Предикативная модальность

Корчагина Анастасия Юрьевна

Изучение способов выражения предикативной модальности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_predikativnaya_modalnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 811.162.1

ПРЕДИКАТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ А.Г. АЛЕКСИНА)

А.Ю. Корчагина

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны

В статье раскрываются некоторые особенности функицонирования предикативной модальности в прозе А.Г. Алексина. Предикативная модальность выраена рядом модификаторов, которые наиболее часто используются автором. Таким модификатором, в частности, выступает категория наклонения глагола.

Ключевые слова: модальность, предикативность, категория наклонения, предикат.

PREDICATIVE MODALITY AS A MEANS OF EXPRESSION OF INDIVIDUAL VALUES (BASED ON THE PROSE OF A. G. ALEKSINA)

  1. Yu. Korchagina

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny

The article reveals some peculiarities of the functionalization of predicative modality in A. G. Aleksin's prose. Predicative modality is shaped by a number of modifiers that are most often used by the author. This modifier, in particular, is the category of inclination of the verb.

Keywords: modality, predicatively, the category of declension, predicate.

Как известно, понятие модальности пришло в лингвистику из логики. Модальность в логике трактуется как необходимая характеристика и свойство суждения, так как определяет содержание суждения в плане характера отношений между предметом и признаком, степени связи субъекта суждения с его предикатом  [3, с 359]. В современной лингвистике  нет единого мнения о категории модальности. Некоторые ученые определяют модальность как «явление логико-грамматического уровня» (В. З. Панфилов), другие – как функционально-семантическую категорию (В. Н. Ярцева). Сегодня в лингвистике можно выделить два основных понятия о категории модальности:

- модальность есть языковая категория (В. В. Виноградов, Г. А. Золотова);

- модальность есть понятийная категория (Г. В. Колшанский, И. Б. Хлебникова). Некоторые учёные противопоставляют модальность субъективную и объективную (В. В. Виноградов, В. З. Панфилов), другие признают одновременное действие в категории модальности объективных и субъективных факторов, третьи полагают, что само деление на субъективную и объективную модальности не является оправданным. На основе исследований В. В. Виноградова, А. М. Пешковского, В. З. Панфилова и других можно сделать вывод о том, что модальность – это комплекс значений, который вбирает в себя и объективную, и субъективную модальности.

В исследованиях Г. А. Золотовой различаются «внешнесинтаксические» и «внутрисинтаксические» модальные отношения.  Первые включают в себя объективную и субъективную модальность, вторые – модальность предиката. Эта модальность отражает отношения предикативного признака и его субъекта. Такая модальность также называется предикативной модальностью.

Вслед за В. В. Виноградовым и А. В. Бондарко мы можем считать, что в любом предложении присутствует модальность и объективная, и субъективная, которая выражается комплексом различных лексических и грамматических средств.

Предикативная модальность – модальность предложения, главным грамматическим средством выражения которой является категория наклонения: изъявительного, с одной стороны, условно-желательного и побудительного – с другой (Г. А. Золотова). Главным средством выражения предикативной модальности является категория наклонения. Но также модальность выражается и предикатами, которые обладают различными значениями.

На основе анализа произведений А. Г. Алексина нами было выявлено, что значения модальных отношений выражаются большим объёмом частных значений. Значения трудности, невозможности, долженствования, возможности, необходимости, отношения говорящего к содержанию высказывания, неуверенности и др. выражаются с помощью глагола мочь, предикатов надо, необходимо, разве, жаль, можно, усиленно, нельзя, неужели, некогда, краткими прилагательными и причастиями должен, обязан и т. д.

В текстах А. Алексина различные модальные значения выражаются с помощью предикатов надо, необходимо, можно, нельзя. Чаще всего это значение «иметь или не иметь необходимость для выполнения действия»:

 – Заботой, Санечка, можно осчастливить человека, а можно обидеть, - сказала мама, когда мы с ней оказались вдвоем. – Громкое самопожертвование – не добро, а реклама добра! («Домашний совет»).

В этом примере мать пытается объяснить Санечке, что никогда не стоит хвалиться или гордиться тем хорошим, что ты сделал для другого. Это нужно просто делать, тихо, не прося что-либо взамен.

