was your homework?

S: ученики отвечают

T: учитель проверяет домашнее задание и выставляет оценки за выполненную работу

1.2 Установка

Today we are going to talk about endangered animals.

1.3. Фон. Зарядка

A big black bug

Bit a big black bear,

A big black bear

Bit a big black bug.

Bug - жук

Режим работы: T – Cl; P1-P2-P3…

1.4. Речевая зарядка

Have you ever been to the zoo?

What animals did you see there?

What animals did you like? Why?

What animals you didn’t see there?

Do you want to see them? Why?

2. Развитие умения частично-подготовленной монологической речи до уровня СФЕ по теме «Endangered species» на основе текста для чтения.

2.1. Введение в ситуацию, постановка обобщенной КЗ, актуализация знаний учащихся по теме. (3 min.)

Т: Now, we are going to see the ways that animals can be in danger. Open your books on p. 86. And let’s do Ex. 1. Match the sentences to the pictures. I’ll give you 2 minutes.

Т: Time’s up. Let’s check.

Режим работы: St1-St2-St3…..

2.2 Снятие трудности (2 min.)

T: Good! Now you are going to read the text. But before reading look at Check these words, please. There are some unknown words which you probably don’t know.

Species - вид                                                                

Floating - плавающий                                                    

Rainforest – тропический лес                                    

Observation team – наблюдательная команда          

Monitor - наблюдать                          

Porch - крыльцо                            

Hammock - гамак                      

Steep slope – крутой склон                        

Record – записывать

Location – местоположение

Cut down - вырубка    

Farming – сельское хозяйство        

Challenging - трудный

Conservation project – проект по сохр-ю

Lay their eggs – откладывать яйца

Mistake for – ошибочно принимать

Dawn – рассвет

Survey – осмотр

Nest – гнездо

Spectacular – впечатляющий

Patrol - патрулировать

Режим работы: T-Cl

2.3 Установка на чтение, чтение текста (4 min.)

Т: Very good! So read the text and fill in the table. Please read attentively and try to understand every detail and be ready to answer my questions. I’ll give you 5 minutes. (Учитель раздает таблицы)

2.4 Проверка понимания (4 min.)

Т: Time’s up. Let’s check. Where can we find these animals (Pink River Dolphin, Cross River Gorilla, Loggerhead Sea Turtle)?

Why is each species endangered?

What these three people do to protect them?

2.5 Монологическое высказывание на основе прочитанного (7 min.)

T: Now let’s work in groups with 3 people. Imagine that you’re a volunteer who wants to help endangered animals. And now you are at conference, you should make a presentation about one of these endangered animals. Use your tables and tell each other in a few sentences. Is it the task clear?

2.6 Монологическое высказывание на уровне СФЕ (7 min.)

T: You have done good job! Now I want you to answer my questions. I will give you papers. In a few sentences tell the class.

What endangered animals do you know in the

World

Russia

Buryatia?

Why are these animals endangered?

What can we do to protect them?

3. Завершение (5 min.)

3.1 Подведение итогов

T: What new have you learnt today?

- What was interesting for you to do?

- What was difficult?

- Today I’m pleased with your answers…

3.2. Оценка

T: Your marks are…

3.3. Домашнее задание

Your home assignment is to prepare a report about one endangered species in the world, in Russia, in Buryatiya. Find pictures.

Коала, гепард, афр. слон, носорог, панда, рысь, норка, снежный барс, красный волк, даурский еж, кот манул.


Научно-методическое обоснование урока

  1. Тип урока, место урока в серии уроков.

Е. И. Пассов определяет урок иностранного языка как структурную единицу учебно-воспитательного процесса, в ходе которого осуществляется достижение практической, воспитательной и развивающей целей обучения путем системы заранее спланированных коммуникативно-познавательных задач индивидуально-группового характера на основе разнообразных средств и приемов обучения [Пассов, 1988].

В рамках коммуникативного подхода в обучении иностранному языку выделяется три типа урока:

  1. Урок формирования навыков, на котором происходит ознакомление с лексическим/грамматическим материалом и его тренировка на основе условно-речевых упражнений (уровень имитации и подстановки);
  2. Урок совершенствования навыков, на котором речевые навыки совершенствуются посредством условно-речевых упражнений (уровень трансформации, репродукции и комбинирования);
  3. Урок развития умений, на котором речевые умения развиваются за счет выполнения речевых упражнений, использования речевого материала в совершенно новых ситуациях и решения новых речевых задач [Пассов, 1988].

Данный урок является уроком развитие умения частично-подготовленной развернутой монологической речи до уровня СФЕ по теме «Endangered species» на основе текста для чтения;

Как отмечает Пассов Е.И., особенность урока иностранного языка заключается в том, что он не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цикле уроков. Речевая деятельность – это система навыков, и доведение речевого материала до уровня умений требует целого цикла уроков [Пассов, 1988]. Представленный урок был нацелен на развитие умения частично-подготовленной развернутой монологической речи по теме «Endangered species» и на формирование и совершенствование лексических навыков, и использование их на уровне СФЕ.

  1. Цели обучения ИЯ и задачи урока.

И.Л. Бим говорит о цели как о «запускном механизме деятельности», от которого зависит весь успех обучения. При обучении ИЯ можно ставить различные цели, которые предусматривают как различный объем и неодинаковую степень овладения языковым материалом, так и разные уровни сформированности видов речевой деятельности [Бим, 1988].

Как отмечает И.Л. Бим, при обучении ИЯ необходим комплексный подход к реализации целей обучения: практических, воспитательных, развивающих и образовательных [Бим 1981]. Цели системно реализуются в задачах урока.

Ведущей целью обучения ИЯ является практическая - формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, тематическую, социокультурную, учебную и компенсаторную компетенции.

Основной задачей анализируемого урока, способствующей достижению практической цели, развития умения частично-подготовленной развернутой монологической речи до уровня СФЕ по теме «Endangered species» на основе текста для чтения

Сопутствующие задачи – развивать умение чтения с полным пониманием текста; введение и отработка новой лексики по теме животные.

Поставленные задачи были частично выполнены, так как только малая часть учащихся смогли построить развернутый монолог и успешно выступить перед аудиторией.

Образовательная задача, согласно И.Л. Бим, способствует не только общему развитию школьников, но и их профориентации. Чтение, прослушивание текстов на ИЯ расширяет кругозор учащихся, содействует расширению и углубленно знаний других предметов, способствует развитию мировоззрения. На данном уроке ученики систематизируют знания об исчезающих видах животных.

Воспитательная задача урока заключается в воспитании чувства взаимопомощи и поддержки через работу в парах, воспитание любви к животным и к окружающей среде.

Развивающая задача урока ИЯ помогает развитию личности школьников: их жизнью за мышления, оперативной и зрительной памяти, внимания. Работа на представленном уроке организованная в группы, способствует развитию у учащихся умений работы в команде, распределения обязанностей и умений выступать перед аудиторией.

  1. Структура и логика урока (целенаправленность, целостность динамика, связность), продолжительность и соразмерность его этапов.

Так как урок явление многогранное и сложное, то можно выделить несколько его аспектов. Е.И. Пассов выделяет целенаправленность, целостность, динамику и связность.

Целенаправленность - это «соотнесенность всех компонентов урока с ведущей целью, когда все, что делается на уроке так или иначе подчинено этой цели, помогает достичь ее» [Пассов, 1988:51] На представленном уроке основной этап служит достижению одной практической цели развития умения монологической речи до уровня СФЕ на основе текста для чтения. Проводниками данной цели являются речевая зарядка, коммуникативные задачи, к прочитанному тексту.

  • Целостность урока - соразмерность всех компонентов урока, их coподчeненность и упорядоченность. Целостности урока можно добиться лишь тогда, когда структурные единицы урока определены четко [Пассов, 1988].

Анализируемый урок состоит из трех этапов:

I этап - Речевая подготовка, которая в свою очередь имеет следующие подэтапы:

  1. Организационный момент
  2. Фонетическая зарядка
  3. Речевая зарядка

II этап - основная часть, на котором достигается практическая задача, урока.

III этап - завершающий, включает в себя:

  1. Подведение итогов
  2. Выставление оценок и отметок
  3. Сообщение домашнего задания.

Соразмерность этапов является целесообразной, поскольку основному этапу отводится большее количество времени на уроке.