Характер необходимости, острой нужды передается с помощью наречий надо, необходимо. В таких высказываниях чаще всего прослеживается повеление совершения действия: Чтобы заслужить его хорошее отношение, надо было поспешно стать двоечником, приобрести отталкивающую внешность и жить в тяжелых домашних условиях («Домашний совет»).

Очень часто в выражениях с модификатором надо содержится указание на правильное совершение того или иного действия. Так, в «Домашнем совете» Алексин употребляет это выражение для характеристики Саввы Георгиевича, указывая на силу его личности, на его превосходство: Савва Георгиевич жил в нашем подъезде, на четвертом этаже. Мне было жаль его, всеми почитаемого и обожаемого, потому что за полгода до юбилея, прямо в лифте, умерла от инфаркта его жена. С тех пор Савва Георгиевич в лифте не ездил, а, громко дыша, поднимался домой пешком. Говорил, что так именно надо тренировать сердце («Домашний совет»).

Предикат надо может использоваться и с отрицательными частицами, чтобы добавить в контекст оттенок запрета:

– О возрасте не надо помнить, но и не следует забывать, – со вздохом констатировал у нас дома Савва Георгиевич, стараясь доискаться до причин того, почему его жена умерла в лифте, стоя, с сумками в обеих руках («Домашний совет»).

Оттенок невозможности передается модальными наречиями невозможно, нельзя, которые отрицают саму возможность выполнения действия. Значение предиката невозможно – «не иметь возможности для выполнения действия» отражено в примере:

 – Я имею дело с природой. Можно сказать, защищаю ее! – сказала мама, – И у себя дома тоже хочу выступить на защиту ее законов. Пойми, их нельзя попирать («Раздел имущества»).

В этом примере наречие нельзя придаёт предложению оттенок запрета. Во втором примере девочка Вера, защищая бабушку, использует это наречие, чтобы доказать матери свою правоту, указать на её ошибку:

– Эти законы нельзя менять в зависимости от выгоды, – ответила я. – Ты же сама первая…сказала про «второе рождение». Когда тебе было нужно. Вспомни! («Раздел имущества»). 

Девочка, перенёсшая болезнь, старалась защитить бабушку от нападок матери. Та же не терпела того, что именно бабушка способствовала выздоровлению Верочки, и всеми силами пыталась занять единолично место в сердце дочери, забывая о том, как бабушка помогла им.

Таким образом, с помощью предикатов надо, необходимо, можно, нельзя в прозе А. Г. Алексина выражаются различные значения. С помощью предиката надо выражаются значения необходимости выполнения действия, острой нужды, указание на правильность совершения действия. С отрицательными частицами имеет значение запрета на совершение какого-либо действия. С помощью наречий невозможно, нельзя передается значение невозможности выполнения действия.

Также предикативная модальность может выражаться с помощью кратких прилагательных. Одним из наиболее употребляемых в прозе А. Г. Алексина является прилагательное должен. Оно указывает на оттенок долженствования в предложении: Мамина мама постоянно внушала по телефону, что я должна обладать всеми качествами, необходимыми «гармонично развитому человеку» («Раздел имущества»).

Предикат  должен употребляется в значении нежелательного действия: Люди не должны жить минувшим горем,  – думала я. – Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить! («Раздел имущества») В следующем примере предикат должен также используется с оттенком нежелательности: О том, что я не должна расходовать свои нервы, что человека, перенесшего родовую травму, травмировать больше нельзя, у нас в доме знали все («Раздел имущества»). Предикат согласен имеет значение «согласие с каким-либо условием или действием: Ирина задавала этот вопрос, надеясь, что получит положительный ответ: Зная, что я вступлюсь за Владика, она прищурила свои зеленые глаза, будто угрожая закрыть для меня какую-то дорогу. «Ты согласен?» - часто спрашивала она у тех, чье согласие было ей обеспечено («Домашний совет»).

Предикат  готов в тексте используется со значением «быть готовым совершить что-либо»: Мама вновь обратилась к отцу:  

– Ты готов?

 – Пока нет.

 – А когда же?

 – Потом («Домашний совет»).

В произведениях А. Г. Алексина ярко выражен модальный фон. С его помощью автор может общаться с читателем, может передать ему свое мнение, отношение к событиям, описанным в произведении.

Список литературы

1. Алексин, А. Г. Повести разных лет / А. Г. Алексин. – М.: Современник, 1984. – 528 с.

2. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1986. – 639 с.

3. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – М.: Наука, 1975. – 359 с.