Первому этапу на анализируемом уроке было посвящено 7 минут. На этапе была проведена фонетическая зарядка, которая не только представляла тему урока, но помогла настроить артикуляционный аппарат и совершенствовать интонационный контур. Речевая зарядка, связанная с фонетической, настроила учащихся на дальнейшую работу по данной теме.

Основному этапу на данном уроке было посвящено 27 минут, так как на данном этапе решается задача развивать умения частично – подготовленной развёрнутой монологической речи до уровня СФЕ на основе текста для чтения.

На заключительном этапе урока, которому было уделено 5 минуты подвелись итоги проделанной работы, были выставлены оценки и обобщены отметки ученикам, дано домашнее задание.

Динамика урока зависит от правильной последовательности компонентов и упражнений, которые соответствуют стадиям процесса формирования навыков и развития умений, уровню обучаемых [Пассов, 1988].

Так как целью данного урока является развивать умения частично – подготовленной развёрнутой монологической речи до уровня СФЕ на основе текста для чтения, работа на основном этапе условно разделена на чтение теста и составление монологической речи. Перед чтением текста учитель создает коммуникативную ситуацию, ставит коммуникативную задачу, и снимает трудности. После чтения текста происходит проверка коммуникативной задачи и понимания основного содержания текста. После повторного текста с целью полного и точного понимания информации учитель проверяет понимание прочитанного текста с помощью заполнения таблицы.

Связность урока заключается в единстве и последовательности материала по содержанию [Пассов 1988].

На рассматриваемом уроке связность урока достигается посредством созданной ситуации представьте, что вы волонтер, который хочет помочь вымирающим видам животных, сегодня проходит конференция и вы выступаете с презентацией об одном из трех данных животных в тексте. После ого как они выполнили данное задание, учитель дает новую коммуникативную задачу на составление развернутой монологической речи на основе раннее сделанного упражнения.

  1. Методическое содержание урока (индивидуализация, речевая направленность, сознательность, ситуативность, функциональность, новизна).

С позиций коммуникативности методическое содержание урока иностранного языка определяется пятью основными положениями:

  1. Индивидуализация – учет на уроке индивидуальных возможностей учеников. Е.И. Пассов выделяет три вида индивидуализации: индивидную, субъектную и личностную.

На анализируемом уроке личностная индивидуализация проявляется на таком этапе, как, например, речевая зарядка. Субъектная индивидуализация проявляется на основном этапе урока. Ученик должен знать, как выполняется то или иное задание, уметь eго выполнять, а не только быть достаточно мотивированным высказаться/прочесть/прослушать что-либо. В свою очередь, учителю необходимо задать вербальную модель приема учебной деятельности, т.е словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное задание.

Личностная индивидуализация принимается во внимание при разделении класса на речевые группы, учитывается шесть свойств личности ученика: мировоззрение, жизненный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, статус личности в коллективе.

  1. По Е.И. Пассову, речевая направленность означает, прежде всего, практическую ориентацию урока [Пассов, 1988]. На данном уроке речевая направленность обусловлена речевым характером урока в целом: его замысла, его организации, структуры и исполнения (поведение учеников и учителя). Более того, средством совершенствования навыков устной речи служит постоянная речевая практика учащихся, все выполняемые на уроке упражнения носят речевой характер, работа на уроке соотносится с практической целью урока, речевые действия учащихся мотивированы несут определенную коммуникативную ценность.
  2. Под ситуацией Пассов Е.И. понимает систему взаимоотношений собеседников стимул к говорению [Пассов, 1988]. Созданная на рассматриваемом уроке игровая ситуация «Представьте, что вы волонтер» не только была связана с текстом, но и к тому ученики узнали, что на самом деле есть вымирающие виды животных и их надо защитить.
  3. Функциональность, согласно Е.И. Пассову, предполагает выдвижение на первый план функции речевой единицы, на которую направлено все внимание учащегося. Форма же усваивается непроизвольно [Пассов, 1988]. На данном уроке функциональность реализуется через коммуникативные задачи к упражнениям.
  4. При обучении говорению новизна предполагает эвристичность речевых задач (функций), эвристичность предмета общения, содержания общения, формы высказывания и эвристичность речевого партнера. На рассматриваемом уроке эвристичность достигается посредством постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента: речевой задачи, собеседника, числа собеседников, предмета обсуждения.
  5. Сознательность проявляется в активном, осмысленном восприятии изучаемого материала, его осознанной тренировке и творческом применении [Пассoв, 1988]. На данном уроке сознательность заключалась при решении коммуникативных задач, от учащихся требовалось полное осмысление материала и осознанный ответ.

Для того, чтобы ученик мог произвести речевое действие, у негo должен возникнуть мотив, что происходит под воздействием поставленной коммуникативной задачи (КЗ) Бим, 1988].

Существует 4 типа коммуникативно – познавательных задач, каждая из которых, по мнению И.Л. Бим, выполняет определенную функцию:

  1. Информационно – познавательные
  2. Ценностно – ориентационные
  3. Регулятивные
  4. Конвенциональные.
  1. Формы организации деятельности учащихся, использованные на уроке.

Выделяют четыре формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

На анализируемом уроке были использованы фронтальная работы.

Фронтальная форма работы обеспечивает возможность непосредственного управления деятельностью класса, возможность наблюдать и оценивать общий настрой, учащиеся объединены единой задачей, они имеют возможность проявить себя. Более того, учащиеся внимательно слушают учителя, ответы других учеников [Пассов, 1988].

На рассматриваемом уроке данная форма работы использовалась на таких этапах, как фонетическая и речевая зарядка, проверка понимания прочитанного текста.

  1. Мотивирование учебной деятельности школьников.

Мотивация-побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [БЭС].

Существуют внешние и внутренние мотивы. Внешняя мотивация вызывается внешними факторами: другими людьми или определенными событиями. Этот вид мотивации вызывается быстрее, но, как правило, быстро проходит после исчезновения или ослабления фактора, который ее вызвал. Внутренняя мотивация это мотивация которая возникает в человеке под воздействием собственных мыслей, раздумий, стремлений потребностей, подкрепленных эмоциональными переживаниями, в результате которых появляется осознанная внутренняя необходимость совершения определенных действий и достижения конкретных результатов. Данный вид мотивации сопровождается позитивными мыслями, но ее труднее вызвать, а еще труднее поддерживать длительное время. К внешним относятся учебно-познавательный и социальный, к внутренним мотивам относятся. коммуникативный, лингвoпознавательный, инструментальный [Зимняя, 2007].

На данном уроке предпочтение отдавалось внутренней мотивации. За счет интересного тематического содержания урока, коммуникативных задач, ситуаций общения, формы работы поддерживалась познавательная потребность учеников.

  1. Виды и формы контроля знаний, речевых навыков и умений, используемые на уроке

Контроль-это деятельность учителя по получению информации об уровне знаний, умений и навыков учащихся, об уровне сформированности их психических качеств и о развитии личностных качеств [И.Л.Бим, 1988].

Рогова Г.В. выделяет следующие виды контроля: текущий/итоговый, скрытый/открытый, устный/письменный [Рогова, 1988].

На анализируемом уроке был использован скрытый текущий контроль деятельности учащихся, который соответствовал следующим требованиям, предъявляемым к контролю: 1) направленность на управление процессом учения; 2) соблюдения принципа системности и последовательности; 3) объективность, экономичность; 4) открытость для учителя и закрытость для учащихся.

  1. Целесообразность, эффективность и речевая направленность домашнего задания.

Домашнее задание является важным звеном при обучении иностранному языку. Оно не только способствует закреплению пройденного на уроке материала, но и подготавливает учеников к следующему уроку.

В качестве домашнего задания на рассматриваемом уроке учащимся было предложено написать сообщение об исчезающих видах животных мира, России и Бурятии.

Список использованной литературы

  1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов-М.: Просвещение. 1988.-256с.
  2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд; дораб.-М.: Просвещение, 1988.-223с.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению -2-е изд.-М.: Просвещение, 1991-223с.
  4. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.-224с.
  5. Языкова Н.В. Иностранные языки: Теория и методика обучения: учеб. пособие Улан-Удэ: Издательство Бурятского Государственного Университета, 2007.-Ч.2. 246с.